Жоржи Амаду: "Бразильский Пеле"Жоржи Леал Амаду ди Фария (порт. Jorge Leal Amado de Fariа; 1912–2001) — бразильский писатель, общественный и политический деятель, академик Академии искусств и литературы Бразилии (с 1961 г). Жоржи Амаду обрел славу профессионального писателя, который жил исключительно на доходы от издания своих произведений; по количеству тиражей он уступает только Пауло Коэльо (порт. Paulo Coelho), известному бразильскому поэту и прозаику.

Читать или скачать (mobi, fb2, epub) произведения Жоржи Амаду на русском языке можно здесь.

metka-karta

Детство

Жоржи Амаду, сын землевладельца Жуана Амаду де Фариа (порт. Juan Amado de Faria) и Эулалии Леал (порт. Eulalia Leal), родился 10 августа 1912 г. на фазенде «Aurisidia» в штате Баия (порт. Bahia). Хотя, о точном месте рождения биографы писателя расходятся во мнениях. Доподлинно известно, что отец владел плантацией какао к югу от Ильеуса (порт. Ilheus). Через год после рождения первенца из-за эпидемии оспы семья переехала в город Ильеус, где и прошло детство Жоржи.

Позже Ж. Амаду вспоминал о своих ранних годах так: «Годы детства и отрочества, проведенные в Баии, — на улочках, в порту, на паперти столетних церквей, на рынках, на праздничных ярмарках, на состязаниях по капоэйре … — это мой самый лучший университет».

Жоржи был старшим сыном в семье, у него было еще 3 младших брата: Жофре (порт. Jofre; г/р 1914), Жоелсон (порт. Joelson; г/р 1918) и Жамес (порт. James; г/р 1921). Жофре умер от гриппа в 1917 г., Жоелсон впоследствии стал врачом, а Жамес — журналистом.


Годы учебы

Читать и писать Жоржи научила мать Эулалия по старым газетам. С 1918 г. мальчик стал посещать школу в Ильеусе. С 11 лет его отправили в салвадорский религиозный колледж Антониу Виейры (порт. Colégio Religioso Antoniu Vieira), где будущий писатель пристрастился к литературе. Однажды, в 1924 г. строптивый подросток сбежал из дома и 2 месяца путешествовал по дорогам Баии, пока отец его не выловил.

Среднее образование юноша завершил в гимназии города Ипиранга (порт. Ipiranga), где он увлеченно занимался выпуском газеты «A Pátria» (порт. «Отчизна»).


Высшее образование будущий писатель получал в Университете в Рио-де-Жанейро на юридическом факультете, где он впервые соприкоснулся с коммунистическим движением и познакомился с видными коммунистическими деятелями.


Начало литературной карьеры

В 14 лет Жоржи устроился репортером в отдел криминальной хроники газеты «Diário da Bahia», а в скором времени стал публиковаться в газете «O imparcial» («Беспристрастная»).

К 1928 г. вместе с друзьями Амаду основал литературное объединение писателей и поэтов штата Баия «Академия бунтарей» (порт. «Academia dos Rebeldes»). «Академия», основываясь на классической литературе, сосредотачивалась на модернизме, реализме и социальном движении. Тогда же, творчество самого Жоржи соединило в себе афро-бразильские традиции, формируя представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой.

В 1932 г. Амаду стал членом Компартии Бразилии. Участие в «Движении 1930-х» оказало большое влияние на раннее творчество, когда писатель обратился к проблемам равенства в обществе.

Окончив Университет (1935 г.), Жоржи Амаду вместо обеспеченной жизни адвоката выбрал стезю общественного деятеля и литератора. Его литературный дебют состоялся в 1930 г. выходом новеллы «Ленита» («Lenita»), созданной в соавторстве с Диасом да Костой (порт. Dias da Costa) и Эдисоном Карнейру (порт. Edison Carneiro). В 1931 г. вышел первый самостоятельный роман Ж. Амаду «Страна карнавала» (порт. «О pais do carnaval»), где он в саркастической форме изобразил богему города Салвадор.


Общественная и политическая деятельность

Период 1930-1945 гг. известен в Бразилии как «Эра Варгаса» (порт. Era Vargas) — страной правил диктатор Жетулиу Варгас. В 1936 г. за политическую деятельность и открытые выступления в печати против диктаторского режима, Жоржи Амаду был арестован. Тогда, вспоминал писатель, «террор господствовал всюду, в Бразилии начался процесс ликвидации демократии, нацизм подавлял свободу, растаптывались права человека». Выйдя из тюрьмы, Жоржи Амаду отправился в долгое плавание на каботажном судне вдоль тихоокеанского побережья; он путешествовал по Бразилии, Латинской Америке и США, результатом долгого странствия стал роман «Капитаны песка» (1937).

