Куэва-де-лас-Манос (исп. Cueva de las Manos – «Пещера Рук») – пещера, расположенная на юге Аргентины, в провинции Санта-Крус (исп. Santa Cruz), на территории Национального парка Лос-Гласьярес (исп. Parque Nacional Los Glaciares). Знаменитая пещера находится на берегу реки Пинтурас (исп. Río Pinturas), в 163 км к югу от городка Перито-Морено (исп. Perito Moreno), неподалеку от поселка Бахо-Караколес (исп. Bajo Caracoles).

В течение длительного времени «Куэва-де-лас-Манос» была населена коренными племенами, предками индейцев аргентинской Патагонии. Мировую известность пещера получила благодаря археологическим и палеонтологическим находкам, сделанным в ней. Прежде всего, это наскальные рисунки в виде силуэтов растопыренных человеческих ладоней. Наиболее поздние отпечатки были оставлены от 9 до 13 тыс. лет до н/э, а самые «новые» рисунки датируются Х в. н/э.

metka-karta

Сегодня «Пещера Рук» — одна из известнейших достопримечательностей аргентинской Патагонии, крупнейший доисторический памятник наскальной живописи. Желающих посмотреть на своеобразные приветственные послания из прошлого очень много.

В 1999 г. пещерный комплекс «Cueva de las Manos» был включен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Как добраться

«Куэва-де-лас-Манос» надежно скрыта от человеческих глаз в глубоком каньоне, куда довольно непросто добраться. Пещера находится в пустынном месте, вдали от поселений. Сюда можно приехать на автомобиле по дороге от Бахо-Караколес. А можно добраться на автомобиле или экскурсионном автобусе из города Перито-Морено. Затем, оставив машину на стоянке, до входа в пещеру предстоит пройтись пешком.

Попасть в «Пещеру Рук» можно только в составе экскурсии при сопровождении гида. Но для этого придется совершить увлекательную 2-х часовую прогулку по каньону.

Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с пращурами

За это время путешественники могут полюбоваться захватывающими ландшафтами долины реки Пинтурас.


История Куэва-де-лас-Манос

Удивительная пещера, притаившаяся в каньоне реки Пинтурас, была открыта сравнительно недавно, в середине прошлого века. Ее случайно обнаружил монах в 1941 г. Тогда божий человек даже представить себе не мог, что нашел самые старые наскальные рисунки в мире. Позже, в 1964 г. профессор археологии Карлос Градин, который проводил в ней исследования, прославил «Пещеру Рук» на весь мир. Ученый обнаружил в гроте множество наскальных рисунков и отпечатков человеческих рук. Здесь более 800 разноцветных силуэтов раскрытых ладоней, которые накладываясь друг на друга, образуют пеструю стеновую мозаику.

Как выявили исследователи, пещера Куэва-де-лас-Манос служила не только священным местом для проведения сакральных обрядов. Рисунки и предметы быта, найденные тут же, свидетельствуют о том, что в гроте долгое время жили древние люди. Ученые предполагают, что в основном здесь обитали предки Теуэльче (Tehuelche), коренных индейцев Патагонии. Именно они создали своеобразную художественную традицию и тысячелетиями поддерживали ее. Предположительно, Пещера Рук была обитаема до VIII в. н/э. Но еще на протяжении многих лет «Пещера Рук» оставалась для местных жителей культовым местом, в котором свершались важнейшие ритуальные обряды.




Пещера рук: Общие сведения

На самом деле «Куэва-де-лас-Манос» является частью сложного комплекса пещер, расположенных в долине реки Пинтурас. Общая протяженность системы подземных полостей составляет более 160 км.

Посетителей пускают не во все пещеры, сейчас открыты только самые интересные и безопасные. Вход экскурсантам доступен и в главную «залу», знаменитую «Cueva de las Manos». Высота «Пещеры Рук» составляет 10 м, глубина – почти 24 м, а ширина (в самом широком месте) достигает 15 м.

Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с пращурами

Свое интригующее название пещера Куэва-де-лас-Манос получила благодаря тому, что на ее стенах «отпечатано» огромное количество ладоней первобытных людей.


Способ нанесения рисунков, цветовая гамма

Именно в главной пещере находится больше всего изображений ладоней. Подавляющее число контуров рук выполнено «негативным» способом, когда сверху прижатой к стене ладони жидкая краска распыляется через специальную трубочку. Такие трубочки, сделанные из полых костей, были найдены здесь же, в пещере. Именно с помощью этих костяных трубочек специалисты смогли определить возраст наскальных рисунков.

