Плавучие острова Урос: Сокровище озера Титикака

Плавучие острова Урос: Сокровище озера Титикака

Таинственное высокогорное озеро Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa; 3,8 тыс. м. над у/м), крупнейший по запасам пресной воды водоем в Южной Америке, славится тем, что, по преданиям, Инки утопили в его водах свои сокровища, а также уникальными «плавучими островами» древнего племени Урос (исп. Uros).

На сегодняшний день на тростниковых островах проживает около 2 тыс. человек.


История возникновения

Племя Урос образовалось еще до могущественной цивилизации Инков. “Люди озера”, как они сами себя называют, говорят, что существовали уже тогда, «когда еще не было солнца, вокруг царили темень и холод». Однако, именно воинственные Инки, продвигавшиеся вглубь Анд, сделали Урос уникальным народом, который, не дожидаясь, пока его обратят в рабство, загодя убежал на огромное озеро. Опасаясь выходить на противоположный берег, люди соорудили из камыша крошечные островки, которые вскоре разрослись в большие плавучие деревни. Поскольку озерные жилища прятались в тростниковых зарослях, они бы так и оставались незамеченными, если бы не соседи, племя Аймара, которые, в отличие от Урос, лицом к лицу встретили Инков, дав им достойный отпор.

Война между Инками и Аймара проходила с переменным успехом, в наиболее трудные моменты индейцы садились в лодки и уплывали подальше в озеро. Инки преследовали противника, рассекая водную гладь. В ходе очередного заплыва были обнаружены новоявленные озерные «робинзоны». Инки не стали их атаковать, но обложили островитян данью (одна миска маиса с каждой семьи), которую те исправно платили до тех пор, пока не прибыли испанские отряды и не уничтожили Инков.

Изобретательная изолированная «озерная раса» намного пережила своих могущественных поработителей. Парадокс, которых в истории случается немало, заключается в том, что великолепные, украшенные золотом дворцы Инков оказались намного более недолговечными, чем хрупкие тростниковые жилища Урос.

Один из островов Урос

Тростник – основа жизни

Основой выживания озерного народа стал тростник Тоторо (исп. Totoro).

Тоторо для Урос — почти все! Они живут на островах, построенных из тростника, в маленьких хижинах с тростниковыми стенами, полами и крышами; спят на тростниковых циновках; еду готовят на очаге, сложенном из камней, используя камыш как топливо; тростник используется в пищу, даже из цветков растения заваривают целебный чай.

Из упругого тростника строятся жилища, школы, церкви и остальные помещения. На каждом из островов стоит сторожевая башня, на них в давние времена находились дозорные, которые при приближении опасности поднимали тревогу. Сейчас башни исполняют роль зрелищных декораций.

Если жители высокогорных андских районов применяют листья коки для адаптации к разряженному воздуху и суровому климату, то островитяне аналогичным образом полагаются на Тоторо.

Также из тростника индейцы изготавливают знаменитые «Balsas» – лодки из связанных вместе пучков сухого камыша, напоминающие папирусные плавучие средства древних египтян, в форме полумесяца.


Острова из Тоторо и их обитатели

Свои искусственные тростниковые острова Урос строят уже не одно тысячелетие, они поистине добились совершенства в этом искусстве.

Тростник, необходимый для строительства, сначала высушивается, потом обильно смачивается и снова подсушивается. Только после всех этих манипуляций из него можно сооружать плавучий жилой остров. Обычно толщина небольшого острова бывает от 1,5 до 3 м., крупного – от 6 до 12 м., площадь варьируется в зависимости от его назначения.

Плавучими острова Урос можно назвать лишь условно. На самом деле, они не плавают в буквальном смысле этого слова, так как при строительстве острова с помощью крепких канатов прикрепляют к тростнику, к воткнутому в дно бревну или к большому валуну.

Перемещают острова только в экстремальном случае, если, например, уровень воды резко опустился, ведь от этого остров может «сесть» днищем на ил и быстро сгнить.

