Одной из самых высокоразвитых древних цивилизаций южноамериканского континента , наряду с Инками, считается культура Чибча (Chibcha), которая возникла во II в. н/э и достигла расцвета в X–XV вв. Сами индейцы-чибчи называли себя Муисками (Muisca — «Люди»).

Культура сложилась на огромном высокогорном Боготском плато (исп. Meseta de Bogota), в центральной части современной Колумбии. Позднее Муиски заселили также некоторые территории нынешних Панамы и Эквадора.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Земледелие, охота, рыболовство

Долина Боготы, окруженная горными склонами, обладает влажным, ровным и мягким климатом, способствующим возникновению здесь густозаселенных районов с развитым земледелием. На эту территорию племена Чибча проникли через Панамский перешеек из Центральной Америки.

Они занимались растениеводством: выращивая на склонах гор кукурузу, картофель, кинуа; в речной долине — фасоль, батат, тыква, томаты, различные фрукты, а также табак, хлопчатник и кустарник коки. Из домашних животных у них были только собаки, поэтому огромное значение имели охота и рыболовство. Охотиться на крупных животных могла лишь знать, простым муиска можно было с разрешения знати охотиться только на птицу и кроликов; крысы и пресмыкающиеся также употреблялись в пищу рядовыми членами племени.

У Чибча была развита торговля с другими народами. Это был единственный народ доколумбовой Америки, имевший деньги. В качестве платежной единицы Муиски использовали небольшие золотые диски диаметром 3-4 см.


Ювелирное дело

Ювелирное искусство Чибча обладает рядом отличительных черт. Основные декоративные мотивы муискских ювелиров – ажурная резьба и рельефы из золотой проволоки. Также мастера применяли каменные матрицы для изготовления ряда одинаковых изделий. Многие ювелирные изделия Муисков сегодня можно увидеть в Музее Золота (исп. Museo del Oro) в Боготе. Одним из наиболее главных экспонатов музея является «Плот Муисков«.

Исследователи разделяют золотые изделия Муисков на 2 группы:

  • предметы для повседневного использования- короны, тиары, диадемы, ожерелья, броши, бусы, браслеты, подвески для носа и ушей, нагрудные пластины, чаши, ложки, сосуды, шлемы, панцири, копья;
  • ритуальные предметы, «тунхас» (от Chunso – «жертва, идол») — плоские человеческие фигурки и статуэтки животных.

Самым почитаемым божеством Чибча-Муисков был бог Солнца, олицетворявший мудрость, приносивший в жизнь людей свет и тепло. Индейцы поклонялись Солнцу, а значит, золоту. Золото представлялось им материализованным солнечным светом: оно не тускнеет, его блеск так же постоянен, как восход Солнца. Лучшие мастера по золоту жили в районе священного озера Гуатавита.

Парима (Гуатавита): «Золотое озеро» Эльдорадо
Озеро Гуатавита. Смыв с себя позолоту, человек поднимается на плот, и его доставляют к берегу. Все спускаются по склону горы в город, чтобы принять участие в торжествах, устроенных в честь нового вождя.

Другие ремесла

У муиска активно развивались и другие ремесла. Были очень распространены гончарное и оружейное дела, ткачество, добыча каменного угля и изумрудов, выделывание из камня орудий труда — ножей, топоров и жерновов.

Огромным достижением муиска было ткачество: из хлопка пряли нити, ткали плотное полотно, раскрашивали его методом набойки. Накидки из этой ткани служили муиска одеждой.


Строительство

Свои жилища Чибча возводили из дерева и тростника, обмазывая глиной. Их традиционный дом представлял собой круглую постройку из жердей и камыша, с соломенной конической крышей.

Традиционные жилища Чибча
Традиционные жилища Чибча

Религия Чибча

Племя поклонялось солнцу – богу по имени Чиминицагахуаи и луне – его супруге. Каждое новолуние Чибча праздновали бракосочетание двух божеств. Они поклонялись еще богу земли — Чибчакум, богу Фе — покровителю ремесел, искусств, живописи и музыки, а также богине Бачуэ (добрая женщина).

В жертву богам приносились фигурки и украшения, сделанные из золота. Жрец погружал в море жертвоприношения, затем купался. Легенда об Эльдорадо обязана своим рождением этому обряду Чибча. В жертву богам приносились попугаи и, в особых случаях, юноши.


Обмен

Большую роль в хозяйственном укладе народности играл обмен. Так как в бассейне Боготы золота не было, Чибча получали его от племени пуана (провинция Нейва) в обмен на полотно, изумруды и соль. Хлопок-сырец муиска тоже выменивали у соседних племен.


Семейный уклад и классовость

Муиска традиционно жили семьями. В обычае была полигамия: у рядовых муиска имелось по 2-3 жены, у знатных — по 5-8, а у правителей — до нескольких десятков.

По археологическим источникам можно увидеть процесс расслоения общества на классы. Господствующие:

  • глашатаи — первые лица при правителе;
  • усаке — знать. Выделялась одеждой, богатыми украшениями, жила во дворцах, хоть и деревянных, но украшенных росписью и резьбой.
  • геча — военные самого высшего ранга;

И класс «плативших подати». Особая группа — ремесленники.


Испанское завоевание

От цивилизации Чибча не осталось письменных документов. Имеются немногие устные предания о событиях перед испанским завоеванием.

В 1536 году испанский губернатор г. Санта-Марта с карибского побережья направил отряд под предводительством Гонсало Хименеса де Кесады для завоевания Колумбии. Преодолев множество препятствий, потеряв большую часть людей от болезней и в стычках с индейскими племенами, через 9 месяцев остаток отряда, тем не менее, достиг долины Боготы.

Чибча, ослабленные междоусобицами с соседними племенами и принявшие сначала испанцев за богов, почти не оказали сопротивления. Уже к 1541 году территории муисков оказались в составе Новой Гранады, а к середине XVIII столетия язык и культура Чибча полностью вымерли.

[1]