Адольфо Биой Касарес (исп. Adolfo Bioy Casares; 1914-1999) — известный аргентинский писатель, в произведениях которого гармонично переплетены реализм и фантастика, в этом жанре он написал 8 романов.

Аргентина дала литературе ХХ в. 3-х великих классиков: Хулио Кортасара, Хорхе Луис Борхеса и Адольфо Биой Касареса.

Многие литературоведы считают Биойя Касареса основоположником аргентинской научной фантастики. Его произведения переведены на многие языки, удостоены нескольких национальных и международных наград, по его рассказам сняты кинофильмы.

Читать или скачать (mobi, fb2, epub) произведения А.Касареса на русском языке можно здесь.


Биография

Биой Касарес родился 15 сентября 1914 г. в столичном Буэнос-Айресе в зажиточной буржуазной семье, в которой все увлекались литературой. Адольфо очень рано пристрастился к чтению и начал писать; ребенком он подражал любимым писателям, простодушно списывая у них целые страницы. Свой первый рассказ мальчик написал в возрасте 11 лет для кузины, в которую был тайно влюблен. А в 14 лет подросток сочинил первую детективную повесть с элементами фантастики.

Первую книгу под символичным названием «Пролог» юноша издал в 1929 г., когда ему было 15 лет.

Адольфо Биой Касарес в молодости

После окончания школы Адольфо учился на юридическом и на филологическом факультетах Университета.

В 1932 г. произошло его знакомство с Хорхе Борхесом (исп. Jorge Luis Borges; 1899 — 1986), аргентинским прозаиком, поэтом и публицистом. Эта встреча переросла в многолетнюю дружбу, связавшую обоих многочисленными совместными литературными проектами.

В 1936 г. они стали вместе выпускать журнал «Destiempo», хотя и просуществовавший очень недолго. Тогда же Адольфо бросил учебу, посвятив себя исключительно писательской деятельности. В 1940 г. было опубликовано его наиболее известное произведение — «Изобретение Мореля», которое сегодня считается классикой современной литературы.

В 1942 г. Биой Касарес и Борхес выпустили сборник детективных рассказов «Шесть задач для дона Исидоро Пароди» (исп. «Seis problemas para don Isidro Parodi»), спустя 4 года вышел следующий совместный сборник — «Две памятные фантазии» (исп. «Dos fantasías memorables»). Оба издания были опубликованы под псевдонимом «Онорио Бустос Домек» (исп. Honorio Bustos Domecq). К тому же периоду относятся и самостоятельные опыты писателя в жанре детектива, среди которых самое известное произведение — новелла «Коварный снег» (исп. «Nieve traicionera»; 1944 г.)

В 1954 г. увидел свет роман Биой Касареса «Мечта героев» (исп. «El sueño de los heroes»), в 1967 г. тандем Борхес — Касарес выпускает сборник пародийных рассказов «Хроники Бустоса Домека» (исп. «Cronicas de Bustos Domecq»).

В 1969 г. был издан знаменитый «Дневник войны со свиньями» (исп. «Diario de la guerra del cerdo»), по которому впоследствии поставил фильм крупнейший мастер аргентинского кино Леопольдо Торре Нильссон (исп. Leopoldo Torre Nilsson; 1924 – 1978). Этот роман стал одним из последних произведений писателя. События, описанные в произведении, в действительности никогда не происходили: молодежь объявляет жестокую и бессмысленную войну старикам.

В 1973 г. в свет вышел нашумевший роман «Уснувший на солнце» (исп. «Dormir al Sol»).

Адольфо Биой Касарес
Адольфо Биой Касарес

Личная жизнь

В 1940 г. Адольфо Биой Касарес заключил брак с писательницей и поэтессой Сильвиной Окампо (исп. Silvina Ocampo Aguirre; 1903-1993), с которой он имел любовную связь с 19-летнего возраста (с 1933 г). Сильвина в 1954 г. удочерила Марту, внебрачную дочь Адольфо. В 1994 г., через 3 недели после смерти Сильвины, Марта Биой Окампо (исп. Marta Bioy Ocampo; 1954 -1994) погибла в аварии.

