Беляев Иван Тимофеевич (исп. Juan Belaieff; 1875-1957) — русский генерал, участник нескольких войн: I Мировой (1914-1918), Гражданской в России (1917-1923) и Чакской (Парагвайско-боливийская война, 1932-1935); ученый-индеанист, исследователь культуры парагвайских индейцев, почетный гражданин Республики Парагвай.

Русский генерал, начальник Генштаба армии Парагвая, этнограф, лингвист, друг и защитник индейцев —этот человек за свою долгую неординарную жизнь будто прожил несколько ярких судеб.

metka-karta

Ранние годы

Иван Тимофеевич Беляев родился 19 апреля 1875 г. в Санкт-Петербурге. Он стал 5-м ребенком в семье потомственного военного. У родителей, капитана гвардейского Измайловского полка Тимофея Михайловича Беляева и его супруги Марии Ивановны, уже подрастали трое сыновей и дочь. К несчастью, мать Вани умерла через 5 дней после его рождения.

Спустя год отец женился вновь. Отношения с мачехой у детей не складывались. Получив по службе назначение в Варшаву, отец отправил своих детей к бабке и деду по материнской линии. Так, волею судьбы детские годы Ивана прошли на Васильевском о-ве, в небольшом родовом имении села Леонтьевское Гдовского уезда.

Надо сказать, прадед Ивана Тимофеевича по материнской линии – Леонтий Федорович Трефурт, дипломат екатерининской школы, был адъютантом Суворова и сопровождал в походах легендарного полководца. Другой прадед по линии матери – контр-адмирал Андрей Иванович Эллиот, потомок старинного шотландского рода, приехал в Россию по приглашению Екатерины II для возрождения Балтийского флота.

В особняке была хорошая библиотека. Маленький Иван долгие часы проводил среди книг, зачитываясь историями о путешествиях, особенно любил приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида.

Именно в детстве произошло первое знакомство юного Беляева с далеким Парагваем. Это случилось на чердаке усадьбы, где в архивах прадеда он откопал старинную книгу с картой Парагвая XVII в. Позже в библиотеке деда в подшивке старых журналов Иван прочитал о страшной войне в Новом Свете, длившейся 6 лет (1864-1870). Мальчика восхитило мужество парагвайского народа, который до последней капли крови сражался с захватчиками.

7-летний Ваня заочно полюбил заморскую страну и гордый индейский народ. Он перечитал всю доступную литературу на эту тему. «Каждую ночь я горячо молился о моих любимых индейцах», — вспоминал позднее Иван Тимофеевич.


Образование, служба

В 11 лет Иван Беляев поступил во 2-й Санкт-Петербургский Кадетский корпус, где учились его старшие братья. По окончании Кадетского корпуса в 1886 г. юноша поступил в Михайловское Артиллерийское училище. Учился Иван легко. По результатам выпускных экзаменов юнкер Беляев попал в число 17-ти выпускников, получивших высший «гвардейский балл», и был зачислен в чине подпоручика во 2-ю Артиллерийскую бригаду Лейб-гвардии. На высочайшем смотре летом 1895 г. император лично вручил Ивану Беляеву офицерские погоны и потекла престижная гвардейская служба.

Вскоре сказались перенапряжение в годы учебы — стали беспокоить боли в сердце, и Беляев получил отпуск на Кавказ для поправки здоровья. Более 2-х месяцев путешествовал Иван по маршруту Минеральные Воды-Грозный-Владикавказ. Именно на Кавказе он написал свой первый научный труд – статью «На земле хевсуров».

Возвратившись из отпуска, Беляев за собственный счет издал брошюру. Неожиданно в научных кругах эта небольшая работа получила мощный резонанс, и поручик Беляев стал самым молодым за всю историю членом Императорского Географического общества. Продолжая службу в полку, по вечерам Беляев пропадал в библиотеке географического общества, где погружался в историю Парагвая и изучение жизни индейцев.

Все его дни были заняты военными дисциплинами, а ночи были полностью посвящены страсти, захватившей Ивана с детства. Также он усердно занимался изучением испанского языка.


