Великое государство Инков, существовавшее в Южной Америке в XI–XVI вв., оставило после себя множество тайн. Одна из самых непостижимых загадок – «Золотой город» Пайтити, затерянный где-то в непроходимых джунглях перуанской сельвы.

Пайтити (кечуа Paititi, Paytiti) — загадочный город Инков, мифический или затерянный где-то на бескрайних просторах «зеленого океана» Южной Америки: в тропической андской сельве на юго-востоке Перу, севере Боливии или юго-западе Бразилии. Согласно индейским легендам, именно в Пайтити Инки спрятали свои баснословные сокровища, которые вот уже несколько веков не дают покоя исследователям и будоражат фантазию «ловцов удачи».

Если в некоторых колониальных хрониках «Пайтити» — это топоним, определяющий восточную границу древней империи, то в ряде случаев речь идет о некоем богатом городе (или стране), созданном Инками в амазонской сельве.

После вторжения испанцев в Перу часть уцелевших Инков скрылись в джунглях. Их потомки, возможно, жили там в течение XVII-XVIII вв. На протяжении этого времени в исторических документах встречаются упоминания о Пайтити, но позже они исчезают.

Пайтити: Зачарованный город Инков
Пайтити

Реальным «золотым» городом в Южной Америке был Куско, столица империи Инков. В нем были здания, «стены которых внутри и снаружи выложены золотыми пластинами». Также золотом были облицованы Храмы Солнца, дворцы правителей и хоромы верховных жрецов. Только за короткий срок этот чудо-город был разграблен испанскими конкистадорами.

Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».
Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».

Мифы о Пайтити — Эльдорадо интенсивно подпитывались охотниками за индейцами и толпами авантюристов, одержимых мечтой отыскать «новый Куско», нашпигованный сокровищами.

Интерес к «золотому» Пайтити, который часто именуют Восьмым чудом света, не утихает по сей день, однако, его точное местонахождение не установлено и таинственный город не отождествлен с какими-либо руинами… Но благодаря неугасающему интересу к легенде, на настоящий момент сделан ряд археологических открытий и обнаружено множество памятников эпохи Инков.


Этимология названия Пайтити

Существовал ли на самом деле город, окутанный тайной столетий, и что означает его название?

Версий происхождения названия «Пайтити» существует множество.

  • В одной из легенд о «новом Куско» встречается слово «Пайкикин», что на языке Кечуа значит «такой же». Название «Пайкикин» позднее трансформировалось в «Пайтити».
  • Т.к. на Кечуа «titi» означает «металл», вполне вероятно, что в империи Инков «Paititi» могло означать следующее: «сделанный из металла» или «город из металла».
  • Во многих индейских языках «pai» — означает «отец», а слово «titi» — «пума» или «ягуар». Выходит, что «Paititi» — «Отец Ягуар» или «Властитель народов».
  • По одной из версий «Pai» — «монарх», а «titi» — название озера Титикака, т.о. “Paititi” — «Правитель Титикака».
  • Другое возможное объяснение названия связано с рекой Пайтити (Патити), находящейся поблизости от мифического города. Упоминания о реке встречаются в некоторых хрониках XVI в, но выяснить, какая из рек Нового Света могла носить такое название во времена Инков, по сей день не удалось.
  • Другие названия, часто используемые в документах для обозначения потерянного города наряду с «Paititi»: Ambaya, Candiré, Los Caracaraes, Conlara, Chunguri, Dodoiba, Enim, Linlín, Macatoa, Mairubi, Meta, Niawa, PicoraTierra dos Musus, Ruparupa, Supayurca, Telan, Tierra de los Chunchos, Waipite, Yunculo, Zenu.

