Тиуанако: Неразгаданная цивилизация

Тиуанако: Неразгаданная цивилизация

Тиауанако (исп. Tiahuanaco) — городище и центр одноименной древней цивилизации (XV-XII вв. до н.э.), расположенный на высокогорном плато Альтиплано (исп. Altiplano; «Высокая плоскость») на высоте около 4 тыс. м. над у/м, в 20 км от озера Титикака (исп. Lago Titicaca), на севере Боливии, в департаменте Ла-Пас (исп. La Paz).

За 9 веков до появления Инков, в Андах, на территории современных Аргентины, части Перу, Боливии и Чили, правила другая, более долговечная Империя Тиуанако: тогда как могущественная цивилизация Инков существовала около 90 лет, культура Тиуанако процветала более 400 лет.

metka-karta

Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато, ведь вес некоторых блоков достигает 200 тн. Окутан тайной и закат величайшей культуры. В любом случае, возникновение, расцвет и падение загадочной цивилизации навсегда останутся важнейшими этапами в истории человечества.

В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиауанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».


Историческая справка

Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиауанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с конкистой.

С одной стороны, испанцы собирали важную информацию, с другой — они сделали все возможное, чтобы истребить духовную и материальную культуру аборигенов. После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей.

Комплекс Тиауанако, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.

Тиауанако

Когда-то загадочный город назывался Тайпикала (Taypikala; лосл. «Каменная сердцевина Мира»); по другим данным, в эпоху собственного расцвета он именовался Виньаймарка (Вечный город); сегодня его имя — Тиауанако (Мертвый город).

Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал город Тиуанако.

Впоследствии к Тиуанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.

Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.

Ученые сходятся во мнении, что Тиауанако пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения. То, что именно наводнение явилось причиной гибели города, свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.

Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиауанако.


Культура и земледелие

В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца, поэтому золото, солнечный металл, являлось для народа самым почитаемым материалом: им украшались храмы, одеяния власть имущих и жрецов. Также было хорошо развито производство керамических изделий.

Особого внимания заслуживает интенсивное земледелие Тиуанако, где почти 200 га земли были отведены под сельскохозяйственные угодья. Для возделывания таких территорий необходимо было обладать обширными научными познаниями.

И сегодня местность в округе озера Титикака мало пригодна для ведения земледелия классическими методами, что иллюстрирует нынешнее плачевное состояние сельскохозяйственных угодий в этом районе. Исследования же показали, что земледелие в древнем государстве находилось на необычайно высоком уровне.

На обнажившихся от отступившей воды озера землях видны характерные чередующиеся полосы. Только в 60-х годах XX в. удалось понять назначение полос и мелких каналов. Эти Вару-Вару (Varu-varu), как их называют индейцы, оказались частью сложной системы древнего экоземледелия, согласно легендам, оставленного народу Тиуанако Богами. Древний агротехнический комплекс, который превосходил современные системы землепользования, сейчас называется «поднятыми полями». Вокруг озера индейцы возводили искусственные насыпи, орошаемые с помощью системы каналов.

В 1993 г. расположенные по соседству фермерские хозяйства провели эксперимент, полностью воссоздав часть древних поднятых полей и засадив их картофелем. Результат превзошел всяческие ожидания: на экспериментальных участках фермеры получили картофель отличного качества, а количество в 10 раз превысило урожай, получаемый при обычной посадке. На такой высоте заморозки сильно вредят урожаю, а на поднятых полях их воздействие сводится к минимуму благодаря каналам, вода которых аккумулирует дневное тепло. Урожай на таких полях не страдает ни от засухи, ни от наводнений.


Разрушение и восстановление «Мертвого Города»

Священный Тиауанако был городом-портом, видимо, он строился в ту пору, когда Титикака было намного шире и почти на 30 м. глубже, о чем говорят сохранившиеся портовые сооружения, расположенные у прежней береговой черты озера. Городская гавань с пирсами и дамбами была возведена из громадных каменных блоков весом 100 — 440 тн. Сегодня портовые сооружения находятся в 20 км. от берега озера. Большинство специалистов предполагают, что причиной резкого уменьшения объема воды в водоеме явился электроразрядный взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. Предания и мифология южноамериканских аборигенов позволяют определить не только траекторию падения крупного фрагмента кометы, но даже места разрядных взрывов. Предположительно, огромная взрывная волна расплескала воды озера, значительно понизив его уровень, и разбросала, словно спички, массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная сила взрывной волны гнала гигантский водяной вал высотой более 30 м. по всей поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. Смертоносная лавина воды перекатилась через остров, на котором находился порт Тиаунако, смывая дома вместе с людьми. Вероятно, картина всесокрушающего потока и породило космогонический миф о боге Виракочи. За одни жуткие сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, а город Тиуанако погиб в результате ужасной катастрофы.

