Пиджин: Синтетический язык

Пиджин: Синтетический язык

Пиджин (англ. Pidgin), далее «П» — упрощенный искусственный язык, который возникает как инструмент общения между двумя или несколькими этническими группами, говорящими на неродственных языках, но вынужденных контактировать друг с другом в силу различных обстоятельств. Как правило, «П» не является родным языком ни для одного из говорящих на нем языковых сообществ, но зачастую изучается этническими группами, как второй язык. Чаще всего пиджин используются для общения в местах проживания смешанного населения.

Зачастую искусственный язык базируется на лексике одного из языков, но со значительным влиянием фонетики и жестовых традиций нескольких языковых культур. «П» изначально существует без каких-либо твердых грамматических правил. В силу этих причин обычно его словарный запас бывает невеликим, около 1500 — 2000 слов, но для него характерны большая гибкость и изменчивость. Впрочем, развиваясь, постепенно он вырабатывает свои грамматические правила и нормы использования.


История

Попытки создания прообразов Эсперанто (Esperanto), искусственного языка международного общения, предпринимались людьми издавна: изобретались средства коммуникации между представителями разных народов, при этом создавалась некая смесь из нескольких языков, носящая название «Пиджин».

Чтобы стать родным языком для определенной общности людей, «П» должен изучаться с рождения, чтобы далее он мог постоянно усовершенствоваться. В некоторых случаях, когда «П» достигает уровня родного языка, как это происходило, к примеру, с детьми рабов на плантациях, он превращается в Креол и функционирует, как полноценный язык. Однако, подобные трансформации происходят не всегда, чаще всего «П» выходят из употребления или устаревают. На сегодняшний день в мире существует около 60 креольских языков.

Одним из ярких примеров эволюции пиджина некоторые специалисты считают современный английский, изначально сформировавшийся как смесь древнескандинавского и  саксонского языков под мощным нормандским и французским лексическим влиянием. По мнению ряда лингвистов, в современном английском языке около 30 % словаря — германского происхождения, 31 % — французского, 20 % слов произошло от латинского языка, 3 % — от греческого. Оставшиеся 16 % — из кельтского и некоторых других языков.

В наши дни «П» называют также сленговый язык, например, используемый молодежью, чтобы сделать свое общение проще и комичней. На Гавайских островах (англ. Hawaiian Islands — архипелаг, расположенный в северной части Тихого океана) пиджин является смесью нескольких азиатских языков с английским, в котором присутствуют только простые временные формы.


Этимология

Этимология слова «Пиджин» точно не определена. Этот термин впервые появился в печати в 1850 г. Наиболее вероятное происхождение термина — от словосочетания «Beijin English» («Пекинский английский»).

Еще есть версия, что слово образовалось от английского «Business» в китайском произношении. В китайском городе Кантон (англ. Canton) на протяжении XVIII — XIX вв. в коммерции использовался китайско-английско-португальский вариант синтетического языка, названного Canton English или Pidgin English.


Формирование, типы

В структурном отношении процесс формирования «П» называется пиджинизацией. От той степени, в которой этот процесс затрагивает язык, различаются собственно «П» и пиджинизированные языковые формы.

Сегодня пиджинизированные языки распространены в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и, в меньшей мере, в Латинской Америке. По лексико-грамматическому характеру различают «П», базирующиеся либо на одном языке, либо на нескольких родственных языках конкретного ареала, и «П», возникшие вследствие контактирования неродственных языков. «П» первого типа встречаются, например, в Африке, а второго типа — представлены в различных частях земного шара языками, возникшими в результате взаимодействия европейских и местных языков (языков-источников и языков-субстратов). Эти языки способны не на шутку озадачить многих переводчиков, ведь перевести смешанную речь бывает очень проблематично.

Наиболее распространенными считаются «П» на базе английского языка; известны также «П» на базе французского, а также португальского языков.

Лучше понять, что собой представляют искусственно созданные языки, можно на примере нескольких слов русско-норвежского «П», словарь которого включает около 400 позиций из норвежского языка, а около 1/3 словарного запаса имеет русское происхождение. Вот некоторые слова:

Я — моя

Жена — мадам

Здравствуй — драсви

Говорить — спрекам

Ходить — марширом

Деньги — пеньги


Наиболее известные Пиджины

  • Бичламар (beach-la-mar — пиджин на английской основе), гибридный язык, язык -«П», который был распространен в XIX в. в Полинезии, Меланезии и Микронезии.
  • Кяхтинский язык — русско-китайский «П», а затем Креольский язык, существовавший с середины XIX по начало XX вв.
  • Руссенорск (норв. Russenorsk) — смешанный русско-норвежский язык, используемый при общении русских и норвежских моряков, рыбаков и торговцев в бассейне Баренцева моря; некоторые лингвисты рассматривают его как диалект норвежского языка с отдельными русскими заимствованиями.
  • Фанагало (Fanagalo) — «П» на основе зулу, распространенный в Южной Африке, в основном на рудниках, возникший среди туземных работников.
  • Контактные языки на испанской основе (исп. Lenguas Criollas Españolas) — «П», образовавшиеся в ХV — ХХ вв. на основе испанского языка, распространенные в местах бывших испанских колоний.
  • «Язык содружества» — упрощенный японский язык, созданный для общения народов многонационального Маньчжоу-го (Маньчжурское государство), марионеточного государства, созданного японскими империалистами в Северо-Восточном Китае.

Любопытные факты о языках

  • История Руссенорска ограничена XVIII-XIX вв. После 1917 г. использование языка прекратилось.
  • До сих пор вопрос о переводе таких искусственных языков остается открытым, так как язык- «П» обычно известен лишь ограниченному кругу людей, и словарей для таких языков нет.
  • На каждый миллион человек населения Земли приходится один язык, то есть всего на планете существует около 3 тыс. языков. Если учитывать все существующие наречия, то можно насчитать около 6 тыс. языковых формаций.
  • Самым употребляемым языком считается «Мандарин» — одно из китайских наречий, на котором говорит около 885 млн человек (в то время, как на русском языке говорят «всего» 170 млн человек).
  • Страну Папуа–Новая Гвинея (англ. Papua New Guinea), жители которой общаются более, чем на 700 языках и диалектах, можно считать рекордсменом. Вследствие невозможности выбрать один язык, чтобы назначить его государственным, было принято «соломоново» решение: официального языка нет, а в документации применяется английский язык и пиджин-инглиш, местный вариант английского.
  • Английские лингвисты пришли к выводу, что английский язык — самый трудный из европейских языков, они доказали, что сложнее всего научиться читать именно на английском.
  • В некоторых частях Французской Гвинеи, бывшей французской колонии в Западной Африке, очень распространен язык Taki, который состоит всего из 340 слов.
  • Самый длинный алфавит, состоящий из 74 букв, имеет кхмерский язык, который является официальным языком Камбоджи.
  • Самым легким можно считать финский язык, в котором звуки как слышатся, так и пишутся. В то же время в финском языке имеется целых 15 падежей.
  • Чтобы научится писать на китайском языке, необходимо выучить 400 тыс. символов.
  • Самой древней буквой является буква «О». Эта буква, которая появилась около 1300 г до н.э. в финикийском алфавите, входит в 65 алфавитов, ныне существующих в мире.
  • Одним из самых трудных для изучения языков считается баскский, он настолько сложный, что во время II Мировой войны его использовали, как шифр.
  • Сложным также считается один из официальных языков Дагестана — табасаранский язык, относящийся к иберийско-кавказским. Сложный язык у эскимосов, в котором имеется 63 формы настоящего времени.
  • Чтобы научиться переводить тексты и грамотно писать на санскрите, литературном языке древней Индии, человеку необходимо изучать его не менее 10 лет.
  • Про распространенный в Карачаево-Черкесии абазинский язык говорят так: не зная его с детства, в зрелом возрасте овладеть им практически невозможно из-за необычайно сложной фонетики.
  • Наиболее полный словарь китайского языка включает около 88 тыс. иероглифов, обозначающих какой-то определенный слог. Самым сложным из использующихся ныне является иероглиф «нан» (содержащий 36 черт), который означает всего лишь «заложенный нос».
  • “Нелепые глаголы” – так на Руси до XIV в. называли все неприличные слова.
  • Самый распространенный звук, без которого не обходится ни один язык, это гласный звук «А».
  • Самым редким является звук «РЖД» в чешском языке. Чешские дети усваивают его в последнюю очередь.
  • Иероглиф, обозначающий “трудность, проблема, неприятность” в китайском письме изображается так: две женщины, стоящие под одной крышей.
  • Вполне логичен и китайский иероглиф «шум» — это просто три женщины вместе.
  • Одной из причин «умирания» языков выступает их неравномерное распределение по количеству носителей. Так, 80 % населения нашей планеты владеет лишь 80 языками, это при том, что почти 3,5 тыс. языков приходится на 0,2 % землян.
  • Для того, чтобы язык жил и развивался, требуется около 100 тыс. его носителей. Сегодня в мире насчитывается почти 400 исчезающих языков.
Плавучие острова Урос: Сокровище озера Титикака

Плавучие острова Урос: Сокровище озера Титикака

Таинственное высокогорное озеро Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa; 3,8 тыс. м. над у/м), крупнейший по запасам пресной воды водоем в Южной Америке, славится тем, что, по преданиям, Инки утопили в его водах свои сокровища, а также уникальными «плавучими островами» древнего племени Урос (исп. Uros).

