Тупак Амару: Последний Император Инков

Тупак Амару: Последний Император Инков

Тупак Амару (кеч. Thupaq Amaru, исп. Tupac Amaru; 1545 — 24.09.1572 г.) — последний правитель Инков, известен также как Тупак Амару-II. Сын Титу Куси Юпанки (исп. Titu Cusi Yupanqui; 1539 – 1571 гг.), известного как Манко Капак-II, он был хранителем тела своего отца.

Родился в 1545 г. в Вилькабамба (исп. Vilcabamba), умер в возрасте 27 лет 24 сентября 1572 г. в Куско (исп. Cuzco, кечуа Qusqu; Вице-королевство Перу).


Приход к власти

Среди Инков имели хождение слухи, что испанские священники, которых Император Титу Куси Юпанки принимал у себя в Вилькабамбе, отравили Верховного Инку. Священников схватили и казнили, а приграничные территории между Перу и испанскими владениями были заняты Инками. После того, как старший сын Сапа Инка (кечуа Sapa Inka) умер в 1571 г., Тупак Амару-I стал правителем Инков. К этому моменту испанцы, еще не знавшие о смерти предыдущего Верховного Инка, послали для проведения переговоров 2-х послов, которые были убиты одним из инкских командиров.

То, что Инки «нарушили закон, соблюдаемый всеми народами мира, о неприкосновенности послов», новый Вице-король, испанский военачальник Франциско де Толедо, граф Оропеса (исп.Francisco de Toledo y Figueroa), использовал в качестве повода для начала войны. Он решил атаковать Инков, захватить Вилькабамбу и 14 апреля 1572 г. объявил войну. Вскоре группой испанских солдат был захвачен мост, имеющий первостепенное значение на границе, это стало началом испанского вторжения.


Решающее сражение

Первые боевые действия в долине Вилькабамба (исп. Valle de Vilcabamba) начались 1 июня 1572 г. Несмотря на то, что воины Инков были вооружены гораздо хуже испанцев, они были решительно настроены на победу и бросились в атаку первыми. Несколько раз они пытались прорвать осаду испанцев и их союзников, однако, были вынуждены отступать. Когда в ходе артиллерийского обстрела загорелся форт Гайана Пукара (исп. Fort Guyana Pucara), 23 июня армия Инков оставила последний город и отступила в джунгли. 24 июня испанцы вошли в Вилькабамбу, обнаружив город опустошенным. Верховный Инка исчез, город был полностью разрушен. С этого дня официально перестала существовать великая Империя Инков.

Мартин де Муруа (исп. Martín de Murua; 1525 – 1618), испанский летописец, так описывает картину, которую увидели испанцы, войдя в Вилькабамбу: «Весь город был начисто разграблен… Все жители бежали в джунгли, прихватив все, что только могли унести. Оставшуюся кукурузу, пшеницу и прочее продовольствие… находившиеся в хранилищах… они предали огню. Когда испанцы прибыли, вокруг все еще дымилось. Был сожжен и священный Храм Солнца, где хранился главный идол Инков».

Накануне Тупак Амару с сотней воинов, разбившись на мелкие группы во избежание захвата, ушли на запад в глухие джунгли. Беглецов преследовали три испанских отряда, один из которых захватил сына вождя Инков. Второй отряд вернулся с военнопленными и с захваченными золотом, серебром и драгоценными камнями. Третий отряд испанцев взял в плен нескольких военачальников, двух братьев Тупака Амару и других членов правящего семейства. Сам Главный Инка и его главнокомандующие пока оставались на свободе.


Преследование

После этих событий испанцы со всей решимостью принялись преследовать последнего Инкского Императора. Для поисков Тупака Амару был срочно сформирован отряд из 40 лучших бойцов под руководством Гарсия де Лойола (исп. Martín García de Loyola). Спускаясь вниз по реке, нынешней Урубамбе (исп. Rio Urubamba) с притоками, отряд углубился в область обитания индейцев «маняри» — этнической группы, родственной современным племенам «кампа» (исп. Кampa) и «мачигенга» (исп. Machiguenga). В сопровождении туземцев, поисковый отряд сплавлялся на плотах вниз по реке, вглубь девственных верхнеамазонских джунглей.

Вскоре испанские «охотники за удачей» проведали от захваченных по пути индейцев, что Тупак Амару находится в долине Момори (исп. Los Valles de la Momori), куда добраться было практически невозможно из-за непроходимой местности. Местные индейцы указали испанцам путь и сообщили, что вождь Инков задержался в их краях из-за приближающихся родов жены.

Воодушевленные известием, что движутся в верном направлении, люди из отряда де-Лойола продолжили свой путь, отчаянно одолевая стремнины и водопады — в итоге им удалось добраться до таинственной долины.

Одолев в общей сложности почти 325 км, они, наконец, заметили мерцавший в лесу огонь. Осторожно продвигаясь вперед с обнаженными мечами, отряд вышел на расчищенную от растительности поляну, где обнаружил у бивачного костра Тупака Амару с беременной женой. Так, глухой ночью, среди непроходимых зарослей амазонских лесов закончилась длившаяся 35 лет кампания по уничтожению мятежной провинции Вилькабамба пленением последнего Инкского Императора.

Преследование

21 сентября 1572 г., в отмечавшийся испанцами День святого Матфея (исп. Día de San Mateo) испанский отряд триумфально подошел к воротам Куско (исп. Cuzco). Впереди кавалерии шли закованные в цепи и связанные веревками пленники — сам Верховный Инка и высокопоставленные туземные военачальники. Все население города вышло на улицы, чтобы поглазеть на завершение экспедиции, продолжавшейся около четырех месяцев. Победители несли захваченные золото и многочисленные сокровища, в частности, золотой идол Пунчао (кечуа Punchao) — священный образ солнца Инков. Также испанские солдаты несли другие реликвии, в том числе мумифицированные тела Манко Инки (исп. Manco Inca Yupanqui) и Титу Куси (исп. Titu Cusi Yupanqui) — двух мятежных Инкских правителей (которые впоследствии были безжалостно уничтожены).