Упоминания о Пайтити в исторических документах

  • Похоже, первое упоминание о Пайтити находится в «Докладе о Происхождении и правлении Инков», составленном в 1542 г. испанским историком, конкистадором Хуаном де Бетансосом (исп. Juan Díez de Betanzos y Araus). В документе приводится такой факт о Пачакути Инке, сыне Виракочи Инки: он «завоевал многие земли, включая провинции племен Chunchos, Mohos и Andes, дабы иметь свои укрепления на реке Патите».
  • В 1567-1569 гг. Хуан Альварес Мальдонадо, житель Куско, основал селение «Bierzo» в 30 лигах (145 км) от Куско. Отсюда он с экспедицией двинулся вглубь материка на 340 км и преодолел по реке непроходимые джунгли. Мальдонадо сообщил о реке, озере Пайпите (Paipite) и землях индейцев Korokory. Всю открытую землю он назвал Новой Андалусией (исп. Nueva Andalucía).
  • Великий испанский историк, географ и натуралист, иезуит Хосе де Акоста (исп. José de Acosta; 1540-1600) в «Естественной и нравственной истории Индии» пишет, что по Амазонке «несколько раз плавали испанцы с целью открыть земли, слывущие несметными богатствами, …которые они называют Эль Дорадо и Пайтити (исп. El Dorado, y El Paytiti)».
  • В 2001 г. итальянский археолог Марио Полиа обнаружил отчет миссионера Андреа Лопеса (исп. Andrea lopez; ректор Иезуитской коллегии в Куско), хранящийся в Риме, в Архиве Иезуитов. В документе, датируемом ок. 1600 г., Лопес описывает большой город, богатый золотом и драгоценностями, «называемый Паитити, …который расположен в глубине джунглей близ водопада».
  • Кроме того, в Архиве Общества Иисуса Полиа обнаружил секретный доклад итальянского иезуита Клаудо Аквавивы (итал. Claudio Acquaviva d’Aragona; 1543-1615), главы Общества Иисуса, Папе римскому Клименту VIII. В докладе содержится информация о городе Пайтити, расположенном в предгорьях Анд на юго-востоке Перу, который «окружен стенами, покрытыми золотыми листами».
  • Кое-какие сведения о Пайтити оставил отец Торрес Больо (исп. Diego de Torres Bolio). В докладе от 1603 г. он указывает, что в конце 1599 г. некий Франсиско де Каррион (исп. Francisco de Carrion) обнаружил Пайтити «в 100 лигах к северу от города Санта-Крус».
  • У перуанского историка Инки Гарсиласо де ла Вега (исп. Inca Garcilaso de la Vega; 1539-1616) в книге «Подлинные комментарии» (1609 г.) имеется подробное описание инкской экспедиции на восток во времена Инки Тупака Юпанки. Вместо названия «Пайтити» Гарсиласо употребляет «Mojos» и «Musus».
Инка Гарсиласо де ла Вега
Инка Гарсиласо де ла Вега

Хронист Ордена иезуитов, Блас Валера (исп. Blas Valera Perez; 1545-1597) в своих записях от 1618 г. писал, что переселившиеся с о-ва Титикака индейцы (Митмаками) рассказывали, будто золота и серебра там было столько, что из него можно полностью построить новый храм, от фундамента до крыши. Когда индейцы узнали о приходе испанцев, они собрали все богатства и бросили в великое озеро…

В 1976 г. был издан документальный сборник «Сообщения, сделанные Доном Хуаном де Лисарасу об открытии Мохос», относящийся к 1636 г., содержащий свидетельства участников нескольких поисковых экспедиций. По сведениям испанского путешественника, мореплавателя, историка и писателя Педро де Гамбоа (исп. PedroSarmientodeGamboa; 1532-1592) в своем труде «История Инков» (исп. «HistoriadelosIncas», 1572): “Так вступил Топа Инга (исп. Topa Inga) …в горы ужасные и удивительные, с множеством рек, где …люди испытали величайшие лишения …из-за перемены климата (исп. Temple de tierra), потому что …Андские горы жаркие и влажные, индейские воины болели и многие умерли. Топа Инга с третью людей, которых он привел с собою, долгое время блуждали по горам… Завоевал в тот раз Топа Инга и его капитаны 4 великих народа: первый — индейцы Опатари (исп. Opataries), второй — Маносуйо (исп. Manosuyo), третий — Маньяри (исп. Macaries) или Янашиме (исп. Yanaximes), что означает черноротые, и Чунчос (исп. Chunchos). И долго шел вниз по реке Тоно (исп. Tono) и дошел до народа Чипонауа (исп. Chiponauas). И по дороге, которую ныне называют Camata, …направился на восход солнца и дошел …до реки Paytite, где установил пограничные знаки Топа Инги”.