На сегодняшний день на тростниковых островах проживает около 2 тыс. человек.


История возникновения

Племя Урос образовалось еще до могущественной цивилизации Инков. “Люди озера”, как они сами себя называют, говорят, что существовали уже тогда, «когда еще не было солнца, вокруг царили темень и холод». Однако, именно воинственные Инки, продвигавшиеся вглубь Анд, сделали Урос уникальным народом, который, не дожидаясь, пока его обратят в рабство, загодя убежал на огромное озеро. Опасаясь выходить на противоположный берег, люди соорудили из камыша крошечные островки, которые вскоре разрослись в большие плавучие деревни. Поскольку озерные жилища прятались в тростниковых зарослях, они бы так и оставались незамеченными, если бы не соседи, племя Аймара, которые, в отличие от Урос, лицом к лицу встретили Инков, дав им достойный отпор.

Война между Инками и Аймара проходила с переменным успехом, в наиболее трудные моменты индейцы садились в лодки и уплывали подальше в озеро. Инки преследовали противника, рассекая водную гладь. В ходе очередного заплыва были обнаружены новоявленные озерные «робинзоны». Инки не стали их атаковать, но обложили островитян данью (одна миска маиса с каждой семьи), которую те исправно платили до тех пор, пока не прибыли испанские отряды и не уничтожили Инков.

Изобретательная изолированная «озерная раса» намного пережила своих могущественных поработителей. Парадокс, которых в истории случается немало, заключается в том, что великолепные, украшенные золотом дворцы Инков оказались намного более недолговечными, чем хрупкие тростниковые жилища Урос.

Один из островов Урос

Тростник – основа жизни

Основой выживания озерного народа стал тростник Тоторо (исп. Totoro).

Тоторо для Урос — почти все! Они живут на островах, построенных из тростника, в маленьких хижинах с тростниковыми стенами, полами и крышами; спят на тростниковых циновках; еду готовят на очаге, сложенном из камней, используя камыш как топливо; тростник используется в пищу, даже из цветков растения заваривают целебный чай.

Из упругого тростника строятся жилища, школы, церкви и остальные помещения. На каждом из островов стоит сторожевая башня, на них в давние времена находились дозорные, которые при приближении опасности поднимали тревогу. Сейчас башни исполняют роль зрелищных декораций.

Если жители высокогорных андских районов применяют листья коки для адаптации к разряженному воздуху и суровому климату, то островитяне аналогичным образом полагаются на Тоторо.

Также из тростника индейцы изготавливают знаменитые «Balsas» – лодки из связанных вместе пучков сухого камыша, напоминающие папирусные плавучие средства древних египтян, в форме полумесяца.


Острова из Тоторо и их обитатели

Свои искусственные тростниковые острова Урос строят уже не одно тысячелетие, они поистине добились совершенства в этом искусстве.

Тростник, необходимый для строительства, сначала высушивается, потом обильно смачивается и снова подсушивается. Только после всех этих манипуляций из него можно сооружать плавучий жилой остров. Обычно толщина небольшого острова бывает от 1,5 до 3 м., крупного – от 6 до 12 м., площадь варьируется в зависимости от его назначения.

Плавучими острова Урос можно назвать лишь условно. На самом деле, они не плавают в буквальном смысле этого слова, так как при строительстве острова с помощью крепких канатов прикрепляют к тростнику, к воткнутому в дно бревну или к большому валуну.

Перемещают острова только в экстремальном случае, если, например, уровень воды резко опустился, ведь от этого остров может «сесть» днищем на ил и быстро сгнить.

Размеры и количество островов на протяжении веков постоянно менялись. Согласно некоторым источникам, срок «годности» острова – 30 лет, однако, это весьма сомнительно. Как бы там ни было, они требуют постоянного ремонта и частичной реставрации. Даже при благоприятных климатических условиях нижний слой острова постоянно подгнивает и отслаивается, поэтому островитяне регулярно пополняют его, постоянно проверяя толщину в разных частях.

После того, как новый тростник подсохнет, его режут и укладывают там, где толщина острова наименьшая. Свежий слой камыша уплотняют, утаптывая ногами. Тростник достаточно мягкий, и по своим островам местные жители ходят без обуви. Многие туристы во время своего пребывания в гостях у Урос тоже прогуливаются босиком.

