Цивилизация Чавин (Перу)Культура Чави́н (исп. Cultura Chavin) — доколумбова цивилизация, предположительно существовавшая с 1200 по 200 гг. до н/э в северных андских нагорьях, на территории современного Перу. Чавинская культура развивалась в долине, где сливаются при­то­ки рек Мараньон (исп. Río Marañon), Моче (Moche) и Уачекса (исп. Río Uacheksa). Испанские конкистадоры, прибывшие в Перу, застали Чавин уже в руинах.

По заключению одних археологов, культура могла зародиться в 1200-х гг. до н/э, другие утверждают, что она еще старше, поэтому Чавин, возможно, была древнейшей цивилизацией мира.

После упадка чавинской культуры на се­вере перуанских Анд возникло несколько новых культурных формаций, та­ких как Викус (кечуа Vicus; 500 г. до н/э — 200 г. н/э), Салинар (кечуа Salinar; 100 г. до н/э — 200 г. н/э), Виру (кечуа Virú; 200 г. до н/э — по 300 г. н/э), Гальинсо (кечуа Galinso; 100 г. до н/э — 300 г. н/э).

Свое название цивилизация получила по наиболее известному археологическому памят­нику Чавин-де-Уантар (кечуа Chavín de Huántar), расположенному в Андском высокогорье в 250 км к северу от Лимы (исп. Lima), перуанской столицы. Этот комплекс считается самым древним архитектурным сооружением на территории Республики Перу.

По убеждению историков, Чавин-де-Уантар оказывал огромное влияние на прибрежные районы Перу, находившиеся от него в сотнях км, и контролировал торговые пути, проходившие через горные перевалы на запад до Тихого океана и на восток до Амазонии. Около 800 г. до н/э культ Ягуара утвердился на большей части территории современного Перу.

metka-karta

Странная находка

Как это часто случается в истории, руины древней цивилизации были обнаружены совершенно случайно более 100 лет назад. Работая на своем участке, расположенном возле заброшенного индейского селения высоко в горах на восточных склонах Кордильера-Бланка (исп. Cordillera Blanca — горный хребет в Западных Кордильерах перуанских Анд) крестьянин Тимотео Эспиноза (исп. Timoteo Espinoza) однажды наткнулся на необычный камень. Находка представляла собой массивную плиту длиной более 2 м, украшенную изображением странного существа с оскаленной кошачьей головой.

Крестьянин перетащил гладкий плоский камень в свое жилище и несколько лет использовал его в качестве … стола. В один поистине знаменательный день итальяно-перуанский путешественник, географ, этнограф и натуралист Антонио Раймонди (исп. Antonio Raimondi) увидел в горном домике Эспинозы необычный «предмет мебели». Внимательно осмотрев рисунок на камне, гость сразу оценил значимость артефакта. Вскоре после того, как ученый опубликовал сведения о бесценной находке, в Чавин-де-Уантар прибыл профессор Тельо Рохас, который много лет посвятил раскопкам руин древнего городища и совершил множество открытий.


Стела Раймонди

«Каменный стол» стал самым известным археологическим открытием Антонио Раймонди в изучении цивилизации Чавин и одним из красивейших артефактов, относящихся к древней культуре. В научных кругах каменный монолит сразу окрестили «Стелой Раймонди» (исп. Estela de Raimondi).

Стела представляет собой плита из цельного куска темного диорита — породы вулканического происхождения — длиной 1,75 м и высотой 17 см. Камень покрыт сложным орнаментом, сочетающим в себе все культовые символы чавинской культуры: антропоморфное человекообразное существо, Ягуар, Змея, Кондор.

Стела Раймонди: Культура Чавин

«Стела Раймонди» сегодня рассматривается учеными как главный и наиболее характерный символ культуры Чавин, это уникальное произведение искусства находится сегодня в археологическом музее Лимы.

Специалисты не могут прийти к единому мнению по поводу того, что олицетворяет рисунок: то ли борьбу людей-Ягуаров, то ли переплетенных Змей, то ли Человека со звериными головами в обрамлении солнечных лучей. Но большинство исследователей сходятся в том, что на стеле вырезано верховное божество, одно из главнейших для древнего Андского мира. Огромные звериные клыки, зловещие волосы-Змеи, множество голов, в которых обнаруживаются «детали» Пумы, Кондора и Человека, наверняка символизируют Всемогущество, Вездесущность и Всевидение чавинского божества.

Непостижимо, каким образом так точно и выразительно вырезаны причудливые изображения на чрезвычайно твердом диорите. Добиться подобной четкости обычными инструментами абсолютно невозможно.


Главный памятник Чавин

Остатки древнего городища, давшего название загадочной высокоразвитой культуре, возникшей в начале II тысячелетия до н/э, расположены между 2-мя хребтами на севере Перу. В этом высокогорном поселении были обнаружены первые следы культуры Чавин. Хотя науке уже известны десятки др. очагов этой культуры, самым значительным из них по-прежнему остается Чавин-де-Уантар. По оценкам специалистов, в период своего расцвета его население составляло всего ок. 3 тыс. человек.

Рядом с селением, на берегу одного из мелких левых притоков реки Мараньон, лежат руины храмового комплекса. Одна горная гряда отгораживает их от морского побережья, другая – от амазонских джунглей. В эпоху Инков эти развалины почитались индейцами как священное место.

Чавин-де-Уантар: Культура Чавин

Чавин-де-Уантар

Загадок в истории этой ранней южноамериканской цивилизации очень много. Главное, не известно, как возникла культура Чавин и почему стремительно исчезла с исторической арены. Известный американист Милослав Стингл (чеш. Miloslav Stingl) — выдающийся чешский этнограф, путешественник, философ и писатель, автор около 40 книг о народах многих стран, написал о ней так: «…На сцене перуанской истории появление культуры Чавин напоминает …взрыв, неожиданную вспышку, последствия которой ощущались на протяжении многих веков…».


