Культура Южной Америки являет собой уникальный образец, на примере которого можно проследить динамику развития раннего мирового культурного процесса, начиная от первобытного уровня до вершин, достигнутых древними цивилизациями.

Согласно версии ученых, в XI-Х вв. до н.э. в Южную Америку через Панамский перешеек пришли люди и расселились по всему материку. В VII-VI вв. до н.э. в речных долинах начало зарождаться земледелие. К концу IV в. до н.э. люди могли лепить и обжигать глину, а в III-II вв. до н.э. появились первые цивилизации.

Совершенно особый этап человеческой эволюции представляли собой культуры, существовавшие в районе Центральных Анд. Именно здесь развивались такие уникальные цивилизации как Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиуаунако, Чиму, Чибча и Инков.


Чавин

Первой цивилизацией, ярким самоцветом сверкнувшей в Центральных Андах, стала Чавин (исп. Chavin; 1200-200 гг. до н.э.). Читать подробней >>>

Основным занятием населения было земледелие. Мощные оросительные системы помогали получать высокие урожаи. Одна из гидросистем Чаван, занимающая 2,5 Га, была обнаружена на севере Перу, вблизи современного города Кахамарка (исп. Cajamarca).

Значительных высот народ Чавин достиг в архитектуре и скульптуре. Чавинцы знали золото, из которого изготавливались всевозможные украшения — серьги, браслеты, колье и пр. Древние мастера искусно работали с полудрагоценными камнями, деревом, керамикой.

Цивилизация Чавин исчезла так же внезапно, как и появилась – вот одна из многочисленных загадок удивительного континента.



Сан-Агустин

Почти одновременно с Чавинской цивилизацией процветала культура Сан-Агустин (исп. San Agustín; 1000-0 г. н/э), от которой остались подземные усыпальницы, покрытые каменными плитами с характерным геометрическим орнаментом, и вырубленные в скалах водопроводы. Но более всего знамениты необычные сан-агустинские 2-головые статуи; при этом одной из голов каменных изваяний всегда была голова животного. Типичными для этой культуры были также крупные фигуры лягушек и саламандр, которых люди расставляли у источников воды. Сложные узоры, украшающие каменные скульптуры, свидетельствуют о высоком художественном вкусе древних мастеров.

Парк Сан-Агустин

Парк Сан-Агустин


Паракас

Преемницей Чавина стала культура, возникшая на южном побережье Перу. Цивилизация получила название «Паракас» (исп. Paracas; 750-100 гг. до н/э), т. к. основные находки были сделаны на одноименном п-ове. Во-первых, это паракасский некрополь. В системе подземного «города мертвых» были обнаружены мумии древних жителей Перу.

Каждая из мумий, найденных в погребениях, завернута в один или несколько великолепных плащей (в зависимости от степени знатности человека). Такие плащи ткались из хлопка или шерсти, затем украшались изящными узорами, вышитыми нитями самых разнообразных расцветок (до 190 оттенков). Излюбленный сюжет паракасских вышивок – сказочные птицы, рыбы, геометрические орнаменты, божества в виде сфинксов, животные с человеческими лицами. Даже спустя тысячелетия уникальная материя народа Паракас не утратила чистоты красок и эластичности.

Мумия Паракас

Мумии Паракас «запеленуты» в несколько слоев ткани, украшенной богатым орнаментом.

Что интересно, многие черепа умерших имеют следы прижизненной трепанации — это является свидетельством высокого уровня развития медицины Паракас. В ходе операции древние медики использовали хурургические инструменты из камня и кости (обсидиановые ножи, пинцеты, скальпели, иглы, зажимы и пр.), изготовленные настолько совершенно, что современные хирурги провели эксперимент по применению их в работе. Результат превзошел все ожидания.

Следы паракасской культуры теряются ок. 200 г. до н/э.

Андский кандилябр

Андский кандилябр Паракаса


Культура Наска

На территории южного побережья Перу развивалась еще одна интересная доколумбова культура — Наска (исп. Nazca; 100 г. до н/э-800 г. н/э), которая развивалась в нескольких долинах на одноименном плато (исп. Pampa de Nazca). Представители этой цивилизации не оставили после себя гигантских дворцов и храмов, зато прослыли отличными земледельцами. Для орошения пахотных земель они строили огромные водные резервуары, прорывали акведуки и прямо к полям подводили водоводы, которые и сейчас исправно служат. Еще Наска прославились превосходными керамическими изделиями, покрытыми разноцветной глазурью. Керамика Наска отличается тонкостью росписи и своеобразным орнаментом: изображения фантастических человеко-ягуаров и человеко-птиц, растения, рыбы и обилие отсеченных вражеских голов. Не меньше керамики знамениты ткани Наска, изготовленные из хлопка, шерсти и человеческих волос. Древние ткачи знали производство парчи, гобеленов и ковров. Свои полотна наскские умельцы раскрашивали натуральными красителями, включавшими более 200 цветовых оттенков.