Испанцы бросили в темницу Тупака Амару и пятерых его военачальников, затем принялись праздновать победу. В течение следующих несколько дней прошли судебные процессы против пленных военачальников, им был вынесен обвинительный приговор, сразу приведенный в исполнение (те, кто не умер ранее от пыток, были повешены).

Главной виной инкских военачальников было то, что они ожесточенно сопротивлялись окончательному покорению Тавантинсуйю (кечуа Tawantinsuyu; Империя Инков) Испанской короной. Между тем, испанские священники тщетно пытались обратить Тупака Амару в христианство, чтобы Император «спас свою душу», а возможно, и жизнь. Религиозные служители сообщили, что против него тоже готовится судебный процесс. Тупака Амару обвиняли в том, что он является лидером мятежного государства, которое организовывало набеги на Перу, подконтрольную Испании страну, а также в том, что он поощрял в своей державе «языческие религиозные практики» — Инкскую религию, которую индейцы исповедовали с незапамятных времен.

30-летний Император, который за короткий (16-месячный) срок своего правления сделал все возможное, чтобы в Вилькабамбе усилить влияние религии Инков, эти предложения отклонил. Он готов был встретить свою судьбу.


Казнь

Тупака Амару тоже приговорили к смерти. Многие источники свидетельствуют, что католические священники, стоя на коленях, просили отменить казнь. Они говорили, что Инка был послан Испанской короне «для процесса, а не для казни».

Король Испании Филипп II также отнесся к казни Императора Инков с осуждением.

Очевидцы сообщают, что в день казни собралась большая толпа, от 10 до 15 тыс. человек, и Инка охраняли сотни солдат, вооруженных копьями. На центральной площади Куско перед главным Собором был установлен драпированный черной тканью эшафот, на которых были казнены всех военно начальников Амару. Самого же императора казнили четвертованием лошадьми. «Множество индейцев, заполнивших площадь, …взывали к небесам, со всех сторон раздавались их отчаянные крики и плач.» По сообщениям Габриэля-де-Овьедо (исп. Gabriel de Oviedo), монаха-доминиканца из Куско, перед смертью Верховный Инка призвал толпу замолчать, и обратился к людям со словами, ставшими последними в его жизни: «Мать Земля, будь свидетелем, как враги проливают мою кровь!» (кеч. «Ccollanan Pachacamac, ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta!»).

Тупака Амару жестоко казнили, четвертовав разрыванием лошадьми

Это интересно: Из воспоминаний очевидца

Вот что в 1589 г. в своих заметках о правителях Инков писал последний из оставшихся в живых первых завоевателей Перу, Дон Манцио Серра-де-Легуисамо (исп. Don Mancio Serra de Leguisamo):

Мы обнаружили государство в очень хорошем состоянии, которым правители Инка управляли настолько мудро, что среди населения не было безнравственных людей — ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни воров, ни распутных женщин. У всех мужчин были полезные профессии. Угодья, шахты, пастбища, леса, дома и все продукты труда были распределены справедливым образом, так, что каждый знал свою собственность. Никто не претендовал на чужую собственность и не пытался ее захватить, местные законы этого не поощряли. Мы уничтожили …народ, имеющий такое правительство, который был счастливой нацией. Народ, который не знал преступлений и казней…Индеец, имеющий в своем доме на 100 тыс. песо золота или серебра, мог оставить двери незапертыми. Хозяин просто оставлял возле двери маленькую палочку, говорящую о том, что у этого имущества есть хозяин. Когда индейцы увидели, что мы навешиваем на свои двери замки, они решили, что мы опасаемся, что нас могут убить, но они не допускали мысли, что можно украсть имущество, принадлежащее другим. Когда инки увидели среди нас воров и людей, пытающихся соблазнять их дочерей, они нас просто стали презирать…»

Мачу-Пикчу: Затерянный город Солнца

Мачу-Пикчу: Затерянный город Солнца

Мачу-Пикчу (кечуа: Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей Перу, древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над долиной реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. Куско. Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

В переводе с кечуа «Machu Pikchu» означает «Старая гора». Однако, небольшой Мачу-Пикчу, в котором менее 200 сооружений, является обладателем множества неофициальных титулов: его именуют «Потерянным городом», «Городом среди облаков». Некоторые историки предполагают, что он был возведен приблизительно в 1440 г. в качестве резиденции Пачакутека Юпанки (кеч. Pachakutiq Yupanki – великий девятый правитель Инков, правивший в 1438-1471 гг.), и функционировал вплоть до испанского вторжения на территории империи, т.е. до 1532 г. До сего дня остается неразгаданной загадка, почему в 1532 г. все жители внезапно исчезли.

metka-karta

Климат

Климат в регионе субтропический, влажный. Лучшим временем для посещения является сухой сезон апрель-октябрь. С ноября по март в регионе обычно идут обильные дожди.

Средняя летняя температура составляет +25ºС, температура зимнего периода колеблется около +10ºС. В этих краях повышенная влажность, Мачу-Пикчу нередко оказывается окутанным в пелену густого тумана. Но в ясную погоду, при хорошей видимости с высоты хребта открываются восхитительные виды на окрестности.

Наиболее многолюдно здесь с июня по август.


Флора и фауна

Живописные археологические развалины населены огромным видовым разнообразием представителей флоры и фауны. Сегодняшняя территория исследована лишь на 35%, по мнению ученых, дальнейшее ее изучение может дать миру массу важных открытий.