Первое научное описание

В горах и на побережье Тихого океана археологами обнаружено более 20 святилищ древней цивилизации. Глав­ным отли­чием архи­тек­тур­ных цен­тров куль­туры Чавин является пла­ни­ровка построек в форме под­ковы (или буквы U). Религиозные и крепостные сооружения, отно­ся­щи­еся к Чавинской куль­туре, раз­бро­саны вдоль Тихоокеан­ского побере­жья по полосе при­близительно в 800 км дли­ной и до 200 км шири­ной.

Чавин-де-Уантар, глав­ный церемониальный центр чавин­ской циви­ли­за­ции, нахо­ди­тся при­мерно посе­ре­дине этой полосы — в 100 км от побе­ре­жья, на тер­ри­то­рии совре­мен­ной перу­ан­ской про­вин­ции Уари (исп. Provinciade Huari) региона Анкаш (исп. Ancash). Комплекс раз­ме­щен в труд­но­до­ступ­ном месте, на высоте 3200 м над у/м в узкой долине на восточ­ной сто­роне хребта перуанских Кор­ди­льер. В период рас­цвета древней куль­туры центр зани­мал пло­щадь ок. 40 Га, а его насе­ле­ние состав­ляло приблизительно 3 тыс. чело­век.

При­нято счи­тать, что стро­ительство Чавин-де-Уантар началось около 900 г. до н/э, а в 200 г. до н/э он был поки­нут. Сего­дня территория Чавин-де-Уантара признана архео­ло­ги­че­ским запо­вед­ни­ком, а его сооружения в 1985 г. были вклю­чены в спи­сок Все­мир­ного насле­дия ЮНЕСКО.

Первое научное описание комплекса было сделано в 1874 г. немецким антропологом Эрнстом Миддендорфом (нем. Ernst Middendorf; 1830-1908), который в 1885-1888 гг. путешествовал по Боливии и Перу, проводя исследования в области географии, истории и культуры. Позже ученый систематизировал собранные данные и издал в Германии несколько трудов. Именно Миддендорф, который считается одним из основателей научной археологии Перу, дал культуре название «Chavin».



Первые археологические исследования

Первые раскопки руин комплекса производились под руководством перуанского археолога и антрополога Хулио Тельо Рохаса (исп. Julio César Tello Rojas; 1880-1947).

С этого момента, как Тельо Рохас впер­вые побы­вал в Чавине (1919 г.), нача­лась его вдохновенная работа по изу­че­нию удивительной циви­ли­за­ции, продолжавшаяся до 1941 г. Работа архео­ло­гов сильно ослож­нялась тем, что после исчезновения Чавин раз­ва­ли­ны цере­мо­ни­аль­ного центра претерпели нашествия других куль­тур. Каменные блоки растаскивались и использовались для стро­и­тель­ства посе­ле­ний на близлежа­щих зем­лях.

Работая буквально сутками, команда Тельо открыла фасады глав­ного зда­ния Чавина – «Нового Храма». Были подробно опи­саны его внут­рен­ние гале­реи, и в част­но­сти, «гале­рея Лан­зона». Кроме того, Тельо обна­ру­жил десятки стел и моно­ли­тов (в том числе названный его именем), а также в 1940 г. осно­вал пер­вый Музей истории Чавин.

Но наи­бо­лее важ­ным достижением ученого стала раз­ра­ботка широкомасштабной тео­рии о про­цессе воз­ник­но­ве­ния андских циви­ли­за­ций, в кото­ром Чавин сыграл основополагающую роль в каче­стве «куль­тур­ной мат­рицы».

17 января 1945 г. страшная грязевая лавина обрушилась с гор в долину и залила храмовый комплекс, Чавин-де-Уантар оказалось под многометровой тощей земли. Грязевые потоки утопили развалины и все то, что Тельо не успел вывезти в археологический музей Лимы. К счастью, сохранились рисунки ученого и копии большей части его находок.

Ныне рас­копки ведутся в рам­ках Про­екта по архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ниям и сохра­не­нию Чавин-де-Уантара. В 2005 г. в прессе появилось сооб­щение о важ­ных резуль­та­тах работ: «Ранее архео­логи при­вя­зы­вали воз­ник­но­ве­ние культуры к пери­оду 800-200 гг. до н/э. Но радио­угле­род­ный анализ, про­ве­денный в Чавине, … показал, что стро­и­тель­ство центра закон­чи­лось вскоре после 800 г. до н/э. Теперь ученые счи­тают, что комплекс стро­ился в тече­ние несколь­ких сотен лет, … начиная с 1200 г. до н/э или даже ранее».

На тер­ри­то­рии, где неко­гда гос­под­ство­вала древняя циви­ли­за­ция, существуют и др. крупные архео­ло­ги­че­ские памятники Чавинской культуры, например, крепость Кунтур-Уаси (кечуа Kuntur Wasi — «Дом Кондора»), храм Гарагай (кечуа Garagay) и пр. Неко­то­рые из них по возрасту даже старше Чавин-де-Уантара.


Этимология названия

Профессор Тельо Рохас занимался и этимологией названия городища, давшего свое имя древней культуре. В отличие от большинства названий древних перуанских культур, имевших испанское происхождение, название «Чавин», бесспорно, почерпнуто в одном из карибских индейских языков, который и поныне в обиходе на севере южноамериканского континента.

Хуан Тельо Рохас выяснил, что карибское слово «Chavi» означает «Ягуар», а «Chavinavi» — «Сыновья Ягуара с копьями».


