Инти Райми (кечуа Inti Raymi – «Праздник Инти-Солнца») — религиозная церемония Инков и многих коренных андских народов, древний ритуал поклонения Инти (Бог Солнца), главному инкскому божеству. Праздник проходит в период зимнего солнцестояния и отмечается в Андах как Новый год. Во времена процветания инкской Империи это было грандиозное событие с жертвоприношениями, танцами, музыкой и красочными костюмированными шествиями.

С 1944 г. в Перу ежегодно 24 июня проводится театрализованное представление древнего инкского праздника. Это одно из самых зрелищных событий в Перу, во время которого участники и зрители погружаются в атмосферу исчезнувшей могучей Империи. Тысячи туристов каждый год приезжают в Куско на Фестиваль Солнца «Инти Райми», чтобы увидеть воссозданную величественную церемонию.

metka-karta

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Главный обрядовый праздник Инков

В империи Инков «Inti Raymi» считался важнейшим обрядовым праздником, который проводился в столице Тауантинсуйу (кечуа Tawantinsuyu), Куско. Во время своего правления верховный Инка Пачакутек повелел подданным воздавать почести богу Солнца в дни зимнего солнцестояния. Это зафиксировано в хрониках Гарсиласо де ла Вега(исп. Garcilaso de la Vega; 1501-1536), одного из самых выдающихся испанских хронистов. Впоследствии для ритуальных торжеств была определена фиксированная дата — 24 июня (иногда эту дату переносят на несколько дней вперед/назад).

Инки считали Бога Солнца Инти своим прародителем. Поэтому они устраивали в честь Инти пышные празднества, приурочивая их к концу уборки урожая. Подготовку к торжествам индейцы начинали за 3 дня до солнцестояния. Они держали строгий пост, нельзя было разжигать огонь, под строгий запрет подпадали половые отношения. Зато во время праздника размах веселья, количество и богатство угощений поражали воображение. Празднования продолжались целых 9 дней, в течение которых Инки веселились, угощались праздничными блюдами и напитками. Улицы заполнялись музыкой, песнями и танцами.



Со всех концов Тауантинсуйу на торжества в Куско съезжались до 25 тыс. человек. В ходе ритуальных церемоний Инки благодарили Солнце за собранный урожай, просили хорошей урожайности в следующем году. С помощью жертвоприношений они старались задобрить Инти, чтобы заручиться его покровительством в будущем.

Торжества в честь бога Солнца проходили от рассвета до заката. В честь особо почитаемого бога люди облачались в лучшие одежды, надевали самые пышные украшения. Все праздничные дни были наполнены торжественными шествиями, обрядовыми танцами и ритуальными священнодействиями.

Инти Райми: Великий "Праздник Солнца"

Сапа Инка, высшая знать, священники и верховные жрецы Империи собирались на Хаукайпата (кечуа Haukaypata) — главной площади в центре Куско, чтобы лицезреть мумий своих предков. Богато наряженные мощи умерших Инков специально привозили из близлежащих святилищ и торжественно «усаживали» на почетные места.

Во время праздника Богу-Солнцу приносились в жертву 200 белых лам, и площадь буквально пропитывалась священной «жертвенной кровью».

Когда испанские конкистадоры вторглись в Южную Америку, празднование «Инти Райми» было объявлено языческим, противоречившим католической вере. Последний раз в эпоху Империи праздник был официально проведен в 1535 г., после чего был запрещен католической церковью. Некоторые племена продолжали тайком отмечать «Инти Райми», но репрессии со стороны Франсиско де Толедо (исп. Francisco de Toledo; вице-король Перу с 1569 по 1584 гг.) положили этому конец в 1572 г. Испанцами были варварски сожжены священные мумии Инков. Однако коренные жители Анд всегда продолжали втайне поклоняться богу Солнца.