Свое имя опустевший Тиуанако (с аймара Tiwanaku — «Мертвый город») получил от Инков, потому что к тому времени он уже многие сотни лет лежал в руинах. Историки заявляют, что до прихода Инков на озеро Титикака, всей территорией нынешнего Перу владел «народ Тиуанако», однако, никто не ведает, кто были эти люди, откуда они пришли и куда исчезли.

По свидетельствам испанских летописцев, здесь первые Инки строили свою резиденцию. Неподалеку от древних сооружений города находились постоялые дворы Инков. Вблизи стоял и дом, где родился Манко Инка.

На священном острове Титикака — по легенде именно туда бог Инти опустил на землю первых Инков, Манко Капака (кеч. Manco Capac; основатель государства Инков) и Маму Окльо (кеч. Mama Occlo; сестра и жена Манко Капака) — Инки возвели Храм Солнца, полностью обшитый золотыми пластинами. Существует предание, что когда на эти земли вторглись алчные испанцы, индейцы утопили все сокровища в озере.

Храм Солнца

После разрушения и разграбления Тиауанако в XVII в., интерес к городищу заметно ослаб. Изменение отношения к древним руинам наблюдалось во время войны за независимость от испанской короны (1810 – 1826), когда борцы за независимость возвели доколумбовое прошлое в статус икон национального самосознания. Это подтверждается тем фактом, что в 1825 г. Хосе Антонио Сукре (освободитель и президент Боливии) приказал выкопать и установить на прежнем месте в Тиауанако Врата Солнца и объявить их символом рождения новой нации. Однако, эти патриотические настроения оказались недолгими.

К началу XX в. Тиауанако продолжали связывать с диким прошлым, его не только не пытались сохранить, но по-прежнему варварски уничтожали. Происходило «систематическое разрушение руин древнего города. Истребление городища осуществлялось как индейским населением современной деревни Тиуанако, которое использовало руины в качестве каменного карьера для своих бытовых и коммерческих нужд, так и строителями железной дороги Гуаки – Ла-Пас (исп. Guaqui — La Paz).

В современном поселке Тиауанако с первого взгляда поражает огромное количество мастерски отесанного камня в грубых постройках, оградах дворов и мостовых. Церковь тоже построена в основном из древних блоков. Повсюду видны фрагменты древностей из соседних развалин, откуда были вывезены тесаные камни не только для окрестных деревень и храмов долины, но и для строительства Собора боливийской столицы Ла-Пас. Памятники прошлого «снабжали» материалами многие общественные здания, мостов, автодороги сегодняшнего времени. Испанцы взрывали даже уникальные гигантские скульптуры, чтобы их куски использовать для строительных целей.

Вновь отношение к Тиауанако изменилось после революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры, выдвинувшие лозунг, что Тиауанако, как славное прошлое, должно объединять всех боливийцев. В 1953 г. правительством Боливии были предприняты важные шаги по институционализации археологии. Так, в 1957 г. был создан Боливийский государственный Центр археологических исследований, направленный на изучение и сохранение общего андского прошлого, а также восстановление уникальных исторических памятников.

Восстановление комплекса Тиауанако называют «археологической пародией», затеянной для привлечения туристов. Специалисты предупреждают, что из-за неумелого «макияжа» пирамид, Тиауанако может лишиться статуса объекта культурного наследия. Древние культовые сооружения обкладываются сырцовым кирпичом, затем штукатурятся, в то время, как древние строители использовали тесанные каменные блоки. Нужно признать, что первоначального произведения высочайшего строительного искусства человечество не получит уже никогда. Так или иначе, даже разграбленные руины Тиауанако потрясают былым величием.