«Культурная матрица»

Чавин располагался на месте пе­ресечения дорог, ведущих на побере­жье, в горы и в долины. Благодаря такому местоположению влияние цивилизации распространялось как в высокогорье перу­ан­ских Анд, так и на боль­шую часть побе­ре­жья; ее следы прослеживаются в памятниках многих более поздних культур. Воз­можно, авторитет Чавин рас­про­стра­нялся на тер­ри­то­рии совре­мен­ных Эква­дора и Боли­вии.

Уро­вень циви­ли­за­ции Чавин был так высок, а ее вли­я­ние было столь велико, что «отец перу­ан­ской архео­ло­гии» Хулио Тельо Рохас назы­вал Чавин «Промате­рью андских циви­ли­за­ций».

Но Чавин нельзя счи­тать импе­рией в совре­мен­ном пони­ма­нии этого слова — как единое госу­дар­ство со сто­ли­цей и под­чи­нен­ными зем­лями. Ско­рее, это было некое пред­го­су­дар­ствен­ное формиро­ва­ние, когда на обшир­ной тер­ри­то­рии сосуществовало боль­шое коли­че­ство самостоятельных общин, сравнительно одно­род­ных в куль­тур­ном плане. В ходе их раз­ви­тия образовывались ритуально-административные центры, которые возводили в стратегически выгодных местах, указанных жрецами. Неко­то­рые из центров настолько наби­рали силу, что дол­гое время рас­смат­ри­ва­лись иссле­до­ва­те­лями как само­сто­я­тель­ные куль­туры.

Примерно с 400 по 250 гг. до н/э наблюдался всплеск роста чавинского населения. Именно на этой стадии в культуре прослеживается социальное расслоение. Видимо, люди, жившие к западу от Чавин-де-Уантар, занимали более престижное положение по сравнению с обитателями восточных территорий, т.к. на западе было обнаружено много изделий из золота и изящная керамика.

Однажды «Сыновья Ягуара с копьями» покинули родные места, кто знает, быть может, вернулись на Орион… И Чавин-де-Уантар стал «мертвым» городом.

Как бы то ни было, цивилизация «Сыновей Ягуара» оказала большое влияние на развитие других народов. Например, ступенчатые пирамиды, украшенные каменными головами Змее-людей и человеко-Ягуаров, обнаружены в таких центрах, как Сечин (исп. Sechín) и Котос (исп. Kotos), которые считаются самостоятельными культурами. Один из ритуальных центров Чавин стал родиной следующей яркой цивилизации-преемницы, известной как Паракас (исп. Paracas; 800−100 гг. до н/э).


Архитектурные сооружения церемониального центра

На протяжении многих столетий Чавин-де-Уантар сохранял свой статус религиозного и паломнического центра культур, сформировавшихся в Андах. Возможно, первоначально он являл собой скромное поселение, но в период расцвета культуры (850-200 гг. до н/э) стал выполнять функции крупного религиозного центра. На это указывают многочисленные изображения священных животных и наличие специальных мест культового назначения.

Чавин-де-Уантар являет яркий пример художественного совершенства, воплощенного в камне. Церемониальный центр представляет собой прямоугольную территорию, со всех сторон окруженную реками, стекающими с горных вершин. Археологами открыты многочисленные платформы, ритуальных сооружения, пирамидальные строения и большие площади, где, вероятно, проходили общественные собрания.



Возведение Чавин-де-Уантар можно разделить на 2 стадии:

  • I стадия соотв. строительству «Старого храма» (исп. Antiguo Templo; ок. 900-500 г. до н/э);
  • II стадия соотв. строительству «Нового храма» (исп. Nuevo Templo; ок. 500-200 г. до н/э).

«Храм Большого копья»

В северо-западной, древнейшей части церемониального комплекса расположено главное сооружение — Старый Храм, известный как «Храм большого Копья» (исп. Templo de la Gran Lanza). Размеры сооружения внушительны — 228 х 175 м. Вытесанные из гранита глыбы, подогнаны друг к другу с ювелирной точностью. Внешние стены, сложенные из огромных блоков, слегка наклонены внутрь, т. е. изначально Храм имел форму усеченной пирамиды. Стены святилища когда-то украшали каменные головы с оскаленными пастями.

Культура Цивилизации Чавин

Что символизируют эти головы и кому здесь возносились молитвы— неизвестно.

Центральная широкая лестница с тщательно вырубленными ступенями, известная как «Лестница Ягуаров» (исп. Escalera de Jaguar), начиналась с самого верха Храма и выходила к западной части круглой площади (диаметром более 20 м). Эта площадь, расположенная ниже уровня земли (так наз. «бассейн») окружена 2-метровой стеной, сложенной из камня. На каменных блоках высечены различные антропоморфные фигуры и Ягуары.

Главное святилище Чавин иногда называют «Храмом чудовищных стражей» (исп. Templo de los Monstruosos Guardianes). Действительно, словно безмолвные стражи застыли каменные изваяния Ягуаров, многоголовых Змей, Кондоров и др. фантастических существ.

К Храму с разных сторон подходят каналы, русла которых вымощены камнем. Многочисленные каналы проходят непосредственно под самим храмовым сооружением. Специалисты предполагают, что они играли роль терморегуляторов, охлаждая и увлажняя воздух в святилище в жаркое время года. В сезон холодов наполненные теплой водой каналы могли выполнять роль «центрального отопления».

Под западной лестницей Храма находится поразительная по инженерному замыслу гидравлическая система, которая, используя течение дождевой воды, генерировала звуки, напоминающие рев Ягуара.


