Эта гениальная чилийская певица обладала множеством талантов: она писала стихи и сочиняла музыку; играла на нескольких музыкальных инструментах; создавала живописные полотна, уникальные вышитые холсты, пластические скульптуры, расписную керамику.

Она стала первым латиноамериканским Мастером, чьи рукотворные произведения выставлялись в Лувре. А еще она была Матерью и просто Женщиной с огромным любящим сердцем. Именно Любовь вдохновляла ее на творчество. Именно безграничная Любовь отняла у нее желание жить…

Виолета Парра, полное имя Виолетта дель Кармен Парра Сандоваль (исп. Violeta del Carmen Parra Sandoval; 1917-1967) — чилийская певица, фольклорист, поэтесса, писательница, художник, скульптор, керамист; одна из основателей массового движения «Новая чилийская песня» (исп. Nueva Cancion Chilena). Творчество Парры оказало огромное влияние на американскую, французскую и английскую культуру.

4 октября 2017 г. исполнилось 100 лет со дня рождения талантливой чилийки, Виолеты Парра.


Семья, детские годы

Виолета Парра родилась 4 октября 1917 г. в чилийском городке Сан-Фабиан, провинция Ньюбле (исп. Provincia de Ñuble), в бедной многодетной семье. Мать, донья Клариса Сандовал Наваррете (исп. Clarice Sandoval Navarrete), была швеей, вела домашнее хозяйство и занималась детьми; отец, Никанор Парра Аларкон (исп. Nicanor Parra Alarcón), был школьным учителем музыки.

К сожалению, глава семьи имел пристрастие к алкоголю, поэтому часто оставался без работы. В бесконечных поисках заработка он брался за любое дело – был трамвайным контролером, смотрителем в тюрьме, подсобным рабочим в магазине. А большое полуголодное семейство вынуждено было кочевать с места на место.

С 1919 по 1921 гг. Виолета Парра жили в пригороде Сантьяго, затем переехали на юг, в Лаутаро (исп. Lautaro), провинция Каутин (исп. Cautín). В 1927 г. семья перебралась в Чильяан (исп. Chillán).

Мама, которая днями и ночами горбатилась за старенькой швейной машинкой, выкраивала время, чтобы заниматься с детьми, приобщать их к чтению и музыке. В семье, кроме Виолеты, было 7 детей: сыновья — Никанор (1914-2018), Эдуардо (1918-2009), Роберто (1921-1995), Лаутаро (1928-2013), Оскар (1930–2016); дочери — Хильда (1916-1975) и Эльба (1926–1981). Еще один малыш родился в 1924 г., но прожил совсем недолго.

Виолета росла слабенькой, часто болела; в 3-х летнем возрасте она перенесла оспу, чудом оставшись в живых. Но следы коварной болезни остались на ее лице навсегда, став предметом душевных страданий девушки, а впоследствии — «визитной карточкой» известной певицы.

Семейство выживало в борьбе с вечной нищетой. Отдушиной в беспросветной жизни Парра была музыка. Отец прекрасно играл на гитаре, скрипке и мандолине, знал множество песен — этим он подрабатывал на сельских праздниках, свадьбах и поминках. Мама постоянно напевала, занимаясь домашними делами, склонившись над шитьем или детской кроваткой.

Не удивительно, что все дети Парра с младенчества пели песни и рано проявляли артистическую склонность. А старший сын Никанор (исп. Nicanor Segundo Parra Sandoval) имел блестящие способности к точным наукам.

Виолета уже к 9 годам освоила отцовскую гитару, а с 12-ти лет начала сочинять песни. Всю жизнь она стеснялась своего «украшенного» оспинами лица и считала себя уродливой. Чтобы перебороть отчаяние, девушка стремилась компенсировать свою внешнюю неприглядность успехами в учебе и артистическом творчестве. Ей это удавалось — выступая на школьных праздниках, Виолета была звездой!

Она закончила начальную школу и 1 год проучилась в средней школе, которую пришлось бросить, чтобы работать в поле. Больше всего Виолета была близка со своими погодками — сестрой Хильдой и братьями, Эдуардо и Роберто.

«Дружная четверка» после уроков шла подрабатывать: дети продавали газеты, чистили обувь, прислуживали в соседней забегаловке. Однажды неподалеку остановился цыганский табор, и юная «четверка» сдружилась с обитателями пестрых кибиток. Виолета так быстро и хорошо усвоила секреты гадания, что цыгане уговаривали донью Кларису отпустить с ними девочку, предлагая за нее немалый выкуп. Но мать об этом и слышать не желала.

В 1930 г., когда Виолете было чуть больше 14 лет, умер отец. Брат Никанор уже учился в столице, а крошечных заработков матери не хватало, чтобы прокормить всех. Дети Парра взяли на себя часть забот по материальному обеспечению семьи. Отныне учеба отошла на второй план.

Братья устроились в бродячий цирк, а сестры — Виолета и Хильда — пели на сельских праздниках, на городских улицах, в гостиницах, на вокзалах и в пригородных поездах. Денег зарабатывали мало, но сердобольные зрители часто расплачивались с «артистами» провиантом — хлебом, яйцами, фруктами.