Хорхе Борхес, Адольфо Биой Касарес, Сильвина Окампо и Марта Биой Окампо
Хорхе Борхес, Адольфо Биой Касарес, Сильвина Окампо и Марта Биой Окампо

Кончина

Биой Касарес пережил свою жену Сильвину и Хорхе Борхеса. 8 марта 1999 г., после продолжительной болезни на 84-м году жизни скончался один из последних патриархов латиноамериканской литературы, он похоронен в Буэнос-Айресе на кладбище Реколета (исп. Cementerio de La Recoleta), самом старом и аристократическом некрополе города, где погребены многие знаменитые аргентинцы.


Награды

Адольфо Биой Касарес — лауреат многочисленных почетных званий (в том числе Кавалера ордена Почетного Легиона Франции) и премий, среди которых наиболее значима Премия Сервантеса (исп. Premio Miguel de Cervantes) — крупнейшая ежегодная премия действующему автору, пишущему на испанском языке (1990 г.)


Любопытные факты

  • За свою творческую жизнь Адольфо Биой Касарес использовал несколько псевдонимов: Онорио Бустос Домек (Honorio Bustos Domecq), Б. Суарес Линч (B. Súarez Lynch), Хавьер Миранда (Javier Miranda), Мартин Сакастру (Martin Sacastru).
  • Стиль Биой Касареса сочетает холодновато — аристократическую ясность изложения со свойственной латинскому миру страстностью. Он был одним из немногих серьезных прозаиков, умевших писать захватывающе.
  • С одной стороны, многое в повествованиях Биой Касареса до боли узнаваемо. При том, что герои писателя — обычные люди, они неминуемо сталкиваются с миром абсурда, ими также используется неравномерность течения времени, например, в стремлении уцепиться за прошлое: за женщину, похожую на бывшую возлюбленную, или за кошку, похожую на кошку возлюбленной. Отец, бегущий за автомобилем с девушкой, похожей на погибшую дочь… Изобретатель, сумевший записать не только голоса и изображения людей, но также их запахи и окружающие вещи; создавший призрачный мир, повторяющийся вновь и вновь, как мелодия на пластинке…
  • В самом известном произведении Биой Касареса, романе «Изобретение Мореля», речь идет о машине, позволяющей создавать копии людей. Именно этот роман, оцененный Борхесом как шедевр, был удостоен самой почетной награды в испаноязычной литературе — Премии Сервантеса.
  • А. Биой Касарес сначала предстал перед читателями в роли литературного персонажа, полумифической личности, мелькающей на страницах книг Хорхе Борхеса.
  • Давая интервью, Биой Касарес неохотно говорил о содержании своих книг, об их героях. Он предпочитал делиться мыслями о писательском труде, как о процессе глубоко осознанном, трудоемком и необходимом. Писатель часто подчеркивал, что в литературе существуют свои законы. «Писать — значит непрерывно открывать эти законы. Труд писателя — задача, которую решаешь, отчасти применяя уже установленные законы, отчасти тебе предстоит открыть и принять особые законы».
  • Имя Адольфо Касареса в аргентинской (и в мировой) литературе стоит рядом с именами Борхеса и Кортасара (исп. Julio Cortazar). «Кортасар убеждает, Борхес завораживает, Биой Касарес — тревожит» – такую краткую и точную характеристику дал французский литературный критик Юбер Жюэн (фр. Hubert Zhyuen) трем наиболее значительным современным аргентинским прозаикам.
  • В начале 2006 г. по решению аргентинского суда все имущество Сильвины и Адольфо, включая поместье, было передано еще одному внебрачному ребенку Биой Касареса, сыну Фабиану. В феврале того же года Фабиан Биой, последний наследник обоих писателей, умер в 40-летнем возрасте.
[1]