Бразилиа (порт. Brasilia), столица Федеративной Республики Бразилия. Город по численности населения занимает 4-е место по стране. Он расположен в самом «сердце» Бразилии, в 1200 км от бывшей столицы, Рио-де-Жанейро, у истоков рек Дешкоберту и Прету Центрального Плоскогорья (Planalto Central), на высоте более 1150 м над уровнем моря. Бразилиа является центром Федерального округа, разделенного на 31 административных района.

Площадь столицы – около 480 км², население ее составляет около 2 363 200 человек.

Бразилиа — первый город в мире, построенный в ХХ веке на пустом месте. Хотя, согласно законодательству ЮНЕСКО, позволяющему признавать памятники через 50 лет с момента завершения их строительства, впервые Бразилиа стал исключением. В 1986 году, спустя лишь 27 лет со дня основания, город был провозглашен ЮНЕСКО «достоянием человечества». Он встал в один ряд с великими Афинами, Римом, Санкт-Петербургом и Самаркандом.

metka-karta

 

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Климатические особенности

Континентально-тропический климат с дождливым, влажным летом (декабрь — март) и солнечной, сухой зимой (середина мая — середина октября). Среднегодовая температура составляет + 21°С, с сезонными колебаниями в течение года от +15°С до +30°С. Самым жарким месяцем в году является сентябрь.


Город многовековой мечты

Согласно легенде, переходившей из поколения в поколение, в XVI веке монах-иезуит Жозе ди Аншиета предсказал, что в центре Бразилии будет возведена новая столица. Власти Бразилии с середины XVIII столетия вынашивали идею переноса столицы вглубь джунглей, желая облегчить контроль над обширными труднодоступными регионами страны.

В 1891 году в Конституцию страны внесли пункт о насущности строительства нового города.

Но только в 1956 году президент Жуселину Кубичек ди Оливейра, правивший в период 1956 – 1961 гг., одержимый мечтой о благоденствии и процветании своей страны, решил начать работы по проектированию новой столицы. Основные строительные работы, которые велись 4 года (с 1957 по 1960 год) проходили тяжело. Стройматериалы приходилось доставлять издалека, по бездорожью и непроходимым джунглям. Однако, в результате дерзкого социального и инженерного эксперимента в «сердце» страны, в глухих зарослях тропических джунглей, весной 1960 года вырос «идеальный город» Brasília.

Бразилиа: "Город Многовековой мечты"

Бразилиа с высоты птичьего полета

21 апреля 1960 года Бразилиа был торжественно провозглашен столицей Республики. В город сразу переехало правительство страны и все государственные институты.

Почти сразу же стало понятно, насколько правильным было возведение новой столицы. Вдвое снизились нагрузки на шикарный Рио-де-Жанейро и он смог уделять больше внимания туристическому бизнесу. А малонаселенная до этого центральная часть страны стала активно развиваться.

И географическое расположение города (в самом центре страны), и его оригинальная планировка, схожая с самолетом, или натянутым луком со стрелой, очень символичны. По идее Жуселину Кубичека, предназначением Бразилиа было стать олицетворением стремления страны в процветающее будущее.

У Бразилиа есть основание для гордости, ведь в создании новой столицы принимало участие гениальное трио: планировал город Люсио Коста, все крупные правительственные здания проектировал великий архитектор Оскар Нимейер, а ландшафтный архитектор Роберту Бурле Маркс разбил сады, подобрав местные растения, озеленившие сухое Центральное плоскогорье.

Всего 4 года потребовалось команде одержимых людей, чтобы претворить в жизнь идею, несколько веков живущую в народе. На подлете к городу бортпроводницы непременно говорят пассажирам: «Посмотрите в иллюминаторы!». И это стоит сделать, Вы увидите единственный в мире удивительный город в форме самолета!


Уникальная Бразилиа

Уникальность Бразилиа, ставшего воплощением мечты человека об идеальном технополисе, в единстве всеобщего замысла и решения архитектурного ансамбля.

План застройки города имеет сходство с силуэтом исполинской птицы с распахнутыми крыльями. Ну или самолета, сидящего на земле. В «крыльях» птицы располагаются жилые городские кварталы, в «туловище» – общественные и государственные здания. В «голове» – средоточие генштабов государственных органов власти. Необычность планировки столицы еще и в том, что улицы задуманы и спроектированы с индивидуальной «специализацией». Улица с банками, улица с магазинами, улица с мастерскими, улица с аптеками и пр. Высота застройки жилых кварталов — не более 6 этажей. У каждого дома обязательно есть свой охранник.



Город спроектирован вдоль двух пересекающихся магистралей (Монументальных осей), которые и образуют силуэт самолета. Эти оси состоят из конструкции четырехполосных шоссе с широчайшей, засаженной зеленью, полосой между ними. Пересечь пешком главную трассу, конечно, можно, но это станет крайне изнуряющей прогулкой под раскаленным солнцем, ведь столица Бразилии — это город для людей на автомобилях. Масштабы всех ансамблей и комплексов тоже рассчитаны на скоростное, объемное восприятие.