На всей площади затерянного города, составляющей около 32,5 тыс. Га, произрастают экзотические деревья, ошеломляющие своим величием, такие как писонай (лат. Аrbol pisonay — Коралловое дерево), куньюал, щитовидная пальма, ольха. Здесь растет также более 400 видов орхидей и бегоний, из которых описано и систематизировано чуть более 250 разновидностей.

Животные, обитающие здесь, также поражают видовым разнообразием: только птиц здесь насчитываетсяДикая Лама около 375 видов. Ярким, в прямом и переносном смысле, представителем пернатых является Скальный петушок, который считается символом Перу. Птицу легко узнать по ее пестрому оперению. Среди млекопитающих особый интерес вызывает андский медведь, который в этих краях известен, как «Очковый медведь». Животное, ныне находящееся под угрозой исчезновения, абсолютно безопасно, пугливо и застенчиво, питается лишь растениями. В Мачу-Пикчу можно встретить белохвостых оленей, викуний, диких лам и многих других представителей экзотической фауны.


История и особенности архитектуры

Традиционно Перу делится на 3 региона: гористая сьерра (исп. Sierra; Перуанские Анды), тропическая долина — монтака и засушливая прибрежная равнина. На труднодоступном горном плато сьерры раскинулся знаменитый город Инков, надежно укрытый от посторонних глаз буйными, непроходимыми зарослями.

М-П прославился своей богатейшей историей, уходящей корнями вглубь веков и полной непостижимых тайн. Приблизительно в 1440 г. великий Пачакутек (кеч. Pachakutiq; 9 — й правитель империи Инков, правил в 1438-1471 гг.) основал высоко в горах этот священный город, ставший надежным укрытием для тысяч людей. Мачу-Пикчу располагался далеко от основных инкских поселений, он не был разрушен испанскими завоевателями, которые покорили почти все земли в этой области, но до сюда так и не добрались. Однако, в 1532 г. все жители внезапно таинственно исчезли, город более 400 лет пребывал в запустении и забвении. Впоследствии эта территория стала неисчерпаемым полем деятельности для археологических исследований.

Продолжительное время о «затерянном городе Инков» ходили лишь предания. Доподлинно никто не знал, существует ли Мачу-Пикчу в действительности: ни единого упоминания о нем не встречается в испанских хрониках, и Инки не оставили письменных свидетельств. О существовании города мир узнал только в начале XX в., когда 24 июля 1911 г. его обнаружил американский археолог-исследователь, профессор Йельского Университета Хайрам Бингхем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956 гг.), посвятивший не один год поискам мертвого города. Как гласит легенда, Бингем поднялся на вершину горы с местным проводником-носильщиком. Здесь жили 2 индейские семьи, охранявшие Мачу-Пикчу. Профессор подарил мальчику из одной семьи монетку в 1 соль, и тот показал ученому дорогу к древним развалинам, укрытым густыми зарослями и кишащим змеями. Так, всего за 1 соль (ок. 30 американских центов) человечество узнало о заповедном свидетеле расцвета и заката великой цивилизации.

Долина Инков Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу

Названия, которые носят сегодня строения, фактически ничего общего с инкскими не имеют. Бингхем, не зная прежних названий, придумал новые.

Несмотря на открытие «города в облаках», Мачу-Пикчу оставался недоступным еще в течение почти 30 лет, пока экспедиция археологов не обнаружила Дорогу Инков, проложенную к цитадели через долину.

Во времена древней цивилизации допуск в крепость был открыт только для избранных. Здесь проживала высшая знать, жрецы, ремесленники и «мамакунас» или Солнечные девы – девственницы, посвятившие себя служению богу Солнца. Всего здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Инти (кеч. Inti; в мифологии Инков — бог Солнца). Мужчины занимались в основном земледелием. Судьба местных жителей до сего дня неизвестна. Раскопки приносят все новые загадки.

Путешествие по тропам Инков
Дороги Инков

Ученые, исследовавшие руины, были изумлены надежностью конструкций и четкостью планировки застройки. Весь город-крепость поделен на секторы: жилой район с  храмами, резиденции, склады, кладбище и темницы. На юго-востоке угадывается дворцовый комплекс — район жилищ вельмож и сановников; в западном секторе расположен главный Храм с алтарем, рядом с ним — жилой квартал, застроенный 2-хэтажными домиками, между которыми вьются узкие улочки с лестницами. Жилые здания в основном были 2-хэтажными, с каменными стенами и соломенными крышами. Причем, каменные блоки были идеально подогнаны друг к другу, в определенных местах были оставлены зазоры на случай землетрясения. Крепостные стены имели небольшой наклон в целях повышения сейсмоустойчивости. Древняя кладка укрепления поражает современных специалистов ювелирной точностью подгонки.

Особенно исследователей потрясло то, что зодчие при строительстве не использовали никаких скрепляющих составов, камни удерживались исключительно за счет своего собственного веса. Возможно, ответ на вопрос о способах скрепления каменных блоков подсказывают легенды Инков, согласно которым строительство велось с помощью … птиц! Фантастической версии даже нашлось научное объяснение: в этих краях некогда жили птицы «хакаклъо», которые использовали сок некоего растения при выдалбливании в скалах своих гнезд.  Возможно, при креплении каменных блоков инки использовали тот же сок.

На юго-восточной оконечности города сохранились полукруглая башня и примыкающие к ней строения, предположительно служившие одновременно укреплением и святилищем. Интересно, что башня была возведена вокруг куска природной скалы, отесанного и превращенного в алтарь. Под башней находится грот, служивший для совершения ритуальных обрядов.

Религиозным центром была большая Священная Площадь, которая отделяла район проживания знати от квартала простых горожан с мастерскими и лавками, и от кладбища, размещенного в Погребальной скале. В нижней, южной части крепости находились дома крестьян с сараями и загонами для скота.

