Золото – одно из главных национальных богатств Колумбии, важнейшая составляющая ее национальной культуры. По добыче этого металла страна является неоспоримым лидером в Южной Америке. Колумбия — это та самая страна, откуда пошла легенда об Эльдорадо. Самый главный и самый знаменитый музей в колумбийской столице, конечно же, Мусео-дель-Оро.

Музей Золота в Боготе (исп. Museo del Oro) — самый большой из подобных музеев в мире. «Museo del Oro» является одной из основных достопримечательностей Колумбии и национальной гордостью колумбийцев.

Музей Золота в Боготе владеет одной из самых богатых на континенте коллекций ювелирного искусства доколумбовой эпохи. Экспозиция музея включает в себя около 40 тыс. ювелирных изделий из золота, серебра и сплавов драгоценных металлов, а также образцов керамики и текстиля, изготовленных древними мастерами. Все артефакты созданы более 500 лет назад.

Музей разместился в здании Центрального банка Колумбии (исп. Banco de la Republica) в Боготе.

metka-karta

 

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Музей Золота: Как добраться, режим работы

Музей находятся в самом центре колумбийской столицы, в историческом районе Ла-Канделария (исп. La Candelaria). До него удобнее всего доехать на Трансмиленио (исп. TransMilenio) — система скоростного автобусного транспорта, открытая в столице Колумбии в декабре 2000 г). По сути, TransMilenio — это наземное метро. Остановка так и называется – «Museo del Oro».

Музей открыт ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 21:00. В воскресенье — вход для посетителей свободный. Стоимость билета составляет 3000 песо (около 1$).


Исторический экскурс

Конкистадоры, высадившиеся на берег Нового Света в XVI в., поразились, как аборигены свободно обращаются с золотом. Испанские завоеватели пришли к выводу, что индейские земли изобилуют драгоценными металлами. Аборигены же смекнули, что только золотом можно отвлечь внимание конкистадоров от попыток захвата их земель. Индейцы стали создавать легенды о больших залежах сокровищ на территориях, лежащих в глубине материка. Так, в попытках жителей прибрежных регионов избавиться от непрошенных визитеров, возник миф о баснословно богатой земле. Именно с тех пор понятие «Эльдорадо» (исп. El Dorado) стало общемировым символом ненайденных сокровищ и бесследно пропавших поисковых экспедиций.

Полагаясь на полученные от индейцев сведения, испанцы решили, что главные залежи золота находятся в Восточной Кордельере колумбийских Анд. И алчные конкистадоры ринулись осваивать внутренние территории страны.

Не найдя россыпей золота и самоцветов, испанцы принялись нещадно грабить индейцев, опустошать их храмы и святилища. В поисках вожделенных сокровищ изуверы не гнушались и разорением захоронений.

В те времена появилась даже новая «профессия»: Уакерос (от кечуанского «huaca» — «святилище») – кладоискатели, грабившие индейские погребения.

Награбленные золотые изделия переплавлялись. Слитки отправлялись в Испанию, обычно большими караванами из 50-60 кораблей. Каждое судно перевозило на борту до 200 Тн золота. В общей сложности в 1537-1840 гг. из одной только Колумбии было вывезено порядка 1 млн кг. драгоценного металла.




Инициаторы создания Музея золота 

Варварские грабежи и переплавка золотых артефактов доколумбовой эпохи привели к уничтожению значительной части культурного наследия древних народов, населяющих Южную Америку. Колумбия не лишилась полностью всех своих богатств только благодаря усилиям энтузиастов. Среди них особо можно выделить братьев Висенто и Эрнесто Рестрепа Тирадо (исп. Vicento y Ernesto Restrepo Tirado) и французского американиста Поля Риве (фр. Paul Rivet; 1876-1958). Два колумбийских историка-этнографа сумели собрать впечатляющую коллекцию уникальных золотых изделий Муисков. А по инициативе французского этнографа, антрополога и языковеда в Боготе был создан Музей золота в целях сохранения и демонстрации бесценных сокровищ.

Для предотвращения полного уничтожения образцов ювелирного мастерства доколумбового периода Национальный банк Колумбии с 1932 г. начал выкупать артефакты. В 1939 г. Музей золота открыл свои двери для посетителей. Нынешнее здание Музея было построено в 1968 г.

А Мигель Антонио Сантамария (исп. Miguel Antonio Santamaria), бывший в 1978-1982 гг. губернатором штата Кундинамарка (исп. Cundinamarca; департамент, где находится озеро Гуатавита), приложил много сил для исследования и сохранения легендарного «золотого озера». Сейчас Лаго-Гуатавита находится под охраной государства.