Подземный город

В основе экономики Тиуанако на всем протяжении существования цивилизации лежало земледелие.

Но в 1150 г. н. э., по данным ученых, произошли кардинальные климатические изменения. Европа заливалась дождями, а на андские высокогорья современной Боливии не пролилось ни капли осадков. Для Тиуанако начался период упадка, люди покинули город и нашли убежище в небольших горных деревушках.

В 2005 г. на озере Титикака был обнаружен подземный город в горе Тимоко — последнее убежище народа Тиуанако. Этот подземный город укрывал до 8 тыс. человек, которые жили в разветвленных лабиринтах почти 200 лет — до 1400 г. Но в 2009 г. большая часть построек народа Тиуанако было уничтожено землетрясением.

Интереснейшую информацию донесли до нас инкские легенды, рассказывающие, что первые правители Инков, основавшие Куско, пришли со священного Тиуанако и были объявлены Богами. Примечательно, что боги основали столицу Инков около 1200 г. (через 20 лет после исчезновения Тиуанако) и за несколько лет создали могущественную Империю, ставшую величайшим сообществом народов Южной Америки всех времен.

Сегодня некоторые исследователи, не находя объяснений многим феноменам, связывают возникновение Империи Инков с неземными цивилизациями. Сам город Тиуанако является самым загадочным звеном в цепи необъяснимых событий и явлений в истории Земли, одним из самых таинственных мест в мире.

Хочется верить, что скоро человечество отыщет ответы хотя бы на часть вопросов, связанных с удивительной цивилизацией, стоявшей у истоков зарождения народов, населяющих сегодня Южную Америку.


Достопримечательности архитектурного комплекса

В знаменитый археологический комплекс входят следующие архитектурные объекты: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе (исп. Monolito de Ponce) и Монах (исп. Monolito de Monje); полуподземный Храм Каменных голов (исп. Templete Semisubterraneo); храмы «Кантатальита», «Путуни» и «Врата Луны» (исп. Puerta de la Luna).


Пирамида Акапана

Одной из главных исторических достопримечательностей Боливии и доминирующим сооружением комплекса Тиауанако является священная пирамида «Акапана» (исп. Piramide de Akapana), что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» — Храм богини Пачамамы (кечуа Pacha Mama; Мать-Земля) — была центром города и Мира.

Первая постройка древнего города представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной Священная пирамида «Акапана»основания около 200 м. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей тщательностью, пока не выяснено. Вследствие значительных разрушений непонятно и назначение пирамиды.

За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит сооружения было выломано для строительных нужд.

В целях привлечения туристов власти страны взялись за восстановление Акапаны, используя сырцовый кирпич, который может привести к разрушению памятника. Кроме того, после изменения первоначального облика пирамиды в ходе бездарной реставрации, она, вероятно, будет исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.


Храм Каласасайя

К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиауанако — Храм Каласасайя (исп. Templo de Kalasasaya; с айм. «Стоящие камни»). Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров. Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.

Храм Каласасайя

В 1960 г. Храм был восстановлен, но реконструкция была выполнена не очень профессионально.


Врата Солнца

Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца (исп. Puerta del Sol), высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тн, высотой — 3 м., шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части. Так как ось пирамиды Каласасайя ориентирована с востока на запад, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что Врата Солнца могли быть первоначально установлены в центре Храма.

Вся поверхность каменных ворот покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках — символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. С противоположной стороны Ворот высечены глубокие ниши, предположительно, для жертвоприношений.

Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса. Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.


Врата Луны

У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны (исп. Puerta de la Luna). Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, фриз которой тоже украшен резным орнаментом. Предположительно, Врата Луны являлись частью другого сооружения и находились в другом месте.

Врата Луны

Храм каменных голов

К востоку от главного входа в Каласасайю находится полуподземный Храм каменных голов (исп. Semisubterraneo Templete). Святилище стало первым объектом городища, где Боливийский государственный археологический Центр начал проводить систематические раскопки, и первым было восстановлено. Это почти квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты. Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. На основании того, что все головы совершенно разные, некоторые исследователи придерживаются мнения, что это изображения представителей различных этносов, входивших в государство Тиауанако. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время. В центре святилища стоит монолит, называемый «Monolito Barbado» (Бородатый Монолит).