В Хронике историка Мауртуа (исп. Maúrtua) от 1677 г. сообщается, что Пайтити был построен и заселен после падения Империи Инков. На вопрос одного испанца: «Где находится Инка?», житель Куско ответил, что «Инка …находятся у соединения рек Paytiti и Pamara (иногда пропадающими) в 3-х днях от реки Manu». В конце 1970-х гг. исследователь Энрике Урбано (исп. Enrique Urbano) зафиксировал следующие тексты:

«Пайтити — большой город из чистого золота, где добывается золото, находится в самой середине сельве. Там обитают Божьи дети (исп. Hijos de Dios). Во главе стоят 3 правителя: Кольярри, Инкарри и Негрорри (исп. Kollarri, Inkarri y Negrorri). Они правят всеми судьбами, от них зависит жизнь всего».

«Сторожат вход в город 2 льва. Чтобы добраться туда, нужно пересечь два селения (исп. Pueblos) и море».

«Чтобы увидеть Пайтити издали, нужно …подняться на очень высокий холм, называемый «Apu Kanihuay». Но чтобы подняться на этот холм…, нужно сделать хорошее приношение (исп. Despacho). Если его не сделать как должно, …начинается дождь, молнии, ветер, град. А если и доберешься …до вершины Апу-Каниуай, он заволакивает все густыми тучами, …и ничего не даст увидеть».


Португальские документы, XVIII в.

Важным звеном в исследованиях земель Пайтити являются португальские источники поздней колониальной эпохи (XVII-XVIII вв.) — времен, когда территории амазонской сельвы осваивались с бразильской стороны.

В 1754 г. португальскими бандейрантами (порт. Bandeirantes, «знаменосцы» — «охотники за индейцами», участники экспедиций XVI-XVIII вв. с целью разведки полезных ископаемых) был описан город, затерянный в неизведанных областях Бразилии, о котором современные ученые говорят, как о «самом большом мифе бразильской археологии».

Описание развалин мертвого города в документе (так наз. Рукопись 512), составленном неизвестным автором, участником португальской экспедиции, неоднократно вдохновляло исследователей пускаться на поиски. Рукопись, найденная в 1839 г., внесла большой вклад в изучение феноменального города Инков; а благодаря походам бандейрантов на Бразилию сегодня приходится более половины учтенной добычи всего золота в мире.

Мачу-Пикчу: Затерянный город Инков
Мачу-Пикчу. Этот древний каменный город в небесах называют «Потерянным городом Инков».

Наиболее значительные экспедиции по поиску Пайтити, XX-XXI вв.

В наше время было предпринято несколько экспедиций, искавших Пайтити на севере Боливии, юго-востоке Перу и на юго-западе Бразилии. К сожалению, а, быть может, к счастью, успехом ни одна из них не увенчалась.

В 1912 г. американский археолог Хайрем Бингем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956) возглавил экспедицию в поисках Великого Пайтити. Ему удалось обнаружить другой «затерянный город Инков», Мачу-Пикчу (кечуа Machu Piсchu). Свои открытия исследователь описал в своих книгах «Земля Инков» (1922), «Мачу-Пикчу» (1930) и «Затерянный город Инков» (1948), ставших мировыми бестселлерами.

В 1939-1940 гг. началась операция Третьего Рейха (Германия в период диктатуры НСДАП, с 24 марта 1933 по 23 мая 1945) по поискам Пайтити в районе между реками Ориноко и Амазонка, возле озера Парима (исп. Lago Parima). Известно, что в ходе экспедиции предполагалось использование нескольких легких самолетов и гидросамолета. О результатах той секретной нацистской операции ничего не известно.

Парима (Гуатавита): «Золотое озеро» Эльдорадо
Озеро Парима. Смыв с себя позолоту, человек поднимается на плот, и его доставляют к берегу. Все спускаются по склону горы в город, чтобы принять участие в торжествах, устроенных в честь нового вождя.