После возвращения на родину, опальный писатель снова был арестован, а около 2 тысяч экземпляров его книг были сожжены военной полицией.

После своего освобождения, в 1938 г. писатель переехал жить в Сан-Паулу (порт. São Paulo).

В эти трудные времена Амаду скитался в поисках работы, но продолжал писать. В 1941 г. он вновь вынужден был покинуть страну, на этот раз уехав в Аргентину. К 1942 г. на фоне развернувшегося антифашистского движения, правительство Варгаса прервало дипломатические отношения с фашистскими державами, объявив войну Германии и Италии. Узнав об этом, Ж. Амаду вернулся из эмиграции, но по прибытии был сразу же взят под стражу. Власти отправили писателя в Баию, заключив под домашний арест. Ему было запрещено пребывать в крупных городах и публиковать свои произведения. Но редактор антифашистской газеты «Imparcial» пригласил Жоржи к сотрудничеству — ему было поручено комментировать сообщения о событиях на фронтах II Мировой войны.

После легализации Коммунистической партии, в декабре 1945 г. писателя избрали в Национальный Конгресс депутатом КП от Сан-Паулу; кроме того, он занял пост вице-президента Ассоциации писателей. Амаду занимался несколькими законопроектами, направленными на защиту национальной культуры. Именно в этот период ему удалось отстоять поправку о свободе совести и вероисповедания, в том числе легализовав культ Кандомбле (афрохристианский культ в Бразилии – прим. ред).

Жоржи Амаду: "Бразильский Пеле"В 1948 г. бразильским реакционерам, поддерживаемым США, удалось привести к власти генерала Эурику Дутру (порт. Eurico Gaspar Dutra), сторонника Гитлера. Деятельность КПБ вновь оказалась под запретом, и Жоржи с женой Зелией покинули Бразилию и уехали в Париж. Во Франции Ж. Амаду познакомился и подружился с Пикассо (исп. Pablo Ruiz Picasso; испанский живописец) и Сартром (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; французский философ, писатель, драматург), встречался с поэтом Полем Элюаром (фр. Paul Éluard). Писатель много путешествовал, он объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался со многими видными мировыми деятелями культуры.

Амаду неоднократно бывал в СССР (1948-1952), с 1951 по 1952 гг. жил в Праге (ЧССР). Бразильский писатель публиковался во всех странах «социалистического лагеря».

По возвращении на родину в 1952 г., он отдался литературному творчеству, всецело посвятив себя воспеванию родной Баии.

В 1956 г. писатель покинул ряды Компартии Бразилии; в 1967 г. он отказался от выдвижения своей кандидатуры на соискание Нобелевской премии.



Литературное творчество Жоржи Амаду

В начальном периоде творчества автора преобладала социальная тематика. К ранним работам относятся романы: «Страна карнавала» (порт. «O país do carnaval»; 1932), «Какао» (порт. «Cacau»; 1933), «Пот» (порт. «Suor»; 1934). В этих произведениях автор описывает борьбу трудящихся за свои права. Собственно, писательскую известность Ж. Амаду обрел после публикации романов «Какао» и «Пот», где описываются борьба за выживание, героизм, личностные драмы и трудовые будни простых работников края какао. Именно с «Какао» начинается «баиянский цикл» романов о жизни на плантациях.

Интерес к жизни чернокожего населения, афро-бразильских традиций и тяжелого наследия рабства автор проявляет в цикле из 3 романов о Баие: «Жубиаба» (порт. «Jubiabá»; 1935), «Мертвое море» (порт. «Mar morto»; 1936) и «Капитаны песка» (порт. «Capitães da areia»; 1937). В этих работах писатель формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. Он говорил: «Мы, баиянцы, смесь ангольцев с португальцами, в нас поровну от тех и от других…». Показателен в этом отношении роман «Жубиаба», герой которого, малолетний беспризорник-попрошайка, делается сначала главарем воровской банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым семьянином. Примечательно, что впервые в бразильской литературе главным героем в этом романе выступает чернокожий.

В основе знаменитого на весь мир романа «Капитаны песка» показана жизнь «отверженных» беспризорных детей земли Баия, которые пытаются найти свое место в жестокой реальности. Роман написан удивительно красочным, лирическим языком.