В пещере есть и позитивные изображения, но они появились несколько позже. Интересно, что очертания ладошек – разноцветные. Для нанесения рисунков применялись краски нескольких цветов, которые древние индейцы изготавливали с использованием натуральных пигментов. Так, в пещере встречаются желтые, красные, фиолетовые, белые и черные изображения. Краску пурпурного и фиолетового цветов индейцы делали на основе окиси железа, для белого цвета брали белую глину (каолин), черный цвет получали с помощью окиси марганца, а для желтого использовали минерал натроярозит. Неизвестно, по какому принципу выбирался тот или иной цвет. Возможно, древний «художник» просто выбирал колер по своему вкусу. Благодаря минеральным красителям рисунки в пещере прекрасно сохранились.

Лабораторный анализ частичек красок показал, что наиболее древние рисунки были сделаны около 9 тыс. лет до н/э, а самые последние изображения были нанесены уже в I в. н/э. В ходе исследования пещеры специалисты выявили, что на «древние» ладони накладывались уже более «свежие» отпечатки, датируемые Х в. н/э.


А руки-то чьи?

На стенах пещеры насчитывается более 800 силуэтов ладоней. Причем, намного больше встречается отпечатков левых рук, чем правых. Это можно объяснить тем, что для правши вполне естественно в качестве трафарета прикладывать левую руку, а правой — держать трубку для распыления краски. На стенах пещеры имеются и силуэты правых рук, которых гораздо меньше (всего 36). По-видимому, эти правые «ладошки» — результат художественного творчества левшей.

Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с пращурами

Вход в главную пещеру

Ученые до сих пор расходятся во мнении, кому могли принадлежать эти отпечатки. Сегодня специалисты рассматривают две основные версии происхождения разноцветных «ладошек»:

  1. отпечатки оставили женщины, которые занимались изготовлением глиняной посуды;
  2. отпечатки рук принадлежат мальчикам-подросткам.

Почему под «подозрение» попали именно женщины и мальчики-подростки? Вероятно, это объясняется небольшими размерами контуров «ладошек». Вполне возможно, что стеновой росписью занимались взрослые мужчины, ведь в те далекие времена люди были значительно меньше ростом.

Одна из научных гипотез объясняет феномен возникновения рисунков тем, что именно женщины в древности занимались изготовлением посуды из глины, они же первыми научились смешивать минеральные краски и создавать рисунки.

Вторая гипотеза базируется на том, что при прохождении ритуала инициации каждый из подростков должен был оставить на стене священной пещеры отпечаток своей руки.




Обряд инициации

Скорее всего, пещера Куэва-де-лас-Манос служила древним Теуэльче для исполнения ритуальных обрядов. В частности, здесь индейские мальчики-подростки проходили процесс инициации (обряд, знаменующий переход от детства или юношества к взрослой жизни). Т. е. становясь взрослым мужчиной, мальчик должен был оставить контур своей раскрытой ладони в этом священном месте.

С предположением об обрядах инициации согласуется и такой факт: на многих руках у мизинца отсутствует первая фаланга. Подобные «покалеченные» отпечатки специалисты связывают с практикой ритуального увечья, когда во время инициации часть мизинца на левой руке мальчика отрубалась каменным топором. Этим инициируемый подросток доказывал, что он стал зрелым, сильным и бесстрашным.

Но на некоторых отпечатках рук фаланги отсутствуют сразу на нескольких пальцах! Что это означает? В таких изображениях рук с недостающими фалангами некоторые исследователи усматривают знаковые комбинации. В этом случае при выполнении рисунка человек просто подгибал пальцы. Т.е. ритуальная ампутация тут ни при чем. А что при чем – загадка.


Другие пещерные «художества»

Побывав в «Пещере Рук», можно увидеть не только многочисленные отпечатков рук древних индейцев, но и рисунки, изображающие сюжеты из обыденной жизни племени древних Теуэльче. В основном это сценки охоты. Наскальные рисунки наглядно рассказывают, на кого издревле охотились жители Патагонии. Здесь присутствуют гуанако, страусы-нанду, некоторые виды кошачьих и др. животные. Также на стенах пещеры имеются многочисленные изображения отпечатков лап этих животных.

Сцены охоты дают наглядное представление о «болас» (исп. Bolas — «шары») — традиционного охотничьего метательного оружия южноамериканских индейцев.

Также на стенах встречаются начерченные геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и луны, иероглифические надписи. А на сводах «Пещеры Рук» были обнаружены красные «крапинки», которые, скорее всего, наносились при помощи жидкой краски и подбрасываемого вверх боласа.