Храм каменных голов / Бородатый Монолит

Некоторые ученые полагают, что Храм олицетворял подземный мир, в то время как Каласасайя символизировал Землю.


Храм Кантатальита

К востоку от Каласасайи покоятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita) или «Luz del amanecer» (Утренний свет). Святилище практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от 1 до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой. Резной фриз арки, видимо, был украшен золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Фриз сильно поврежден, золото снято, скорее всего, конкистадорами.


Пума Пунку

В древнем городе возвышаются еще один загадочный храмовый комплекс — «Пума Пунку» (айм. Puma Punku; «Врата Пумы»). Эти гигантские Ворота возводились из монолитных андезитовых и гранитных блоков (до 3 м. в высоту, весом до 150 тн), без использования скрепляющего раствора. Каждый камень идеально отшлифован, блоки плотно подогнаны друг к другу без малейшего зазора. Верхняя часть ворот украшена резным рельефом, в центре которого — большая человеческая фигура с ореолом солнечных лучей вокруг головы, которые стекаются в изображение пумы.

Пума Пунку

По мнению современных ученых, эта фигура символизирует верховного Бога Тиауанако. По обеим сторонам от главного божества вырезаны 48 почти одинаковых изображений «человека-кондора».

Какие же ритуалы проводились возле этих двух гигантских сооружений? Многие известные современные экстрасенсы, медиумы и парапсихологи уверены, что эти ворота – двери в иные миры и эпохи, созданные древними мастерами-магами.


«Виселица Инков»

За много столетий до того, как в Европе задумались о форме нашей планеты, андская цивилизация Тиуанако уже владела точными науками, такими как астрономия, физика и математика. Сегодня вдоль горной цепи Анд в разных местах найдены остатки городов древнего народа. Одно из таких мест находится на берегу озера Титикака, это «Виселица Инков», одна из древнейших астрономических обсерваторий мира. Первооткрыватели сооружения, построенного 4 тыс. лет назад, в 1978 г. назвали обсерваторию виселицей, ошибочно предположив, что это бывшее место казни. Собственно говоря, и к Инкам она никакого отношения не имеет.

Благодаря особой системе отверстий в камнях, древние люди определяли дни зимнего и летнего равноденствия, получали знания о с/х циклах. По сей день местные жители пользуются сигналами древней обсерватории Тиуанако при составлении графиков земледельческих работ. Боливийцы говорят: «Предки передали нам свои знания, благодаря чему мы умеем получать хорошие урожаи».


