Сену или Сину (Zenú, Sinú; ударение на «у») — доколумбовая культура, существовавшая в период с II в. до н.э. до XVI в. н.э. в северо-восточной части Колумбии. Область их обитания располагалась на побережье Карибского моря и в долинах рек Сину (исп. Río Sinu), Каука (исп. Río Cauca) и Сан-Хорхе (исп. Río San Jorge) на территории современных колумбийских департаментов Кордова и Сукре.

Сену были народом земледельцев, инженеров-гидравликов, гончаров, а также искусных ювелиров. К XI в. население цивилизации по неизвестным историкам причинам резко сократилось. Какие-то внешние силы подтолкнули к тому, чтобы культура начала постепенно увядать. А с открытием европейцами Южной Америки (1500 г.) и приходом испанских завоевателей на колумбийские берега, цивилизация Zenú в течении полутора веков была окончательно и практически полностью уничтожена.

metka-karta

Земледельцы

На землях обитания народа Сену простираются бескрайние саванны, которые в засушливый сезон покрыты пылью, а в период дождей превращаются в обширные болота. Известно, что уже за 2 века до рождения Иисуса Христа люди этой цивилизации умели создавать систему оросительных каналов и дренажей, позволяющих им контролировать наводнения и таким образом создать крупные земельные площади, подходящие для жилья и ведения сельского хозяйства. К X в. н.э. их сельскохозяйственные угодья занимали площадь более 500 тыс. Га, которые располагались в основном в бассейне реки Сан-Хорхе, а также в низовьях реки Каука.

Культура Сену: "Золото-Аграрная Цивилизация"

Это были настоящие ирригационные сети. Очень технологичные и высокоразвитые для того времени. Некоторые каналы достигали нескольких метров, а в длину могли простираться до 4 км., соединяясь с естественными речными путями. Чаще всего такие каналы тянулись параллельно друг другу, а перпендикулярно им были вырыты более мелкие канавы. Такая ирригационная система обладала как оросительными, так и дренажными свойствами. Во времена паводков лишняя вода направлялась в районы, где выращивались культуры, требующие большого количества влаги. И наоборот. Такая система управления водными ресурсами использовалась древними Сену в течение почти 1300 лет!

После испанского завоевания эта система, вероятно, больше никогда не функционировала, т.к. летописцы нигде об этом не упоминали.




Гончары

Представители культуры Сину также были и искусными гончарами. Некоторые археологические находки говорят о том, что эти люди владели довольно развитой гончарной техникой. К числу наиболее распространенных форм керамических изделий относились чашки на трех ножках или подставке. Нередко пьедесталы таких кубков украшались изображениями женщин или мужчин, которые, подобно Атлантам, держали на своей голове саму чашу.

Культура Сену: "Золото-Аграрная Цивилизация"

Нередко гончарные изделия декорировались изображениями птиц, рыб, наземных животных (в основном из семейства кошачьих) или различных мифических созданий, которые могли представлять собой либо смесь нескольких животных, либо даже смесь животного и человека.


Ювелиры

Кроме того, люди Сину были искуснейшими ювелирами. Обилие залежей золота в речных долинах Сину, Каука и Сан-Хорхе способствовало развитию ювелирного искусства.

Культура Сену: "Золото-Аграрная Цивилизация"

Женские серьги, выполненные техникой воскового моделирования, кстати, очень похожи на разветвление ирригационных сетей Сену

Золотых дел мастера запечатлевали в своих изделиях окружавший их мир болот, создавая украшения с изображениями птиц, ящериц, ягуаров, крокодилов, муравьедов. Причем многие ювелирные изделия выполнялись посредством уникальной техники плавки золота с использованием глины и пчелиного воска, т.е. по известной сегодня технологии «воскового моделирования». Большое количество найденных золотых украшений Сену сегодня хранятся в Музее Золота (исп. Museo del Oro), расположенном в столичной Боготе.

Культура Сену: "Золото-Аграрная Цивилизация"

Золотые изделия часто хоронили вместе с мертвыми. С приходом испанских конкистадоров на колумбийские берега и началом эпохи европейской колонизации Нового Света, индейские гробницы быстро были разграблены и разрушены.


Культ женщины

В культуре Сену женщины были символом плодородия, мудрости, уважения и, разумеется, самой жизни. Женские персонажи часто изображались на гончарных и ювелирных изделиях, а в могилы мертвых часто помещались глиняные фигурки в форме женщин, что символизировало зачатие или перерождение в загробном мире.

Культура Сену: "Золото-Аграрная Цивилизация"

Женщина-вождь — Тото

Вообще женщины играли важную роль во время любых религиозных церемоний Сену. Кроме того, женщины обладали огромным общественно-политическим значением. Когда в XVI в. испанские конкистадоры обнаружили культуру Сену, один из ее главных религиозных центров, а также несколько близлежащих деревень, расположенных на реке Сину, возглавляла женщина-вождь (Касика) по имени Тото.

[0]