Но всемирную славу культуре принесла Пампа-де-Наска — вытянутая долина (длиной 70 км, шириной 2 км), вся «исчерченная» неглубокими канавками и идущими параллельно рядами камней. Пересекаясь между собой, линии образуют геометрические фигуры и изображения различных животных. С поверхности земли гигантские рисунки различить невозможно, поэтому впервые их заметили с самолета в начале 30-х годов XX в. Возраст этой уникальной «картинной галереи» — примерно 14 веков. Последние загадочные «линии», оставленные таинственно исчезнувшей культурой Наска, датируются V в. н/э.

Линии Наска

Линии Наска


Мочика

Современницей Наска и одной из самых ярких цивилизаций Перу до появления Инков был народ Мочика, или Моче (исп. Mochica, Moche; с I по VII вв. н/э), получивший название от долины, считавшейся центром развития культуры. Ученых поражают агрономические и инженерные познания древних земледельцев, которые использовали оросительные системы протяженностью до 150 км, и грамотно применяли удобрения. Агрономы Мочика проводили селекцию таких культур, как маис, картофель, томаты, тыква.

Большую роль у народа Моче играло ремесло: ткачество, ювелирное дело, изготовление одежды и украшений. Мочика признаны лучшими металлургами доинкского Перу. Они работали с золотом, серебром и медью, владели чеканкой, ковкой, пайкой, умели делать инкрустацию полудрагоценными камнями и перламутром. Но главное достижение культуры — керамика. Назначение большей части мочикской керамики – религиозное и чувственно- эстетическое.

Одна из самых грандиозных древних перуанских построек — «Пирамида Солнца». Это монументальное сооружение, воздвигнутое строителями Мочика в долине реки Моче.

В начале IX в. н/э цивилизация, достигшая высокого уровня развития, тоже таинственным образом исчезла.



Тиауанако

Культура Тиауанако (кечуа Tiahuanaco; расцвет 500-1100 гг. н/э) признана одной из наиболее значительных в южноамериканском регионе. Ареалом распространения цивилизации были Центральные и Южные Анды, а центром — город, расположенный на Боливийском плоскогорье (4 тыс. м над у/м) в 20 км от озера Титикака. Предполагают, что в период расцвета культуры высокогорное озеро доходило до самого города.

Археологический комплекс Тиауанако

Археологический комплекс Тиауанако

Собственно говоря, Тиауанако – это городище, построенное доинкской культурой под облаками, в холодной долине среди заснеженных Андских вершин. Город, о котором ничего не известно, даже его исконное название — тайна. «Tiahuanaco», что означает «Мертвый город», — это имя, данное ему Инками уже после того, как загадочный народ навсегда покинул его.

Грандиозные сооружения Тиауанако славятся уникальной каменной кладкой. Огромные каменные блоки поражают идеальной обработкой.

Наиболее впечатляющей постройкой городища является грандиозная пирамида Акапана (кечуа Akapana) — одно из главных достопримечательностей Боливии, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не менее поразительны и другие сооружения Тиауанако: загадочный «Полупогруженный храм»; гигантский дворцовый комплекс Каласасайякс, украшенный золотом; гигантские каменные скульптуры высотой 3-7 м.

Народ Тиауанако умел обрабатывать медь, бронзу, олово, золото и серебро, а изделия гончаров по совершенству и изяществу не уступали керамике Наска.

В начале XII в. Тиауанаканское государство перестало существовать – с авансцены южноамериканской культуры таинственным образом «испарилась» еще одна уникальная цивилизация.


Чиму

Наследницей Мочика и современницей Тиауанако считается Чиму (кечуа Chimu; 1200-1470 гг. н/э) — высокоразвитая доколумбова культура, существовавшая на севере современного Перу.

Согласно легенде, народ Чиму приплыл по морю с севера на бальсовых плотах. В долине реки Моче прибывшие высадились на берег и воздвигли святилище, где молились, совершали обряды и жертвоприношения своим богам-покровителям. Это было самое могущественное государство из всех известных ранее в Южной Америке — владения Чиму простирались на тысячи километров. Развалины их городов сохранились до наших дней (столица Чан-Чан, Апурлек, Фадо, Чакма и др).