Вероятно, перуанский ученый Карлос Нойншвандер Ланда (исп. Carlos Neuenschwander Landa) был одним из самых важных исследователей, который пролил свет на неизученные территории региона Мадре-де-Диос (исп. Madre de Dios). Он совершил множество экспедиций в горный район Паукартамбо (исп. Cordillera de Paucartambo).

Путешествуя по суше, по рекам и по воздуху на вертолете, он открыл «Каменную дорогу» (исп. Camino de Piedras) — центральную тропу Инков, проходящую с юга на север вдоль всего хребта Паукартамбо. Нойншвандер Ланда нашел 2-х человек, утверждавших, что они видели Пайтити: перуанец, который провел почти 3 года в плену у Мачигенга, и индеец этого племени по имени Селестино.

Т.к. показания обоих во многом сходились, то установление местоположения «Золотого города Инков» представлялась вполне решаемой задачей. Но кроме обнаружения нескольких знаковых мест, указывающих на Пайтити (гора с 5-ю вершинами, квадратное озеро и пр.), поиски последнего инкского пристанища успехом не увенчались.

Экспедиция команды ученых из нескольких стран под руководством польского путешественника Яцека Палкевича (польск. Jacek Pałkiewicz) была организована в 2002 г. Эта одна из самых оснащенных экспедиций, когда-либо предпринятых в этом регионе, была осуществлена при поддержке итальянского, польского и перуанского правительств. Результаты исследований превзошли всяческие ожидания.

На поверхности плато площадью 4 км² были обнаружены следы доколумбовых цивилизаций: огромные идеально обработанные плоские камни, остатки фундаментов и стен древних построек, а также искусственное озеро правильной квадратной формы, под которым предположительно находится сложная система пещер и тоннелей (именно об этом говорят легенды и показания индейцев). К сожалению, дальнейшие поиски пришлось прекратить из-за «убийственного климата, проливных дождей, нехватки еды».

Однако, Палкевич никогда не публиковал фотографий древних руин и следов квадратного озера. Поэтому остается под вопросом — были ли сделаны подобные открытия.


Где же находится Пайтити?

Все разрозненные сведения о Пайтити относятся к 2-м вариантам:

  1. в первом случае присутствует явный мифологический оттенок, в котором Пайтити — некое мистическое место (город, реже страна), населенное Инками, которое не привязано к какому-то определенному пространству;
  2. в других версиях «Золотой город» связывается с реальными географическими ориентирами.

Но в обоих случаях путь к Пайтити неизменно связан с некими сверхъестественными обстоятельствами и препятствиями. Иногда сообщается, что таинственный город доступен лишь «чистокровным индейцам, имеющим кровную связь с Инками».

Из всей известной на данное время информации о месте расположения Пайтити наиболее подробные сведения принадлежат священнику Диего Фелипе де Алькайя (исп. Diego Felipede Alcaya), которые хронист записал со слов своего отца — конкистадора. В рукописи есть многочисленные данные о географическом расположении местности: «Манко Инка заселил обратную сторону холма, называемого Пайтити, …в этом холме, по рассказам индейцев Guaranies, … добывают металл, …плавят его и получают чистое серебро».

Проследив описанный падре маршрут Манко Инки по карте, можно сделать вывод, что он достиг Восточной Боливии в районе современного города Санта-Крус, затем последовал на север вниз по течению реки Гуапаи (Guapai), следом по Маморе (Mamore) до слияния потока с Гуапоре (Guapore), после чего повернул на восток и поднялся на холмы Сьерры-де-Паресис (исп. Sierra de Paresis; Восточная Бразилия).

Многие авторы из сборника «Сообщения, сделанные Доном Хуаном де Лисарасу об открытии Мохос, 1636 г.» однозначно называют Сьерра-де-Паресис как местонахождение Пайтити. Среди них священник Херонимо де Вильярнао (исп. Jerónimo de Villarnao): «Индейцы …рассказали, что земли, которые лежат дальше, имеют серебро… Там есть индейцы Инки, каковые обитают у подножия большого холма, возле которого течет полноводная река Manatti».