На сегодняшний день доподлинно известно о 42 островах, на самом же деле их количество может достигать 60. На небольших островках (диаметром до 30 м.) проживает по 2-3 семьи, на самых крупных — до 10 семей. Урос традиционно ловят рыбу, охотятся на птиц, собирают яйца, разводят уток, кур, морских свинок для еды и для обмена с материковыми индейцами Аймара на кукурузу и картофель. Некоторые умудряются заниматься нехитрым овощеводством, «удобряя» тростник возле хижины плодородным илом.

На протяжении многих лет два племени — озерное и береговое — друг с другом смешивались, в конечном итоге, Урос даже отказались от своего языка, приняв язык Аймара.

Со времен колонизации Южной Америки состояние «озерного племени» кардинально изменилось. Островитяне старшего поколения по сей день держатся воды, молодежь уходит «на материк» в города, часто используя родной островок для дополнительного заработка от туризма. Народность понемногу утрачивает свою аутентичность, сливаясь с племенем Аймара, которое дожило до сегодняшних дней в более комфортных условиях, развивая ремесленничество и сельское хозяйство.

С 1978 г. плавучие острова являются частью Национального заповедника Титикака (исп. Reserva Nacional del Titicaca), созданного для сохранения 37 тыс. Га, заросших удивительным тростником, около 60 видов птиц и 15 видов рыб.


Современная цивилизация – благо или зло?

Хотя культура Урос намного пережила цивилизацию Инков, сегодня есть опасения, что в связи с новыми современными реалиями она оказалась под угрозой исчезновения. Таковыми реалиями стало развитие туристического бизнеса на озере Титикака в 1980-1990 годах, который кардинально изменил традиционный жизненный уклад Урос. Если несколько десятилетий назад тростниковые острова были изолированы от внешнего мира, то сегодня они привлекают к себе армии туристов. Обитатели тростниковых островов научились изготавливать изделия кустарного промысла и продавать их туристам. Еще одним источником дохода стали устраиваемые ими прогулки для туристов на тростниковых лодках. Зачем индейцам работать, если можно облачиться в традиционный костюм и сфотографироваться с туристами за неплохие чаевые? Немного успокаивает и дает надежду на то, что удастся сохранить уникальную культуру озерного племени, следующий факт: из всех существующих островов на озере только 10 принимают туристов.

Острова Урос

Любопытные факты

  • Поверхность небольшого плавучего острова слегка прогибается под шагами человека, так что прогулка по нему напоминает ходьбу по стогу сена.
  • На островах нет ни докторов, ни больниц, поэтому островитяне полагаются только на себя. Мужчины сами помогают своим женам рожать прямо в хижинах.
  • На одном из крупных островов действует Миссионерская школа, где дети обучаются на языке аймара.
  • Религия Урос представляет собой своеобразную смесь индийской и католической веры.
  • Умерших соплеменников у Урос принято хоронить на берегу.
  • Каждый плавучий остров непременно «ставится на якорь» — привязывается к прочным деревянным сваям, вколоченным в дно озера.
  • Бывали случаи, что сильным ветром остров срывало с «якоря» и уносило далеко в озеро. Такой остров люди просто бросали на произвол судьбы, на лодках возвращались к тростниковому «архипелагу» и начинали создавать новый. Ведь даже самый маленький островок слишком массивен для отбуксировки назад.
  • Размеры старейших из островов просто поражают! При средней глубине озера в месте «архипелага» до 10-15 м., многие из них имеют такое толстое основание, что уже достигли дна и, практически перестав быть плавучими.
  • Тростник, соприкасаясь с водой, гниет достаточно быстро, поэтому каждые 3 месяца приходится добавлять новые пласты тростника. Особенно важно это делать в дождливый сезон.
  • Тоторо для Уросов – это не только «земля» и средство передвижения. Это также сырье для мебели, посуды, хозяйственных приспособлений, сувениров и даже еда: сердцевину тростника высушивают, размалывают в муку, из которой делают особые лепешки и готовят разнообразные блюда. Преимущества такого питания очевидны – оно совершенно бесплатное, ведь тростника вокруг – немерено. Очевидны и недостатки: всю жизнь на тростниковом хлебе не просидишь. Но такая пища очень выручает, когда рыбалка не ладится и птица не спешит в силки.
  • Для ловли рыбы Урос часто используют бакланов.
  • На островах на удивление много домашних кошек. Оказывается, они охотятся на мышей, портящих тростник, из которого построены острова.
  • Островитяне не отвергают современных технологий, каждый остров от перуанского правительства получил в подарок солнечные панели, в каждой общине есть телевизор, хоть и черно-белый. Традиционные лодки из тростника привязаны к островам, в то же время мужчины имеют обычные деревянные лодки с веслами и электро-двигателем.
  • Ныне «плавучие острова» Титикака – одно из любимых туристами мест. Туристический маршрут стартует из прибрежного городка Пуно (исп. Puno), расположенного на западном берегу озера . Ежегодно сюда устремляются потоки гостей, которые с удовольствием раскупают поделки «озерных» индейцев.
  • Для туристов местные жители наряжаются в этническую одежду. В повседневной жизни, когда туристов нет, они одеваются в обыкновенные платья и шорты.
  • Современная цивилизация вторгается в жизнь островитян повсеместно. Так, вместо тростниковых крыш здесь с недавних пор стали устанавливать пластиковые, которые хорошо защищают от дождя. Сохраняя многовековые традиции, сообщество «озерного народа» находится в постоянном движении.
  • Вопрос, не тяжело ли им живется, не вызывает у жителей тростниковых островов ничего, кроме недоумения.
Космодром Куру