Любопытные факты

  • Вопрос о точной дате основания Тиуанако остается открытым по сей день. Ученые свидетельствуют, что найденная в руинах керамика украшена изображениями давно исчезнувших животных. Установлено, что во время катастрофы 9612 г. до н.э., когда погибла Атлантида, вымерли десятки видов животных, в том числе мамонты, шерстистые саблезубые тигры, носороги, токсодоны и проч. Именно они изображены на керамике Тиуанако, значит, художники древней империи жили во времена, предшествующие этой катастрофе.
  • Цивилизация, исчезнувшая более 1000 лет назад, существовала на протяжении 27 столетий (в 3 раза дольше, чем Римская Империя). Но человечеству известна лишь крупица ее истории — великая Империя Инков, которая существовала чуть более 80 лет.
  • Культура Тиуанако за века своей истории достигла высочайшего уровня развития. Удивительно то, что государство, владевшее большей частью южноамериканского континента, НИ РАЗУ не прибегло к войне! В ходе раскопок в районе древней империи не было обнаружено ни единого свидетельства применения оружия.
  • До сих пор нигде в мире не было найдено камней, обработанных с такой ювелирной точностью, как в Тиуанако. Гигантские каменные блоки сложены таким образом, что между ними невозможно просунуть даже лезвие.Пума Пукту. Вот такой вот интересный символ
  • Археологи отмечают, что многие строения Тиауанако выглядят незавершенными, словно принадлежат культуре, внезапно исчезнувшей в результате некоего катастрофического события.
  • Согласно мифам аймара, на берегах озере Титикака жили Боги-гиганты, построившие город Тиуанако. Позже возникли гипотезы, утверждающие, что город когда-то был создан инопланетянами в качестве базы, гостиницы или места для контакта с избранными землянами.
  • Многие ученые уверены, что Тиаунако был не городом для проживания, а только ритуальным центром, местом, куда стекались тысячи паломников для поклонения своим богам.
  • Именно этим объясняется странная особенность древнего городища – в нем отсутствуют жилые здания. Зато поражает своим необычайным размахом Храмовый комплекс, состоящий из 4-х главных зданий, разместившихся на площадке, равной площади современного стадиона (500 х 1000 м).
  • Много золотых изделий Тиаунако было похищено испанскими конкистадорами, их продавали на черном рынке, плавили, сбывали коллекционерам. Те предметы, которые удалось найти и вернуть, выставлены сегодня в Музее золота (исп. Museo del Oro) в Ла-Пасе.
  • С 1952 г. Боливия взялась за строительство новой модели национальной общности, а Тиауанако стал символом движения коренных индейских народов.
  • В 1992 г., в годовщину 500-летия испанского колониализма в Америке, Единая Конфедерация профсоюзов крестьян Боливии организовала по стране акцию протеста, в рамках которой аймары осуществили символический захват Тиауанако, провозгласив его столицей своего государства.
  • В 2006 г. к власти в стране пришел Эво Моралес (исп. Juan Evo Morales; президент Боливии с 2006 г.), аймара по национальности. Две церемонии его инаугурации проходили по обрядам аймара в Тиауанако, где президент дал обещание, что работы по раскопкам комплекса будут продолжены. Однако, работы, ведущиеся на территории древнего городища, мало похожи на археологические раскопки, а состояние комплекса вызывает у мировой общественности большие опасения.
  • 21 июня, в день солнцестояния (самый длинный день в году) аймара отмечают в Тиуанако «Machaj Mara» (Новый год). Главным событием праздника, привлекающего тысячи гостей со всех уголков Боливии и других стран, считается встреча восхода Солнца. Участники праздника, одетые в национальную одежду, совершают обряд жертвоприношения, традиционно употребляют сингани (Singani — алкогольный напиток из мускатного винограда).
  • С вторжением испанцев сокровища Тиауанако оказались разграбленными и разбросанными по всему миру. Некоторые экспонаты были уничтожены приверженцами католицизма, которые считали их языческими символами. К счастью, некоторые артефакты попали в музеи. Крупнейшие каменные экспонаты выставлены в столичных музеях Боливии (Museo Litico Monumental и Museo National de Arqueologi), a некоторые размещены в музее на территории археологического комплекса.
  • Камни для строительства церемониального комплекса доставлялись из карьера, находящегося в 80 км от города, где по сей день остались древние инструменты и заготовки блоков. Кажется, что время здесь замерло, а рабочие только недавно отлучились на «перекур».
  • Камни из карьера перевозились на специальных баржах по искусственному каналу, сооруженному древними жителями, которые умели поднимать и опускать уровень воды на нужную высоту на некоторых участках канала с помощью плотин. Спустя много веков, этот принцип был использован при строительстве Панамского канала (исп. Canal de Panama).
Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на  южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик Анд и покорившую множество народов.

Империя Инков в XI—XVI в.в. стала крупнейшим государством Южной Америки: его территория протянулась от современного колумбийского Пасто до чилийской реки Мауле, включая в себя нынешние Перу, Эквадор, Боливию и частично Аргентину.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.


 Создание Великой империи Инков

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200 — 1300 годах. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

В плодородной долине у Инков не было недостатка в воде, и пока соседи уничтожали друг друга, Инки объединились вСвященная долина Инков единое государство, чтобы защищаться от набегов врагов. Постепенно поднимаясь по горным склонам, они сооружали многоярусные террасы, предохраняющие почвы от эрозии, орошали поля системой каналов и собирали богатые урожаи кукурузы. Инки занимались строительством дорог, производством орудий труда и оружия.

Инские правители, создав собственную регулярную армию, начали задумываться о соседних землях. Следует отметить, что сначала покоряемому региону Инки трижды предлагали добровольное присоединение, потом, если соседи не подчинялись, их усмиряли силой. Постепенно сформировалось мощная империя со столицей в священном городе Куско.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на  изобильный край — просторное плато с озером Титикака. И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами,  на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.


Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивалиЦеремониальный центр инков Саксайуамансь земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.


Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было , правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.


 Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло реки Урубамбы сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хУайна Капак лопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки: весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и  загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.


Завоевание Инков испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством Франсиско Писарро. Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.

Испанцы дошли до северного города Кахамарки, казнили правителя Атауальпу, водворив на престол свою марионетку.

Куско, столица инков, был завоеван испанцами в 1536 году. Захватчики присваивали себе дворцы, цветущие загородные поместья, женщин и девушек из царского рода. Когда Тупак Амару, последний правитель Инков, был обезглавлен в 1572 году, это означило конец империи Тауантинсуйу. Культура инков была разрушена, государство – разграблено, обширная сеть дорог, храмов и дворцов постепенно пришли в упадок.

Моче (Мочика)

Моче (Мочика)

Точное представление о народах, населяющих Южноамериканский континент в «доколумбову» эру, составить непросто, ввиду отсутствия у них письменности. Поэтому ученые по крупицам воссоздают образ древней эпохи, изучая археологические находки.

Одна из цивилизаций – племя Моче (или Мочика), существовавшее с I по VII века нашей эры. Находящаяся на севере Перу, в районе современного города Трухильо, в I веке нашей эры Долина Моче являлась центром этой цивилизации, открытой в конце прошлого столетия немецким археологом Максом Уле.

Мочика населяли засушливую прибрежную полосу северного Перу протяженностью около 300 километров, живя на территории одиннадцати долин-оазисов, орошаемых реками. Они жили в саманных постройках, занимались земледелием, рыболовством и ремеслами. В орошенных ими долинах образовались города со своими правителями и религиозными служителями.


Жизнедеятельность, уклад и культура племени Моче

Моче были умелыми земледельцами, в своих долинах они снимали прекрасный урожай маиса, фасоли, картофеля, перца, томатов юкка и пр. Также индейцы Мочика были искусными рыболовами: умели ловить рыбу не только с берега, используя гарпуны и остроги, они выходили в океан на плотах и каноэ из тростника, добывая рыбу и моллюсков.

Моче не знали бронзы, но они чеканили удивительные по красоте украшения из золота, серебра, меди и их сплавов. У них было развито гончарство, ткачество, Моче прекрасно владели мастерством росписи стен и керамики.

Первыми из индейцев Перу, они сооружали дороги, мощенные камнем, и разветвленную систему каналов,Солнечная пирамида (Huaca del Sol) орошающих поля.

Цивилизация Мочика оставила нам более 60 пирамид и культовых построек, стены которых покрыты изображениями, где можно проследить практически всю иерархическую структуру ее общественного строя. Особой известностью пользуются две удивительные пирамиды, возведенные в окрестностях нынешнего Трухильо: Huaca del Sol — Солнечная пирамида и Huaca de la Luna — Лунная пирамида. Большой интерес представляют рисунки Моче на изделиях из крамики, на них нашла отражение вся их многогранная культура.


Закат цивилизации

Раскопки подтверждают, что Мочика регулярно осуществляли религиозные кровавые ритуалы. То была эпоха, когда людей приносили в жертву ненасытному паукообразному божеству, а вождь и его окружение, по обычаям цивилизации Моче, пили человеческую кровь, чтобы стать сильнее. Как предполагают ученые, жертвы приносили богам, чтобы вымолить дожди, которые здесь крайне редки.

О причине заката культуры Мочика ученые не устают спорить. По одной из версий, он был предопределен религиозным ожесточением, люди Мочика вкладывали много ресурсов в религиозные ритуалы, а в жертву приносились, как правило, молодые, то есть, самые продуктивные члены племени, чем оно само себя лишало будущего. По другим предположениям, несколько явлений Эль-Ниньо в относительно короткий период привели к проливным дождям и разрушению саманных домов, дорожной и оросительной инфраструктуры Мочика. После чего случилась сильная засуха, которая вынудила племя покинуть города и уйти в глубину континента. Также не исключено, что разгорелась гражданская война за оставшиеся водные и продовольственные ресурсы.

Так или иначе, в начале VIII века цивилизация Моче прекратила свое существование.

