Мачигуенга или Мачигенга (исп. Machiguenga; самоназвание «Мацигенка» — «люди») — индейский этнос группы Араваков, проживающий в непроходимой сельве Юго-восточного региона Перу, от верховьев реки Урубамба (исп. Rio Urubamba) до верховьев Мадре-да-Дьос (исп. Río Madre de Dios; река, протекающая по территории Перу и Боливии, бассейн Амазонки).

Изолированные индейские племена можно найти в Боливии, Бразилии, Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Перу. Это полукочевые народы, поэтому их численность определить очень трудно, но, по сведениям специалистов, в Перу живет около 15 тыс. индейцев, которые принадлежат 10 к этническим группам. Сегодня небольшая часть Мачигенга живет в изоляции, а большинство контактируют с другими сообществами.

До испанского завоевания Мачигенга жили в предгорьях Анд практически до района Мачу-Пикчу (кечуа: Machu Piсchu). Народ испытывал влияние культуры Инков. Кормятся племена, занимаясь в основном охотой и собирательством.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Семья, брак

Этническое пространство Мачигенга делится на кровных родственников и дальнюю родню. Нормой у народа считается экзогамия — характерный для первобытно-общинного строя обычай, запрещающий браки между членами одного племени. Т.е. мужчинам Мачигенга приходится непросто – он может взять жену только из дальних родственников. Более того, запрещается брак между жителями поселков, члены которых уже вступали в брак между собой.

Женщины племени обычно выходят замуж в возрасте около 16 лет, и в среднем беременеют 8-10 раз. Но, как и во многих индейских племенах, уровень детской смертность у Мачигенга высок.


Язык, религия

Язык Мачигенга относится к группе Аравакской (Майпурской) андо-экваториальной языковой семьи. В Перу из приблизительно 15 тыс. этнических Мачигенга языком владеют менее 12 тыс. человек. Основная масса носителей родного языка сосредоточена в бассейне реки Урубамба. Также среди Мачигенга распространены испанский и Кечуа.

Индейцы Мачигенга в основном являются католиками, но часть народа сохранила традиционные верования предков. Поголовно все Мачигенга являются анимистами (от лат. «animus» — «дух»), т.е. верят в злых духов и в одушевленность природы.


«Дух чужаков», который убивает

Будучи изолированным народом, Мичигенга никогда не ведали о существовании таблеток и уколов. Испокон веков медицина Мачигенга ограничивалась использованием местных лекарственных растений. Знахарь готовил целительные порошки и настойки из корешков, трав и плодов деревьев, а над заболевшим соплеменником совершал заклинания и пел ритуальные песни.

С началом конкисты, когда в 1538 г. на их исконные земли вторглись испанские конкистадоры и миссионеры, индейцев стали поражать неизвестные ранее болезни. Дело в том, что представители племени очень восприимчивы к инфекционным заболеваниям из внешнего мира. Даже сейчас, в XXI в., с ними нередко происходят трагические события.

Известный латиноамериканист Нобл Дэвид Кук (англ. Noble David Cook), профессор истории Флоридского международного Университета, пишет об этом в своей книге «Биологическая конкиста. Болезни в Новом Свете». Лучшим оружием конкистадоров в Андах и Амазонии стали корь, оспа, испанка, бубонная чума. С течением времени буйство болезней постепенно утихало, но трагедия изолированных племен продолжилась.

Американский историк Дэвид Эдвард Станнард (исп. David Edward Stannard; г/р 1941), профессор Гавайского Университета, тоже считает, что большинство коренных индейцев умерло в результате опустошительных эпидемий от инфекций, занесенных колонизаторами. Коренные индейцы обладают иммунитетом против болезней родного леса, но при столкновении с чужеродными инфекциями они беззащитны.

Станнард особенно известен своей книгой «Американский Холокост: Покорение Нового Света» (Oxford University Press, 1992), в которой автор утверждает, что геноцид против индейского населения был самым большим «геноцидом в истории Человечества». По оценкам историка от «Американского холокоста» погибло почти 100 млн аборигенов.


Беды, принесенные Цивилизацией

В 1950-е гг. чужаки стали прилетать на самолетах и приносить обитателям сельвы зло и болезни. Эти «посланники Неба» подарили индейцам ножи, сковородки, хлеб, печенье, конфеты. Сладости произвели настоящую необратимую революцию в жизни «дикарей», которые не были знакомы с сахаром и продуктами из него. Индейцы, как малые дети, стали потреблять конфеты в неразумных количествах.

Однажды, впервые за всю историю существования племени, одна женщина увидела в человеческих испражнениях червяков и показала зловещую находку вождю племени. Это событие вызвало у индейцев смятение и ужас! То был первый тревожный «звоночек», предупреждающий об опасности общения изолированного народа с внешним миром.

Можно совершенно точно утверждать, что уже первый контакт с «цивилизацией» навсегда изменил жизнь Мачигенга, повлиял на их образ жизни, здоровье и питание. И повлиял, к сожалению, далеко не лучшим образом.

Специалисты по изолированным индейским племенам утверждают, что интеграция должна проходить как можно более тактично, постепенно. Метод доминиканцев «смешения и группировки», когда индейцев сгоняли в резервации, крайне опасен. Появление чуждых для индейцев продуктов — тоже. Конечно, Мачигенга всегда жили в сложных условиях, но питались лучше. Они охотились на тапиров, оленей и пекари. Для индейцев эти животные служили основной пищей.