«Копье»

В самом центре святилища, в крестообразной точке пересечения 2-х подземных галерей, расположено знаменитое гранитное «Копье» (исп. Lanzon), давшее название Старому Храму. Оно представляет собой столб высотой 4,53 м, высеченный из белого гранита в форме сложного многогранника (max ширина 50 см) с заостренным верхом. На стеле, напоминающей каменную иглу, которая стремится пронзить крышу Храма, высечено изображение клыкастого божества с головой Ягуара, оскаленной пастью и волосами из Змей. Выпученные глаза устрашающего существа возведены к небу, пояс на туловище божества украшен кошачьими головами.

Цивилизация Чавин: Копье

По мнению некоторых археологов, «Lanzon» имел некое астрономическое значение, его связывали с созвездием Ориона, игравшим важную сакральную роль в культе Сыновей Ягуара.


«Кастильо»

Позже к Старому Храму были пристроены еще 2 сооружения (Новый Храм), более известные под общим названием «Замок» (исп. El Castillo).

«Кастильо» представляет собой почти квадратную платформу (75х72,5 м) высотой ок. 13 м, на которой возведены стены из уложенных плашмя плоских камней. Стены гигантской постройки сложены весьма оригинально: через 2 ряда узких плит уложены камни большей толщины (именно такой способ кладки обеспечил «Замку» необычайно высокую сейсмоустойчивость). Сооружение построено ступенчато, высота сохранившихся стен достигает 9,5 м. Над уступом шириной 2,5 м возвышается еще одна платформа (высотой 2,5 м), на которой видны следы каменных строений.

Примечательно, что большая часть блоков, из которых сооружены внешние стены «Кастильо», грубо обработана; другая часть имеет четкую прямоугольную форму с ровными гранями, что свидетельствует об использовании 2-х совершенно разных методов обработки камня.

Цивилизация Чавин: «Замок» (исп. El Castillo).

Перед Новым Храмом находится прямоугольная площадь, названной Большой (исп. Área Grande). Некогда по периметру она была обнесена каменной стеной.

На Большой площади лежит огромный каменный монолит с высеченным на нем Ягуаром. Этот массивный блок, вероятно, когда-то служивший культовым алтарем, археологи назвали «Созвездием Ориона» (исп. Constelación de Orión). В камне выбито 7 круглых отверстий, расположенных идентично расположению 7-ми самых ярких звезд Ориона.

В день летнего солнцестояния, которое в западном полушарии наступает 21 декабря, эти 7 звезд созвездия Орион отражаются в круглых углубления, наполненных водой. Предположительно, в этот день чавинские жрецы проводили важные религиозные обряды. В день летнего солнцестояния приводилась в действие и гидравлическая система, воспроизводившая «рев Ягуара».

Цивилизация Чавин: "Созвездие Ориона"

«Созвездие Ориона»

Пространство под «Кастильо» пронизано многочисленными подземными галереями, до сих пор полностью не исследованными. Коридоры, изобилующие нишами и лестницами, соединенные между собой тоннелями с бесчисленными ответвлениями небольшими боковыми помещениями, образуют настоящий многоярусный лабиринт. Вопрос о назначении некоторых подземных галерей остается загадкой для перуанских археологов.

Под Большой площадью тоже была открыта подземная сеть коридоров (средняя их ширина в среднем составляет 60 см), вентиляционных шахт и водоотводных штолен.

Цивилизация Чавин: «Галереей Жертвоприношений»

Один из коридоров назвали «Галереей Жертвоприношений» (исп. Galeria de Sacrificios) — здесь были обнаружены остатки того, что паломники приносили в жертву богам.

Другую подземную галерею местные жители прозвали «Галереей сумасшедшего» (исп. Galería de un Loco), потому что в ней долгое время скрывался один из деревенских обитателей, которого считали безумным. Еще один коридор, состоящий из 3-х ответвлений в форме буквы G, именуют просто «Лабиринтом» (исп. Laberinto).


Обелиск Тельо

В центре Большой площади когда-то стоял знаменитый обелиск Тельо (исп. Obelisco Tello). Он представляет собой гигантский скульптурный столб из темного диорита высотой 1,75 м. На стеле высечены культовые изображения, символизирующие Солнце (Кондор), Луну (Рыба) и созвездие Ориона (Ягуар). По предположению некоторых ученых, таким образом древние мастера проиллюстрировали историю сотворения Земли.

Цивилизация Чавин: Обелиск Тельо

Обелиск Тельо — одно из самых знаменитых произведений чавинского искусства, ныне артефакт является гордостью Археологического музея в Лиме.


Черно-белый Портал

Предположительно, ранее на вершину комплекса с восточной стороны вела крытая лестница, свод над которой поддерживали 2 массивные круглые колонны: южная колонна вытесана из белого гранита, а северная — из черного известняка. Интересно, что обе породы в окрестностях Чавина не встречаются, значит, чавинцам пришлось доставлять камни издалека. На колоннах изображены фантастические существа с человеческим телом, головой Ягуара и крыльями Кондора. Каменная притолока (ее обломки были найдены возле колонн), которую подпирали столпы, была украшена изображениями Кондоров. Ступени парадной лестницы тоже были сложены из черных и белых плит. Этот импозантный вход получил название «Черно-белый портал» (исп. Portal Blanco y Negro).

Цивилизация Чавин: «Черно-белый портал»

«Черно-белый портал»

Судя по всему, чуть выше от портала ступени расходились в стороны, образуя 2 лестницы. Пройдя немного вдоль внешней стены, они поворачивали вглубь святилища и приводили на его вершину. Средние части лестниц разрушены, а сохранившийся левый пролет, ведущий на вершину Храма, фантастическим образом «парит» в воздухе.