Площадь Трех властей расположилась в носовой части «самолета». Она символизирует единство и равенство властей (законодательной, исполнительной и судебной) и признана рукотворным чудом вкуса, элегантности и идеальной уравновешенности пропорций. На Площади симметрично разместились две 28-этажные свечи, башни-близнецы, в которых располагается аппарат Национального Конгресса. Внешний облик Дворца Справедливости (Министерство юстиции) по замыслу О. Нимейера соединил в себе воедино природу и архитектуру. Сооружение окружено водой, а на его фасаде созданы каскады, вроде водопада, где постоянно, днем и ночью, льется вода.

Бразилиа

Бразилиа

В центре Площади установлено громадное полотнище национального флага на стометровой мачте. От Центральной Площади протянулись две параллельные линии министерских 20-этажных зданий, разделенные обширной зеленой зоной. Вдоль корпусов зданий проходят широкие трассы, перед телебашней закрученные в кольца совершенно идентичных дорожных развязок.

В городе отсутствуют светофоры (!), потому что все пешеходные и автомобильные развязки — многоуровневые. Общественный транспорт представлен метро (Metro de Brasilia) и многочисленными маршрутными автобусами. Две линии метро, длиной 42 км были открыты в 2001 году. Столица имеет железнодорожное и автомобильные сообщения с другими населенными пунктами страны. Южнее Бразилиа располагается аэропорт имени президента Жуселину Кубичека (Aeroporto Internacional de Brasilia — Presidente Juscelino Kubitschek).


Комфортный город

По внешнему периметру Бразилиа окаймлен искусственным озером Пантанал (шириной 5 км, длиной 80 км). Воды Пантанала служат городу своеобразным кондиционером. Благодаря чему здесь создан очень комфортный микроклимат. Даже в самое жаркое время в город поступает свежий, увлажненный воздух.

Строя жилые кварталы, Нимейер старался заложить в проекты все самое передовое и лучшее для того времени. Микрорайоны не выглядят монотонно, так как состоят из домов нескольких типов. Строго ориентированные по сторонам света, четные кварталы располагаются в южной части, а нечетные — в северной.



Дома в жилых микрорайонах, утопающих в зелени, возведены на опорах так, что под ними могут беспрепятственно ходить люди. Таким образом обеспечивается свободная циркуляция потоков воздуха. Жилые здания расставлены в таком порядке, что даже при полном безветрии создается перепад внутриквартального давления с внешним, и между блоками постоянно «гуляет» воздух.

В городе обилие садов, скверов, парков. Бразилиа признали одним из самых зеленых городов на планете. А искусственно созданный в нем климат считается одним из самых лучших в мире.

То, что в городе нет ни единого промышленного предприятия, способствует еще большему экологическому благоденствию. Город как был изначально задуман административно-государственным центром страны, так им навсегда и остался.


Архитектурные достопримечательности

Визитной карточкой Бразилиа, ставшего наглядным пособием для архитекторов всего мира, являются сооружения, спроектированные знаменитым мастером Оскаром Нимейером. Нимейер вместо традиционных конструкций всегда предлагает новаторские формы. Он сам сформулировал неповторимый замысел внешнего облика города так: «Меня не прельщают прямые линии и углы рукотворных конструкций. Мне близка чувственная, свободно изогнутая линия. Линия, напоминающая горы моей прекрасной страны, изящные изгибы рек, причудливые облака, обворожительное тело любимой женщины».

Здание Конгресса (Бразилиа, Бразилия)

Здание Конгресса

В 50-х годах прошлого века Нимейер радикально отошел от устоявшихся стереотипов. Он сумел спроектировать здания, напоминающие изваяния или памятники архитектуры какой-то удивительной невиданной цивилизации. Впечатление усиливается изрядным количеством скульптур, размещенных в интерьерах и по наружному периметру фасадов.

Колонны как будто едва касаются земли, подчеркивая легкость сооружения; здания, выполненные из железа, бетона и стекла на вид лишены массивности. Их мягкие линии удивительно пластичные и емкие, а зеленый ландшафт и вода, органично вписанные в экстерьер, будто оживляют их. Каждое архитектурное сооружение, придуманное и спроектированное Нимейером, ошеломляет нетрадиционными контурами, неожиданными линиями, дерзкими формами.

Дворец Плоскогорья (порт. Palácio do Planalto), где размещается аппарат президента, чрезвычайно светлый, а четкие линии колонн создают невероятное ощущение такой легкости, словно здание парит над землей.

Аналогичное впечатление производит Дворец Правосудия (порт. Supremo Tribunal Federal; Верховный Суд Бразилии), которым украшена другая сторона площади.