Любовь

Иван Беляев все делал по максимуму – жил на разрыв аорты, отлично учился, отважно служил. И любил – самозабвенно, до самого донышка души.

Накануне сурового 1905 г. он познакомился с девушкой, очаровавшей его. Вспыхнула любовь. Мария была не из дворянского сословия, и, согласно гвардейскому уставу, офицер не мог жениться на ней. Но ради своей любимой Беляев был готов на все, он решился на тайное венчание. Правда, венчание пришлось временно отложить: на дворе полыхал 1905 год. И батарея Беляева срочно направлена на подавление матросского мятежа в Кронштадте.

Вернувшись в Петербург, Иван тайно обвенчался с Марией. Командование бригады, учитывая образцовую службу и личную храбрость, проявленную Беляевым при подавлении кронштадтского мятежа, решило закрыть глаза на неуставной поступок офицера. Через 2 года, осенью 1907 г. Мария скончалась при родах. После похорон любимой жены Иван поклялся себе, что у него никогда не будет детей…

Спустя год офицер познакомился с Александрой Захаровой, молоденькой служащей Петербургского почтамта. Девушка покорила Беляева скромностью и тихой красотой, но главное – удивительным сходством с Марией. Ради своей Алечки, девушки купеческого происхождения, Иван Тимофеевич подал рапорт о выходе из гвардии. Молодые люди венчались, в этот раз открыто. Вскоре Беляев получил назначение в Первый Кавказский стрелково-артиллерийский дивизион, и молодые супруги покинули родной Петербург.


Кавказ, Первая мировая война

С 1909 по 1911 гг. Беляев состоял делопроизводителем канцелярии в управлении Генерал-инспектора артиллерии, затем командовал батареей артиллерийского дивизиона на Кавказе, где получил чин подполковника.

В 1913 г. Беляев составил Устав горной артиллерии и горно-артиллерийских формирований, этот документ стал значительным вкладом в развитие военного дела в России.

Первую Мировую войну полковник Беляев встретил командиром батареи Кавказского артиллерийского дивизиона. В 1916 г. он возглавлял артиллерию Первого гвардейского корпуса на Кавказском фронте.

I Мировая война принесла Беляеву звание генерал-майора и орден Св. Георгия IV степени «за спасение батареи и личное руководство атакой» в боях на украинских Карпатах (1915).


Революция, Гражданская война

После большевистского переворота 1917 г. Беляев оказался в рядах Добровольческой армии Деникина, где с начала 1918 г. командовал батареей, а с августа 1918-го — артиллерией Первой конной дивизии генерала Врангеля.


Эмиграция

25 марта 1920 г. Беляев с остатками Добровольческой армии эмигрировал в Европу — через Турцию и Болгарию попал в Париж, затем в Брюссель.

Оказавшись в Европе, Беляев понял, что русская эмиграция может рассчитывать здесь только на роль разносчиков, шоферов и прислуги.

Все это время Иван искал Александру Александровну, потерянную в эвакуационном хаосе, без которой не представлял своей дальнейшей жизни. Упорные поиски длились 2 года. Он колесил по Европе, по крупицам собирая сведения о жене, и чудом разыскал ее в Египте, куда в том же роковом 1920 г. Аля бежала морем из большевистской России с остатками одной из белых частей.

Когда Иван Тимофеевич узнал, что президент Парагвая приглашает в свою страну специалистов для развития экономики, решение было принято мгновенно – супруги отправились в Южную Америку.


Аргентина

Поначалу, правда, они оказалась в Аргентине, где в одном из колледжей Беляев преподавал французский и немецкий языки. Через некоторое время на страницах газеты «El liberal» появилось несколько рассказов о русской революции, впервые подписанные «Juan Belayeff».

В это же время мыслями бывшего русского генерала целиком овладела идея создания «Русского очага» – центра «патриотической эмиграции», «духовного пристанища для сотен тысяч изгнанников с родной земли», где «все то святое, что создавала Русь, могло бы …сохраняться до лучших времен».