Экскурсия по Музею Золота в Боготе

Стены 3-х этажного здания бережно хранят ценные экспонаты в виде самородков, монет, статуэток, слитков и ювелирных изделий доколумбовых эпох. Экспозиции Музея дают возможность познакомиться с культурой древних индейцев и историей освоения территории государства. Объем выставленных экспонатов очень большой и необычайно разнообразный, поэтому знакомиться с музейной экспозицией лучше всего в сопровождении гида.

Давайте вместе совершим обзорную экскурсию по залам этого удивительного Музея.

Первый этаж

У Музея Золота посетителей встречают девушки в национальных костюмах, выдержанных в цветах колумбийского флага.

На первом этаже находятся кассы, сувенирная лавка, ресторан, административные отделы и выставочный зал археологических находок. На выставке представлены редкие образцы индейского ткачества, керамики, изделия из камня, кости, дерева и раковин. Совершенство росписи керамических изделий и качество резьбы свидетельствуют о непревзойденном мастерстве древних мастеров.

Второй и третий этажи

Главной чертой выставочных залов является минимализм. Экспозиция посвящена золотым изделиям индейцев за период от II тысячелетия до н/э по XVI в. нашего времени. Многие изделия выполнены в уникальной технике плавки золота с использованием глины и воска.

В самом начале экспозиции выставлена огромная золотая раковина, точнее золотой слепок с давно уже не существующей раковины. Поражают размерами бусы и браслеты, а также изготовленные из золота бытовые предметы, например, … рыболовные крючки.

Очень интересна коллекция фигурок животных. Индейские шаманы считали птиц, кошек, лягушек, ящериц и змей проводниками в загробный мир. Тут можно увидеть необычные золотые скульптурки, представляющие собой гибриды животных и человека.

Музей Золота не только демонстрирует сокровища предков, но и знакомит посетителей с некоторыми традициями и обычаями древних индейцев. Например, в экспозиции представлено много небольших сосудов для хранения извести, которую индейцы пережевывали вместе с листьями коки. В суровых условиях высокогорья листья коки помогали аборигенам избавиться от головной боли, а известь обогащала организм необходимыми минералами.

В середине экскурсии гостям демонстрируют короткий фильм о земледелии жителей Древней Колумбии. Индейцы строили хитроумную сеть параллельных каналов, которые направляли воду во время паводков, позволяя избежать затоплений. Это поразительный факт, потому что в наше время люди с разливами рек справиться не могут. В самой Колумбии, например, регулярно происходят сокрушительные наводнения, оставляющие десятки тысяч жителей без крова. А тысячи лет назад индейцы не только не страдали от наводнений, но еще и умели заставить их служить себе. К сожалению, эта уникальная технология утеряна.

Каждый экспонат в музее относится к своей культуре, своему географическому району и племени. На верхнем этаже имеется очень интересная тематическая комната, посвященная этнографии страны. Здесь посетители получают наглядное представление об этническом разнообразии Колумбии.

Создатели Музея достойно справились со сложной задачей размещения огромного количества золотых украшений в организованной, имеющей определенный смысл последовательности образов. Одно из оригинальных решений заключается в том, что на стены залов проецируются тени правителей племен (касиков). Каждая тень украшена комплектом украшений, характерных для облачения вождя каждого из племен.

Последний зал

Экскурсия в Музее Золота завершается замечательным «представлением». Незабываемое впечатление на посетителей производит последний музейный зал, который напоминает огромную кладовую с 12 тыс. золотых изделий. Экскурсантов заводят в совершенно темное помещение, где тихо звучит чарующая музыка. Сферическая дверь плотно закрывается, и через несколько секунд резко включается яркий свет, чтобы поразить посетителей эффектом волшебного сияния огромного количества золотых экспонатов.


Самые удивительные экспонаты Музея золота

Древние индейские культуры использовали золото в качестве материала для творчества. Индейцы считали, что золото обладает способностью аккумулировать и передавать человеку энергию Солнца. Поэтому жители Древней Колумбии широко использовали солнечный металл при религиозных обрядах, праздничных церемониях и просто в быту.

Очень интересны миниатюрные объемные фигурки людей и зверюшек (птички, лягушки, стрекозы, змеи, ящерицы, рыбки), а также всевозможные плоские «пляшущие» человечки. Оказывается, весь этот «мини-ассортимент» нанизывался на золотую нить и носился в качестве оберега. Разве это не напоминает современные браслеты Pandora с подвесками?

Самые ценные экспонаты – предметы, поднятые со дна легендарного горного озера Гуатавита (исп. Lago Guatavita), которое расположено в кратере потухшего вулкана на высоте 3100 м над у/м, в 50 км от Боготы.