Юная Виолета иногда гадала за деньги, и делала это так мастерски, что люди приходили к ней из соседних деревень.

Безусловно, тяготы детства отчасти сформировали протестный дух будущей певицы, поэтессы и художницы, характерный для всего ее многогранного творчества.


Переезд в столицу

Никанор часто присылал домой письма, в которых описывал свою студенческую жизнь в столице. Однажды Виолета заявила, что решила уехать к брату. Так в 1932 г. 15-летняя девчонка с гитарой объявилась в Сантьяго.

Никанор жил в университетском общежитии, для сестренки там места не было. Найдя приют у дальних родственников, Виолета записалась в школу для девочек им. Хосе Абелардо Нуньеса (исп. Escuela Normal Superior José Abelardo Núñez). Благодаря старшему брату юная провинциалка быстро освоилась в столице. Никанор, впоследствии ставший известным ученым, поэтом и педагогом, всегда играл важную роль в жизни Виолеты. Он ввел ее в круг своих друзей, и девушка окунулась в мир студентов-интеллектуалов.

В 1935 г. мать с остальными детьми переехала в Сантьяго, семья воссоединилась.

Как ни сопротивлялась донья Клариса, считавшая артистическую карьеру неподходящим занятием для своих детей, в свободное от учебы время «четверка» продолжала зарабатывать пением. Ресторан «El Popular» стал первой «концертной площадкой» для «Квартета Парра» в Сантьяго.

Виолета взяла на себя заботы о репертуаре, репетициях и организации выступлений. По вечерам до полуночи молодые артисты исполняли чувственные «болеро», мексиканские «ранчерас» и чилийские «куэки» — все, что желала слушать паблика. Вскоре слава о «Квартете» разнеслась за пределы ресторана, артистов начали приглашать на другие сценические площадки столицы.

Постепенно Виолета стала исполнять песни собственного сочинения, у нее появились первые ценители и поклонники. После поражения Испанской республики (1939 г.) в Чили хлынул поток беженцев, которые принесли в Чили «моду» на старые испанские песни. Испанцы не могли сдержать слез, слушая песни своей родины, которые задушевно исполняла юная чилийка.

Скоро Виолету стали называть «королевой пасодобля, фаррукас и севильянас».

Виолета Парра: Мульти-талантливая чилийка

Первое замужество

Хотя она называла себя «самой некрасивой женщиной на свете», магическая природная харизма Виолеты неизменно притягивала мужчин.

Вот так описывает девушку одна из ее школьных подруг: «Она была невысокой, худенькой, с длинными темными волосами, неровными зубами и лицом, помеченным оспой. При этом она обладала необыкновенным магнетизмом, который возмещал недостаток красоты».

В 1938 г. Виолета вышла замуж за железнодорожного работника Луиса Сереседу (исп. Luis Cereceda). В этом браке родилось двое детей: дочь Виолета Исабель (исп. Violeta Isabel Cereceda Parra; г/р 1939) и сын Анхель (исп. Angel Parra; 1943-2017), которые в будущем тоже стали выдающимися музыкантами и авторами-исполнителями.

Будучи ярым коммунистом, Сереседа привлек жену к партийной работе. Виолета, которой во многом были близки коммунистические взгляды, совмещала партийную деятельность с воспитанием детей и домашними хлопотами. Вместе с мужем она включилась в движение КП Чили, и в 1944 г. принимала участие в президентской кампании Габриэля Виделы (исп. Gabriel Gonzalez Videla – президент Чили с 1946 по 1952 гг).

В середине 40-х, когда были установлены дипломатические отношения с СССР, коммунистка Виолета Парра была постоянным участником культурных мероприятий, проводившихся Домом чилийско-советской дружбы.

Виолета обладала невероятной созидательной энергетикой. Будучи хорошей хозяйкой и заботливой матерью, а также выполняя партийные поручения, она находила время для творчества. Она писала стихи, которые поражали искренностью и мелодичностью.

Вместе с тем Виолета продолжала выступать в клубах, барах и ресторанах. В 1945 г. на праздничном шоу в столичной кондитерской «Casanova» она впервые выступила со своими детьми, Исабель и Анхелем. Впроледствии Анхель стал ближайшим помощником матери в ее музыкальной карьере.

Продолжались и «семейные» выступления. Репертуар «Квартета Парра» изрядно расширился. Только вот Сереседу все меньше устраивала жена-артистка, часто отсутствующая дома. В семье начались скандалы, и в 1948 г., после 10-ти лет совместной жизни, супруги развелись.


Второе замужество

Постепенно семейный «Квартет» распался, а Виолета и ее 13-летняя сестра Хильда объединились в дуэт «Сестры Парра». Они гастролировали по стране и даже записали некоторые из своих композиций.

В 1949 г. Виолета вторично вышла замуж. Мужем певицы стал мебельщик, оперный певец по образованию, Луис Арче (исп. Luis Arche), страстный поклонник таланта певицы. В том же году появилась на свет дочь Кармен Луиза (исп. Carmen Luisa Arce Parra), а через 3 года родилась Роза Клара (исп. Rosa Clara Arce Parra).