В начале XX столетия основной поток эмигрантов из России направлялся в США и Аргентину. Страна влекла к себе мягким климатом, плодородными землями, благодатной социальной средой, впитывавшей в себя многонациональную культуру и традиции разных народов. В удивительном климате абсолютной толерантности русская колония к 1920-м гг. сформировалась в самодостаточный мир, живущий собственными интересами, читающий собственные газеты, молящийся своему Богу.

Но в Буэнос-Айресе Беляев не встретил поддержки именно среди «своих». Старожилы русской колонии увидели в планах неугомонного генерала угрозу своему безбедному существованию. Многие считали Беляева сумасбродом и мечтателем, некоторые даже подвергали сомнению его чин — уж слишком мало щуплый Иван Тимофеевич походил на генерала.

Тогда взор Беляева вновь обратился к Парагваю, где русская колония не успела пустить корни.


Парагвай – страна мечты

8 марта 1924 г. чета Беляевых прибыла в столицу Парагвая — Асунсьон. Иван Тимофеевич сразу же устроился преподавателем фортификации и французского языка в столичный Военный Колледж. С первых дней нахождения в Парагвае Беляева не покидало чувство, что он очутился на родной земле.

Асунсьон напоминал ему Владикавказ. В столице было всего 5 автомобилей и одна мощеная улица, ездили трамваи и работало несколько магазинов. Жизнь была уютна, дешева и спокойна.

Спустя всего 2 месяца опыт и знания нового преподавателя были по достоинству оценены президентом страны — Беляеву было присвоено звание генерала парагвайской армии. Прекрасный климат, уютный дом, генеральский оклад – чего еще было желать человеку, прошедшему через горнила двух кровавых войн?

В конце весны 1924 г. в белградской газете «Новое время» был опубликован призыв Беляева «ко всем, кто мечтает жить в стране, где он может считаться русским» и создать «национальный очаг». Правительство Парагвая, заинтересованное в притоке в страну профессиональных военных и инженерных специалистов, поддержало инициативу Беляева. В конце июня 1924 г. русскому генералу от имени президента страны было поручено организовать приезд в страну 12 специалистов (инженеров-путейцев, конструкторов, геодезистов и пр.) для содействия в восстановлении ослабленной экономики Парагвая.

Каждому специалисту гарантировалось жалованье, сопоставимое с окладом депутата Парламента. Вскоре в страну прибыла первая группа русских офицеров. Их приезд совпал с первыми военными провокациями Боливии в пограничном районе Чако Бореаль (исп. Chaco Boreal; фактически вся область Гран-Чако) – исконной парагвайской территории, на которую более 30 лет претендовал более сильный сосед.

Тогда генералу пришлось до лучших времен отложить идею о «Русском очаге». В начале октября 1924 г. Беляев был вызван в Министерство обороны Парагвая, где от имени президента страны генералу было приказано срочно готовить экспедицию в район Чако-Бореаль для осуществления глубокой разведки с целью установления удобных мест для расположения гарнизонов, оборонительных сооружений, наблюдательных пунктов, узлов связи и коммуникаций.

Необходимо было исследовать малоизученную местность, нанести на карту основные географические ориентиры, чтобы закрепить границу между Парагваем и Боливией. Было очевидно, что военное столкновение с Боливией — неизбежно.


Исследование области Чако-Бореаль

В октябре 1924 г. Беляев и его немногочисленные русские спутники отправились в самые труднодоступные районы Чако-Бореаль. Исследование территории Чако в 1925-1932 гг. стало важным вкладом русских офицеров в мировую географическую и этнографическую науку.

Всего генерал и его соотечественники совершили 13 разведэкспедиций в Чако-Бореаль: первая состоялась в октябре-декабре 1924 г., последняя – в августе 1931 г. Самая крупная (в районе лагуны Питиатута) продолжалась 6 мес. Составлялись подробные карты, делалось описание местности, как с военных, так и с гражданских аспектов, велись подробные дневниковые записи. Однако самым главным было налаживание контактов с племенами, населявшими просторы Гран-Чако.