Пожалуй, наиболее точные географические сведения приводит Васко де Солис (исп. Vasco de Solis):

«Известия о богатой Земле Мохос (исп. Tierra Rica de los Mojos), где, как говорят индейцы Гуарайи (Guarayies), живут Инки и имеют в подчинении множество провинций, …они отправились открывать новые земли на Север, вниз по реке Манати, которая берет начало на склонах хребта Паречис (исп. Cordillera de los Parechis), с Западной стороны, и течет на Север; на этом же хребте берет исток Ла-Платы (исп. Río de La Plata), которая течет на юг с Восточных склонов».

В историко-этнографической литературе Пайтити часто помещается в регионе Восточной Боливии, называемом Равнины Мохос (исп. Llanos de Mojos). Эту низменную местность в эпоху Конкисты наряду с др. племенами населяли (и до сих пор населяют) индейцы Мохос. Эта этническая группа известна исследователям с колониальных времен благодаря документам иезуитов, которые там активно действовали в XVII-XVIII вв.

Как описывали миссионеры, Мохос выделялись своей «цивилизованностью». Они носили хлопковую одежду и серебряные украшения, жили в крупных поселениях, имели высокотехнологичное сельское хозяйство. Среди памятников Мохос выделяются искусственные водохранилища, имеющие правильные прямоугольные очертания; система каналов, служивших для полива и в качестве путей сообщения; дороги, построенные на искусственных валах; грядковые поля, которые, согласно результатам недавно проведенных с/х экспериментов, являются настолько продуктивными, что способны прокормить огромное население.


«В поисках золотого Эльдорадо»

В Церковном музее (Куско) есть карта Пайтити XVII в., переведенная с Кечуа иезуитскими миссионерами. Вокруг карты нанесено несколько странных фраз:

  1. «Сердце от сердца, индейская земля Пайтити: все королевства граничат с ним, но он не граничит ни с кем»;
  2. «Здесь можно увидеть окраску песни невидимых птиц» и др.

Изображение карты было опубликовано в книге Яцека Палкевича и Анджея Капланека «В поисках золотого Эльдорадо» (2006) и размещено на обложке издания. Об одном из авторов этого увлекательного документально-приключенческого произведения стоит поговорить отдельно.

Яцек Эдвард Палкевич – выдающаяся личность, это известный польско-итальянский репортер, путешественник, исследователь, доктор географических наук, член Королевского географического общества в Лондоне, основоположник Европейской школы выживания. Долгие годы Палкевич сортировал архивы, путешествовал по Амазонии, по крупицам собирал рассказы индейцев и миссионеров, изучал данные спутниковой разведки. Ученый пришел к твердому выводу, что реально существуют и город Пайтити, и скрытые в джунглях сокровища Инков.

В 1973 г. Палкевич побывал в Перу с целью найти «очарованный город». Ученого интересовали не столько инкские сокровища, сколько увлекла легенда о вожде Атауальпе, который перед смертью предал проклятию каждого, кто посягнет на его богатства. И впрямь, все искатели Эльдорадо исчезали в джунглях, умирали от тропических болезней или стрел аборигенов.

В 2002 г. Палкевич снарядил экспедицию из 35 человек. Более месяца исследователи пробирались по амазонским джунглям вслед за мачетерос, прорубающим дорогу длинными ножами-мачете. Оставшись без еды, почти неделю участники похода вынуждены были питаться пальмовой сердцевиной. Потом процессия сплавлялась на легких лодках по одному из притоков Амазонки, кишащему крокодилами. После изнурительных поисков экспедиция вышла на плоскогорье, где обнаружила остатки построек и озеро квадратной формы.

В одном из интервью Яцек Эдвард Палкевич объяснил, что «Эльдорадо» — испанский вариант названия «Золотого города Инков». Настоящее, инкское имя – «Пайтити». «И это не мифическая сокровищница, — утверждает исследователь-энтузиаст, — а вполне реальный город».