Вероятно, Храм «Трех окон», через окна которого лучи солнца падали на Священную Площадь, выполнял важную роль в проведении ритуальных церемоний. Три окна символизировали троичность мира, что соответствовало мировоззрению Инков. Согласно легенде, 3 основателя инкской империи вошли в мир именно через эти храмовые окна.

От площади по длинной лестнице, вырубленной в граните, можно попасть на вершину скалы. Там находитсяРитуальный камень «Интиуатана» одна из самых интересных достопримечательностей Мачу-Пикчу, святая святых – ритуальный камень «Интиуатана» (кеч. Intihuatana — «Место, где привязано Солнце»). Когда-то эта глыба была отпилена от скалы и установлена в самой высокой точке на особой треугольной площадке. Гранитный монолит вытесан в форме громадного кулака с поднятым вверх указательным пальцем, к которому, по убеждению Инков, привязывается солнце. Камень представляет собой мини — обсерваторию. Плоскости и углы расположены таким образом, что можно фиксировать положение светила на закате во время зимнего солнцестояния и восход солнца — во время летнего. «Интиуатана» выполнял роль солнечных часов, с помощью которых инкские жрецы высчитывали время суток, месяц, время года, а также определяли самое лучшее время для начала посевных работ и сбора урожая. До сих пор тайна этих часов остается неразгаданной.

Возле камня-алтаря жители Мачу-Пикчу молились, проводили религиозные обряды, распевали гимны.

Тут имеются и специальные смотровые площадки, свидетельствующие о незаурядных познаниях Инков в астрономии.

Отдельные разноуровневые части города соединялись между собой разветвленной сетью лестниц, вырубленных в гранитных склонах. Высоким уровнем инженерного искусства отличалась и система городского водоснабжения: вода из горных источников подавалась в крепость по искусственно созданным каналам. Древний водопровод  исправно действует и сегодня, как и 5 веков назад.

Весьма оригинален Храм Кондора (исп. Тemplo de Еl Соndor), названный так по форме камня, которыйХрам Кондора напоминает очертания птичьей головы. Позади высятся две скалы, похожие на крылья птицы. Видимо, этот камень также служил инкам алтарем. Предположительно, святилище было связан с культом кондора, который олицетворял у Инков свободу и воздух.

Бесспорным шедевром инкской архитектуры стал Храм Солнца, возведенный на скале и напоминающий гнездо гигантской птицы. Отсюда жрецы вели астрономические наблюдения, определяли положение солнца, что было необходимо для проведения религиозных ритуалов.

У подножия скалы, на которой возвышается Храм Солнца, находится вход в пещеру — усыпальницу знатной персоны. Инки свято верили, что душа человека остается связанной с телом до того момента, пока его не тронуло тление, поэтому умершие представители знати и духовенства подвергались особой мумификации. На востоке, за чертой города был найден ритуальный камень с 3 ступенями: одна знаменует небо — обитель богов, вторая — землю, а третья — подземное царство. На этот камень клали тела умерших, где днем под воздействием солнечных лучей (а ночью — холодных ветров) происходила естественная мумификация.

Новые загадки принесли раскопки «Зала ступок», в центре которого стоят камни с выдолбленными в них лунками, систематически наполняемыми водой. Особое расположение окон, способствующее  фокусированию солнечных лучей, позволяло использовать зал для астрономических наблюдений и расчетов. Имеет место и версия, что эти лунки жрицы использовали при изготовлении красок из толченых минералов и растений, необходимых для росписи стен, тканей и сосудов.

Дорога, ведущая из Мачу-Пикчу в Куско, является прекрасным образцом мастерства древних строителей: Так как Инки не знали колеса, чаще всего дороги строились ступенчатымидаже в разгар сезона дождей она находится в прекрасном состоянии. Помимо того, что дороги в империи Инков имели важное стратегическое значение, они содействовали культурному обмену между областями государства — благодаря ним люди передавали друг другу секреты искусства керамики, обработки металлов, ткачества и архитектуры.

Так как Инки не знали колеса, чаще всего они строились ступенчатыми. Через реки сооружали каменные или подвесные канатные мосты, считавшиеся священными объектами.

Вокруг высокогорного города на традиционных инкских узких террасах вдоль крутых горных склонов размещались обрабатываемые земли. И террасы, и тысячи соединявших их ступенек сохранились здесь на многие века.


Город Инков сегодня

В наши дни Мачу-Пикчу, место поразительной истории и неразгаданных тайн, в последние десятилетия стал популярным центром мирового туризма. Многие устремляются сюда, чтобы своими глазами увидеть совершенное строительное искусство Инков. Немало людей привлекает сюда и миф об Эльдорадо, богатой эпической стране. В 2011 г. в целях  ограничения количества посетителей были приняты новые правила, согласно которым посетить древний город могут только 2,5 тыс. туристов в день.

Мачу-Пикчу находится в труднодоступном районе, прямо в облаках, автомобильной дороги туда нет, поэтому в целях развития туризма была построена железная дорога из Куско до близлежащего населенного пункта Агуас-Кальентес (исп. Aguas Calientes).

Шедевр инкской архитектуры - Храм Солнца
Храм Солнца

Сохранилась и оригинальная тропа Инков, идущая вдоль реки. В окаймленной высокими горами долине, по которой петляет Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Полумрак здесь царит даже днем, а рев воды заглушает все звуки.


Как добраться

«Бархатным сезоном» в Перу является сухой зимний период (июль — август), когда держится самая комфортная температура воздуха — около +20 °C. Каждый зимний сезон уникальный музей под открытым небом «кормит» всю страну доходами от туризма. Мачу-Пикчу открыт для посещения с 6:00 до 17:30, вход платный.