Адские климатические условия, скудное материальное и техническое обеспечение, нехватка пресной воды, постоянная угроза заражения тропическими болезнями – все это не помешало отважным исследователям. Беляев оставил обширное научное наследие, посвященное географии, природе, и этнографии дикого края.

«Это был чудовищный труд. Но мы проделали его до конца, прежде всего руководствуясь честью русского офицера и благодарностью стране, принявшей к себе тех, кто решил сохранить Россию для себя и своих детей, пусть и вдали от самой России.»

(из записок Ивана Беляева)

И в начале 1930-х гг. парагвайский штаб ВС располагал полной и точной картографией Гран-Чако. В области было дислоцировано 14 фортинов и укрепрайонов.

Усилия Беляева, способствовавшие укреплению военных позиций Парагвая, не остались незамеченными властями – ему был присвоен чин генерала.

На первом Конгрессе Панамериканского института географии и истории, состоявшимся в декабре 1932 г., делегаты отмечали заслуги «отважного русского ученого» как картографа, биолога и климатолога, впервые составившего целостное описание географического района Чако.


Иван Беляев и Индейцы – встреча лицом к лицу

Оказавшись в краях обитания индейцев, Беляев воспринял это, как подарок судьбы. Он хотел найти оптимальное решение проблемы, не причиняя вреда проживающим в Чако племенам. Генерал стремился совместить военные цели экспедиции с научно-гуманитарными. Беляев понимал, что выполнить это можно только наладив взаимосвязь с индейцами, оторванными от цивилизации.

Наконец-то Беляев вплотную встретился с предметом детских грез – настоящими южноамериканскими индейцами. Уважительным отношением и искренним интересом к их истории «белый генерал» завоевал у «бронзовокожих детей сельвы» большой авторитет. И если в первых экспедициях аборигены содействовали «беляевцам» лишь в качестве проводников, то позже целые племена помогали отряду белых исследователей в поисках водоемов и оптимальных маршрутов к отдаленным точкам Чако-Бореаль.

«Я был счастлив общением с этими мужественными, молчаливыми, неприхотливыми людьми, закаленными Матерью-природой».

(из записок Ивана Беляева)

Он изучил быт, культуру, языки и религии местных индейцев. Как лингвист Беляев составил первые словари: испанско-Мокко и испанско-Чамакоко. Исследования русского ученого помогли разобраться в сложной племенной и этнолингвистической структуре индейского населения Чако. Записки об аборигенах Чако имеют особую ценность потому, что автор постигал жизнь индейцев изнутри.

За время длительных экспедиций Беляев перевел на русский язык индейскую поэму «Амормелата» («Великий потоп»), собирал и записывал устные народные сказания, легенды и песни. Иван Тимофеевич не просто изучал быт индейцев — он всем сердцем полюбил эту культуру. Гордые краснокожие тоже считали его своим другом.

Именно благодаря дружбе Ивана Беляева с индейцами ВС Парагвая удалось вовремя остановить проникновение боливийцев в область Чако.


Участие в Чакской войне

Однако Беляеву пришлось отложить работу по исследованию жизни индейских племен на долгих 3 года.

15 июня 1932 г. боливийские войска атаковали парагвайский укрепрайон Piantiante — так началась Чакская война. За 2 недели боливийцы захватили один за другим 3 форта в Чако-Бореаль.

Иван Беляев (Парагвай)

Президент Парагвая объявил всеобщую мобилизацию. 25 тыс. парагвайцев взяли в руки оружие. Маленькая страна, как могла, готовилась к грядущей войне. Военный потенциал Боливии, включая живую силу и технику, превосходил боевые возможности Парагвая более, чем в 4 раза. Во главе боливийских ВС стояли высококлассные немецкие военные специалисты. В расчете на нефтяные богатства Чако-Бореаль, американские нефтяные корпорации щедро финансировали вооружение Боливии. Более того, республика Чили выступила боливийским союзником.

«Исходя из голой военной теории, Парагвай должен был рухнуть как карточный домик в первые же месяцы после начала боливийского наступления.»

(из записок Ивана Беляева)

В середине августа 70 бывших русских офицеров, переехавших в Парагвай по призыву Беляева, предложили свои услуги властям Парагвая и были зачислены в действующую национальную армию с присвоением прежних воинских званий.