Плеяда пещер с наскальными рисунками

Люди каменного века оставили отпечатки своих «пятерней» по всему миру. Пещеры с рукотворными (в прямом смысле) художествами древних людей находят во многих уголках планеты. Некоторым из этих изображений более 30 тыс. лет, таким образом, они являются первым анатомически-образным «параметром» первобытного человека. Эти рисунки выступают показателем творческих способностей наших пращуров и отражают их религиозные традиции.



Аргентинская «Пещера Рук» в этом плане наиболее известна. Много наскальных изображений обнаружено в Северной Америке (большая часть их сконцентрирована в штате Калифорния), Австралии, Индонезии (о-в Борнео), Испании (пещеры Иберийского п-ова), во Франции и др. местах.


Связь между древними пещерными рисунками и игрой в «Ладушки»

Главный вопрос, который ставят перед нами пещерные «ладошки»: зачем их отпечатали? В чем смысл рисунков древних Теуэльче? Не вызывает сомнений сакральный характер разрисованной пещеры, связь первобытных рисунков с ритуальными обрядами. Но что еще скрывает безмолвная древность?

Имеет место гипотеза, что именно отпечатки ладоней (возможно, поначалу случайные) положили начало изобразительному искусству.

Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с пращурами

Идею о том, что изображения человеческих ладоней служили для связи между людьми, а также как средство контакта между живыми и духами предков, развивала выдающийся фольклорист, филолог и литературовед Софья Агранович (1944-2005), профессор Самарского государственного Университета.

Используя археологический, этнографический, лингвистический и фольклорный материалы, Агранович выявила целый спектр смыслов, связанных с символикой раскрытой ладони и жеста прикосновения ладони к сакральным предметам (в данном случае — к стене пещеры). Здесь заключен смысл магического контакта людей с духами предков посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которую древние рассматривали как грань миров: мира «живого», обитаемого, и хтонического мира, обители духов умерших.

«Когда человек касается рукой стены пещеры, … с другой стороны к его ладони прикасается дух предка, передавая ему силу, мощь и защиту. Такая форма контакта — это единение потомков и предков …ритуал, в ходе которого живой просит у духа помощи и защиты, привлекая его в жизнь рода. Это некий непрерывный хоровод жизни и смерти…».

Софья Агранович утверждает, что эти смыслы прослеживаются во многих культурах, ритуалах и обычаях, в разных изобразительных формах и текстах, дошедших до нашего времени. Но на столь длительном пути древний смысл порой терялся совсем, порой сохранялся, но в измененном виде.

В своих «Лекциях о сказке и мифе» профессор приводит интересный пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются во всем знакомой детской игре в «Ладушки»: Играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу предков и потомков. Показательно, что «Ладушки» практикуется как игра между ребенком и взрослым. Фольклор сохранил и донес до нас … незамысловатую, казалось бы, песенку:

«Ладушки-Ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку».

Между тем, «каша и брага – это полный набор поминальной еды. Бабушка здесь олицетворяет дух предка… Сохранившийся в «незамысловатой» песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками посредством касания ладонями».

Среди многочисленных примеров из разных эпох и мировых культур автор приводит следующие:

  • обычаи, связанные с прикосновением к печи (в славянских культурах она является олицетворением первобытной пещеры);
  • ритуал приложения ладоней к одной из главных святынь иудаизма, Стене Плача в Иерусалиме;
  • знак Хáмса («Рука Мириам», «Рука Фатимы») – еврейский и арабский охранный амулет в виде раскрытой ладони;
  • обычай отпечатывать или обводить ладошку ребенка на странице письма, адресованного чаще всего отцу (это было очень распространено в Советском Союзе в период Второй Мировой войны);
  • «Аллея славы» в Голливуде с отпечатками рук кинозвезд и др.

Что ж, есть над чем задуматься — целое море информации для размышления!


Любопытные факты
  • «Пещера Рук» Куэва-де-лас-Манос является одной из самых интересных в мире с палеонтологической точки зрения.
  • Впервые специалисты начали изучать аргентинскую пещеру в 1949 г., а более обширные исследования проводились в 1960-х гг.
  • За тысячи лет в «Пещере Рук» сформировался особенный микроклимат, который и поспособствовал сохранности уникальной наскальной живописи.
  • Специалисты Федерации аргентинских спелеологов (исп. Federación Argentina de Espeleología; FADE) озабочены тем, что из-за горных разработок, ведущихся поблизости, и неконтролируемого потока туристов, наскальным изображениям удивительной и загадочной «Пещеры Рук» угрожает опасность исчезновения.