Будто из воды поднимается арочный Дворец Итамарати (порт. Palácio do Itamaraty; здание Министерства Иностранных дел). В него можно попасть по мостам, перекинутым к фасаду и торцам. Колонны, длина которых за счет отражения в воде визуально удваивается, кажутся воздушными и создают такую фантастическую невесомую галерею, что сложно понять, на что опирается массивная бетонная крыша, защищающая интерьер прозрачного стеклянного здания.


Здание Конгресса (порт. Palácio do Congresso Nacional) заслуженно считается самым величественным в Бразилиа (хотя Кафедральный собор и Дворец правосудия по красоте и полету архитектурной мысли смело могут побороться с ним за первенство).

Одним из символов города стал Кафедральный Собор (порт. Catedral Metropolitana de Brasília), взмывший в небо гигантским стеклянным конусом, опоясанным белыми колоннами. Этот прекрасный собор — главный проект архитектора Нимейера в Бразилиа. Знаменитый мировой памятник XX столетия, открытый в 1967 году через 12 лет после начала строительных работ. По замыслу Нимейера, ему была уготована роль религиозного экуменического центра, места, аккумулирующего все веры, существующие в Бразилии. Но Собор стал католическим, названным «Катедрал-Метрополитана-ди-Носса-Сеньора-Апаресида».

Кафедральный Собор Бразилиа (Бразилия)

Кафедральный Собор. Непременно стоит посмотреть на это весьма необычное сооружение, принесшее создавшему его архитектору всемирную славу.

В мире не найти второго такого Собора, окруженного водой, основная часть которого находится под землей. Вход в этот современный Храм был замыслен, как дорога очищения к Творцу. Начиная путь в полумраке коридора, спускаясь по пандусу вниз, с каждым шагом посетитель приближается к свету, оказавшись, наконец, у алтаря в огромном пространстве собора, залитом солнцем. Витражи, выполненные по всему периметру внутреннего помещения, просто ошеломляют.

Не менее интересны здания Национального театра (порт. Teatro Nacional), имеющего несколько сцен, Музея Бразилии, Институт истории и множество других построек.


Развлечения

  • Бразилиа является культурным центром страны с множеством театров, музеев, выставочных залов.
  • Бразилиа – один из самых озелененных городов на земном шаре. С бесчисленным количеством садов, парков и аллей. Жители города и туристы очень любят кататься на лодках и удить рыбу на Пантанале.
  • Огромный интерес представляет зоопарк, только тут можно увидеть некоторых экзотических обитателей амазонской сельвы.
  • Парк отдыха, раскинувшийся на громадной площади в 4 млн. 200 тыс. км² возле телебашни, это громадный природный заповедник, где все предусмотрено для многочисленных отдыхающих: разнообразные детские площадки, монорельсовые дороги, велосипедные дорожки, живописное озеро, в котором можно порыбачить, бассейны с искусственными водопадами и волнами.
  • В городе бессчетное количество разных типов увеселительных заведений, без которых немыслим ни один город Бразилии.

Проблемы

Сегодня Бразилиа, отметивший в 2010 году свое 50-летие, все более сталкивается с проблемами роста. Возрастают нагрузки на социальную инфраструктуру и на транспортные системы. Постепенно размываются четкие прежде границы функциональных зон. Это дает пищу для скептицизма в отношении «идеальности» замыслов энтузиастов-основателей города. Некоторым туристам, приезжающим сюда после фонтанирующих энергией и завораживающих своей историей Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, столица сначала кажется скучным городом, лишенным живой атмосферы человеческого обитания.

Но скоро Бразилиа, в котором очень легко ориентироваться, становится поистине «своим» городом. Вот тогда этот неповторимый архитектурно-природный ансамбль предстает во всем своем величии, во всеобъемлющем просторе, уникальности городского ландшафта, комфортности экологически чистого микроклимата и несуетной размеренности жизни. В самом деле, нельзя не проникнуться особенным чувством к этому удивительному городу, ставшему величественным памятником беззаветного патриотизма и творческого гения бразильского народа, в сложнейших условиях, на фоне экономического упадка, решившегося на такое рискованное предприятие во имя поднятия духа нации и процветания родины.

Но город-воплощение легенды, чудо современного искусства градостроительства, не совсем оправдал эти надежды. Страна, превратившаяся из экспортера кофе и различных колониальных товаров в современного промышленного гиганта, не смогла избежать ужасающего контраста между богатством и бедностью. Сегодня Бразилия имеет репутацию мирового лидера по неравенству в распределении доходов. И вблизи от широких респектабельных проспектов с величественными зданиями выросли фавелы, как в Рио. Трущобное поселение — спутник столицы – бразильцы шуточно называют анти-Бразилиа, число обитателей которого все множится. По праздничным и выходным дням столица пустеет. Государственные чиновники, привлеченные в Бразилиа повышенными окладами, улетают в веселый, бурлящий Рио. Предпочитая его великолепные многолюдные пляжи искусственному городу-символу…

[0]