В произведениях цикла о штате Баиа прослеживается созревание «реалистического метода» в творчестве Амаду. В 1959 г. роман «Мертвое море» был удостоен премии Граса Аранья (порт. Prêmio Graça Aranha) Бразильской литературной Академии.

В 1942 г. вышла книга «Рыцарь надежды» (порт. «O Cavaleiro da Esperança») — биография Луиса Карлоса Престеса (порт. Luís Carlos Prestes), активиста бразильского коммунистического движения, в тот момент находившегося в тюрьме.

В эмиграции Амаду начал работу над эпическим циклом романов о «земле какао»: «Бескрайние земли» (порт. «Terras do sem-fim»; 1943), «Сан Жоржи дос Ильеус» (порт. «Sao Jorge dos Ilheus»; 1944), «Красные всходы» (порт. «Seara vermelha»; 1946).

В романе «Бескрайние земли» можно найти автобиографические воспоминания, касающиеся отроческого периода жизни писателя. Эпиграфом к этому произведению послужили слова из народной песни: «Я расскажу вам историю — историю, что ужасает…». Описывая соперничество помещиков, захватывающих в штате лучшие земли под плантации, Амаду вспоминал, как однажды к отцу подослали наемных убийц. Спасая маленького Жоржи, тот, раненный, чудом остался жив. А мать в те лихие годы ложилась спать с заряженным ружьем у изголовья кровати.

Вернувшись в Бразилию, писатель издал прокоммунистические книги «Мир мира» (порт. «О mundo da paz»; 1950) и «Подполье свободы» (порт. «Os subterraneos da liberdade»; 1952).

Постепенно творчество Амаду эволюционирует от произведений пролетарской тематики, основанных на сплаве мелодраматизма, бытоописания и социальности, к фольклоризму, где важнейшим элементом сюжетно-композиционной структуры являются афро-бразильские культы и традиции, впервые введенные в этом качестве в бразильскую литературу.

С конца 1950-х гг. писатель начал вводить в произведения юмор, элементы фантастики и сенсуализма (от лат. «sensus» — восприятие, чувство, ощущение – прим. ред). Амаду, в работах которого причудливо переплетаются реальность и мистика, занял достойное место в ряду представителей магического реализма. Эти фантазийные элементы навсегда остались в творчестве Амаду, несмотря на то, что в произведениях позднего периода творческий интерес писателя опять сместился к политическим темам.


С 1958 г. романы Амаду вновь переносят читателя в колоритную солнечную Баию: «Габриэла, гвоздика и корица» (порт. «Gabriela, cravo е canela»; 1958), «Старые моряки» (порт. «Os velhos marinheiros»; 1961), «Пастыри ночи» (порт. «Os pastores da noite»; 1964), «Дона Флор и два ее мужа» (порт. «Dona Flor е seus dois maridos»; 1966), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres»; 1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (порт. «Teresa Batista cansada de guerra»; 1972), «Большая западня» (порт. «Tocaia grande»; 1984) и др. Произведениям писателя характерны интерес к народным традициям и магическим ритуалам, любовь к жизни со всеми ее сложностями и радостями. В 1959 г. роман «Габриэла, гвоздика и корица» был удостоен крупнейшей в Бразилии литературной Премии Жабути (порт. Prêmio Jabuti).

Амаду всегда интересовали ритуалы Кандомбле (порт. Candomblé), афро-бразильской религии, в основе которой лежит поклонение высшим духовным сущностям Ориша́ (порт. Orixá) — эманациям единого бога-творца Oludumare. Результатом этого интереса стала новелла «Необычайная кончина Кинкаса-Сгинь-Вода» (порт. «A Morte e a Morte de Quincas Berro Dágua»; 1959 г.), которую многие бразильские критики считают литературным шедевром писателя.


Уход из социалистического реализма в магический

В период своего становления писатель твердо верил в революцию, верил, что возможна «власть народа и для народа».

После поездки по Советскому Союзу, находясь под сильнейшим впечатлением от увиденного там, Амаду создал бестселлер под названием «Мир мира» (порт. «О mundo da paz»; 1950): эта книга, вопреки недовольству властей, только в Бразилии за короткий промежуток времени выдержала 5 изданий.