Размеры и количество островов на протяжении веков постоянно менялись. Согласно некоторым источникам, срок «годности» острова – 30 лет, однако, это весьма сомнительно. Как бы там ни было, они требуют постоянного ремонта и частичной реставрации. Даже при благоприятных климатических условиях нижний слой острова постоянно подгнивает и отслаивается, поэтому островитяне регулярно пополняют его, постоянно проверяя толщину в разных частях.

После того, как новый тростник подсохнет, его режут и укладывают там, где толщина острова наименьшая. Свежий слой камыша уплотняют, утаптывая ногами. Тростник достаточно мягкий, и по своим островам местные жители ходят без обуви. Многие туристы во время своего пребывания в гостях у Урос тоже прогуливаются босиком.

На сегодняшний день доподлинно известно о 42 островах, на самом же деле их количество может достигать 60. На небольших островках (диаметром до 30 м.) проживает по 2-3 семьи, на самых крупных — до 10 семей. Урос традиционно ловят рыбу, охотятся на птиц, собирают яйца, разводят уток, кур, морских свинок для еды и для обмена с материковыми индейцами Аймара на кукурузу и картофель. Некоторые умудряются заниматься нехитрым овощеводством, «удобряя» тростник возле хижины плодородным илом.

На протяжении многих лет два племени — озерное и береговое — друг с другом смешивались, в конечном итоге, Урос даже отказались от своего языка, приняв язык Аймара.

Со времен колонизации Южной Америки состояние «озерного племени» кардинально изменилось. Островитяне старшего поколения по сей день держатся воды, молодежь уходит «на материк» в города, часто используя родной островок для дополнительного заработка от туризма. Народность понемногу утрачивает свою аутентичность, сливаясь с племенем Аймара, которое дожило до сегодняшних дней в более комфортных условиях, развивая ремесленничество и сельское хозяйство.

С 1978 г. плавучие острова являются частью Национального заповедника Титикака (исп. Reserva Nacional del Titicaca), созданного для сохранения 37 тыс. Га, заросших удивительным тростником, около 60 видов птиц и 15 видов рыб.


Современная цивилизация – благо или зло?

Хотя культура Урос намного пережила цивилизацию Инков, сегодня есть опасения, что в связи с новыми современными реалиями она оказалась под угрозой исчезновения. Таковыми реалиями стало развитие туристического бизнеса на озере Титикака в 1980-1990 годах, который кардинально изменил традиционный жизненный уклад Урос. Если несколько десятилетий назад тростниковые острова были изолированы от внешнего мира, то сегодня они привлекают к себе армии туристов. Обитатели тростниковых островов научились изготавливать изделия кустарного промысла и продавать их туристам. Еще одним источником дохода стали устраиваемые ими прогулки для туристов на тростниковых лодках. Зачем индейцам работать, если можно облачиться в традиционный костюм и сфотографироваться с туристами за неплохие чаевые? Немного успокаивает и дает надежду на то, что удастся сохранить уникальную культуру озерного племени, следующий факт: из всех существующих островов на озере только 10 принимают туристов.