Чакская война

Русские офицеры, имеющие за плечами опыт 2-х великих войн, образовали костяк младшего, среднего и высшего командного состава парагвайской армии.

Сам Беляев 14 сентября был назначен генерал-инспектором 1-го армейского корпуса и принимал непосредственное участие в войне, находясь на важнейших участках фронта. Как лучший знаток региона, он привлекался к разработке ключевых боевых операций.

В октябре 1932 г. указом президента страны Иван Беляев был назначен Главным советником начальника Генерального штаба ВС Парагвая, фактически исполняя роль советника президента страны. Кстати, до 1930 г. аналогичную должность в боливийской армии занимал Эрнст Рэм, один из будущих основателей III Рейха. Именно Рэм обещал боливийским властям, что в случае войны Асунсьон не сможет продержаться и 3-х месяцев. Но ожидаемого блицкрига (нем. Blitzkrieg — молниеносная война) в Парагвае не получилось. Прежде всего, благодаря профессиональным качествам и самоотверженности русского офицерства во главе с генералом Беляевым.

Иван Беляев (Парагвай)

В парагвайской армии служило около 3 тыс. русских офицеров и солдат, в т.ч. двое в генеральских чинах, 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров и 23 капитана. А босоногие парагвайские солдаты, готовые отстаивать независимость своей страны до последней капли крови, маршировали на запад, распевая строевые русские песни, переведенные Беляевым на испанский и Гуарани.

«Блистательные победы над превосходящими силами противника — …героические страницы не только истории Парагвая. Это героические страницы и истории русского офицерства, бесстрашно сражавшегося за свою вторую родину и честь …далекой России»

(из записок генерала Беляева)

14 июня 1935 г. в присутствии комиссии Лиги наций генерал Беляев от имени Парагвая подписал Акт о перемирии. Самая кровопролитная война за всю историю континента была окончена. За Парагваем осталась вся область Гран Чако. Боливия в этой войне потеряла убитыми 89 тыс. солдат, Парагвай — 40 тыс. Из 70 русских офицеров, участвовавших в Чакской войне, погибло 17 человек. Генерал Беляев и другие русские добровольцы отстояли независимость Парагвая в Чакской войне и сорвали планы нацистской Германии упрочить свое влияние в сердце южноамериканского континента.

Возможно, ключевую роль сыграло то, что, в отличие от немецких и чилийских наемников, бывшие офицеры Белой гвардии сражались не за материальные блага, а за свободу и независимость маленькой страны, ставшей для них второй Родиной.

В 1936 г. Рафаэль Франко (исп. Rafael de la Cruz Franco Ojeda; временный Президент Парагвая с 17 февраля 1936 по 13 августа 1937 г.) присвоил Ивану Тимофеевичу Беляеву звание почетного гражданина Парагвая.


Духовный Русский Очаг в Парагвае

Русская эмиграция была спасительна для Парагвая, который начал восстанавливать ослабленную экономику. Страна постепенно оживала благодаря активной помощи русских специалистов. Русские внесли большой вклад в развитие науки в Парагвае. Учеными — выходцами из России был организован первый инженерный факультет в Университете Асунсьона.

Русские проявили себя людьми высочайшей культуры, храбрыми воинами и отличными профессионалами, поэтому сразу после войны правительство Парагвая наделило Беляева полномочиями для организации массовой иммиграции россиян в страну. Казалось бы, настало благоприятное время для претворения в жизнь идеи «Русского очага».

Скоро в Парагвай потянулись корабли с первыми тысячами россиян. Но обескровленная войной страна не смогла поддержать наплыва новых граждан. Иммигранты сетовали, что не получили обещанного. Не выдержав сложностей, многие прибывшие покидали страну. Целыми колониями русские находили пристанище в соседних странах — Аргентине, Бразилии, Уругвае.

Генерал Беляев не осуждал их, при этом он помогал решившимся остаться в Парагвае всем, чем только мог. Мечта Беляева о создании глобального «Русского очага» потерпела фиаско. Но русским офицерством в Парагвае был зажжен благотворный духовный «Очаг».


