Серра-ду-Мар: Горный хребет, впадающий в океанСерра-ду-Мар (порт. Serra do Mar – «Приморские горы») — горная система в юго-восточной зоне Бразилии общей протяженностью ок. 1500 км, являющаяся частью обширного региона, известного как Бразильское нагорье (порт. Planalto Brasileiro).


Геология Серра-ду-Мар

С геологической точки зрения, Серра-ду-Мар представляет собой немного приподнятый край гигантской кристаллической каменной платформы, так наз. Атлантического щита высотой до 1900 м над у/м, который формирует восточную часть Южноамериканского континента, резко обрываясь к океану. Согласно геологическим исследованиям, возраст нагорья исчисляется 60 Млн лет.


География

Горная система проходит через территории 5-и штатов: Эспириту-Санту (порт. Espírito Santo), Рио-де-Жанейро (порт. Rio de Janeiro), Сан-Паулу (порт. São Paulo), Парана (порт. Parana) и Санта-Катарина (порт. Santa Catarina).

Горные цепи продолжаются на некоторых крупных о-вах, расположенных близ бразильского побережья, таких как Илья-Бела (порт. Ilha Bela) и Илья-Гранди (порт. Ilha Grande). Высочайшей точкой Серра-ду-Мар является Пико-лас-Салинас (порт. Pico las Salinas; 2 316 м. над у/м), входящая в состав Государственного парка Трес-Пикос (порт. Parque Estadual dos Três Picos).


Трес-Пикос

Государственный парк Трес-Пикос был основан в 2002 г. с целью сохранения обширного горного региона Серра-ду-Мар, покрытого Атлантическими лесами.

Серра-ду-Мар: Горный хребет, впадающий в океан

На сегодняшний день общая площадь парка, расположенного в штате Рио-де-Жанейро, превышает 65 тыс. Га.


Природа

Пейзажи в регионе Серра-ду-Мар необычайно разнообразны. Благодаря обрывающимся к океану склонам сравнительно невысокая горная система смотрится как массивный горный хребет, а вершины в форме правильных конусов, так наз. «сахарные головы» (порт. Cabeça de açucar), характерные для этой местности, создают поистине сказочный вид.

В недавние времена удивительно красивые горные склоны были сплошь покрыты пышными тропическими лесами, отличающимися богатейшим многообразием флоры и фауны. Тысячи разновидностей животных и растений составляли уникальный биокомплекс.


Сложные времена для края «Приморских хребтов» наступили в конце XIX в., с началом строительства железной дороги. Затем активное освоение региона сопровождалось массовыми вырубками леса.

Свою неблагоприятную лепту внесло соседство с мегаполисами, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В результате роста урбанизации площадь лесных массивов стремительно уменьшилась, экосистема Серра-ду-Мар подверглась значительным изменениям: практически полностью уничтожена часть подлеска, что привело к исчезновению многих уникальных видов растений и животных.

Сегодня обязанности сохранения биоразнообразия региона возложены на сеть экологических станций, Национальные заповедные зоны и природные резерваты. А поток туристов, посещающих горную систему Серра-ду-Мар, с каждым годом увеличивается.


Дорога над лесом

Согласитесь, далеко не каждому доводилось мчаться на автомобиле над лесным пологом. Если многие магистрали в мире проходят ЧЕРЕЗ леса, то лишь единицы из них позволяют прокатиться НАД кронами деревьев. Строительство подобных участков автотрасс, бесспорно, обходится довольно дорого, однако, их значение для окружающей природы сложно переоценить.

Шоссе Иммигрантов (порт. Rodovia dos Imigrantes) – автомагистраль протяженностью 58,5 км, местами «парящая» над тропическим лесом, пересекает нагорье Серра-ду-Мар в области Сан-Паулу. Дорога над деревьями соединяет столицу штата с городами, расположенными на атлантическом побережье, — Сан-Висенти (порт. São Vicente) и Прая-Гранде (порт. Praia Grande).

Трасса проходит параллельно старейшей в Бразилии магистрали Аншиета (порт. Rodovia Anchieta), обе входят в число наиболее загруженных государственных автодорог.

Мост над деревьями

Шоссе Иммигрантов, введенное в эксплуатацию в 1974 г., было построено, чтобы «разгрузить» Шоссе Anchieta, которое перестало справляться с огромным количеством автомобилей.

При строительстве магистрали были использованы самые передовые технологии, что позволило минимизировать вырубку лесных массивов; а современный дизайн высокотехнологичной конструкции поражает воображение. Сегодня Шоссе является гордостью бразильских инженеров и общемировой достопримечательностью.

Своеобразное название было дано Шоссе, чтобы отдать дань уважения огромной армии иммигрантов, которые внесли неоценимый вклад в культурное, экономическое и социальное развитие Бразилии и южноамериканских стран в целом.

С «высоких» участков автомагистрали открываются виды невероятной красоты на Серра-ду-Мар. В выходные дни по Шоссе Иммигрантов проезжает свыше 1 Млн. автомобилей, следующих на великолепные пляжи.


Интересные факты

  • Площадь Бразильского плоскогорья занимает практически половину территории страны.
  • Крупнейшие бразильские мегаполисы Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро расположены на территории нагорья.
  • Южноамериканская река Игуасу (порт. Iguaçu; протяж. 1320 км), которая прославилась своими знаменитыми водопадами (порт. Cataratas do Iguacu), образуется в горах Серра-ду-Мар в результате слияния рек Ираи (порт. Rio Irai) и Атуба (порт. Rio Atuba).
  • Истоки реки Уругвай (исп. Río Uruguay), впадающей в Атлантический океан, тоже находятся на западных склонах хребта Серра-ду-Мар, на высоте около 2000 м над у/м. В среднем течении река образует естественную аргентино-бразильскую границу.
  • Горная цепь Серра-ду-Мар в некоторых местах прерывается, эти «пробелы» имеют собственные названия, например, Серра-да-Бокания (порт. Serra de Bocaina), Серра-де-Паранапиакаба (порт. Serra de Paranapiacaba), Серра-Негра (порт. Serra Negra) и пр.
  • Система Серра-ду-Мар является частью Атлантического щита, изобилующего драгоценными и полудрагоценными камнями. Поэтому здесь встречаются такие красивые минералы, как топаз и аметист. Но их добыча здесь не ведется по причине относительной скудности месторождений, даже по сравнению с соседними штатами.
[0]