Кунтур-Уаси

Не меньше загадок порождает и другой очаг цивилизации Чавин — Храм, сооруженный около 3 тыс. лет назад близ города Кахамарка (исп. Cajamarca). Название «Кунтур-Уаси» (кечуа Kuntur Wasi — «Дом Кондора») дано святилищу не случайно. Обилие изображений величественной андской птицы наталкивает на мысль о ее особом культе. Храм расположен на 3-х каменных платформах, уложенных в виде пирамиды на вершине холма. Высота каждой из платформ – порядка 12 м. На верхней платформе находились ритуальные помещения и каменные изваяния богов.

Цивилизация Чавин: «Кунтур-Уаси»

«Кунтур-Уаси»


Искусство, ремесла

С расцветом цивилизации Чавин в Андах берет начало история металлургии. Чавинцы умели плавить металлы и начали использовать передовые для своего времени технологии для создания великолепных ювелирных изделий и ритуальных предметов. Их излюбленным материалом было золото, из которого искусные мастера создавали разнообразные украшения — подвески, ушные вставки, браслеты, бусы, кольца, булавки. Серебро использовалось намного реже. Также древние мастера искусно работали с полудрагоценными камнями, обиходные изделия вырезали из камня, кости и дерева.

В архитектуре Чавин широко представлены украшения стен в виде резьбы, гравировка, лепка, скульптура. Наиболее характерными образцами чавинского зодчества являются 3 известных достопримечательности: «Обелиск Тельо», «Лансон» (упомянутые выше) и «Шипастые головы».

«Шипастые головы» (исп. Cabezas con pinchos), которые встречаются во многих местах Чавин-де-Уантара, представляют собой массивные рельефные изображения Ягуаров, «выглядывающих» из верхней части внутренних стен.

Народ Чавин достиг высокого мастерства в производстве керамики. Часто сосуды выполнялись в виде головы Ягуара (Пумы) или Кондора. Эти сосуды были предназначены для использования в культовых обрядах.

Хотя боль­шое количество предметов было расхищено «черными археологами» и рас­про­дано в частные музеи, в Чавине сохранилась значитель­ная кол­лек­ция изде­лий ремес­лен­ни­ков – юве­ли­ров, гон­ча­ров, скульпторов, рез­чи­ков по камню. Артефакты дошли до нас бла­го­даря жрецам, скрывшим сокровища в под­зем­ных гале­реях, кото­рые были открыты археологами в про­шлом веке. Среди пора­зи­тель­ных по кра­соте пред­ме­тов — фигурки Ягу­ара, Кошко-Быка, Кондора, а также боль­шое коли­че­ство ваз, ритуальных сосудов и ювелирных украшений.


Изображения, высеченные на камне

Значительных высот народ Чавин достиг в архитектуре и скульптуре. В Чавин-де-Уантар и других памятниках древней культуры найдено много монолитов с вырезанными на них фигурами. Чаще всего это плоские камни, покрытые сложными изображениями, реже встречается круглая скульптура.

Стилистически резьба по камню Чавинской культуры характеризуется обилием орнаментальных деталей, покрывающих всю фигуру, так что подчас бывает очень непросто разобраться в причудливой схеме рисунка.

Центральная фигура искусства культуры Чавин — хищник семейства кошачьих, скорее всего, Ягуар или Пума. Однако, цельное изображение животного встречается крайне редко. Ярче всего этот образ передан на плитах карниза «Кастильо», где хищник изображен полностью, стоящим в профиль. На его спине и груди — выступы в виде змеиных голов. Пасть угрожающе оскалена, на лапах – огромные крючковатые когти.

Кроме этого основного образа в искусстве Чавин широко распространены изображения странных существ, «смонтированных» из различных элементов, принадлежащих и животным, и Человеку. Такие антропоморфные существа обычно обладают человеческой фигурой, головой хищника (с выступающими клыками или клювом Кондора) и звериными когтями на руках и ногах. Устрашающий облик этих фантастических человеко-зверей часто довершается длинными волосами со зловещими змеиными головами на концах расходящихся ореолом прядей.

Два сложных образа вырезаны на колоннах Черно-белого Портала: чудовища с человеческим туловищем, широко раскинутыми орлиными крыльями и головой смотрящего вверх Ягуара, к морде которого приставлен крючковатый клюв Кондора.



Каменную притолоку Портала украшают 8 профильных изображений Кондора с кошачьей головой, оканчивающейся птичьим клювом.

Гораздо реже встречается образ Змеи с головой кошачьего хищника. Такие Змее-Ягуары вырезаны на торцах каменного карниза «Кастильо». А на «Обелиске Тельо» можно увидеть изображения Рыбы с оскаленной головой Ягуара.


Керамика

В ходе археологических раскопок во внутренних помещениях Чавин-де-Уантара было найдено много керамики.

Керамика чаще всего встречается в обломках. По черепкам в сочетании с редкими целыми сосудами можно получить представление о посуде Чавин. Например, были широко распространены плоскодонные миски, сферические сосуды и бутыли с высоким горлом. Встречаются также сосуды со стремевидным горлом (такая форма в течение длительного времени оставалась характерной для северного Перу).

Керамика: Культура Чавин

Посуда Чавин богато орнаментирована.

Техника нанесения орнамента поражает многообразием: встречаются нарезка, широкие бороздки, оттиски штампов, наколы, рельефные украшения типа налепов или валиков. Мотивы орнаментов также разнообразны, для них очень характерны ленты, заполненные наколами, кружками и треугольниками.

В Чавин-де-Уантар были найдены керамические изделия с орнаментом, нанесенным белой краской по кирпично-красному фону глины. Такая керамика и сегодня широко распространена в северном Перу.


Религия

Главное чавинское божество было наделено звериными клыками и длинными волосами из Змей. Предположительно, этот змееволосый Бог отвечал за уравновешивание сил Добра и Зла. Среди прочих божеств выявлены следующие: бог в виде летучего Каймана, отвечающий за пищу; бог подземного мира в виде Анаконды; бог небесного мира, обычно в образе Ягуара. Эти божества представлены в скульптурах, керамике, на тканях, в фигурках из металла, камня и дерева.