Защитник парагвайских индейцев

Неудавшийся основатель «Русского Очага» не впал в отчаяние. У Беляева оставалось пристрастие, которое звало к действию с юношеских пор – изучать и защищать «бронзовокожих детей сельвы».

В 1936 г. Иван Тимофеевич опять погрузился в изучение жизни индейцев. Любимым делом он занимался до последнего вздоха.

В 1937 г. генерал, уже оставивший военную службу, стал во главе борьбы за права парагвайских индейцев. В мае 1937 г. по инициативе Беляева при правительстве Парагвая был создан Национальный Патронат по делам индейцев. Кандидатура директора Патроната, понятное дело, даже не обсуждалась.

Создание индейских школ, привлечение в эти школы русских преподавателей, создание системы медицинского обслуживания племен, признание языка Гуарани вторым государственным языком Парагвая наряду с испанским, принятие правительством «Декларации прав индейцев» — вот лишь основные этапы деятельности Патроната. Беляев разработал новаторский подход к вопросу о приобщении индейцев к современной цивилизации. Он создал множество печатных трудов по этнографии, истории и культуре индейцев и выступал против любого навязывания коренным народам европейской культуры.

Кроме того, нашлось практическое применение поэтическому и драматическому дару Беляева. В апреле 1938 г. в Национальном театре Асунсьона с аншлагом прошла премьера спектакля «Индейская фантазия», в котором играли исключительно индейцы племени Макка. В основе сюжетной линии постановки лежал один из героических эпизодов Чакской войны. Автором либретто и руководителем труппы был Беляев. Оркестром дирижировал известный парагвайский композитор Хосе Асунсьон Флорес (исп. Jose Asunción Flores; 1904-1972), широко использовавший в своем творчестве индейский фольклор.

Через некоторое время первая в истории Америки индейская труппа из 40 человек под руководством Беляева выехала на гастроли в Буэнос-Айрес, где артистов ожидал оглушительный успех. Эти беспрецедентные гастроли, длившиеся 3 месяца, принесли хорошие результаты: парагвайцы вернулись на родину с солидной суммой и желанием выкупить участок земли для организации индейской школы.

Аргентинцы же большим под впечатлением от увиденного подняли вопрос о равноправии индейцев в своей стране.


Вторая мировая война

Иван Тимофеевич прожил долгую жизнь, не изменив своих монархических убеждений. Но в годы II мировой войны Беляев глубоко переживал за свою Родину и искренне желал победы Красной Армии в борьбе с фашизмом.

Русская колония в Парагвае всегда придерживалась антикоммунистических взглядов. Вероятно, поэтому начало войны Германии против СССР часть бывших царских офицеров восприняли с воодушевлением – у них появилась надежда вернуться в Россию. Беляев резко выступал против соотечественников, которые видели в Германии «спасительницу России от большевизма», в своих мемуарах старый генерал называл их «идиотами».


Последние годы жизни

В ходе экспедиций в Чако-Бореаль Беляев фактически открыл внешнему миру племена коренных обитателей Гран-Чако. Сам он преследовал одну важную цель – добиться от властей «человеческого» отношения к индейцам.

При этом русский ученый предостерегал от попыток разрушить складывавшийся веками образ жизни индейцев, поскольку это лишь оттолкнуло бы свободолюбивых краснокожих от «культуры белого человека».

Усилия Беляева не пропали даром. В октябре 1943 г. Иван Тимофеевич наконец получил разрешение на создание первой индейской колонии-школы, которой было присвоено имя Бартоломе де Лас-Касаса (исп. Bartolomé de las Casas – испанский священник-доминиканец, историк Нового Света, известный своей борьбой против притеснения индейцев испанскими колонистами). Специальным декретом за оседлыми индейцами, имеющими хижины в Чако, была закреплена земельная собственность. В следующем году была официально утверждена должность специального наблюдателя за соблюдением конституционных прав индейского населения страны, а Беляеву был присвоен титул Генерального Администратора индейских колоний в Парагвае.