Прилетев в Лиму — столицу Перу, надо сделать пересадку на самолет до Куско, откуда до Мачу-Пикчу можно добраться несколькими способами:

  1. Самый популярный: доехать на поезде от станций Ольянтаитамбо (исп. Ollantaytambo) или Порой (исп. Poroy) до Агуас Кальентеса (исп. Aguas Calientes), самого близкорасположенного к древнему городищу населенного пункта. На этот поезд всегда много желающих, поэтому билет лучше приобрести заранее по интернету. Ежедневно из Куско отходят 6 поездов (с 06:40 до 09:05), а обратно — с 15:20 до 17:50.

До цели путешествия можно доехать на туристическом автобусе (они ходят с 05:30 с интервалом в 15 мин.), о входном билете на территорию музея тоже надо заранее позаботиться, так как у его входа билеты не продаются.

Имейте в виду, что с 14:00 настоящего дня продаются билеты на следующий день, при себе нужно иметь паспорт. Билет дает право только на вход в городище, но самые любознательные и отважные путешественники (200 человек в день, в 7 и 10 ч.) могут подняться на соседнюю гору Уайна-Пикчу (кеч. Wayna Pikchu — «Молодая гора»).

На поселковой остановке всегда длинные очереди, но при организованном движении очередь продвигается достаточно быстро, сам путь на гору занимает 10-15 минут. На обратной дороге можно сэкономить, устроив себе «крутой» спуск по ступенькам через горные джунгли, который займет около часа. Трудности спуска с лихвой компенсируются замечательными окружающими видами.

Помните о лимите, установленном ЮНЕСКО в целях сохранения исторического архитектурного комплекса: ежедневно сюда допускается не более 2,5 тысяч туристов. Поэтому забронируйте билеты на экскурсию заранее.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  1. Самый интересный: отправиться пешком по древней Тропе Инков. Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  2. Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу» и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда,Между некоторыми каменными блоками не просунуть даже лезвия ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.
Вилькабамба: Затерянный город Инков (Эспириту-Пампа)

Вилькабамба: Затерянный город Инков (Эспириту-Пампа)

Джунгли Амазонки порождают множество легенд. Одной из них является легенда о затерянном городе Инков. Когда испанцы завоевали Перу, инки ушли в джунгли, где проживали в период 1536-1572. Город был назван Вилькабамба (Vilcabamba). Находится эта местность на 1500-метровой высоте над уровнем моря.

Как вспоминает Мартин де Муруа, миссионер из Испании, климат в этой местности был настолько благоприятным, что пчелы обустраивали соты в досках домов, индейцы собирали урожаи кукурузы трижды в год. Все это было возможным благодаря плодородным почвам и близкому расположению воды. Местные жители также выращивали сахарный тростник, маниок, сладкий картофель и хлопок. Среди животных были утки, попугаи, кролики, индейки, куры, фазаны, гокко. Кроме того в природе той местности произрастали арахис, гуава, орех пекан, ананасы, папайя, авокадо.


Описание затерянного города Инков

Дома и навесы индейцев в затерянном городе имели добротную крышу из тростника и пальмовых листьев. У верховных правителей был дворец в несколько этажей. Покрывали дворец черепицей. Город также представил вниманию ученых площадь, на которой устраивались празднества и скачки на лошадях.

Испанцы смогли попасть в свое время в затерянный город, даже были указаны следы местонахождения Вилькабамбы. Но позже они были утрачены. Долгие годы ученые и путешественники пытались найти это загадочное место. В 1911 г. в Перу приехал Хайрем Бингхэм. Поначалу он подумал, что Вилькабамба – Мачу-Пикчу. Но позже выяснилось, что это ошибка. Возросла вероятность, что Вилькабамба – город Эспириту-Пампа (Espíritu Pampa). За прошедшее время тропики захватили город в свои владения.

Название Вилькабамба происходит от слов «vilca» («huilco») и «bamba» («pampa»), переводится как «дерево» и «долина». На английском название звучит как «City Vilkabamba centenarians».


Интересные факты о Вилькабамбе

Впервые факт о загадочной и удивительной долине стал известен в 1971 г. Опубликовало данные французское издание «Пари-матч». В статье сообщались данные и приложены к ним были 17 снимков старых жителей. Из данных статьи стало известно, что средняя продолжительность жизни составляет 100-130 лет. Тогда ученые обследовали 628 жителей небольшого населенного пункта. Интересно, что у долгожителей не было выявлено сердечных заболеваний, рака, диабета, болезней печени и почек, старческого маразма и артрита.Добро пожаловать в Вилькабамбу

Жители Вилькабамбы объясняют столь высокую продолжительность жизни отсутствием цивилизации. Люди ложатся и встают вместе с солнцем, за свою жизнь они не видели врачей. Работают на плантациях кофе и табака.

Эта провинция стала интересна геронтологам. Их умы захватила загадка о счастливом долголетии. Геронтолог из Лондона Д.Дэвис встретился с местным стариком. На вид ученый дал бы местному жителю около 80 лет. На самом деле оказалось, что старику все 120 лет. При этом он держится бодро и работает на плантации на общих правах.

Другой ученый, Мортон Уолкер из США, считает, что долголетие связано с физической активностью. Питание долгожителей содержит молочные и растительные продукты, иногда мясо. Также важными факторами долголетия можно отметить чистую воду и воздух, благоприятный химический состав почвы. Ученые также добавили в этот список благоприятный рельеф, ходьба по которому позволяет развивать мускулатуру.

Необходимо отметить, что были найдены старые церковные записи, в которых указаны даты рождения детей. И эти люди до сих пор живы. Нет никаких сомнений, что это правда, а не миф. К тому же, люди в этой местности никогда не знали, что такое отдых, пенсия и старость.