Археологические находки косвенно подтверждают, что чавинские жрецы проводили ритуалы трансформации сознания с использованием галлюциногенных веществ. В иконографии Чавин часто встречаются изображения колонновидных кактусов Сан-Педро (лат. Echinopsis pachanoi). Известно, что сок этих растений, произрастающих в Перуанских Андах, обладает наркотическими свойствами.


Рацион

Радиоуглеродный анализ человеческих костей, обнаруженных в захоронениях Чавин, показал, что рацион людей при жизни состоял в основном из картофеля, киноа и маиса.

Чавинцы охотились на оленевых, также среди остатков пищи представлены разнообразные моллюски из Тихого океана, птица и морские свинки.

По всей видимости, с 500 по 400 гг. до н/э чавинцы начали одомашнивать лам, альпака и викуний; мясо животных употребляли в пищу, а из шерсти изготовляли превосходные теплые ткани. Кроме того, жители Чавин умели заготавливать мясо методом вяления и даже продавали вяленое мясо в другие регионы.


Научные познания

Жрецы, состалявшие в Чавине правящую касту, обла­дали обшир­ными позна­ни­ями в обла­сти аст­ро­но­мии, сель­ского хозяй­ства, акустики, гидрологии, кли­матологии и даже …сейсмологии.

Земледелие

Помимо грандиозных Храмов чавинцы строили превосходные в техническом плане ирригационные системы, применение которых позволило им создать развитое террасное земледелие в засушливых районах горного Перу. Мощные оросительные системы помогали древним агрономам получать высокие урожаи злаковых и овощных культур. Одна из гидросистем Чавин, занимающая 2,5 Га, была обнаружена на севере Перу, вблизи современного города Кахамарка.

Среди с/х растений наибольшее распространение у чавинцев получили картофель и киноа, поскольку эти культуры хорошо выдерживают высокогорный климат. В период расцвета цивилизации земледельцы Чавин научились выращивать маис, несмотря на то, что в условиях высокогорья это связано с немалыми трудностями.

Цивилизация Чавин: Земледелие


Климатология

Важное значение имеет то, что в районе Чавина тесно соседствуют разные высотные зоны, ресурсы которых дополняют друг друга. Ведущее значение имеет так наз. «зона Кечуа» (2300-3500 м над у/м) с характерным для нее ровным субтропическим климатом, подходящим для неполивного земледелия. Главная забота земледельца в этой зоне — террасирование горных склонов. Сегодня «зона Кечуа» — главная житница Перу.

Выше этой зоны расположены районы, благоприятные для разведения лам и выращивания таких с/х культур, как картофель и киноа.

Влажные восточные склоны Анд, лежащие выше зоны тропических лесов, предоставляют уникальные условия для посадок кустарника коки. С глубокой древности индейцы Перу употребляли коку как допинг, необходимый при тяжелых физических работах в условиях разреженного воздуха. Поскольку для выращивания растения требуется постоянная температура (ок. +18°С), его можно сажать лишь в некоторых обособленных районах. В доиспанское время плантации коки являлись залогом благосостояния народа.


Гидрология и акустика

У чавинцев существовала развитая дренажная система. Несколько отводных каналов, строившиеся для защиты от наводнений в сезон дождей, проходили прямо под главной архитектурной достопримечательностью комплекса — Старым Храмом. О том, что чавинцы имели представления о законах акустики, говорит следующий факт: каменные водоотводные каналы были проложены таким образом, что стекающая по ним дождевая вода вызывала внутри святилища звуки, с поразительной точностью воссоздающие рев Ягуара.


Сейсмология

Неве­ро­ятно, но место для воз­ве­де­ния глав­ного цере­мо­ни­аль­ного цен­тра было тщательно выбрано, в том числе с уче­том сей­смич­но­сти. Чавин-де-Уантар про­стоял уже почти 3 тыс. лет. Он пережил катастрофичные зем­ле­тря­се­ния в 500 г. до н/э и 200 г. н/э. Срав­ни­тельно недавно (1970 г.) в регионе про­изо­шло сильней­шее зем­ле­тря­се­ние, спро­во­ци­ро­вавшее сход гор­ных лавин, которые уни­что­жили большое количество поселений более позд­них построек. Но Чавин-де-Уантар, нахо­див­шийся в самом эпи­цен­тре стихии, почти не постра­дал. Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты-сейсмологи счи­тают, что место, где рас­по­ло­жено городище, обла­дает необычными сей­сми­че­скими осо­бен­но­стями. Архео­логи не перестают удивляться, как древ­ние чавинцы смогли опре­де­лить эту редчайшую спе­ци­фи­ку мест­но­сти, и воз­двиг­нуть на ней памят­ник сво­его исто­ри­че­ского бес­смер­тия, кото­рый по сей день продолжает изум­лять человечество.


Инопланетный десант?

Глубокими тайнами окутана история народов Южной Америки, тысячелетия назад создававших цивилизации, достижения которых поражают и озадачивают современного человека. Ученые американисты не исключают, что у Чавин имеется таинственное прошлое.

Вполне понятно возникновение на этой почве различных теорий и измышлений на темы, связанные с инопланетным происхождением, путешествиями во времени и сверхмогущественными цивилизациями, существующими в параллельном мире. Даже некоторые исследователи склоняются к мысли, что носители культуры Чавин – представители внеземной цивилизации, которые приобрели свое могущество благодаря «сотрудничеству» с жителями другой планеты, намного опередивших в своем развитии землян.

Так за какие заслуги представителей культуры Чавин считают инопланетными пришельцами?