Острова Урос

Любопытные факты

  • Поверхность небольшого плавучего острова слегка прогибается под шагами человека, так что прогулка по нему напоминает ходьбу по стогу сена.
  • На островах нет ни докторов, ни больниц, поэтому островитяне полагаются только на себя. Мужчины сами помогают своим женам рожать прямо в хижинах.
  • На одном из крупных островов действует Миссионерская школа, где дети обучаются на языке аймара.
  • Религия Урос представляет собой своеобразную смесь индийской и католической веры.
  • Умерших соплеменников у Урос принято хоронить на берегу.
  • Каждый плавучий остров непременно «ставится на якорь» — привязывается к прочным деревянным сваям, вколоченным в дно озера.
  • Бывали случаи, что сильным ветром остров срывало с «якоря» и уносило далеко в озеро. Такой остров люди просто бросали на произвол судьбы, на лодках возвращались к тростниковому «архипелагу» и начинали создавать новый. Ведь даже самый маленький островок слишком массивен для отбуксировки назад.
  • Размеры старейших из островов просто поражают! При средней глубине озера в месте «архипелага» до 10-15 м., многие из них имеют такое толстое основание, что уже достигли дна и, практически перестав быть плавучими.
  • Тростник, соприкасаясь с водой, гниет достаточно быстро, поэтому каждые 3 месяца приходится добавлять новые пласты тростника. Особенно важно это делать в дождливый сезон.
  • Тоторо для Уросов – это не только «земля» и средство передвижения. Это также сырье для мебели, посуды, хозяйственных приспособлений, сувениров и даже еда: сердцевину тростника высушивают, размалывают в муку, из которой делают особые лепешки и готовят разнообразные блюда. Преимущества такого питания очевидны – оно совершенно бесплатное, ведь тростника вокруг – немерено. Очевидны и недостатки: всю жизнь на тростниковом хлебе не просидишь. Но такая пища очень выручает, когда рыбалка не ладится и птица не спешит в силки.
  • Для ловли рыбы Урос часто используют бакланов.
  • На островах на удивление много домашних кошек. Оказывается, они охотятся на мышей, портящих тростник, из которого построены острова.
  • Островитяне не отвергают современных технологий, каждый остров от перуанского правительства получил в подарок солнечные панели, в каждой общине есть телевизор, хоть и черно-белый. Традиционные лодки из тростника привязаны к островам, в то же время мужчины имеют обычные деревянные лодки с веслами и электро-двигателем.
  • Ныне «плавучие острова» Титикака – одно из любимых туристами мест. Туристический маршрут стартует из прибрежного городка Пуно (исп. Puno), расположенного на западном берегу озера . Ежегодно сюда устремляются потоки гостей, которые с удовольствием раскупают поделки «озерных» индейцев.
  • Для туристов местные жители наряжаются в этническую одежду. В повседневной жизни, когда туристов нет, они одеваются в обыкновенные платья и шорты.
  • Современная цивилизация вторгается в жизнь островитян повсеместно. Так, вместо тростниковых крыш здесь с недавних пор стали устанавливать пластиковые, которые хорошо защищают от дождя. Сохраняя многовековые традиции, сообщество «озерного народа» находится в постоянном движении.
  • Вопрос, не тяжело ли им живется, не вызывает у жителей тростниковых островов ничего, кроме недоумения.
Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на  южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик Анд и покорившую множество народов.

Империя Инков в XI—XVI в.в. стала крупнейшим государством Южной Америки: его территория протянулась от современного колумбийского Пасто до чилийской реки Мауле, включая в себя нынешние Перу, Эквадор, Боливию и частично Аргентину.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.


 Создание Великой империи Инков

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200 — 1300 годах. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

В плодородной долине у Инков не было недостатка в воде, и пока соседи уничтожали друг друга, Инки объединились вСвященная долина Инков единое государство, чтобы защищаться от набегов врагов. Постепенно поднимаясь по горным склонам, они сооружали многоярусные террасы, предохраняющие почвы от эрозии, орошали поля системой каналов и собирали богатые урожаи кукурузы. Инки занимались строительством дорог, производством орудий труда и оружия.

Инские правители, создав собственную регулярную армию, начали задумываться о соседних землях. Следует отметить, что сначала покоряемому региону Инки трижды предлагали добровольное присоединение, потом, если соседи не подчинялись, их усмиряли силой. Постепенно сформировалось мощная империя со столицей в священном городе Куско.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на  изобильный край — просторное плато с озером Титикака. И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами,  на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.


Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивалиЦеремониальный центр инков Саксайуамансь земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.


Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было , правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.


 Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло реки Урубамбы сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хУайна Капак лопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки: весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и  загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.


Завоевание Инков испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством Франсиско Писарро. Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.

Испанцы дошли до северного города Кахамарки, казнили правителя Атауальпу, водворив на престол свою марионетку.