Первые 250 индейцев племени Макка поселились на острове, недалеко от Асунсьона. Все самое необходимое для обустройства колонии было приобретено за деньги, полученные от выступлений индейского театра, а также на пожертвования членов Ассоциации и просто почитателей Беляева. На острове была построена школа — обычная хижина с крышей из тростника, где сам Беляев учил маленьких индейцев грамоте.

Последние годы жизни Белого Отца были целиком посвящены индейской колонии. В поселении Беляев жил в простой хижине, которая постоянно была наполнена индейцами. «Белый Учитель» преподавал своим подопечным основы истории, географии, социальной жизни и личной гигиены. Беляев вел занятия на различных местных языках и диалектах, которых сам знал более десяти. Он перевел на язык индейцев Священное Писание.

Пожилые индейцы-колонисты занимались огородничеством. Мужчины в основном охотились. А женщины занимались традиционными ремеслами – вскоре многие асунсьонские модницы начали щеголять в украшениях из страусовых перьев, сделанных индеанками. Большой популярностью пользовались изделия из кожи, шерстяные ковры и пончо, украшенные древними чакскими орнаментами. За санитарным состоянием колонии и здоровьем ее жителей регулярно наблюдали медицинские работники — члены Ассоциации.

Со временем Белый генерал стал достопримечательностью парагвайской столицы. Иностранцы, посещавшие Асунсьон, первым делом хотели познакомиться с «Хуаном Беляефф». Это был симпатичный старец невысокого роста, с классической бородкой русского офицера и глазами, излучавшими мудрость и доброту. Некоторые иммигранты относилась к Ивану Тимофеевичу как к выжившему из ума старику, позорящему русскую нацию.

Но, главное бывшему царскому генералу удалось завоевать большое уважение и любовь индейцев Чако. Беляев получил гордое индейское имя «Элебук» («Сильная рука»), а клан Тигров племени Чамакоко провозгласил его своим Белым Вождем. Узнав об этом, знакомый Беляева историк и писатель Михаил Каратеев писал, что не смог сдержать улыбки: «Маленький, близорукий, щуплый и благодушный Беляев походил на тигра, как гвоздь на панихиду. Дома жена ласково называла его Заинькой, то же прозвище переняли близкие друзья, и это подходило к нему гораздо больше».

Видно, нечто особенное разглядели в нем индейцы, что послужил причиной для причисления Беляева к клану Тигров.


Прощание с Белым Отцом

Иван Тимофеевич Беляев скончался 19 января 1957 г. в столице Парагвая.

В стране был объявлен 3-дневный государственный траур. Отставной генерал оставил завещание, в котором выразил желание, чтобы его тело было передано Совету старейшин Чимакоков для погребения на территории индейского поселения.

Хоронили Беляева с высочайшими почестями, как национального героя Парагвая. Отпевание Почетного Гражданина республики, Генерального администратора индейских колоний состоялось 22 января 1957 г. в столичном русском православном Храме. Рядом с президентом страны, представителями ВС и ветеранами Чакской войны стояли вожди всех индейских племен Парагвая. Вокруг церкви стояли сотни индейцев, пришедших проститься с «Белым Отцом».

Когда гроб с телом Беляева из церкви перевозили в здание Общества ветеранов, вождь Чимакоков сидел на козлах возле кучера, а сотни индейцев с боевой раскраской на лицах под моросящим дождем скорбно следовали за траурной повозкой. Индейцы и ветераны, сменяя друг друга у гроба, в течение 2-х суток несли почетный караул.

Потом в городском порту русскому генералу были отданы последние воинские почести — отгремел оружейный салют и произнесены надгробные речи. После этого гроб на военном корабле был перевезен на остров посреди реки Парагвай — на территорию индейской колонии, избранной Беляевым местом своего последнего упокоения. В большой хижине индейцы всю ночь читали «Отче наш» на Гуарани и пели свои погребальные песни над почившим Другом и Отцом.