На вопрос о том, не разграблено ли все золото Инков в лихие годы конкисты, Палкевич ответил: «Если из огромной посудины, наполненной водой, взять одну каплю – столько награбили конкистадоры. Все остальное – то, что надежно спрятано…»

«Многие историки считают существование затерянного города всего лишь красивой сказкой. В то же время, ради этой «сказки» только в минувшем ХХ веке сгинуло в джунглях много крупных ученых: Британский военный топограф полковник Перси Гаррисон Фосетт (1925), франко-американская экспедиция под руководством Боба Николса (1972), экспедиция норвежского антрополога Ларса Хавкшолла (1997) … А уж сколько исчезло безрассудных авантюристов – не счесть. Но те немногие, кто уцелел, доставляли неоценимые сведения», — рассказал географ-исследователь.


История появления города

Из материалов исследований известного российского ученого-латиноамериканиста Ю.А. Зубрицкого (1923-2007):

В эпоху правления Пачакутека Юпанки (кечуа Pachakutiq Yupanki; правил в 1438-1471 гг.), который преобразовал культуру древних Кечуа в могучую империю. Страна процветала в горном районе – Инки остерегались непролазных лесных дебрей. Но Пачакутек решил покорить «зеленый океан».

Он отправил на восток разведчиков, которые в глубине джунглей обнаружили золотоносные реки. Тогда Верховный Инка приказал проложить дорогу от Куско к месторождениям золота; а неподалеку, в самом сердце сельвы, выстроить город, который служил бы хранилищем и перевалочным пунктом. Город вскоре был построен, он развивался и обихаживался.

После смерти Пачакутека в Новом Свете появились вооруженные чужеземцы, коварные и жестокие, ослепленные жаждой наживы. Конкистадоры захватили в плен Атауальпу, перебили тысячи мирных индейцев и двинулись на Куско. Тогда по решению Совета высших инкских сановников и жрецов в сельву были перенесены все сокровища империи.

Туда же, в спрятанный в глухих зарослях город, построенный дальновидным Пачакутеком, начался массовый исход Инков. Страх и горе обуяли тех, кому предстояло покинуть свои дома и переселиться в джунгли. Один из военачальников, руководивший великим переселением, сказал, чтобы поддержать безутешных людей: «Не плачьте, …мы идем в великий город, как и Куско, такой же». Последние слова на Кечуа звучат как «Пайкикин».

Изначальное название города, если таковое существовало, неизвестно, его место заняло другое — «Пайкикин», которое позднее преобразовалось в «Пайтити».


Историческая справка

Государство Инков, процветавшее в Южной Америке (XI-XVI вв.) на территории современных Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины, было необычайно развитым. Между тем, в 1530-х гг. испанцам удалось покорить Великую империю. Конкистадоры под командованием Франсиско Писарро (исп. Francisco Pizarro Gonzаlez) и Диего де Альмагро (исп. Diego de Almagro), одних из завоевателей Перу, действовали неистово и беспощадно.

После пленения императора Атауальпы (кечуа Ataw Wallpa, исп. Atahualpa; 1497-1533), правителя региона Кито, за его освобождение испанцам был предложен громадный выкуп в виде золота и серебра, заполнивших комнату до отметки на высоте поднятой руки. Баснословный «Выкуп Атауальпы», переданный испанцам 18 июня 1533 г., составил 6 Тн золота и 12 Тн серебра. Но вероломные испанцы казнили Атауальпу, носившего титул Единственного Инки.

Слухи о несметных сокровищах Инков, доставленных из Перу в Санто-Доминго в полной секретности в 1533 г., дали мощный толчок рождению легенд об Эльдорадо. Корабль с драгоценностями из «выкупа Атауальпы» не останавливался почти ни в одном порту по пути следования. После этого события мечта найти сокровища Инков стало главным стремлением у всех новоприбывших в Новый Свет.

После смерти Атауальпы и захвата испанцами Куско Инки отступили в долину Вилькабамба. Новые отважные вожди поднимали народ на освободительную борьбу, и самым выдающимся из них стал Инка Манко. Укрепившись в горах, Инка Манко возродил государство, хотя и в гораздо меньших масштабах, тем не менее, оно сохраняло независимость еще в течение 30 лет. Но испанский престол никогда не оставлял мысли о покорении гордого народа.