Жоржи Амаду: "Бразильский Пеле"

Однако, в конце 1950-х политические взгляды писателя кардинально изменились. Побывав во многих социалистических странах, он прозрел относительно «природы социализма». Ж. Амаду продолжал писать о простом человеке — своем современнике. Только теперь его книги зазвучали по-новому: автор «перешагнул» из социалистического реализма в магический. Из последней эмиграции Амаду вернулся на родину в 1956 г. С этого момента началась новая полоса в его жизни, отмеченная необыкновенным творческим подъемом. Герои книг того периода принесли своему создателю необычайную славу, армия почитателей писателя росла день ото дня.

Многие литературоведы именно Амаду отдают пальму первенства в создании этой формы, когда реальность и миф гармонично переплетаются в, казалось бы, обыденной жизни обычного человека.


Женская тематика

С 60-х гг. ХХ столетия у писателя наступил период творчества, когда главными героинями его произведений стали женщины. К романам этого «женского периода» относятся «Дона Флор и два ее мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969) и «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972). Героини в этих произведениях представлены образами сильных личностей, способных на отважные поступки, но в то же время душевно тонких и чувственных.


Последние произведения Жоржи Амаду

В конце 1990-х гг. Амаду работал над мемуарами «Каботажное плаванье» (порт. «Navegação de Cabotвagem»; 1992), издание которых было намечено на 80-летний юбилей писателя. В то же время писатель трудился над романом «Красный Борис» (порт. «Bóris, o vermelho»), эту работу он не успел закончить. В 1992 г. итальянская компания предложила Амаду написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего появился роман «Открытие Америки турками» (порт. «A Descoberta da América pelos Turcos»; 1994). Дочь Палома и ее муж (кинорежиссер Педру Коста) помогали корректировать и печатать книгу на машинке, т.к. у писателя уже катастрофически ухудшилось зрение.


Уход из жизни

Последние годы писатель тяжело болел; по словам жены, он очень переживал, что не может полноценно работать. Диабет отнял у него жизненные силы и зрение. Жоржи скончался в Салвадоре от сердечного приступа 6 августа 2001 г., не дожив 4-х дней до своего 89-летия. Согласно завещанию мужа, Зелия развеяла его прах среди корней большого мангового дерева («чтобы помогать этому дереву расти»), стоящего около дома у лавки, где супруги так любили вместе сидеть.

В предпоследней своей книге Жоржи Амаду подытожил свое существование на этом свете: «…я, слава Богу, никогда не ощущал себя …выдающейся личностью. Я — просто писатель… Но разве этого мало? Я всегда был и остаюсь жителем своего бедного штата Баия…»



Семейная жизнь

В декабре 1933 г. Жоржи Амаду женился на Матильде Гарсиа Розе (порт. Matilde Garcia Rosa; 1933-1941). В 1935 г. в семье родилась дочь Лила (порт. Leela), которая умерла в возрасте 14 лет (1949 г). В 1944 г., прожив 11 лет в браке, супруги развелись.

В январе 1945 г. на I Конгрессе писателей Бразилии 33–летний Жоржи встретился с 29-летней красавицей Зелией Гаттаи (порт. Zélia Gattai; 1936-2008), которая стала верной спутницей до последней минуты его жизни. Но официально брак был зарегистрирован только в 1978 г., когда у четы уже появились внуки от двоих детей – сына Жоана Жоржа (порт. Joan Georges; г/р 1947) и дочери Паломы (порт. Paloma; г/р 1951).

Жоржи Амаду: "Бразильский Пеле"

Жоржи Амаду с супругой Зелией Гаттаи

С начала 1960-х гг. семейство проживало в собственном доме, построенном в предместье Салвадора на деньги, вырученные от продажи прав на экранизацию романов писателя. Этот дом являлся своеобразным культурным центром, местом встреч представителей искусства и творческих личностей Бразилии. С 1983 г. Жоржи и Зелия подолгу жили в Париже, наслаждаясь покоем, которого не было в их бразильском доме из-за обилия гостей.


Экранизация романов

Согласно данным Бразильской академии литературы, Жоржи Амаду написал около 30 романов, которые были переведены на 48 языков и изданы суммарным тиражом более 20 млн экземпляров. По его книгам поставлено более 30 фильмов. Даже популярные во всем мире бразильские сериалы начинались тоже с героев Амаду.

Романы писателя неоднократно экранизировались и ставились на театральной сцене. Один из самых известных фильмов в России — «Генералы песчаных карьеров» (США, 1917 г.) был снят по роману Ж. Амаду «Капитаны песка».

В 2011 г. Сесилия Амаду (порт. Cecilia Amado; г/р 1976), внучка писателя, создала свою одноименную киноверсию «Capitães da Areia», ставшую ее дебютной самостоятельной работой в кинематографе. Кроме того, фильм Сесилии стал первой экранизацией этого популярного романа в Бразилии.