На рассвете они унесли в сельву тело Элебука, где похоронили его на высоком постаменте, как Верховного вождя, сплели над могилой шалаш и посадили вокруг розовые кусты. На небольшом четырехугольнике земли возложили русскую офицерскую фуражку рядом с индейским томагавком и выложили речными камнями три коротких русских слова: «Здесь лежит Беляев».

«Никто не любил Макка так, как любил нас он», — сказал о Беляеве представитель индейского племени, который в юности был знаком с Белым Отцом.

«Воистину невообразимой может оказаться человеческая судьба. О русском генерале Беляеве, как таковом, через 2-3 десятка лет исчезнет всякая память. Но как индейский касик – друг и благодетель этого народа – он не будет забыт, пока на земле останется хоть один Чимакок».

(Из записок Каратаева)

Вклад русских иммигрантов в культуру Парагвая

Иван Тимофеевич Беляев оставил в Парагвае тысячи благодарных ему людей – русских и парагвайцев, белых и индейцев. Он оставил Ассоциацию и музей, ценнейшие научные труды, и самое главное, посеял на благодатной южноамериканской земле семена русской культуры.

Русские иммигранты всегда по-российски щедро делились знаниями и опытом с гражданами Парагвая. Вклад русских и в культурную жизнь страны переоценить трудно. При участии российских архитекторов была построена столица Парагвая; дочь белого генерала Эрна, стала основательницей первой в стране балетной школы; иммигрантами из России была создана Еврейская колония в Парагвае — эта община дала стране целую плеяду крупных художников, архитекторов, историков, писателей.

Сегодня в столице Парагвая и др. городах страны многие улицы и проспекты носят имена русских офицеров: Аvenido Comandante Belyaev, Аvenido Comandante Sergio Salaskin, Аvenido Comandante Cannonnikov, Avenido Oficiero Serebryakov, Avenido Oficero Malutin.

На карте Асунсьона можно найти улицу России. А на западе страны есть город Фортин-Серебряков (исп. Fortin Serebryakov), увековечивший имя героя Чакской войны, донского казака Василия Федоровича Орефьева-Серебрякова. Там же стоит памятник Ивану Тимофеевичу Беляеву – главному военному советнику ВС Парагвая, вдохновенному борцу за права индейцев, национальному герою страны «русскому по рождению и парагвайцу — сердцем».


Российские награды

  • Орден Св. Станислава 3-й степени (1903);
  • Орден Св. Анны 3-й степени (1906);
  • Орден Св. Георгия 4-й степени (1915).

Любопытные факты

  • Мария Беляева, родная сестра Ивана Тимофеевича, стала 2-й женой отца Александра Блока и, соответственно, мачехой известного поэта-символиста Серебряного века;
  • В период Чакской войны под началом Ивана Беляева служил Альфредо Стресснер (исп. Alfredo Stroessner Matiauda), будущий президент Парагвая (с 1954 по 1989);
  • Властям Парагвая точное место захоронения генерала Беляева в настоящее время неизвестно. Но во всей стране осталась светлая память о Беляеве, а в православном храме Асунсьона хранится его орден Святого Георгия;
  • Сегодня в Парагвае проживают около 2-х тыс. русских. Родной язык знают не все;
  • После смерти Беляева индейцы трогательно заботились о его верной спутнице жизни, Александре Александровне, тогда уже безнадежно больной. Александра Беляева скончалась в 1963 г., ее похоронили на русском участке кладбища в Асунсьоне;
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Асунсьоне (исп. Iglesia Ortodoxa Rusa de la Virgen del Amparo) построен в 1932 г. на деньги русских иммигрантов про инициативе генерал-майора Николая Эрна, приехавшего в Парагвай в 1924 г. Раз в год, в день смерти Ивана Беляева касики всех индейских племен Парагвая заказывают в русском Храме торжественную поминальную службу и лично на ней присутствуют.
  • Беляев всегда отмечал сходство верований индейцев Чако с христианской религией. Святая Троица, бессмертие души и Рай – в это верят Макка, но под своими названиями;
  • На сегодняшний день в Парагвае живет около 2 тыс. Чамакоков. Их язык считается исчезающим, но в Парагвае на нем еще разговаривают.
[1]