В 1952 г. по идее Арче была скомплектована труппа «варьете», в состав которой кроме дуэта «Сестры Парра» и детей Виолеты входили комик, несколько певцов, танцевальная группа и даже фокусник. Была подготовлена программа для гастролей по чилийской глубинке.

Энергичная Виолета была и режиссером, и сценаристом, и администратором, и ведущей программы, она даже сама оформляла декорации. Но первая же концертная поездка оказалась провальной. Неудобства гастрольной жизни, безденежье, внутренние конфликты привели к развалу труппы. Дуэт сестер тоже распался: Хильду переманили в известный ансамбль «Las Torcasas». Вскоре кардинально изменилась и жизнь самой Виолеты.

Виолета Парра: Мульти-талантливая чилийка

Фольклор

В том же году после учебы в Англии на родину вернулся Никанор Парра. Выступления сестры произвели на него большое впечатление. А когда Виолета отважилась показать брату свои стихи, то, по признанию самого Никанора, он «был потрясен».

Брат считал, что сестре пора искать свой собственный путь в искусстве, не растрачивая себя на «провинциальные» выступления. Он убедил Виолету всерьез заняться народными песнями, любимыми ею с детства. Никанор был уверен, что именно народная песня станет «ключом» к творческой самореализации певицы.

В те годы в стране существовало несколько ансамблей, исполнявших народные песни. Голоса фолк-певцов изредка звучали по радио, где практически полновластно царил чужеземный рок-н-ролл. Но песни, входившие в репертуар этих групп, были далеки от исконной культуры чилийской глубинки.

Виолета с воодушевлением приняла решение посвятить себя поиску подлинно народных песен, обрядов и традиций жителей отдаленных уголков Чили. В 1953 г. безо всякой специальной подготовки она отправилась в свою первую фольклорную экспедицию.

В академических кругах энтузиастку называли «чудачкой» и «выскочкой», но Виолета совершила невероятное — за несколько лет, преодолев многие тысячи километров бездорожья, она собрала и сохранила для потомков около 3-х тыс. аутеничных народных песен! Фактически она подготовила книгу «Песенный фольклор Чили».

«Самозванка» Парра открыла для самой себя и для общественности богатейший пласт чилийской культуры. При этом она все больше сочиняла сама, черпая вдохновение в самобытном народном творчестве.

Увлеченная новым занятием, Виолета ездила по глухой провинции, обходила убогие крестьянские жилища. Она от всего сердца радовалась, когда задушевные старческие голоса запевали старинную песню, возрождая ее из забвения. Виолета тщательно записывала слова и технические особенности «авторского» исполнения.

Однажды ей удалось раздобыть громоздкий магнитофон польского производства, тогда Виолета стала брать с собой в поездки сына. Впоследствии Анхель вспоминал, что в деревушках, до которых они добирались с невероятными трудностями, зачастую не было электричества, и тяжелый музыкальный «ящик» оказывался бесполезным.

«Обращение к народным истокам сблизило Виолету с прошлым, позволило многое понять в сути своего народа. Месяцы интенсивной работы радикально изменили ее — и внешне, и внутренне, — точно она впитала в себя все увиденное и услышанное…», — так пишет биограф певицы, Фернандо Саес.

Сама Виолета признавалась: «Моя настоящая жизнь началась в 35 лет».

Когда она показывала бесценный материал специалистам в Сантьяго, то неизменно натыкалась на стену безразличия. Магнитофонные записи не вызывали интереса у кабинетных ученых мужей. Виолета обратилась за помощью к руководству Университета Консепсьона (исп. Universidad de Concepcion). В надежде на поддержку, она передала профессорам кассеты с уникальными записями. Однако этим бесценным сокровищам не придали должного значения, и большая часть кассет была безалаберно утеряна.

Но Виолета не собиралась сдаваться. «Каждая насмешка, каждый нанесенный мне удар побуждают во мне страстное желание продолжать свою работу», — говорила она.


Первая поездка в Европу

В 1954 г. Виолета Парра вела чрезвычайно успешную радиопередачу «Поет Виолета Парра» (исп. Canta Violeta Parra) для Radio Chilena. Эта программа, в которой Виолета рассказывала о спасенных песнях, о старинных народных обычаях и обрядах, вызвала такой восторженный отклик у слушателей, что редакцию заваливали мешками писем. В том же году певица получила национальную премию как лучшая фольклористка.

Вскоре после этого, в июле 1955 г. Виолету пригласили в Польшу для участия на Всемирном Фестивале молодежи и студентов, проходившем в Варшаве. Это была первая зарубежная поездка чилийской певицы. Заодно она посетила Советский Союз, затем отправилась во Францию, где задержалась на целых 2 года.

Виолета жила в дешевых отелях, зарабатывая на жизнь пением в кафе-ресторанах. В Париже в 1956 г. вышли два ее первых альбома народных песен Чили. Певица записывала чилийские песни для национальной фонотеки Франции при Сорбонне, представляла свою страну на Международном Фольклорном Фестивале в Париже, принимала участие в теле- и радиопрограммах, выступала в ночном клубе «L’Escale» в Латинском квартале. Более того, Виолета начала писать картины.