Экспедиции в Эспириту-Пампа

Эта местность долго не открывалась исследователям. Только в 1964 г. Джин Савой, ученый из США, организовал экспедицию для Клуба исследователей Анд. Благодаря этой экспедиции ученые обнаружили развалины, скрытые от посторонних глаз на территории, расположенной за расчищенным Бингхэмом участком леса.

Исследователи в ходе путешествия обнаружили развалины 50-60 построек и практически 300 жилых домов. Один из найденных жилых домовКонечно, останки заросли мхом, ползучими растениями, лишайниками и растительностью, характерной для влажных лесов. Тропики завладели этим местом. Деревья, произрастающие здесь не один десяток лет, возвышаются над развалинами на высоте от 30 м.

Савой и его экспедиция также обнаружили плохо сохранившиеся дороги инков. Череда дорог пересекала горную местность в Маркакоча—Пикчакоча. В ходе своих исследований ученый убедился, что затерянный город инков Эспириту-Пампа был для индейцев достаточно важным городом. По сведениям Савоя главные развалины построек были обнаружены на расстоянии 600 м от построек Эромбони-Пампы. Общество смогло рассмотреть останки храма длиной в 69 м, затонувший дворец длиной 100 м. В найденном храме были обнаружены 24 дверных проема.

Большинство домов возводились на специальных платформах. Предполагается, что индейцы таким образом защищали свои дома от затоплений. Длина «Дворца из террас» составила 43 м, а длина «Дома с днищами» — 33 м.

Савой был поражен тем, что инки покрывали некоторые постройки черепицей. Это было характерно для испанской культуры. В то время как индейцы покрывали свои жилища тростником. У Инки Манко, последнего верховного правителя, и его сыновей не было возможности возвести каменные сооружения, но очевидно, что большинство зданий были облицованы керамической плиткой.


Дорога в Вилькабамбу

Вилькабамба, или по-другому Эспириту-Пампа, находится на небольшом плато по правому побережью реки Пампаконас (Pampaconas). Эта речка является притоком Апуримака (Apurimac), что стекает по склонам Кордильер. Вся эта местность расположилась в 500 км от Куско на северо-западе. Существует маршрут, по которому можно добраться до затерянного города Инков: Куско — Кильябамба (Quillabamba) — Китени (Quiteni) — Чанкири (Chuanquiri). Для того чтобы начать этот маршрут, нужно сначала прибыть в пункт отправления – Куско. Сделать это можно на самолете в течение часа либо на автобусе в течение суток.

Дороги (тропа) Инков: «Великая дорога»

Дороги (тропа) Инков: «Великая дорога»

Инки по праву считаются самым крупным по численности поселением индейцев на территории Южной Америки. Вся империя Инков занимала площадь от Колумбии до Чили и включала в себя территории Перу, Эквадора, Боливии. Численность населения империи насчитывала 10 млн. человек. Когда инки появились на континенте, здесь уже были цивилизации Чиму, Моче, Наска, Уари и другие. Инки воспользовались знаниями и технологиями своих предков, чтобы создать мощную сеть дорог, общая протяженность которых составляет 30 тыс. километров.

Дороги Инков  (кеч. Qhapaq Ñan — Кхапак-Ньан, «Великая дорога»), или, как их еще называют, Тропа Инков считается самым известным маршрутом на континенте Южная Америка. По этим тропам можно добраться до города Мачу-Пикчу, считающимся потерянным городом инков. К тому же путешествие принесет массу удовольствия от созерцания великолепной природы.


Строительство дорог

Дороги Инков представляют собой обширную сеть дорог, необходимых для связи и сообщения инков со всеми областями их немалой империи. Сеть дорог тогда получила название Куапак Ньян, что в переводе означает «дорога государя». Эти тропы представляют собой дорожки, выложенные камнями и предназначенные для передвижения нескольких человек и лам. Для преодоления таких препятствий, как реки, инки возводили подвесные мосты. А в крутых горах и склонах ступени были сделаны из камней, выложенных вручную. К тому же на всем пути передвижения имелись площадки для отдыха. По обе стороны дорог инки высаживали деревья. Сегодня многие тропы Инков используются крестьянами для передвижения.

Строители прокладывали дороги через равнины, озера, скалы, леса, реки, овраги. Во всей сети дорог выделялись 4 основных, которые образовали крест в городе Куско, находящемся в Перу. ПротяженностьКарта дорог Инков самой большой дороги составляет 6,6 тыс. км. Каждая столица, каждый крупный город стали началом множества дорог, соединивших все поселения в империи инков. Примечательно, что постоялые дворы, находившиеся на каждой дороге, располагались на равном расстоянии друг от друга. Километраж обозначался на топо–межевых столбах.

Сегодня может показаться, что короли инков с трудом справлялись со своими обязанностями, ведь невозможно управлять столь большой империей. В то время у индейцев не было ни колес, ни, соответственно, повозок. И люди прекрасно обходились без транспорта. Транспорт, как таковой, и не нужен был: ведь все дороги пролегали через глубокие ущелья и высокие горы. К тому же у инков не было животных, которых можно было бы использовать как гужевой транспорт. Интересно, что инки считали колеса детскими игрушками, поэтому в империи обходились без этого предмета.

Немаловажным фактом можно считать и то, что в огромной империи инков была и курьерская служба. На дорогах были гонцы, известные как часки. Они передавали друг другу послание, как бы участвуя в эстафете. В их арсенале были специальные рожки, с помощью которых часки могли оповестить своих «коллег» о своем приближении. Основными достоинствами были выносливость и быстрота, поэтому скорость доставки посланий поражала.

Инки обустраивали дороги вплоть до XVI века. Все прекратилось, когда испанцы захватили земли Южной Америки. Именно из-за европейцев многие дороги пришли в запустение. А все из-за того, что жители Старого Света не имели достаточных навыков и технологий, поэтому они перестали строить новые дороги, а старые дороги забросили.