Космодром Куру

Космодром Куру́ или Гвианский космический центр (фр. Centre Spatial Guyanais или GSG) – третий по величине космодром в мире. Находится на территории заморского департамента Франции – Французской Гвиане, расположенной в северо-восточной части Южноамериканского континента. Космический центр раскинулся полосой в 1200 м2 (60 на 20 км) вдоль побережья Атлантического океана, в 50 км. от Кайенны (фр. Cayenne, столица) между городами Куру (фр. Kourou)  и Синнамари (фр. Sinnamary).

С 2010 г. здесь был построен стартовый комплекс для российского «Союза-2», первый успешный запуск которого состоялся в октябре 2011 г.


Характеристики и преимущества

Характерной особенностью космодрома является его географическое месторасположение – он находится всего в 500 км. к северу от экватора Земли, что делает его практически идеальным местом для запуска тяжелых спутников на орбиту в любых направлениях. Это объясняется тем, что на непосредственной близости к экватору, в результате вращения планеты вокруг своей оси, образуется гравитационная энергия, которая позволяет ракета-носителю легче отталкиваться от земли, развивая дополнительную скорость в 460 м/сек.

Помимо Куру (5° 18’ с. ш.), в мире имеются всего 2 аналогичных «приэкваторных» космодрома: «Сан-Марко» близ побережья Кении в Индийском океане (2° 57’ ю. ш.) и «Алкантара» в северной части Бразилии (2° 17’ ю. ш.).

Еще одной важной чертой ГКЦ является высокий уровень безопасности, ведь Французская Гвиана очень слабо заселена, а ее территория почти на 90% покрыта влажными тропическими лесами. Кроме того, страна не может быть подвержена землетрясениям, ураганам и другим разрушительным природным стихиям. Также безопасность космодрома обеспечивается 3-й пехотной дивизией знаменитого Французского Иностранного Легиона (фр. Légion étrangère).

Гвианский КЦ

Таким образом, сочетание высокой эффективности, надежности и наличия развитой наземной инфраструктуры, позволяет назвать Космодром Куру одним из самых уникальных и универсальных КЦ в мире, привлекая к сотрудничеству космические агентства стран Европы, США, России, Китая, Индии, Бразилии, Канады, Японии и т.д.

Запуски космических аппаратов с людьми на борту с ГКЦ не производятся.


История

В 1965 г. Франция, для возможности запуска стационарных космических спутников, начала строительство собственного космодрома. После тщательного отбора проектов расположения столь серьезного стратегического объекта, выбор пал на Куру.

Через 2 года строительство было завершено, а уже 9 апреля 1968 был осуществлен первый запуск ракеты «Ариан-1».

В 1975 г. французское правительство в обмен на финансирование (75% годового бюджета) космодрома предложило Европейскому космическому агентству (ESA) использовать его для реализации космических программ «Ариан»*.

С тех пор ГКЦ является важной составной частью ESA, а основные пусковые площадки являются его собственностью. Сам же космодром передан под эгиду ООН и по своему статусу является международным, т.е. любое государство за соответствующую плату может проводить здесь запуски своих ракет.

* «Ариан» (фр. Ariane) — серия из 5 европейских ракета-носителей, которые предназначены для вывода космических аппаратов различного класса на орбиты.