Затерянный город Инков
Вилькабамба

Существуют такие сведения: вроде бы Инка Манко заявил прибывшим королевским послам, что если испанцы по доброй воле уберутся из Тауантинсуйо (кечуа Tawantinsuyu), то Верховный Инка заплатит испанской короне выкуп, дважды превышающий знаменитый «выкуп Атауальпы».

На вопрос пораженного посланника, откуда он возьмет столько золота, ведь Атауальпа отдал все сокровища империи, Инка Манко приказал принести мешок маисовых зерен и высыпать их на пол. Взяв одно зернышко, он сказал: «Это то, что отдал Атауальпа, а вот это (Инка указал на кучу) – то, что мы спрятали».

Новый вице-король Франциско де Толедо, граф де Оропéса (исп. Francisco de Toledo, Conde de Oropesa; 1515-1582), пятый наместник Перу, тоже обуреваемый жаждой золота, решил атаковать Инков и захватить Вилькабамбу. Он объявил войну 14 апреля 1572 г., а 1 июня в долине начались боевые действия.

Свободолюбивые Инки были настроены решительно. Но их армия, вооруженная гораздо хуже испанской, вынуждена была отступить в джунгли, оставив последний город. 24 июня испанцы вошли в Вилькабамбу. Столица была опустошена и полностью разрушена, Тупак Амару исчез. Великая империя перестала существовать, время Инков «истекло».

Последнего инкского правителя Тупака Амару конкистадоры захватили и обезглавили в 1572 г. Но индейцам, оставшимся в живых, нужно было где-то укрыться. Возможно, они ушли в Пайтити. Быть может, для Инков мифический город стал последним пристанищем, своеобразной «точкой невозврата». С тех пор Пайтити, затаившийся в густой сельве, окруженной горами, притягивает исследователей со всего мира. Но «Золотой город» не торопится раскрывать Человечеству свои тайны.


Век ХХ — Пайтити вновь напомнил о себе

Много лет минуло с тех пор, и о таинственном городе снова заговорили. А случилось это благодаря нескольким любопытным историям, произошедшим уже в XX в.

В 20-х гг. в глухом местечке на юго-востоке Перу стояла асьенда «Villa Carmen». Владел ею испанец, жестокость которого по отношению к работникам-пеонам не знала границ. Однажды, не выдержав издевательств, двое невольников решились бежать в сельву. Четверо суток они продирались сквозь дебри. Вконец обессилевшие беглецы неожиданно набрели на заброшенный город, где было огромное множество золотых вещей. Захватив с собой малую толику сокровищ, ошеломленные путники двинулись дальше на запад и выбрались чащи.

Когда все мытарства остались позади, беглецов ожидало новое испытание – дележ добычи. Между мужчинами вспыхнула ссора, переросшая в смертную схватку. Спустя время, «победитель» добрался до Куско, отыскал жену убитого им товарища и сообщил, что муж ее умер от укуса ядовитой змеи. Затем он принялся ухаживать за молодой вдовой.

Но женщина не поверила в рассказы о змее и о золоте, спрятанном в лесной глуши. Вскоре незадачливый «ухажер», напившийся вдребезги, выложил безутешной вдове всю правду, и та пожаловалась на него тогдашним хранителям порядка. Так «счастливчик», узнавший тайну инкских сокровищ, оказался на скамье подсудимых. Представители правосудия, по-видимому, тоже не поверили в историю про сказочные богатства. Окончание этого загадочного дела хранится в Лиме, в закрытых архивах Верховного суда страны.

Не менее интересная история произошла в 1925 г., когда несколько иезуитов организовали экспедицию с целью отыскать легендарный город Инков. Прихватив с собой необходимое снаряжение и провизию, наняв носильщиков и проводников, святые братья пустились в путь. Когда было пройдено солидное расстояние, на отряд напали индейцы Мачиганга.