Флора и фауна

Путешествие по самой знаменитой Тропе Инков в Мачу-Пикчу дает отличную возможность, чтобы хоть чуть-чуть познать тайны прошлого, насладиться незабываемыми пейзажами, которые распростерлись вдоль каменных путей. Путешествуя по знаменитым Дорогам Инков, туристы увидят в ландшафтах и археологических развалинах некую загадку, непостижимую для современных людей. На всем пути следования можно увидеть богатую флору: здесь насчитывается порядка 400 видов бегоний и орхидей, писонау (pisonay) и кеньуал (queñual).

А что говорить о фауне? Бесчисленное множество представителей животного и птичьего миров покоряют путешественников с первого раза. Здесь проживают павлины, викуньи, горные тетерева, ламы, американские грызуны вискача, белохвостые олени и медвежата-муравьеды.


Путешествие по Дорогам Инков

Сегодня туристам предоставляется отличная возможность пройти путь по одной из Троп Инков. В далеком 1942 году экспедиция из Швеции открыла участок дороги, ставший сегодня главным туристическим объектом. Путешествие по этим тропам займет 4 дня. Начинается оно с 3-х горных перевалов в Андах, с развалин архитектуры инков. Отсюда протираются великолепные пейзажи и можно созерцать колоссальные заснеженные Анды.

Путешествие по дорогам Инков
Дороги Инков

Следуя по этому пути, туристы проходят 43 км вдоль железной дороги. Начальным пунктом путешествия является Куско, и конечным – Агуас Кальентес. В первый день приключений туристы останавливаются в Хуалламба, во второй – в Пакамайо, в третий – в Хуинау Уайна, и наконец, на четвертый день остановка будет в Мачу-Пикчу.

Многие отмечают, что изюминкой похода является то, что, проснувшись в 3 часа ночи, туристы могут увидеть восход солнца над горами в пункте назначения. Солнце встает и медленно поднимается из Ворот Солнца.

Лучшим временем для путешествия можно назвать период май-сентябрь. В это время сухой сезон и наилучшее время для прохождения пути по Тропам Инков.

Восхитительные пейзажи данной местности захватывают дух и заставляют путешественников возвращаться сюда снова и снова.

Мост Инков: находка для туристов

Мост Инков: находка для туристов

Мост инков (исп. Puente del Inca) — настоящий природный шедевр, мост естественного происхождения, нависающий над рекой Мендоса. Это чудесное творение природы по-настоящему будоражит воображение, его длина составляет 47 м, а ширина – 28 м. Мост расположен на высоте 1719 м. над уровнем мирового океана в 180 км. от города Мендоса (Аргентина). Облик моста представляет собой огромный навал зеленых и желтых гладких камней, в которые врезается вода из высокогорных горячих источников.

Существует множество версий и древних легенд о происхождении этой поразительной загадки природы. Кто-то утверждает, что это окаменевшие храбрые войны, появившиеся здесь ради спасения жизни, кто-то верит, что мост — это воля богов солнца и луны, ну а кто-то уверен, что это всего лишь каменные оползни. Ученые, однако, полагают, что мост появился вследствие химических процессов, когда термальные воды в соединении с кислородом дали некий осадок в виде твердых разноцветных солей.

Рядом с мостом Инков находятся несколько термальных источников, которые, из большого количества карбонатов и сульфатов в своем составе, обладают целебными способностями. У каждого из источников есть свое интересное название: Марс, Меркурий, Сатурн, Шампанское и Венера. Раньше здесь даже находился некого рода лечебный санаторий, однако, в 1986 году он был погребен под горной лавиной, оставившей здесь лишь крохотную полуразваленную часовню эпохи колониализма, которая,Мост инков (Puente del Inca) впрочем, придает еще больше таинственности этому загадочному месту.

Мост Инков расположен неподалеку от небольшой, названной в честь самого моста, деревушки Пуэнте-Дель-Инка, в которой находится здание старого вокзала эпохи колониализма. Теперь оно перевоплотилось в музей альпинизма «Museo del Andinista», где туристам рассказывают легенды народа Инков, а также знакомят с историями излюбленной альпинистами горы Аконкагуа.

Добраться до Пуэнте-Дель-Инка можно, сев на специальный автобус, который ежедневно выезжает из Мендосы. В деревушке проживает не более 200 человек, многие из которых за небольшую плату с удовольствием предложат Вам ночлег. Также можно расположиться в номере небольшой гостиницы горнолыжного центра, расположенного недалеко от деревни.

Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca): Великая империя

Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на  южноамериканском континенте. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик Анд и покорившую множество народов.

Империя Инков в XI—XVI в.в. стала крупнейшим государством Южной Америки: его территория протянулась от современного колумбийского Пасто до чилийской реки Мауле, включая в себя нынешние Перу, Эквадор, Боливию и частично Аргентину.

Сами Инки свою империю называли Тауантинсуйу (Четыре стороны света), потому что из Куско в разных направлениях выходили 4 дороги.

Индейцы своего правителем называли Инка, что значит «повелитель», «король». Потом «Инками» стали называть всех представителей властвующего класса, а с вторжением завоевателей — и все индейское население империи Тауантинсуйу.


 Создание Великой империи Инков

Благодаря находкам археологов, очевидно, что цивилизация Инков возникла в 1200 — 1300 годах. В конце XI века из-за засухи, свирепствующей в Андах более 100 лет, соседние, более сильные племена утратили свою мощь в схватках за воду и пищу.

В плодородной долине у Инков не было недостатка в воде, и пока соседи уничтожали друг друга, Инки объединились вСвященная долина Инков единое государство, чтобы защищаться от набегов врагов. Постепенно поднимаясь по горным склонам, они сооружали многоярусные террасы, предохраняющие почвы от эрозии, орошали поля системой каналов и собирали богатые урожаи кукурузы. Инки занимались строительством дорог, производством орудий труда и оружия.