«Ариан 4» используется почти для всех коммерческих запусков. Самая мощная ракета – «Ариан 5», она способна выводить на орбиту до 21 т. груза.


Российский «Союз-2»

В ноябре 2003 году после длительных переговоров, между Францией и Россией было заключено международное соглашение по использованию космодрома Куру для запусков российских ракета-носителей «Союз-2».

Согласно программе, в течение 15 лет на орбиту должно быть запущено не менее 50 «Союзов». По некоторым данным, общая стоимость контракта составила порядка 1 млрд. евро. По его условиям европейская сторона обязалась построить стартовый комплекс для России и создать всю необходимую инфраструктуру, также ГКЦ обязался обеспечивать до 4 запусков ракет в год, с возможностью их осуществления с минимальным интервалом в 5 недель.

Запуск р-н "Arian 5"
Запуск р-н «Arian 5»

В 2011 году российская площадка для запусков, расположенная в 13 км. от основного комплекса, была полностью завершена.

Сегодня «Союзы» доставляют на геоцентрическую орбиту космические аппараты массой до 3 т. Более тяжелые КА выводятся только Ariane 5. В свою очередь, легкие навигационные аппараты типа Galileo, запускаются с Байконура (Казахстан).


Основные объекты:Ракетоносители типов Vega, Союз-2 и Arian 5

В настоящее время здесь располагаются такие пусковые комплексы как:

  • ELV (CECLES / ELA-1) — ракета-носители легкого класса Vega;
  • ELA-2 — р-н среднего класса Ариан 4;
  • ELS (фр. Ensemble de Lancement Soyouz) – р-н среднего класса Союз-2;
  • ELA-3 — р-н тяжелого класса Ариан 5.

Вспомогательные объекты:
  • Завод по производству жидкого водорода;
  • Завод по производству жидкого кислорода;
  • Завод по производству твердого топлива;
  • Технический центр;
  • Центр по подготовке ракета-носителей;
  • Здание заключительной сборки.
Медный рудник Чукикамата

Медный рудник Чукикамата

Чукикамата (исп. Chuquicamata) – один из крупнейших карьеров кимберлитов меди на планете. Располагается на севере Чили. Если говорить о расстоянии относительно крупных городов, то Чукикамата находится на северо-востоке от Антофагасты в 215 км, на севере от Сантьяго в 1240 км.

Это один из самых глубоких карьеров в мире. Его глубина составляет порядка 850 м. Производство цемента и прочих материалов началось в 1882 г. Однако работать в полную силу он начал в 1911 г. Эта дата соотносится со строительством небоскребов по плану «Манхеттен» в Нью-Йорке после войны.

Это месторождение меди было известно еще в древние времена. В XVI в. инки разрабатывали и плавили медные руды. В переводе с языка индейцев «Chuquicamata» означает «место металла». Сегодня Чили располагает 28% мировыми запасами медной руды. Что позволяет этой стране стать крупнейшим экспортером меди.

Крупнейшим производителем меди в Чили является государственная компания Corporacion Nacional del Cobre (Codelco).


Описание

Рудник находится в западном регионе побережья Тихого океана и занимает район южных тропиков. Здесь находится порт города Антафагаста. Чукикамата возвышается над уровнем моря на 2840 м. По данным 1974 г. общие геологические запасы меди в карьере составляют порядка 900 млн. тонн при среднем показателе содержания меди в 1,75%. К 1952 г. было извлечено порядка 4,6 млн. тонн меди. Уже в 1974 г. добывали порядка 420 тыс. тонн меди в год.

Если говорить о сегодняшнем положении дел, то еще 11 лет медная руда будет добываться наземным способом, после чего будут вестись подземные работы по добыче руды.

Его относят к медно-порфировому типу гидротермального класса. Его также отнесли к большому интрузиву монцонитовых порфиров, простирающемуся вдоль меридиан. Поскольку зона окисления в промышленной руде составляет порядка 300 м, то был формирован крутопадающий штокверк. Его длина составляет приблизительно 3 км, а ширина – 0,8 км.

Месторождение меди Чукикамата
Рудник Чукикамата

В целом план месторождения Чукикамата можно условно разделить на 3 субмеридиональных зоны: восточную, западную, центральную. В западной зоне в основном преобладают медно-молибденовые руды. Ширина зоны варьируется в пределах 100-200 м. Именно здесь можно говорить об интенсивной минерализации. Западная зона сложена из кварц-серицитовых пород и кварцитов. Среди рудных минералов выделяются пирит, энаргит, халькопирит, халькозин, молибденит. Сюда не включаются окисленные минералы.