Характерным образцом культуры Чиму являются оборонительные сооружения. Неприступная цитадель Парамонга, которая защищала южные границы государства, признана эталоном крепости. Она возвышалась на холме самого западного отрога Кордильер, между 2-мя бурными реками.

Но самым удивительным и грандиозным сооружением древне-чимукской архитектуры стала Великая перуанская стена. Этот многокилометровый вал напоминает знаменитую Китайскую стену, защищавшую от врагов Циньскую империю.

В государстве было развитое сельское хозяйство, Чиму умело строили оросительные системы и водохранилища.

Кроме того, люди Чиму были искусными гончарами и достигли высоких результатов в металлургии. Они могли сплавлять различные металлы; золотые и серебряные украшения Чиму высоко ценились далеко за пределами государства.

Особым видом художественной деятельности древних умельцев было изготовление одежды для элиты, украшенной разноцветными птичьими перьями. Очень славились красивые непромокаемые плащи и перелины с оригинальными аппликациями.

Однако, ни всемогущие боги, ни планеты и звезды, которым поклонялись Чиму, не смогли спасти их от нашествия врагов. В 1476 г. Инки захватили Чиму и присоединили их земли к своим территориям.

Спустя века, в марте 2018 г. на севере Перу недалеко от курортного городка Уанчако (исп. Huanchaco) во время прокладки водопроводных труб нашли 77 погребений культуры Чиму, возраст которых археологи определили периодом 1200-1400 г. н/э. Среди обнаруженных останков 47 человек было около 12 детей, скорее всего, принесенных в жертву богам.


Цивилизация Инков

Среди древних южноамериканских народов с развитой культурой особенно выделяется Империя Инков — Тауантинсуйу (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu). Когда начался расцвет цивилизации Инков, все предшествующие выдающиеся культуры континента сошли с исторической арены или приближались к закату.

В юго-западной части континента Инки создали огромное государство, охватившее в период своего расцвета (XV – XVI вв.) территории современных Перу, Боливии, Эквадора и часть Чили.

Цивилизация отличалась высоким развитием культуры, науки и общественного строя. У Инков была мощная армия, с помощью которой они держали в повиновении многие народы Южной Америки. Инки умели строить каменные здания, обрабатывать бронзу, прокладывать дороги.

Основа хозяйственной деятельности государства – террасное земледелие и животноводство. Больших успехов Инки добились в металлургии; были хорошо развиты ремесла, особенно ткачество.

Столицей и символом Империи был город Куско – «сказка из камня и золота», одна из крупнейших столиц мира эпохи конкисты. В высокогорном Куско действовали водопровод и канализация.

Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».

Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».

В главном городе Инков буквально все поражало воображение: центральная «площадь Радости», окруженная самой большой золотой цепью в истории человечества; облицованый золотыми пластинами «Храм Солнца»; «Храм Луны» со стенами, облицованными серебряными пластинами; фантастический «Золотой сад» с фонтаном, покрытым золотом.

В уникальном «Золотом саду» Инки воспроизвели из золота окружающий мир в натуральную величину: колосящиеся поля, деревья и кустарники, цветы и плоды, люди и животные, птицы и бабочки. Неповторимые творения золотых дел мастеров Инки отдали вероломным испанцам в качестве выкупа за жизнь последнего верховного Инки — Атауальпы (1500-1533).

Кроме того, Инки были замечательными музыкантами, они хорошо играли на костяных и металлических флейтах, на бубнах, барабанах, тростниковых или глиняных андских свирелях. Среди жителей великой Империи были отличные инженеры, математики, врачи, географы, историки и астрономы: по всей территории Перу были размещены обсерватории, где звездочеты наблюдали за планетами и созвездиями. Но наиболее развитой наукой была медицина; ярким свидетельством эффективности инкской медицины служит факт поразительного долголетие жителей Империи (90-150 лет).

Цитадель Мачу-Пикчу (кечуа Machu Piсchu) — последняя крепость Инков, построенная высоко в Андах, считается главной археологической достопримечательностью Южной Америки.

Мачу-Пикчу: Затерянный город Инков

Этот древний каменный город в небесах называют «Потерянным городом Инков».

После покорения великой Империи испанскими завоевателями, все жители Мачу-Пикчу …самым таинственным образом исчезли.

Так, несмотря на отлаженную государственную систему и высокий уровень развития, великую державу тоже настигла участь всех государств доколумбовой Америки. Сломленная неотвратимым натиском непонятного для Инков мира алчности, коварства и жестокости, могучая Империя погибла.


Итак, выдающиеся южноамериканские цивилизации разрушились, растворилась во Времени. Кто знает, каким был бы мир, сохранись они до наших дней?

[0]