 

Чибча (Chibcha)

Чибча (Chibcha)

Племенами Чибча (Chibcha), обитающими в XII—XVI веках в долине реки Богота, на территории сегодняшней Колумбии, была создана одна из самых развитых древних культур Америки, наряду с цивилизациями майя, инков, ацтеков и сапотеков. Сами Чибча себя называли Муисками — «людьми».

Земледелие, охота, рыболовство

Долина Боготы, окруженная горными склонами, обладает влажным, ровным и мягким климатом, способствующим возникновению здесь густозаселенных районов с развитым земледелием. На эту территорию племена Чибча проникли через Панамский перешеек из Центральной Америки.

Они занимались растениеводством: выращивая на склонах гор кукурузу, картофель, кинуа; в речной долине — фасоль, батат, тыква, томаты, различные фрукты, а также табак, хлопчатник и кустарник коки. Из домашних животных у них были только собаки, поэтому огромное значение имели охота и рыболовство. Охотиться на крупных животных могла лишь знать, простым муиска можно было с разрешения знати охотиться только на птицу и кроликов; крысы и пресмыкающиеся также употреблялись в пищу рядовыми членами племени.


Ремесла

У муиска активно развивались ремесла, особенно ювелирное дело. Были очень распространены гончарное и оружейноеchibcha-1 дела, ткачество, добыча каменного угля и изумрудов, выделывание из камня орудий труда — ножей, топоров и жерновов.

Огромным достижением муиска было ткачество: из хлопка пряли нити, ткали плотное полотно, раскрашивали его методом набойки. Накидки из этой ткани служили муиска одеждой.

Чибча внесли особый вклад в металлургию древней Америки, они владели многими методами обработки золота и его сплавов с медью и серебром. Кроме того, они являются единственной древнеамериканской народностью, которая использовала техуэлос — небольшие золотые диски, которые, будучи украшениями, выполняли роль денег.


Строительство

Свои жилища Чибча возводили из дерева и тростника, обмазывая глиной. Их традиционный дом представлял собой круглую постройку из жердей и камыша, с соломенной конической крышей.

Традиционные жилища Чибча

Религия

Племя поклонялось солнцу – богу по имени Чиминицагахуаи и луне – его супруге. Каждое новолуние Чибча праздновали бракосочетание двух божеств. Они поклонялись еще богу земли — Чибчакум, богу Фе — покровителю ремесел, искусств, живописи и музыки, а также богине Бачуэ (добрая женщина). В жертву богам приносились фигурки и украшения, сделанные из золота. Жрец погружал в море жертвоприношения, затем купался. Легенда об Эльдорадо обязана своим рождением этому обряду Чибча. В жертву богам приносились попугаи и, в особых случаях, юноши.


Обмен

Большую роль в хозяйственном укладе народности играл обмен. Так как в бассейне Боготы золота не было, Чибча получали его от племени пуана (провинция Нейва) в обмен на полотно, изумруды и соль. Хлопок-сырец муиска тоже выменивали у соседних племен.


Семейный уклад и классовость

Муиска традиционно жили семьями. В обычае была полигамия: у рядовых муиска имелось по 2-3 жены, у знатных — по 5-8, а у правителей — до нескольких десятков.

По археологическим источникам можно увидеть процесс расслоения общества на классы. Господствующие:

  • глашатаи — первые лица при правителе;
  • усаке — знать. Выделялась одеждой, богатыми украшениями, жила во дворцах, хоть и деревянных, но украшенных росписью и резьбой.
  • геча — военные самого высшего ранга;

И класс «плативших подати». Особая группа — ремесленники.


Испанское завоевание

От цивилизации Чибча не осталось письменных документов. Имеются немногие устные предания о событиях перед испанским завоеванием.

В 1536 году испанский губернатор г. Санта-Марта с карибского побережья направил отряд под предводительством Гонсало Хименеса де Кесады для завоевания Колумбии. Преодолев множество препятствий, потеряв большую часть людей от болезней и в стычках с индейскими племенами, через 9 месяцев остаток отряда, тем не менее, достиг долины Боготы. Чибча, ослабленные междоусобицами с соседними племенами и принявшие сначала испанцев за богов, почти не оказали сопротивления. Уже к 1541 году территории муисков оказались в составе Новой Гранады, а к середине XVIII столетия язык и культура Чибча полностью вымерли.