Центральная зона характеризуется насыщением медными рудами. Здесь можно говорить об интенсивной каолинизации порфиров и развитии халькопирит-халькозиновых руд. В восточной зоне преобладают полиметаллические руды. Здесь интенсивно развит халькопирит. Реже можно встретить галенит, борнит, сфалерит. Все породы хлоритизированы.

Каботаж карьера проходит на судах дальнего плаванья. Суда идут мимо берегов Перу и Эквадора, проходят Панамский канал, заходят в акваторию Карибского моря и Атлантического океана, откуда направляются в Нью-Йорк.

Медный рудник в Чили довольно сильно запылен. Его форма (овальная) напоминает кимберлитовую трубку рудника «Удачная» в России (Якутия). После того, как проведен Чилийская национализация в 1970 г., рудник расширился до огромных размеров: его длина составляет 4,3 км, ширина – 3 км, глубина – 900 м.


Добыча меди

В 30 км от шахты «Эль-Теньенте» находится монумент, верхушка которого изготовлена в виде шара из чистой меди. Стоит отметить, что этот монумент находится в довольно пустынном месте. Все предприятия по разработке и переработке медной руды были национализированыМедь вывозится огромными грузовиками, размером с 2-хэтажный дом президентом-коммунистом Сальвадором Альенде. Случилось это в 1971 г.

Шахта «Эль-Теньенте» является самой большой шахтой по добыче меди в мире. Однако медь добывается не только подземным способом. Карьер Чукикамата является крупнейшей шахтой по добыче медной руды открытым способом. Добыча меди делится на несколько этапов.

Первый этап считается самым громким и эффектным. Осуществляется он с помощью взрывных работ. Первый взрыв прогремел здесь в 1915 г.

С глубины 800 м руда вывозится огромными грузовиками, размером с 2-хэтажный дом. Параметры такого «автомобиля» составляют в ширину 8 м, а в длину – 7 м. За одну смену такой грузовик сжигает 1300 литров топлива. Конечно, размеры оправдывают грузоподъемность. Она составляет около 320 тонн.

Если говорить о движении, то здесь оно левостороннее. Тип движения зависит от угла закручивания серпантина и особенностей конструкции большегрузов. Существуют определенные правила, которыми пользуются водители таких транспортных средств: кабина находится слева, при движении вниз автомобиль должен двигаться со стороны обрыва.

После поднятия руды с 800-метровой высоты, медь попадает на медеплавильный комбинат, находящийся неподалеку. Руда измельчается в камнедробилках. Затем следует этап обогащения, когда для извлечения меди необходимо реактивами обработать концентрат.

Последним этапом является плавильный цех. Различают 3 сорта меди. Все они различаются в зависимости от количества примесей. В Чукикамата производится высший сорт меди с обозначением «А» — 99,9%. Конечный продукт формуется в пластины. Вес каждой пластины составляет 180 кг. Стоимость одной пластины на мировом рынке достигает 500 долларов. В сутки предприятие производит 11 000 таких пластин. Можно представить масштабы производства!

Дорога смерти: самая опасная в мире

Дорога смерти: самая опасная в мире

Как утверждают многие водители с опытом, ни одна автомобильная дорога не может гарантировать абсолютной безопасности при движении. Однако существует класс сверх опасных дорог, на которых происходит максимально возможное количество дорожных аварий и несчастных случаев. Одна из таких дорог находится в Боливии, в провинции Юнгас. Этот автомобильный путь окрестили Дорогой смерти (исп. Camino de la muerte). В 1995 г. Межамериканский банк присвоил этому участку пути статус «самой опасной дороги в мире».

Автомобильный путь, расположенный между Ла-Пасом и Коройко и протянувшийся на ничтожных 70 км, ежегодно приносит в жертву порядка 25 машин. При этом гибнут люди в количестве от 100 до 300. Все это происходит из-за того, что пассажиры, водители и любители экстремальной езды на велосипедах не успевают вовремя затормозить и срываются в пропасть. При движении по дороге то и дело встречаются обозначенные места, где указано, что сорвался велосипедист-экстремал или автомобиль.

Историки не могут определиться, кто построил эту опасную и сложную в прохождении дорогу. Одни ученые утверждают, что дорога была выстроена в 30-е гг. XX века за счет использования рабочей силы парагвайских заключенных во время Чакской войны, между Боливией и Парагваем. Другие же ученые настаивают, что возводила дорогу одна из американских компаний, занимающихся строительством. Если придерживаться этого мнения, то дорогу выстроили в 70-е гг. XX столетия.


«Дорога смерти» – что это?