В экспозиции музея есть совершенно фантастические экземпляры, которые сегодня бесценны:

  • «Попоро Кимбая» (исп. Poporo Quimbaya) — золотой флакон (длиной 22,9 см), изготовленный ювелирами Кимбая (V в. дон/э — XVII), одной из самых древних культур континента. Именно этот небольшой предмет в форме тыквы стал первым экспонатом Музея золота в 1939 г. В «poporas» индейцы хранили известь, которую они жевали вместе с листьями коки. Этот экспонат свидетельствует о необычайно высоком художественном уровне золотых дел мастеров древности.
    «Попоро Кимбая»: Музей Золота в Боготе

    «Попоро Кимбая»

  • «Золотая маска мужчины» – экспонат, относящийся к древнейдоколумбовой культуре Тьеррадентро (Tierradentro; ок. 200 г. до н/э — XVII в. н/э), датируется 200 г. до н/э. Маска создана по технологии «воскового моделирования».
  • «Золотая раковина» — совершеннейшее по форме изделие. Изготовленную из природного материала огромную раковину залили расплавленным золотом. Со временем раковина рассыпалась, а золотой слепок остался.
  • Особое место в музейной экспозиции занимает небольшая, но потрясающая коллекция — 30 миниатюрных фигурок, которые известны во всем мире как Колумбийские самолетики Инков (исп. Aviones Colombianos). Официально изделия считаются религиозными украшениями индейцев. Миниатюрные золотые фигурки представляют собой стилизованные изображения птиц, рыб и насекомых. Но при ближайшем рассмотрении все скульптурки очень напоминают модели реактивных самолетов. Загадочные «Колумбийские самолетики» были тщательно изучены археологами, историками и авиаконструкторами. Все специалисты пришли к единому мнению, что золотые артефакты являются прообразами летательных аппаратов.
    Золотые самолетики Инков

    Золотые самолетики Инков

  • «Плот Муисков» — самый главный экспонат Музея золота, которому отведен небольшой зал. Скульптурная группа была обнаружена в 1886 г. в одной из пещер недалеко от Боготы. Масса изделия – 287 г.

Тайна священного озера Гуатавита

В Музее можно не только полюбоваться изумительными изделиями древних мастеров, но и познакомиться с богатством обычаев индейских культур, их традициями и легендами.

Особую ценность в экспозиции несут сокровища, поднятые со дна таинственного озера Гуатавита. Озеро было почитаемо народом Чибча, считавшего его священным. Согласно легенде, новый вождь племени должен был совершить жертвоприношение богине Bacuche, обитающей в озерных водах. По обычаям Муисков, каждый правитель, вступая во владение государством, должен был отправиться к озеру, чтобы умилостивить божество. Индейцы связывали плот из тростника. Касика раздевали догола, смазывали его тело древесной смолой и щедро осыпали золотым порошком. Затем будущего вождя ставили на плот, а к его ногам складывали целую гору золотых украшений и изумрудов. Также на плоту находились предводители крупнейших родов племени и гребцы. Когда под громкие крики собравшихся на берегу соплеменников плот достигал центра водоема, «позолоченный человек» читал молитвы и сбрасывал сокровища в озеро. Затем группа прыгала с плота в воду и плыла к берегу. Только после этого ритуала власть нового касика признавалась законной.

Парима (Гуатавита): «Золотое озеро» Эльдорадо

Озеро Гуатавита. Смыв с себя позолоту, человек поднимается на плот, и его доставляют к берегу. Все спускаются по склону горы в город, чтобы принять участие в торжествах, устроенных в честь нового вождя.

На протяжении 300 лет в таинственном озере искали золото. В середине XIX в. водоем даже попытались осушить, но тайна Гуатавита так и осталась нераскрытой. Возможно, это связано с тем, что, как правило, большинство горных озер связано с подземными реками. Наверняка, жрецы Муиска знали о такой особенности водоема. И жертвоприношения производились именно в том месте, где большая часть золота, попавшего в воду, исчезало с лица земли в буквальном смысле слова.

Бросая золотые предметы в воды священного озера, индейцы просили своего Бога не гневаться, послать им мир и благоденствие. Дети Солнца не подозревали, что золото может обладать и разрушительной силой. Ведь именно оно привело на земли индейцев неотвратимое Зло — конкистадоров.




Технологии изготовления изделий из золота

Ремесло золотообработки зародилось на западе нынешней Колумбии, в нижнем течении реки Каука (исп. Río Cauca) на заре н/э и просуществовало до испанского нашествия (XVI в).