Успех, достигнутый в Европе, был беспрецедентным для чилийского художника. Виолета приобрела имя и фонтанировала творческими идеями. Но как бы хорошо ни шли ее дела в Париже, надо было возвращаться домой.


Возвращение на родину

В ноябре 1957 г. Виолета вернулась в Сантьяго. Долгие месяцы разлуки с семьей, омраченные смертью 3-х летней дочери Розиты, в конце концов, привели к разводу с Луисом Арче.

После успехов в Европе отношение к творчеству певицы на родине кардинально изменилось. Виолету наперебой стали приглашать фирмы грамзаписи, одна за другой выходили пластинки певицы. Она записала первый LP из серии «El Folklore de Chile» — «Violeta Parra, Canto y guitarra», в который вошли 3 ее собственные композиции. В 1958 г. вышли II, III и IV альбомы из этой серии — «Acompañada de Guitarra», «La cueca presentada por Violeta Parra» и «La tonada presentada por Violeta Parra».

Сольные концерты певицы проходили в крупных залах, на национальном радио шли еженедельные передачи с участием Виолеты.

Вместе с тем Парра продолжила поиск народных песен, но уже официально, по исследовательскому проекту Университета Консепсьона. Она с азартом окунулась в любимую работу. Результаты фолк-экспедиций превзошли самые смелые ожидания Виолеты: это многочисленные записи новых песен, уникальные находки, в т.ч. старинные музыкальные инструменты.

Певица добилась, чтобы руководство Университета выделило ей помещение для создания «Музея Национального фольклора» (исп. Museo Nacional del Arte Folklórico), который был открыт в январе 1958 г.

Сотни открытых и изученных народных песен дали мощный импульс творчеству Виолеты. Она вдохновенно сочиняла стихи, записывала на LP-пластинки собственные композиции, исполняла авторские песни на концертах и в радиопередачах. Всего за свою творческую жизнь Виолета написала 231 песню.

Кроме того, в том же 1958 г. Виолета устроила выставку своих живописных полотен в Сантьяго.

Она продолжала давать сольные концерты в крупных культурных центрах столицы, путешествовала с концертами по стране, читала лекции и проводила семинары по фольклору, писала музыку к документальным и художественным фильмам. Также ее перу принадлежит автобиографический сборник «Десятые» (исп. «Decimas»), где в стихотворной форме Виолета рассказывает о своем трудном детстве и о первой поездке в Европу.

Однажды певица получила чек из США: известный оркестр Лео Бакстера (англ. Leo Baxter Orchestra), включивший в свой репертуар песню Виолеты «Черная свадьба» (исп. «Casamiento de Negros»), заплатил ей в соответствии с законом об авторских правах (о существовании которого она даже не знала.

На эти деньги Виолета купила небольшой участок земли в коммуне Ла-Рейна (исп. La Reina), на окраине Сантьяго, где построила скромный домик «Casa de Palos». В этом районе тогда селились представители интеллектуальных профессий со скромными доходами. Там же в своем доме проживал брат Никанор.

В Ла-Рейне жил и Пабло Неруда с женой, у которых Виолета однажды выступила с концертом. В тот вечер среди гостей дома были поэты, художники, актеры, ученые, лидеры Компартии. Невысокая, скромно одетая женщина не рисовалась, не стремилась произвести впечатление на публику. Она просто пела сильным, исходящим из глубины души голосом, захватывая слушателей пронзительными словами и мелодией. Спустя годы некоторые из гостей Неруды восторженно делились своими воспоминаниями о том вечере.

Но отечественные власти по-прежнему относились к певице равнодушно-настороженно. Многие песни Виолеты, преисполненные внутреннего протеста, побуждают к борьбе. Поэтому не удивительно, что исполнение некоторых песен «красной певицы» было запрещено, например, таких, как «Вставай, индеец!», «Что скажет святой отец», «К центру несправедливости».


Виолета Парра — хозяйка «шатра»

В сентябре 1958 г. Виолета Парра взялась за организацию собственной «tienda»: такие большие брезентовые шатры традиционно устанавливаются в городских парках Чили в дни национальных праздников. В «тиендах» народ веселится, пьет вино, наслаждается пирожками — «эмпанадас» и «асадо» — жареным на решетке мясом. Безусловно, на эту «авантюру» певицу толкнула нужда.

Виолета занималась практически всем — от налаживания бесперебойной поставки продуктов до организации концертов. Она даже сама пекла эмпанады и разносила их посетителям. Будучи по натуре перфекционистом, Виолета все делала на высшем уровне. По вечерам в ее шатре звучали лучшие голоса страны. Разумеется, там регулярно выступала сама певица и ее дети.


Плодотворное затворничество

В 1959 г. Виолета заболела тяжелой формой гепатита и на несколько месяцев слегла в постель. Но деятельная женщина не привыкла терять время попусту. Даже при строгом постельном режиме неожиданно раскрылись неизвестные прежде грани ее дарования.

Лежа в кровати, Виолета начала компоновать уникальные арпильеры (исп. Arpillera – «мешковина») – настенные ковры из грубого холста, расшитые разноцветными шерстяными нитями и кусочками ткани. Художница действовала без предварительной прорисовки будущей композиции, поэтому каждый из ее самобытных холстов являлся плодом гениальной импровизации.