Инские правители, создав собственную регулярную армию, начали задумываться о соседних землях. Следует отметить, что сначала покоряемому региону Инки трижды предлагали добровольное присоединение, потом, если соседи не подчинялись, их усмиряли силой. Постепенно сформировалось мощная империя со столицей в священном городе Куско.

Окрыленные успехом, правители инков обратили взоры на  изобильный край — просторное плато с озером Титикака. И Пачакутек-Инка-Юпанки, один из великих правителей Инков, в XV веке предпринял военный поход на юг.

Население приозерных государств составляло около 400 тысяч человек. Склоны гор пронизаны золотыми и серебряными жилами,  на цветущих лугах паслись тучные стада лам и альпака. Ламы и альпака – это мясо, шерсть и кожа, то есть военные пайки и обмундирование.

Пачакутек покорял южных правителей одного за другим, раздвигая границы своих владений, ставших одной из крупнейших империй планеты. Численность подданных империи достигало около 10 миллионов человек.

Победы на военном поприще стали лишь первой стадией на пути к могуществу, после воинов к делу приступили чиновники, строители и ремесленники.


Мудрое правление

Если в какой-то провинции Инков вспыхивало восстание, правители предпринимали переселение людей: переселяли жителей отдаленных деревень в новые города, расположенные возле выстроенных дорог. Им приказывали строить вдоль дорог склады для регулярных войск, которые заполнялись подданными необходимым провиантом. Правители Инки были гениальными организаторами.

Цивилизация Инков достигла небывалого расцвета. Каменотесы возводили архитектурные шедевры, инженеры превращали разрозненные дороги в единую систему, связующую все части империи. Создавались ирригационные каналы, на склонах гор разбивалиЦеремониальный центр инков Саксайуамансь земледельческие террасы, там выращивали около 70 видов культур и закладывали в хранилища значительные запасы провизии. Наместники прекрасно овладели инвентаризацией: они были в курсе содержимого каждого хранилища огромной империи, ведя учет, используя кипу — аналог компьютерного кода инков – связки разноцветных нитей с особыми комбинациями из узелков.

Властителями Инки были довольно суровыми, но справедливыми: покоренным народам они позволяли сохранять свои традиции. Главной общественной единицей являлась семья. Каждая группа из 20 семей имела вожака, который подчинялся вышестоящему, возглавлявшему уже 50 семей, и так далее — до Правителя Инки.


Общественное устройство цивилизации

Империя Инков имела такое общественное устройство: здесь все работали, за исключением самых юных и глубоких стариков. У каждой семьи имелся свой обрабатываемый земельный надел. Люди ткали, шили себе одежду, башмаки или сандалии, мастерили посуду и украшения из золота и серебра.

У жителей империи личной свободы не было , правители решали за них все: чем питаться, какую носить одежду и где работать. Инки были замечательными земледельцами, они соорудили грандиозные акведуки для полива полей водой из горных рек, выращивая множество ценных культур.

Множество зданий, возведенных инками, стоят по сей день. Инки создали множество оригинальных мостов из ивовых прутьев и виноградных лоз, свитых в толстые канаты. Инки были прирожденными гончарами и ткачами:
они из хлопка ткали тончайшие ткани, такие, что испанцы считали их шелком. Еще Инки умели прясть шерсть, мастеря красивую и теплую шерстяную одежду.


 Мумия — правитель Инков

В середине XV века на престол взошел Уайна Капак — новый правитель Инков. Тогда представлялось, что династия Инков — всемогущая. Люди даже могли изменять природу невероятными способами: при строительстве резиденции Уайны Капака, рабочие сравняли с землей холмы, осушили болота, а русло реки Урубамбы сдвинули в южную часть долины, чтобы посадить хУайна Капак лопок, кукурузу, перец чили и арахис, а в центре «новой» территории из кирпича и камня возвести дворец — Киспигуанка.

Примерно в 1527 году от неизвестной болезни умер Уайна Капак. Приближенные, мумифицировав тело, перевезли его в Куско, а члены царской семьи навещали усопшего, прося совета и внимая ответам, изрекаемым сидящим рядом оракулом. Даже после смерти, Уайна Капак оставался хозяином поместья Киспигуанки: весь урожай с полей шел на то, чтобы содержать в роскоши мумию правителя, его жен, потомков и слуг.

Традиции наследования у Инков были таковыми, что и после смерти правителей все чертоги оставались в их собственности. Поэтому каждый Инка, только взойдя на престол, начинал строительство нового городского дворца и  загородной резиденции. Археологами обнаружены руины до дюжины царских резиденций, возведенных, по меньшей мере, для шестерых властелинов.


Завоевание Инков испанцами

В 1532 году на побережье нынешнего Перу высадился отряд из 200 иноземных завоевателей под предводительством Франсиско Писарро. Они были в стальных доспехах и вооружены огнестрельным оружием. По пути продвижения к армии присоединялись недовольные господством Инков. Инки упорно противостояли завоевателям, но империя была ослаблена междоусобной войной и тем, что большое количество инков-воинов погибло от завезенных испанцами оспы и кори.

Испанцы дошли до северного города Кахамарки, казнили правителя Атауальпу, водворив на престол свою марионетку.

Куско, столица инков, был завоеван испанцами в 1536 году. Захватчики присваивали себе дворцы, цветущие загородные поместья, женщин и девушек из царского рода. Когда Тупак Амару, последний правитель Инков, был обезглавлен в 1572 году, это означило конец империи Тауантинсуйу. Культура инков была разрушена, государство – разграблено, обширная сеть дорог, храмов и дворцов постепенно пришли в упадок.