Представленный участок пути, называемый «дорогой смерти» (оф.назв. – дорога Северного Юнгаса – North Yungas Road), спускается с высоты в 3600 метров до 330 метров и при этом протяженность дороги составляет 70 км. Путь проходит через предгорье Анд. Логично, что на этом пути достаточно много крутых склонов. К тому же в некоторых местах дорога достаточно узкая, поэтому двум автомобилям не так просто разойтись. Покрытие на «дороге смерти» ужасное и к тому же скользкое.

Дорога Смерти
Дорога Смерти

Если два автомобиля встретились и не могут разъехаться, тогда водители договариваются, кто кому уступает. Но если учесть тот факт, что по этой «трассе» в большинстве своем передвигаются большегрузы и автобусы, тогда могут возникнуть проблемы. Однако существует негласное правило среди местных жителей: если спускаешься на машине, то едешь по внешней обочине, у обрыва. Это значительно ускоряет спуск автомобиля, и при этом обеспечивается безопасность для водителя, едущего наверх.

На протяжении 20 лет до 2006 г. правительство постепенно модернизировало дорогу. Сегодня часть дороги получила 2 автомобильных полосы, часть дороги покрыта асфальтом. Остальная же часть дороги – грязь и глина. На новом маршруте имеются тротуары, перила, несколько дорожек, а также несколько элементов, который делают путь гораздо безопаснее.


Климат

В сочетании с плохими дорожными условиями на этом участке пути здесь не радуют и климатические условия, которые поджидают водителей. Следует учесть, что на этом участке дороги температура воздуха находится в пределах 6-11ºС. Также не особо радует систематическая туманность.

Поскольку тропические ливни – обычное дело для этой страны, то частые оползни, ведущие к смыванию целых участков дорожного покрытия, – уже привычны. Летом здесь часто случаются обвалы камней, которые делают узкую дорогу еще более узкой.

Часто бывают туманы, которые позволяют увидеть впереди дорогу всего лишь в несколько метров, поэтому водителям рекомендуется передвигаться достаточно медленно и аккуратно.


Название «дорога смерти»: когда и где появилось?

Такое страшное название дороги появилось в обиходе относительно недавно. Если быть конкретным, то в Эти 70 ничтожных километра ежегодно приносит в жертву порядка 25 машин1999 г. Этот год запомнилась из-за аварии, происшедшей на этом участке дороги, когда погибли 8 туристов из Израиля. Однако случались аварии гораздо страшнее этой. В 1983 г. в каньон упал автобус, в котором находились свыше 100 пассажиров. С 90-х гг. это место посетило свыше 25 тыс. экстремалов, в основном велосипедистов. Любители горной езды на горных велосипедах считают должным прокатиться по этой опасной дороге.

Любители экстремальных ситуаций частенько приезжают сюда, чтобы ощутить весь тот ужас и повысить уровень адреналина в крови. Тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы прочувствовать все на своей «шкуре».

Однако, жители Боливии так «развлекаются» довольно часто, поскольку «дорога смерти» – единственный путь для перемещения между северной и южной частями страны.


Преодоление дороги

Если вдруг появилось желание прокатиться по самой опасной дороге в мире, если чувство самосохранения не остановило желание поднять уровень адреналина, тогда лучше узнать мнение и прислушаться к советам бывалых туристов, прошедших путь по «дороге смерти».

Официальные источники предложения и советы подобного рода никогда не опубликуют. Но в Ла-Пасе есть Дорога смертинесколько агентств, которые специализируются именно на этом. Эти данные получены согласно конъюнктурному опросу.

Прокат автомобиля вряд ли сможет оправдать все надежды путешественников. К тому же стоит учесть, что большая часть автопарка Боливии состоит из старых и изношенных автомобилей.

При движении по горному серпантину в плохих климатических условиях и при ужасном дорожном покрытии требует не только аккуратности и осторожности, но и высоких профессиональных навыков. Ввиду этого местные туристические фирмы предлагают осуществить затеянное на сложной трассе на велосипедах. Тем более, что педалями особо и не нужно орудовать, просто нужно скатиться вниз. Все дело в том, как это сделать.

Стоимость такого путешествия приходится на сумму от 35 до 75 долларов. В принципе стоимость услуг представленных агентств зависит от новизны, «навороченности» моделей велосипедов, а также количества дополнительных услуг. Помимо транспорта туристические агентства предлагают полную экипировку, которая включается в стоимость: питание, сувениры, напитки, обратная дорога в Ла-Плас. Но нужно хорошенько подумать, смогут ли сувениры исправить не лучшее положение дел в случае опасности.