Тематика ее работ поражает разнообразием — это бытовые и религиозные сценки, исторические сюжеты, портреты родных и друзей. Произведения Виолеты выглядят несколько наивными, но как раз в этом проявляется их подлинная прелесть. Такая грубоватая глубинная красота присуща всякому народному творчеству. Творения Виолеты не приемлют четких форм, они созданы свободно, словно живут своей жизнью.

Спустя несколько лет после «постельно-творческого отпуска», в Швейцарии о Виолете был снят документальный фильм, в котором сохранился рассказ художницы о том, как она научилась создавать свои удивительные арпильеры. «Я начала вышивать без определенной цели, — поделилась она, — Никогда раньше я не вышивала, и сначала у меня ничего не получалось. Однажды я захотела вышить цветок, но …на свет появилась женщина, склонившаяся в молитве».

Никого не удивило, когда оправившаяся после болезни женщина увлеклась лепкой из греды (исп. Greda) – глины бело-голубого цвета, которая есть только в Чили. В окрестностях Чильяна, где прошла большая часть детства Виолеты, раскиданы деревушки, славящиеся мастерами гончарного дела. Девочкой она часто пропадала в мастерских, где могла часами наблюдать за чудесным превращением глины в изящные изделия. Поэтому Виолета с юных лет была знакома с секретами художественной лепки.

С виртуозной легкостью она создавала фигурки людей, зверей и птиц, использовала образы и сюжеты, характерные для керамики древних индейцев. Но к своему новому увлечению Виолета всерьез не относилась и не доводила творческий процесс до завершения — обжига изделий в специальной печи. Поэтому, к сожалению, глиняные фигурки не уцелели. Но опыт работы с глиной пригодился ей позднее, когда художница занялась миниатюрной скульптурой из проволоки и папье-маше.

В конце 1959 г. в Сантьяго состоялась Первая Ярмарка произведений Изящных искусств. В столичном парке «Forestal», на берегу реки Мапочо (исп. Río Mapocho) выставили свои работы сотни художников и скульпторов. Виолета Парра тоже разложила ковры-холсты и статуэтки из греды. Поскольку чилийцы весьма консервативны в привычках и вкусах, то покупать необычные работы никто не спешил.

Виолета Парра: Мульти-талантливая чилийка

Новая любовь

4 октября 1960 г., как раз в день своего рождения, Виолета познакомилась с молодым антропологом из Швейцарии. Жильбер Фавре (исп. Gilbert Favre) приехал в Чили в составе археологической экспедиции. Молодой человек виртуозно владел несколькими музыкальными инструментами и интересовавшийся музыкой андских народов.

Именно интерес к индейскому фольклору свел Фавре с Виолетой. Между швейцарцем и чилийской певицей мгновенно вспыхнул роман. Любимый был моложе Виолеты на 18 лет, у этих отношений явно не было будущего. Но этому мужчине было суждено сыграть роковую роль в судьбе певицы.

А пока Жильбер научился играть на индейской флейте «кена» (исп. Quena) и стал выступать вместе с Виолетой.

В этом же году Виолета Парра основала Национальный Музей фольклорного искусства (исп. Museo Nacional de Arte Folklorico) при Университете Консепсьона (исп. Universidad de Concepcion).


Талант художника

Влюбленная женщина вдохновенно занималась творчеством — она пела, сочиняла песни, создавала арпильеры, ваяла. Кроме того, Виолета решила попробовать себя… в живописи. Вскоре ее дом превратился в художественную мастерскую. И снова – абсолютная «самодеятельность», увлекательная творческая игра, полнейший простор для импровизации.

Виолета предпочитала писать несколько картин одновременно. Обмакнув кисть в краску, она переходила от одного полотна к другому. Как объясняла сама художница, это позволяло ей «экономить время на мытье кистей». Невозможно понять, каким образом в ее голове до мельчайших деталей была «прорисована» вся серия картин.

При такой «серийной» работе она должна была удерживать в своем воображении сюжеты, персонажей, композицию и цветовую гамму всех задуманных полотен. На подобные эксперименты решались очень немногие художники, среди которых Пикассо, Сальвадор Дали, Малевич.

На родине творчество Виолеты не находило понимания, она постоянно пребывала в поисках заработка. В 1961 г. Парра поехала в Аргентину, где в Буэнос-Айресе выставила свои картины, выступила на телевидении, дала сольные концерты и записала альбом своих песен.


Вторая поездка в Европу

Из Аргентины Виолета вместе с Исабель и Анхелем отправилась в Европу в составе чилийской делегации, направлявшейся в Финляндию на VIII Всемирный Фестиваль молодежи и студентов.

После Фестиваля мать, сын и дочь Парра выступили с концертами в некоторых европейских странах: они снова посетили СССР, побывали в Германии и Италии. Затем Виолета осела во Франции, где на этот раз провела почти 4 года.

В Париже она вела активную творческую и общественную жизнь, участвовала в выставках пластических искусств, выступала в «La Candelaria» и «L’Escale» в Латинском квартале, давала сольные концерты, пела с детьми, регулярно появлялась на радио и телевидении.