  1. Во-первых, главной загадкой является «внезапность» возникновения культуры в Северном Перу, т.е. полное отсутствие информации об истоках народа, появившегося на исторической арене с уже сложившейся культурой и традициями. Монументальная скульптура и архитектура, уникальный метод каменной кладки, своеобразный стиль резьбы по камню, развитое златокузнечество и искусство керамики — все это словно «упало с небес». Потому как в III тысячелетии до н/э обитатели региона, где через 1000 — 1500 лет расцвела культура Чавин, жили исключительно рыболовством, примитивным собирательством и охотой.
  2. Во-вторых, не менее загадочен стремительный закат цивилизации, стоявшей в развитии на голову выше своих соседей по континенту. Складывается впечатление, что в определенный момент народ Чавин просто решил возвратиться на свою таинственную «историческую родину» в созвездии Ориона.
  3. В-третьих, вывод о том, что чавинцы являлись представителями внеземной, высокоразвитой цивилизации, проистекает из того, что первым строителям храмового городища Чавин-де-Уантар был известен секрет массового производства и доставки в высокогорье гигантских многотонных каменных блоков. Повсюду в древнем комплексе (в облицовке храмовых сооружений, площадей, лестничных ступеней) встречаются отлично обработанные гранитные плиты. Каменные инструменты чавинцев, найденные при раскопках, для подобного производства абсолютно не подходят. А ведь некоторые монолитные ступени и облицовочные плиты достигают 10 м в длину.

Мысль о другой, необычайно развитой техническом отношении цивилизации подтверждают и рельефные изображения, нанесенные на каменные плиты. Четкие линии, образующие рисунки, имеют идеально ровные края. Более того, гранит внутри канавок идеально отполирован. Здесь речь однозначно идет о машинной технологии нанесения линий на каменную поверхность.

Далее, на внешних стенах «El Castillo» красовались когда-то более 200 оскаленных каменных голов – звериных и человеческих, символика которых историкам непонятна. Но что интересно — аналогичные устрашающие головы «украшают» стены Тиауанако (исп. Tiahuanaco), загадочного «Мертвого города» в Боливии. А между тем, расстояние от Чавина до Тиауанако более 1200 км.


Исторический феномен?

Исследователи, склонные видеть в загадочной Андской цивилизации исторический феномен, предполагают, что корни древней культуры следует искать в низинной области Южной Америки, где-то в долине Амазонки. Известно, что эта обширная область практически совершенно не изучена, и что многие участки суши, ранее представлявшие собой леса и нагорья, сегодня превратились в непроходимые болота.

Уже в самом месторасположении древнего комплекса кроется одна из загадок Чавин: непонятно, почему чавинцы выбрали именно это малодоступное место, расположенное на высоте более 3 тыс. м над у/м, с суровым климатом и недостатком кислорода. Таинственные руины лежат между 2-мя горными хребтами, отгораживающими их от побережья океана и от пышных джунглей Амазонии. Но в этом, утверждают ученые, имеются свои преимущества: трудно придумать более надежное укрытие.

Каким же образом из столь труднодоступного места центр Чавин умудрялся оказывать доминирующее влияние на прибрежные районы, находящиеся в сотнях км от него, учитывая отсутствие средств связи и транспорта? После ознакомления с древним городищем вопросов возникает еще больше. Территория основного комплекса занимает достаточно скромную площадь — порядка 4 Га, а население Чавин-де-Унтара в период самого расцвета по самым оптимистичным оценкам не превышало 3 тыс. человек.
Понимая несоразмерность столь незначительных параметров культуры Чавин с масштабами ее влияния на окружающие регионы, историки приписывают этот феномен неким «религиозно-культовым традициям». А Чавин-де-Унтар ими провозглашен «сакральным Церемониальным Центром».

При изучении храмового комплекса сразу бросается в глаза, что отшлифованные гранитные блоки часто находятся явно не на своем месте. Это характерно для вторичного использования материала. Отсюда историки делают вывод, что в Чавин-де-Унтаре индейцы застали сильно разрушенные руины каких-то древних сооружений и просто использовали гранитные блоки при повторном строительстве. Изготовить такие же блоки они не могли и дополняли их с доступными строительными материалами. В результате, например, в кладке стен «Кастильо» крупные ровные блоки перемежаются с грубо вытесанными камнями и с мелкими осколками. Где изначально находились эти гладкие блоки — неизвестно.

Культура Чавин — единственная из всех древнейших цивилизаций, которая сформировалась в горной области. Она развивалась на основе комплексного использования с/х ресурсов разных высотно-климатических зон, благоприятных для выращивания ряда высокоурожайных культур. В результате интенсификации земледелия, с появлением новых с/х растений, происходило усиление обмена и культурного взаимодействия между поселениями, уже имевшимися в Северном Перу к середине II тысячелетия до н/э. К тому же чавинцы приручили ламу, альпака и морскую свинку, мясо которой до сих пор является важным источником животных белков в пищевом рационе индейцев.

Вероятно, на основе интенсивного взаимодействия очагов цивилизаций произошло необычайно быстрое развитие культуры Чавин, что памятники ее формативной стадии оказались очень малочисленными и до сих пор не обнаружены археологами. Ведь горные районы Перу на сегодняшний день изучены крайне мало. Возможно, говорят ученые, в этом и кроется разгадка происхождения Чавин.


Конец положен… варварами?

Когда культурные отложения Чавин были расчищены археологами на более широкой площади, перед ними предстала классическая картина варварского нашествия: ряд маленьких домишек, сложенные из отшлифованных гранитных плит, вывороченных из развалин Храмового комплекса. Рядом были найдены обломки расписанной керамической посуды.