Индейские ювелиры тех времен работали в основном с золотом и медью, реже — с серебром и платиной. Златокузнецы часто использовали «томпак» (или «тумбага») — сплав золота и меди (в соотношении примерно 30 к 70). Такой сплав более нигде в мире не был распространен. Иногда изделия из томпака покрывали серебром и раскрашивали. Мастера ценили этот сплав, обладающий не очень высокой температурой плавления. Кроме того, изменяя соотношение компонентов, можно было получать металл самых разных оттенков. Тумбагу готовили в плавильных тиглях и горнилах. Поэтому ювелиров называли «Властелинами огня». Золотых дел мастеров уважали, их боготворили и наделяли сверхъестественными способностями.

При обработке драгоценного металла применялись различные техники: ковка, закалка, чеканка, литье в формах из огнеупорной глины, золочение, пайка и т.п.

Некоторые изделия невероятно сложны по технологии изготовления. Таковы, например, золотые пластины для погребальных одеяний народа Сину. Чтобы придать пластинам нужный размер и поразительную тонкость, ювелиры обрабатывали кусочки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молоточками, сделанными из метеоритного железа.

Полые изделия собирались из отдельных деталей с помощью золотых гвоздиков или кованого «шва».

Особого мастерства требовала уникальная техника – метод «потерянного воска».


Техника «потерянного воска»

Многие мастера-ювелиры Древней Колумбии работали в технике «потерянного воска», которая сегодня известна как техника воскового моделирования. Сначала изготавливалась болванка из глины и древесного угля, которая покрывалась пчелиным воском. Затем на изделие наносили еще один слой глины, оставив отверстие для воронки. Далее фигурка разогревалась, воск внутри таял, освобождая пространство для расплавленного металла. В форму заливали горячий сплав золота и меди, предварительно приготовленный на огне в жаропрочном глиняном сосуде. Когда расплав остывал, внешнюю глиняную оболочку разбивали, и на свет появлялась металлическая фигурка, повторяющая форму воскового слоя. Изделие тщательно полировали мелким песком до получения благородного блеска. Такая техника позволяла изготовлять исключительной красоты изделия со сложными орнаментами.

Цивилизация Тайрона

Золотой кулон Тайрона с изображением священной фигуры в маске


«Золотые культуры» Древней Колумбии

Развитию ювелирного дела в Древней Колумбии способствовали 2 основных фактора:

  1. открытие в глубокой древности обширных залежей золота, меди и изумрудов;
  2. выдающиеся творческие способности древних индейцев.

Мастера Древней Колумбии – первопроходцы Нового Света в ювелирном деле, так и оставшиеся непревзойденными. «Золотые культуры» — основные вехи в славном прошлом страны, носящей сегодня имя Христофора Колумба.

На территории Древней Колумбии существовало несколько «золотых культур», которые славились своими ювелирами:


Любопытные факты
  • Драгоценный металл в Колумбии встречается повсеместно, его в больших количествах носят все, и женщины, и мужчины. Причем, по количеству украшений мужчины ничуть не уступают женщинам.
  • Желтый цвет, встречающийся на колумбийском флаге, символизирует золото. Солнечный металл олицетворяет мощь и богатство страны.
  • В 1801 г. Боготу посетил известный немецкий географ, натуралист и путешественник Александр Гумбольдт (нем. Alexander Freiherr von Humboldt; 1769-1859). Он разработал точную карту озера Гуатавита и подсчитал, что на дне легендарного водоема хранится не менее 50 млн золотых украшений Муисков.
  • Кое-где на экспонатах видны отпечатки пальцев мастера. Это когда-то дало европейцам основание предположить, что индейцы были способны голыми руками обрабатывать раскаленный металл. На самом же деле, отпечатки оставались на глиняной форме для литья. Теперь, спустя столетия, мы можем лицезреть на золотых изделиях «пальчики» древних ювелиров.
  • В центральных областях Колумбии до сегодняшних дней сохранились общины, члены которых имеют явственные признаки муискского происхождения.
  • Колумбийцы не прячут в бронированных сейфах драгоценности своих искусных предков. Ювелирные изделия можно увидеть повсюду, даже в международном аэропорту Боготы «Эльдорадо» действует передвижная экспозиция роскошных украшений из золота.
  • В XX в. «Попоро Кимбая» стал национальным символом Колумбии: его изображали на денежных купюрах, монетах, марках.
  • После того, как слово «El Dorado» в 1541 г. было использовано испанским историком и этнографом Фернандесом де Овьедо (исп. Gonzalo Fernández de Oviedo; 1478-1557) для обозначения «позолоченного человека» — новоизбранного вождя Муисков, оно вскоре преобразовалось в название города мечты, а затем – мифической страны, затаившейся где-то за высокими горными хребтами.
[0]