Жизнь между Францией и Швейцарией

В период 1962-1964 гг. Виолета Парра попеременно жила то в Париже (где у нее были известность и стабильный заработок), то в Женеве у Жильбера Фавре. В Швейцарии Виолета также давала концерты и выступала на телевидении.

К 1963 г. в Париже она записала народные и революционные композиции, которые позже были изданы под названием «Песни, заново рожденные в Париже» (1971 г).

В тот период Виолета начала играть на куатро (исп. Cuatro — «четыре»), 4-х струнной гитаре венесуэльского происхождения, и на чаранго (исп. Charango) – древнем инструменте народов андского высокогорья.

В начале 1965 г. в Париже вышла книга Виолеты Парра «Народная поэзия Анд» (исп. «Poésie Populaire des Andes»). А в Женеве был снят и показан по швейцарскому телевидению документальный фильм о талантливой чилийской художнице.


Луврский триумф

В 1964 г. произошло знаменательное событие не только в биографии самой художницы, но и в культурной жизни Южной Америки: 18 апреля в Музее декоративного искусства при Лувре (фр. Musee du Louvre) открылась выставка авторских работ Виолеты Парра.

На ней были представлены 22 арпильеры, 26 масляных картин и 14 проволочных скульптур чилийской художницы. До Виолеты ни один мастер из Латинской Америки не удостаивался при жизни персональной выставки в знаменитом музее Франции. Успех экспозиции был ошеломительный.

«Как я попала в Лувр, я — самая некрасивая женщина планеты, родившаяся в маленькой стране на краю света?» — написала счастливая Виолета в письме родным. До закрытия выставки Виолета постоянно находилась в зале, музицируя на гитаре или работая над новыми холстами. Многие работы были куплены известными европейскими коллекционерами, и кто-то заметил: «Ведь это те же самые холсты, которые были редставлены …в парке Форесталь!»

Критики восторженно отмечали «народную свежесть», «удивительную выразительность фигур», «поразительное чувство линии». Луврский апофеоз Виолеты был во всех подробностях запечатлен кинодокументалистами.

Более 3-х десятилетий спустя, когда в 1997 г. во Францию с государственным визитом прибыл Эдуардо Фрей (исп. Eduardo Frei Ruiz-Tagle — президент Чили в 1994-2000 гг.), в музее Лувра вновь была развернута экспозиция произведений Виолеты Парра. На открытии выставки вся делегация, в том числе и президент с супругой, пели песни своей выдающейся соотечественницы.


Возвращение в Чили

В июне 1965 г. Фавре и Парра вернулись в Чили. В стране происходили положительные изменения: улучшалась политическая ситуация, рос интерес к авторской песне, появлялись новые яркие певцы и музыкальные группы.

Давней мечтой Виолеты было создание в Сантьяго Центра народного искусства, постоянной концертной площадки. После долгих хождений по инстанциям ей выделили участок земли в Ла-Рейне.

В середине декабря Виолета открыла Общественный культурный центр, известный как «La Peña de los Parra» или «Палатка Королевы» (исп. La Carpa de la Reina). «Пенья», представлявшая собой большой красный шатер (30х30 м), напоминающий цирковой, была установлена в столичном парке «La Quintrala». В этом шатре Виолета много пела сама, приглашала известных мастеров, а также ярких молодых вокалистов.

Она изо всех сил старалась разнообразить программы вечеров, но скоро стало очевидным, что перспектив на превращение «Королевского» шатра в эпицентр культурной жизни столицы не было никаких.

В это же самое время в центре Сантьяго на улице Кармен (исп. Calle Carmen) дети Виолеты, Исабель и Анхель, давно выступавшие самостоятельно, открыли свою «пенью». В их «пенье», которую посетители называли «Трибуной мятежных певцов», во всю мощь зазвучала «новая чилийская песня».

На «Calle Carmen» выстраивались длинные очереди из страждущих попасть в заведение брата и сестры Парра. Виолета радовалась за детей и огорчалась за себя.

Параллельно певица выпустила альбом своих песен «La Carpa de La Reina», в который вошли 3 песни в ее собственном исполнении, и записала диск с инструментальной музыкой для куатро и кены с Жильбером Фавре.


Разбитое сердце

В 1966 г. Жильбер объявил Виолете, что решил навсегда уехать в Боливию, где намерен работать в составе успешной боливийской группы «Los Jairas». Женщина так тяжело переживала расставание, что в отчаянье совершила первую попытку свести счеты с жизнью, перерезав себе вены. Тогда друзья успели вовремя доставить ее в больницу. Чуть оправившись, Виолета помчалась за возлюбленным в Боливию, надеясь на примирение. Но обнаружила Фавре в обществе молодой спутницы.

С разбитым сердцем, но с тлеющей в глубине души надеждой, Виолета пишет самые лучшие свои песни, выплескивая внутреннюю боль в творчество. В это тяжелое для Виолеты время была написана песня «Gracias a la vida», включенная в последний изданный ею альбом.

Потрясающий текст песни весьма неоднозначен. Его можно воспринять как романтический гимн жизни и как своеобразное прощальное послание певицы. Позже эта песня была популяризирована во всех уголках Латинской Америки блистательной Мерседес Соса (исп. Mercedes Sosa). «Gracias a la vida» по сей день остается одной из самых известных латиноамериканских песен в мировой истории.