И незваные гости пали от стрел, отравленных ядом кураре. Только одному крестьянину-проводнику Хуану Санчес удалось избежать смерти, скрывшись в зарослях. Выбившись из сил, беглец остановился, чтобы перевести дух, и обнаружил, что стоит посреди заброшенной …улицы. Все дома по обе стороны улицы были плотно оплетены лианами, поросли кустарником и деревьями.

Продвигаясь по «calle», Хуан вышел на площадь, которую окружали золотые статуи древних Инков в полный рост. Оправившись от изумления, крестьянин своим мачете отрубил мизинец с руки одной из статуй. Потом он поднялся по длинной лестнице к огромным воротам с аркой, увенчанной изображением Солнца — «круглой пластиной с лучами из желтого металла».

Хуану Гомесу повезло — ему удалось выбраться из сельвы. Долгие годы мужчина хранил в тайне бесценный трофей, но на склоне лет показал его перуанскому ученому, писателю Рубену Иваки Ордоньесу (исп. Rubén Iwaki Ordoñez), как доказательство того, что таинственный город Пайтити на самом деле существует.

Пайтити у многих ассоциировался (и ассоциируется) с Эльдорадо. Город пытались (и пытаются) найти не столько из-за научной ценности, сколько из-за меркантильных интересов. Учитывая, какой выкуп Инки отдали за Атауальпу, притчи о «Золотом городе» выглядят не такими уж утопическими.


Пайтити в перуанском фольклоре

В Перу легенда о Пайтити связана с историей Инкарри (исп. Inkarri; искаженное от “Inka Rey” — Инка Король), героем одноименной культуры. Inkarri — мифологический персонаж, воплотивший в себе несколько исторических личностей; это убитый испанцами Инка, который должен воскреснуть и вернуть Перу в «золотой век» инкской цивилизации.

Герой основал города Кьеро (Q’ero) и Куско, потом удалился в джунгли, в свой город — убежище. Основным прототипом героя является Инка Тупак Амару. В некоторых версиях легенды Инкарри и сейчас обитает в своем «засекреченном» городе Пайтити.


Любопытные факты

  • Тауантинсуйу означает «Четыре стороны света»: Чинчасуйу — север, Кольясуйу – юг, Антисуйу — восток, Контисуйу – запад.
  • Имя Пачакутек буквально означает «Тот, кто переворачивает мир».
  • В хрониках XVII — XVIII вв. в качестве синонима «Пайтити» чаще всего употребляются названия «Мохос» или «Мусус».
  • Испанский историк Хуан Диес де Бетансос был выдающимся переводчиком. Он составил первую известную хронику Перу, которую полностью записал на основе рассказов, услышанных от индейцев, поскольку отлично знал язык Кечуа. Кроме того, Де Бетансос был женат на вдове Инки Атауальпа, казненного испанцами в 1533 г.
  • Племена Гуарайос (Guarayos) и Сирионос (Sirionos), жившие на реке Маморе (исп. Rio Mamore) в Боливии, верили, что произошли от испанцев, пришедших в сельву в поисках «Золотого города».
  • По преданию, сокровища Пайтити неусыпно стерегут Ягуары. Бытует индейское поверье, что жрецы после смерти перевоплощались в Ягуаров, чтобы веками охранять подходы к заповедному городу.
  • Американский еженедельник «Newsweek» включил Яцека Эдварда Палкевича в список «последнего поколения первооткрывателей». Это вполне логично. Ведь на Земле практически не осталось уголка, где бы не побывал всемирно известный ученый.

FAQ

Так где все-таки находится Пайтити?

Интерес к «золотому» Пайтити, который часто именуют Восьмым чудом света, не утихает по сей день, однако, его точное местонахождение не установлено и таинственный город не отождествлен с какими-либо руинами.

Существуют ли попытки отыскать этот мифический город?

Существуют. На протяжении 5 столетий, и даже в наше время было предпринято множество экспедиций, искавших Пайтити на севере Боливии, юго-востоке Перу и на юго-западе Бразилии. К сожалению, а, быть может, к счастью, успехом ни одна из них не увенчалась.

[1]