Награды, премии

Творчество Ж. Амаду получило высокую оценку как в Бразилии, так и за ее пределами. Писатель был удостоен 13 различных литературных премий и орденов.

  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951 г.)
  • Премия Жабути (1959, 1970 гг.)
  • Орден Почетного легиона (Франция; 1984 г.)
  • Премия Камоэнса (1994 г.)

Звания

Жоржи Амаду был почетным доктором различных Университетов в Бразилии, Италии, Португалии, Израиле и Франции. Также он был обладателем множества др. званий практически в каждой из южноамериканских стран.

У писателя было множество громких титулов, но, пожалуй, самый главный звучал так: «литературный Пеле». А в Бразилии, стране, где обожествляется футбол, это — высшая награда.

«Лавкой чудес» назвал Ж. Амаду один из самых значительных своих романов. Лавкой чудес была и вся его многоцветная жизнь, в которой он до самого конца «оставался самим собой».


Любопытные факты

  • Как отмечал Ж. Амаду, Баия — «важнейшее негритянское средоточие Бразилии, где необычайно глубоки африканские традиции».
  • Почти 80% населения Баии составляют негры и мулаты, оставшиеся 20% — метисы и белые. Баиянская народная культура причудлива и многообразна. Именно в Баии сохранилась столетиями преследуемая древняя религиозная традиция кандомбле, к которой писатель относился с особым почтением. Он даже носил почетный титул «Оба де Шанго»— жреца громовержца Shango, верховного божества в африканском пантеоне. Будучи депутатом парламента от Бразильской компартии (БКП), Амаду легализовал древний культ беднейшего слоя населения Баии, помня из детства, как жестоко разрушались негритянские храмы.
  • Далекий от армии отец Жоржи именовался полковником: так в Бразилии традиционно называют крупных землевладельцев.
  • На русский язык переведены все романы писателя за исключением «Открытия Америки турками».
  • Романы Жоржи Амаду переведены почти на 50 языков мира. Многие из них экранизировались или легли в основу театральных спектаклей, песен и даже …комиксов.
  • Первое знакомство читателей СССР с творчеством бразильского писателя началось в 1948 г. с романа «Город Ильеус», выпущенного тогда в русском переводе под заглавием «Земля золотых плодов».
  • Переводы романов «Какао» и «Пот» на русском языке готовились к печати в Москве в 1935 г., но Амаду не дал согласия на их публикацию: «…книга, подобная «Какао», не может заинтересовать народ, у которого есть такой роман, как «Цемент». («Цемент» — роман русского писателя Ф. Гладкова, один из первых образцов советского «производственного романа», опубликован в 1925 г).
  • Литературная Премия Жабути была учреждена в 1959 г. Бразильской Книжной палатой (порт. Câmara Brasileira do Livro) для развития отечественной словесности. Для справки: Жабути или Желтоногая черепаха (лат. Chelonoidis denticulata) — одна из самых крупных сухопутных черепах, живущих в Южной Америке.
  • «Советская земля! Ты — наша мать, Сестра, любовь, спасительница мира!» — эти вдохновенные строки молодой Жоржи Амаду написал после первой поездки в СССР в 1948 г. (поэма «Песни о советской земле»).
  • А в 1992 г. из-под пера писателя, внимательно следящего за новостями из России по телевизору, вышли такие строки: «Смотрю одним глазом — вовсе не от пренебрежения, а потому, что мое левое веко …опустилось и подниматься не желает. По-научному это называется «птоз века», или блефароптоз, но я-то уверен, что окривел от того, в каком виде открылась передо мною Советская империя. В булочных Союза нет хлеба!!!…»
  • Штат Баия является полноправным «героем» произведений Ж. Амаду. Сам писатель объяснял это так: «Баия — это Бразилия… Именно в Баие … родилась Бразилия, и первой столицей страны, как известно, был город Салвадор. И если баиянский писатель живет жизнью людей Баии. Значит, он живет жизнью всего бразильского народа, и проблемы нации — это его проблемы…»
  • Некоторые читатели узнавали себя в героях его романов. В своих книгах Жоржи Амаду и впрямь описывал реальных горожан. Например, в романе «Дона Флор и два ее мужа» из 304 персонажей были выведены 137 реальных лиц под своими именами.
  • «Когда все дружным хором говорят «да», я говорю — «нет». Таким уж уродился», — так писал о себе великий бразильский писатель ХХ в.
[0]