В начале 1967 г. Виолета узнала о женитьбе Фавра. От этого удара певица не смогла оправиться. Она все же завершила работу над альбомом, который сама назвала «Последние сочинения Виолеты Парра» (исп. Las Últimas Composiciones de Violeta Parr».

Диск появился в продаже в январе 1967 г. Записанный совместно с детьми и уругвайским музыкантом Альберто Сапиканом (исп. Alberto Sapican), альбом «Las Últimas Compositions» считается вершиной артистического мастерства и «музыкальным заветом» Виолеты. В альбом вошли легендарная «Gracias a la vida» и др. известные композиции.


Добровольный уход из жизни

Родные и друзья певицы радовались, что в ее жизни случилась новая любовь в лице Альберто Сапикана. Однако Виолета все чаще впадала в депрессию, казалось, жизнь утратила для нее смысл. В такие минуты женщина беспрестанно напевала строки старинной песни: «Любимый, когда ты соберешься жениться, сообщи мне, чтобы я успела подготовить два праздника — твоей свадьбы и моей смерти».

Дети, встревоженные ее состоянием, решили отправить мать в Европу. Билеты были куплены на 8 февраля. А 5 февраля 1967 г. Виолета совершила самоубийство, выстрелив себе в голову из револьвера, который купила в Боливии во время последней поездки. Ей было всего 50 лет.

В своем посмертном письме, адресованном любимому брату Никанору, Виолета написала: «Я не убиваю себя из-за любви. Я делаю это из гордости, которая переполняет посредственность…» (исп. «Lo hago por el orgullo que rebalsa a los mediocres»).

В «Шатре Королевы» была устроена импровизированная часовня, похороны певицы состоялись спустя 2 дня. Похоронили Виолету Парра на Главном кладбище Сантьяго (исп. Cementerio General de Santiago de Chile). На ее скромном надгробье из темно-коричневого базальта всегда лежат цветы.

Узнав о смерти Виолеты, Пабло Неруда написал: «От пения человеческого к божественному вы добровольно сделали шаг в молчание, не имея никакой другой болезни, кроме печали».


Мировое признание многогранного таланта Виолеты Парра

Жизнь Виолеты Парра была трудной, от начала до самого конца. Всему, что умела, она научилась сама. Не зная нотной грамоты, она сочиняла музыку. Не обучаясь искусству стихосложения, она писала тексты песен. Наконец, не изучая основ рисования, она писала картины, которые при ее жизни выставлялись в Лувре.

Виолета была творцом от природы, она стремилась охватить самые разные сферы искусства. Ее творчество, льющееся из глубины души, искренно и естественно. Парра никогда не расставляла приоритетов. Для нее музыка и изящное искусство едины в своем стремлении к общению и выражению чувств.

На встрече с юными художниками Виолета дала такой совет: «Пишите так, как чувствуете…используйте ритмы своего сердца……Творчество — это птица, не имеющая плана полета. Птица никогда не летит по прямой линии».

Сегодня в культурной жизни Чили фамилия Парра пользуется непререкаемым авторитетом. Этому почету многочисленный «семейный клан Парра» в первую очередь обязан Виолете.

То, что успела сделать за свою творческую жизнь эта чилийская женщина, не поддается рациональному осмыслению. Создается впечатление, что художница творила, озаренная какой-то высшей силой, словно точно знала, в чем состоит ее земная миссия: отразить в своем творчестве созидательный потенциал народа, частицей которого она являлась.

Творчество этой женщины завоевало феноменальную популярность как в Америке, так и во многих европейских странах. Уже сложилась традиция: когда представительная чилийская делегация отправляется с официальным визитом, «культурная часть» программы обязательно включает выставку картин и вышитых холстов Виолеты Парра, а также концерт с исполнением ее песен.

Борьба трудящихся за свои права в Чили и сегодня остается актуальной, а творчество Вилеты Парра – востребованным и любимым народом.


Память…

Фонд Виолеты Парра

В 1991 г. по инициативе детей певицы, поэтессы и художницы был создан «Фонд Виолеты Парра» (исп. Fundación Violeta Parra) с целью сохранения ее творческого наследия, систематизации архива и распространения еще неопубликованных работ.

В настоящее время в «Фонде», который со дня основания возглавляет Исабель Парра, имеется 14 арпильер, несколько десятков масляных картин, рукописи и неизданные музыкальные сочинения. Данных о точном количестве работ Виолеты, разбросанных по частным коллекциям, не имеется.

Очень многое художница щедро раздаривала друзьям и знакомым, а часть работ было утеряно при переездах. По решению наследников Виолеты Парра все, что сегодня принадлежит «Фонду» ее имени, будет передано благотворительной религиозной организации «Приют Христа» (исп. Refugio de Cristo).

В 1997 г. при участии «Фонда Виолеты Парра» работы чилийской художницы выставлялись в Музее декоративного искусства Лувра.

В 2007 г. 90-летие со дня рождения Виолеты было отмечено выставкой ее произведений в чилийском Центре культуры «Palacio La Moneda». Экспозиция называлась «Визуальные работы Виолеты Парра».