Куско, столица инков, был завоеван испанцами в 1536 году. Захватчики присваивали себе дворцы, цветущие загородные поместья, женщин и девушек из царского рода. Когда Тупак Амару, последний правитель Инков, был обезглавлен в 1572 году, это означило конец империи Тауантинсуйу. Культура инков была разрушена, государство – разграблено, обширная сеть дорог, храмов и дворцов постепенно пришли в упадок.

Моче (Мочика)

Моче (Мочика)

Точное представление о народах, населяющих Южноамериканский континент в «доколумбову» эру, составить непросто, ввиду отсутствия у них письменности. Поэтому ученые по крупицам воссоздают образ древней эпохи, изучая археологические находки.

Одна из цивилизаций – племя Моче (или Мочика), существовавшее с I по VII века нашей эры. Находящаяся на севере Перу, в районе современного города Трухильо, в I веке нашей эры Долина Моче являлась центром этой цивилизации, открытой в конце прошлого столетия немецким археологом Максом Уле.

Мочика населяли засушливую прибрежную полосу северного Перу протяженностью около 300 километров, живя на территории одиннадцати долин-оазисов, орошаемых реками. Они жили в саманных постройках, занимались земледелием, рыболовством и ремеслами. В орошенных ими долинах образовались города со своими правителями и религиозными служителями.


Жизнедеятельность, уклад и культура племени Моче

Моче были умелыми земледельцами, в своих долинах они снимали прекрасный урожай маиса, фасоли, картофеля, перца, томатов юкка и пр. Также индейцы Мочика были искусными рыболовами: умели ловить рыбу не только с берега, используя гарпуны и остроги, они выходили в океан на плотах и каноэ из тростника, добывая рыбу и моллюсков.

Моче не знали бронзы, но они чеканили удивительные по красоте украшения из золота, серебра, меди и их сплавов. У них было развито гончарство, ткачество, Моче прекрасно владели мастерством росписи стен и керамики.

Первыми из индейцев Перу, они сооружали дороги, мощенные камнем, и разветвленную систему каналов,Солнечная пирамида (Huaca del Sol) орошающих поля.

Цивилизация Мочика оставила нам более 60 пирамид и культовых построек, стены которых покрыты изображениями, где можно проследить практически всю иерархическую структуру ее общественного строя. Особой известностью пользуются две удивительные пирамиды, возведенные в окрестностях нынешнего Трухильо: Huaca del Sol — Солнечная пирамида и Huaca de la Luna — Лунная пирамида. Большой интерес представляют рисунки Моче на изделиях из крамики, на них нашла отражение вся их многогранная культура.


Закат цивилизации

Раскопки подтверждают, что Мочика регулярно осуществляли религиозные кровавые ритуалы. То была эпоха, когда людей приносили в жертву ненасытному паукообразному божеству, а вождь и его окружение, по обычаям цивилизации Моче, пили человеческую кровь, чтобы стать сильнее. Как предполагают ученые, жертвы приносили богам, чтобы вымолить дожди, которые здесь крайне редки.

О причине заката культуры Мочика ученые не устают спорить. По одной из версий, он был предопределен религиозным ожесточением, люди Мочика вкладывали много ресурсов в религиозные ритуалы, а в жертву приносились, как правило, молодые, то есть, самые продуктивные члены племени, чем оно само себя лишало будущего. По другим предположениям, несколько явлений Эль-Ниньо в относительно короткий период привели к проливным дождям и разрушению саманных домов, дорожной и оросительной инфраструктуры Мочика. После чего случилась сильная засуха, которая вынудила племя покинуть города и уйти в глубину континента. Также не исключено, что разгорелась гражданская война за оставшиеся водные и продовольственные ресурсы.

Так или иначе, в начале VIII века цивилизация Моче прекратила свое существование.

 

Чибча (Chibcha)

Чибча (Chibcha)

Племенами Чибча (Chibcha), обитающими в XII—XVI веках в долине реки Богота, на территории сегодняшней Колумбии, была создана одна из самых развитых древних культур Америки, наряду с цивилизациями майя, инков, ацтеков и сапотеков. Сами Чибча себя называли Муисками — «людьми».