Можно полагать, что вторжение племен, использовавших керамику, украшенную оригинальным красно-белым геометрическим орнаментом, и стало причиной заката цивилизации Чавин. История знает множество примеров разгрома варварами древних культурных центров. В данном случае удивляться победе захватчиков не приходится: чавинцы не имели перед своими соседями существенных преимуществ — они не знали металлов (кроме драгоценных), не имели грозного оружия и не создали мощного государства.

Вот вопрос о том, откуда пришли коварные «варвары», погубившие Чавин, тоже пока остается без ответа.


Удивительные достижения Чавин

Резюмируя вышеизложенное, коротко перечислим невероятные достижения удивительной культуры Сыновей Ягуара.

  • Чавинцы первыми в Южной Америке начали выплавлять изделия из благородных металлов, первыми овладели искусством пайки и рядом технологических металлургических тонкостей, ставших известными в Европе гораздо позднее.
  • Представители древней цивилизации строили уникальные ирригационные системы, не имеющие аналогов до того времени и не нашедшие продолжения у последующих культур. Чавинцы создавали многоуровневые водогоны, с помощью которых орошали с/х площадки, находящиеся выше уровня реки, и проектировали гидросистемы, способные саморегулироваться в зависимости от количества воды в реках.
  • Чавинцы поклонялись образам животных, которые не обитали в местах проживания народа. Например, они обожествляли Ягуара, Каймана, Анаконду, которые в Андах не встречаются, а водятся в долинах равнинной Амазонии.
  • Храмовые комплексы Чавин являлись настоящими произведениями искусства. Это фантастические города внутри городов, соединявшиеся в единое целое посредством подземных многоуровневых галерей.

И это лишь малая крупица из той информации, которой обладают исследователи загадочной культуры. На многочисленные вопросы, возникающие при знакомстве с культурой Чавин, пока имеются только бездоказательные предположения и туманные гипотезы. Сегодня ученые точно уверены лишь в одном: цивилизация Сыновей Ягуара — это феномен, к разгадке которого Человечество пока не приблизилось.

Камни Чавин-де-Уантара до сих пор молчат. Молчит странное клыкастое существо с волосами-Змеями. Кто оно? Если Бог, то Бог Добра или Зла? Войны или Мира? Жизни или Смерти? Земли или Неба? Какие жертвы ему приносились и на каком языке возносились молитвы? Руины Чавин терпеливо ждут, когда наконец будут прочитаны зашифрованные в камне страницы истории, относящиеся к зарождению Человечества…


Любопытные факты
  • Культура Чавин считается одной из древнейших цивилизаций Нового Света.
  • Первое упоминание о Чавин-де-Уантар встречается в хронике Педро де Сьеса де Леона (исп. Pedro de Cieza de León; 1518 -1554) в 1553 г. Сьеса де Леон был испанским священником, гуманистом, историком и географом, а также одним из первых хронистов эпохи конкисты в Южной Америке.
  • Уро­вень развития циви­ли­за­ции был столь высок, а ее историческое вли­я­ние было столь велико, что Хулио Тельо наз­вал Чавин «Мате­рью циви­ли­за­ций Анд».
  • Бог, воплощением которого у Чаван был Ягуар, находился под властью верховного жреца, который представлял правящую касту (жрецы и воины).
  • Почитание Ягуара (Пумы) сохранилось до эпохи Инков, и храмовый комплекс Чавин на протяжении многих столетий оставался для индейцев святилищем и местом паломничества.
  • Очень часто керамические сосуды выпол­нялись древними мастерами Чавин в виде головы Ягу­ара.
  • Чавинцы верили, что жрецы могли принимать облик Ягуаров и вступать в контакт с Богами.
  • С древних времен кактус Сан-Педро считается священным и ритуальным растением. Сегодня этот кактус пользуется большой популярностью у Курандерос (исп. Curanderos – «шаманы-знахари») северного Перу. Шаманы готовят из ломтиков колючего растения спиртной напиток «cimora», с помощью которого входят в транс.
  • По утверждению альтернативных историков, то, что ученые называют культурой Чавин, не имеет никакого отношения к созданию комплекса Чавин-де-Уантар. По этой теории первыми строителями комплекса была более высокоразвитая культура, представители которой жили в Андах около 15 тыс. лет назад.
  • Немецкий инженер, доктор технических наук Вольфганг Фолькродт (нем. Wolfgang Volkrodt), проработавший 30 лет руководителем департамента разработки в фирме «Siemens», предложил совершенно фантастическую версию предназначения «Стелы Раймонди». После тщательного изучения орнаментов на гранитной плите он пришел к выводу, что выгравированные знаки — «точный технический чертеж», а все изображение — схема сложной и хорошо спроектированной паровой машины. Отбросив лишние орнаментальные элементы, опытный инженер увидел в рисунке систему вставленных друг в друга сосудов: нижний — источник тепла, верхний – холодильник, средний – генератор пара.
  • В своей книге «Это было совсем другое — интеллектуальные технологии прошлого» (нем. «Es war ganz anders – Die intelligente Technik der Vorzeit»; 1991) Вольфганг Фолькродт изобразил конструкцию паровой машины с «храповыми лопастями, ротационными поршнями, рычагами, пластинчатыми пружинами и шаровыми шарнирами». Такая машина, по уверению инженера, вполне могла применяться для перемещения груза и даже в качестве …двигателя летательного аппарата (!)

Безусловно, инженеры смотрят на события не так, как археологи — у них другие знания и иные взгляды на вещи. Несмотря на то, что свою гипотезу Фолькродт подтверждает до мельчайших деталей, это ничуть не убеждает археологов. Как бы там ни было, альтернативные мнения, как горный ветер, освежают сознание, побуждают к преодолению одностороннего взгляда на Мир и дают импульс созидательной фантазии…