Кино

В 2011 г. чилийский режиссер Андрес Вуд (исп. Andres Wood) представил биографическую киноленту «Виолета отправилась в рай» (исп. «Violeta se fue a los cielos»), снятую по одноименной книге Анхеля Парра.

Виолету в этом фильме сыграла чилийская актриса Франциска Гавилан (исп. María Francisca Gavilan). Фильм был номинирован как «Лучший фильм на иностранном языке» на кинопремию Оскар-2012. В том же году кинолента получила приз национального Американского Кинофестиваля независимого кино «Санденс» (англ. Sundance Film Festival).

Однако фильм вызвал критику со стороны Анхеля Парра, который посчитал, что Вуд показал жизнь своей героини в излишне мрачном свете. «Несмотря ни на что, моя мать была счастливым человеком. Она вставала в 5 утра и вдохновенно сочиняла музыку», — заявил сын Виолеты.

В 2012 г. в эфир вышел мини-сериал «Виолета отправилась в рай» — телеадаптация фильма, также снятая Вудом.


Музей Виолеты Парра

4 октября 2015 г. в Сантьяго состоялось открытие музея Виолеты Парра (исп. Museo Violeta Parra). В нем хранятся вышитые холсты-картины, живописные полотна и пластические работы из папье-маше. На территории музея помимо залов, посвященных работам Виолеты, есть помещения для проведения различных публичных мероприятий — семинаров, концертов, тематических конференций. Вход в Музей Виолеты — свободный.
…и забвение

В Чили нет памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Виолеты Парра. На месте ее последнего обитания (Calle Cañada, где располагался ее «Центр народного творчества») сейчас высится многоэтажный дом, на котором нет даже памятной доски.

Музей Фольклора, основанный Виолетой в Университете Консепсьона, прекратил свое существование. В фондах национального Музея Изящных Искусств нет ни одной работы Парра. В государственном архиве нет оригинальных записей песен, исполненных певицей, имеются только копии. Невозможно найти альбомов с репродукциями ее работ. Правда, в Национальной библиотеке есть серьезный архив публикаций о Виолете Парра.

Нельзя сказать, что в Чили забыли о выдающейся соотечественнице, Виолете Парра. Ее песни сейчас включены в репертуар многих известных певцов и музыкантов не только Чили, но и других стран, и часто имеют гораздо больший успех, чем при жизни Виолеты.

В наши дни вся огромная семья Парра является национальной гордостью Чили. На торжественном собрании, посвященном 80-летию со дня рождения Виолеты Парра, ее брату вручили Медаль Габриэлы Мистраль, которой посмертно отметили заслуги талантливой женщины перед родиной. В Сан-Карлосе решили поставить памятник Виолете, в Парламенте страны даже создали специальную комиссию. Но памятника до сих пор нет…

Время течет, а завеса тайны, существующей вокруг неразгаданного гения Виолеты Парра, сохраняется до сих пор. Простые чилийцы говорят: «Она до конца осталась непонятой. Мы просто не доросли до нее. Наша Виолета родилась не на Земле, она явилась с другой планеты».

Может быть, именно в этом и заключается тайна ее уникальной неповторимости …


Любопытные факты

  • Существуют разногласия относительно места рождения певицы. В свидетельстве о рождении Виолеты указано, что она родилась в Сан-Карлосе, провинция Любле. Вывеска при въезде в город гласит, что Сан-Карлос является «колыбелью Виолеты Парра», а дом, расположенный на улице «El Roble», был объявлен историческим памятником в 1992 г. Однако дети Виолеты не подтверждает эту информацию, утверждая, что их мама родилась в городке Сан-Фабиан-де-Алико (исп. San Fabián de Aliko), расположенном к востоку от Сан-Карлоса. При этом дочь певицы Исабель заявила, что дом в Сан-Карлосе будет «южным филиалом Фонда Виолеты Парра».
  • Немногие уцелевшие фотографии 1940-х гг. донесли до нас облик сестер Парра — красивые молодые женщины, одетые по последней моде. «Модную одежду» для выступлений сестры не выписывали из Парижа, они …покупали «прикид» в ближайшем магазинчике «секонд-хэнд».
  • Одна из самых известных песен Виолеты, совершившей самоубийство, называется «Спасибо жизни» («Gracias a la vida»). Ее чилийцы единодушно признали лучшей национальной песней XX в.
  • Именно для Жильбера Фавра певица написала свои самые знаменитые песни о любви, в т.ч. «Gracias a la vida».
  • В 1979 г. вышла в свет книга Виолеты Парра «Чилийские народные песни» (исп. Cantos Folklóricos Chilenos).
  • «Peña» — так в Чили называются небольшие клубы-кафе со сценой и столиками, где можно отдохнуть, послушать песни, спеть самому, выпить вина и перекусить.
  • 4 октября (день рождения Виолеты Парра) отмечается в стране как «День чилийских музыкантов».
  • Песня «Gracias a la vida» была перезаписана несколькими латиноамериканскими исполнителями, чтобы собрать средства для чилийского народа, пострадавшего от мощного землетрясения, произошедшего 27 февраля 2010 г.
[1]