Земледелие, охота, рыболовство

Долина Боготы, окруженная горными склонами, обладает влажным, ровным и мягким климатом, способствующим возникновению здесь густозаселенных районов с развитым земледелием. На эту территорию племена Чибча проникли через Панамский перешеек из Центральной Америки.

Они занимались растениеводством: выращивая на склонах гор кукурузу, картофель, кинуа; в речной долине — фасоль, батат, тыква, томаты, различные фрукты, а также табак, хлопчатник и кустарник коки. Из домашних животных у них были только собаки, поэтому огромное значение имели охота и рыболовство. Охотиться на крупных животных могла лишь знать, простым муиска можно было с разрешения знати охотиться только на птицу и кроликов; крысы и пресмыкающиеся также употреблялись в пищу рядовыми членами племени.


Ремесла

У муиска активно развивались ремесла, особенно ювелирное дело. Были очень распространены гончарное и оружейноеchibcha-1 дела, ткачество, добыча каменного угля и изумрудов, выделывание из камня орудий труда — ножей, топоров и жерновов.

Огромным достижением муиска было ткачество: из хлопка пряли нити, ткали плотное полотно, раскрашивали его методом набойки. Накидки из этой ткани служили муиска одеждой.

Чибча внесли особый вклад в металлургию древней Америки, они владели многими методами обработки золота и его сплавов с медью и серебром. Кроме того, они являются единственной древнеамериканской народностью, которая использовала техуэлос — небольшие золотые диски, которые, будучи украшениями, выполняли роль денег.


Строительство

Свои жилища Чибча возводили из дерева и тростника, обмазывая глиной. Их традиционный дом представлял собой круглую постройку из жердей и камыша, с соломенной конической крышей.

Традиционные жилища Чибча

Религия

Племя поклонялось солнцу – богу по имени Чиминицагахуаи и луне – его супруге. Каждое новолуние Чибча праздновали бракосочетание двух божеств. Они поклонялись еще богу земли — Чибчакум, богу Фе — покровителю ремесел, искусств, живописи и музыки, а также богине Бачуэ (добрая женщина). В жертву богам приносились фигурки и украшения, сделанные из золота. Жрец погружал в море жертвоприношения, затем купался. Легенда об Эльдорадо обязана своим рождением этому обряду Чибча. В жертву богам приносились попугаи и, в особых случаях, юноши.


Обмен

Большую роль в хозяйственном укладе народности играл обмен. Так как в бассейне Боготы золота не было, Чибча получали его от племени пуана (провинция Нейва) в обмен на полотно, изумруды и соль. Хлопок-сырец муиска тоже выменивали у соседних племен.


Семейный уклад и классовость

Муиска традиционно жили семьями. В обычае была полигамия: у рядовых муиска имелось по 2-3 жены, у знатных — по 5-8, а у правителей — до нескольких десятков.

По археологическим источникам можно увидеть процесс расслоения общества на классы. Господствующие:

  • глашатаи — первые лица при правителе;
  • усаке — знать. Выделялась одеждой, богатыми украшениями, жила во дворцах, хоть и деревянных, но украшенных росписью и резьбой.
  • геча — военные самого высшего ранга;

И класс «плативших подати». Особая группа — ремесленники.


Испанское завоевание

От цивилизации Чибча не осталось письменных документов. Имеются немногие устные предания о событиях перед испанским завоеванием.

В 1536 году испанский губернатор г. Санта-Марта с карибского побережья направил отряд под предводительством Гонсало Хименеса де Кесады для завоевания Колумбии. Преодолев множество препятствий, потеряв большую часть людей от болезней и в стычках с индейскими племенами, через 9 месяцев остаток отряда, тем не менее, достиг долины Боготы. Чибча, ослабленные междоусобицами с соседними племенами и принявшие сначала испанцев за богов, почти не оказали сопротивления. Уже к 1541 году территории муисков оказались в составе Новой Гранады, а к середине XVIII столетия язык и культура Чибча полностью вымерли.