Река снабжала лесных людей рыбой. В пищу они предпочитали мелкую рыбу и рыбью икру. Крупных рыб Мачигенга использовали как наживку для ловли птицы Гарпия, из перьев которой индейцы изготавливали себе головные украшения. Благодаря здоровому рациону представители племени отличались силой, выносливостью и даже были ростом выше, чем другие амазонские народы.

В далекие благодатные для индейцев времена, когда они жили «незадокументированными», эпидемий почти не было, по крайней мере, свидетельств о них не имеется. Старики Мачигенга рассказывают, что единственный их «секрет» состоит в том, что в те счастливые времена свободные лесные люди не знали потребительства, стресса и сахара. Они не были знакомы с тем, что мы называем «цивилизацией».

Все беды начались с появлением новых людей. Однажды пришел «Wawie» (дословно «зараженный воздух»). Мачигенга вдруг стали погибать один за другим от каких-то неведомых болезней. В то время индейцам это казалось невероятным, ведь они привыкли умирать от старости, либо от несчастного случая в горах или джунглях. Этот зловещий Wawie не только нарушил иммунитет обитателей джунглей, но и пошатнул всю структуру их общества: рушился уклад племени, люди переставали жить кланами или семьями, образовывались резервации.


Мачигенга – народ на грани исчезновения

Со времен, когда произошел первый контакт людей Мачигенга с внешним миром, в племени был зафиксирован целый ряд эпидемий. Несколько вспышек случилось уже в XXI в.

Согласно данным Региональной службы охраны здоровья Мадре-де-Дьос, в 2003 г. в районе Таякоме (исп. Tayakome) и Йомибато (исп. Yomibato) 12 индейцев племени погибли при первой встрече с чужими людьми. В следующем, 2004 г. число смертей в том же районе составило около 20 человек.

В 2007 г. большие потери постигли племя Мачигенга, проживающее в долинах рек Ману и Пини-Пини, недалеко от знаменитого национального парка «Parque Nacional del Manu». Тогда к трагедии привело появление на территории проживания этноса съемочной группы киностудии «Cicada Films». Потом руководство студии заявило, что никто из ее сотрудников не мог стать причиной заражения. Но известно, что симптомы болезни проявляются не всегда, и совершенно точно кто-то из телевизионщиков явился переносчиком нового для племени вируса.

В 2012 г. случилась вспышка пневмонии, унесшая жизни нескольких детей Мачигенга.

Из-за эпидемий, принесенных в результате вторжения нефтяной компании «Dutch Shell» на территории индейцев в 1984 г., умерло около 60% этноса Науа. Таковы данные отчета, представленного в мае 2017 г. ООН Межэтнической ассоциацией по развитию перуанской Амазонии (исп. Asociación Interétnica para el Desarrollo de la Amazonía Peruana) и Институтом правовой защиты (исп. Instituto de Defensa Legal).

Эти организации вспомнили о событиях 1980-х гг. и подняли тревогу неспроста. Дело в том, что в настоящий момент в этом же регионе ведутся работы нефтяной компании «Plus Petrol». Четких указаний рабочим по обращению с коренным населением, конечно же, дано не было. Увы, жестокий урок опять не усвоен.


Оставить в покое, чтобы не погубить

Что сейчас можно предпринять, чтобы решить проблемы индейских племен? Сегодня власти Бразилии, Перу, Колумбии, и др. южноамериканских стран призывают не вступать в контакт с коренными народами.

Специалисты уверены в необходимости создания санитарного и эпидемиологического оцепления.
Основополагающим фактором является уважение образа жизни индейцев и их прав на самоопределение. При этом необходимо предоставить им возможность пользоваться медицинской помощью, что крайне сложно, ведь для этого надо понять основы их культуры.

Когда 2012 г. в племени Мачигенга случилась вспышка пневмонии, заболевшим детям необходимо было вводить инъекции, но родители этого не позволили. Нам это понять сложно, но для индейцев укол — это вторжение в тело человека постороннего предмета, которое способно причинить вред. Поэтому медикаменты им можно давать только в виде сиропов и таблеток. Для обособленных племен госпитализация неприемлема, т.к. в случае смерти больного соплеменники могут решить, что его убили, и настроиться враждебно к медикам.

При случайной встрече с изолированными индейцами нельзя обмениваться с ними никакими предметами, не нужно давать им одежду, еду или напитки, потому что во время любого контакта может передаться вирус.

Ведущие антропологи и этнографы, занимавшиеся установлением контактов с изолированными индейскими племенами, пришли к выводу, что лучше поступиться научным интересом, но уберечь коренные народы.

Безусловно, ученым любопытно установить общение с разбросанными по сельве индейцами, но этот контакт очень опасен для лесных жителей. Специалисты считают, что нужно обнаруживать изолированные племена, определять границы территорий их проживания, и …оставлять их в покое.


Любопытные факты

  • У большинства Мачигенга отсутствуют личные имена. Соплеменники обращаются друг к другу по родственному отношению — «отец», «брат», «сестра» и т. п. А вот представителей др. племен называют по их испанским именам.
  • Нельзя сказать точно, сколько племен на Земле еще не вступило в контакт с окружающим миром. Этнографы предполагают, что их несколько десятков.
  • Чему могут научить нас племена, вроде Мачигенга? Прежде всего, тому, как люди могут адаптироваться к суровым джунглям и выживать в диких природных условиях.
[1]