Возрождение древнего праздника в Куско

В наше время усилился интерес к инкскому прошлому. После более чем 400-летнего перерыва древний праздник был старательно возрожден. Его с размахом проводят жители многих стран Южной Америки. Но самые яркие и красочные торжества устраиваются в перуанском Куско, прекрасной столице Инков.

Огромная заслуга в возрождении древнего обряда принадлежит поэту и ученому Фаустино Наварро (исп. Faustino Espinoza Navarro), который в 1944 г. с помощью местных артистов воссоздал «Инти Райми» в виде зрелищного театрализованного Фестиваля. Большей частью церемония восстанавливалась по хроникам Гарсиласо де ла Вега и включала только основной религиозный обряд. С годами мероприятие превратилось в масштабное зрелищное событие, в котором участвуют местные профессиональные артисты и самодеятельные коллективы.

Ежегодно 24 июня индейцы со всего континента съезжаются в Куско, чтобы принять участие в красочном Фестивале «Инти Райми», в деталях повторяющем древние традиционные обряды. Современная версия древней церемонии стала своеобразным экскурсом в загадочную культуру Инков.

Обычно торжества начинаются ранним утром. Сотни театральных актеров, отобранных для реконструкции исторического праздника, собираются на огромной площади перед Кориканча (кечуа Coricancha), самым важным храмом великой Империи. К собравшимся выходит Сапа Инка (его роль тоже исполняет профессиональный актер), он просит у Солнца-Инти обильного урожая в грядущем году и благодарит за дары года минувшего.

Затем торжественная процессия направляется к площади Пласа-де-Армас (исп. Plaza de Armas). Во времена Инков здесь находилась площадь Aukaypata («Площадь воинов»). Здесь проводился ритуал «чтения священных листьев коки», по ним инкские жрецы предсказывали судьбу великой Империи на предстоящий год. Сейчас актеры воспроизводят этот ритуал в мельчайших деталях.

Инти Райми: Великий "Праздник Солнца"

После этого Император восходит на массивный переносной позолоченный трон, и процессия движется к величественным руинам древнего города Саксайуаман (кечуа Saksaywaman), расположенного выше в горах. Именно там происходит заключительная часть грандиозной церемонии.

Шествие сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах и ритуальными танцами. Впереди процессии идут женщины в ритуальных костюмах, которые метут дорогу, расчищая путь от злых духов.

На одной из больших площадей Сапа Инка произносит еще одну торжественную речь на языке Кечуа. Здесь в установленных декорациях уже находятся священники, военачальники, жрецы и др. высшие должностные лица империи Инков, а также женщины в праздничных одеждах. Раньше тут совершалось жертвоприношение белой ламы и Великий Инка, держа в руках еще пульсирующее сердце, предсказывал хороший урожай, процветание и прочие благоденствия своему народу.

Инти Райми: Великий "Праздник Солнца"

И хотя перуанцы стараются воссоздать древние традиции со скрупулезной точностью, сейчас на городской площади мумии Инков уже не выставляются, и на алтарь Солнца в жертву приносится только 1 белая лама.

Сейчас жрецы зажигают священный огонь и проводят церемонию с чичей (исп. Chicha — слабоалкогольный напиток, похожий на сидр). Фестиваль завершается ритуальным жертвоприношением Богу Солнца. По пятнам «священной крови» жрецы предсказывают будущее своей страны.

После захода Солнца, при мистическом свете горящих снопов кукурузной соломы участники церемонии исполняют ритуальные танцы. Закачивается действо возвращением в Куско, где Сапа Инка благословляет собравшийся на празднество народ.



Празднование «Инти Райми» продолжается на улицах Куско с многочисленными ярмарками и культурными мероприятиями, выставками изделий ремесленников и народных умельцев. Сотни танцоров и музыкантов в традиционных костюмах участвуют в праздничных шествиях.

Чтобы насладиться красочным зрелищем, 24 июня в город Куско съезжаются тысячи туристов из разных уголков планеты. Местные жители испытывают ​​ радость и гордость за возрождение исторического Фестиваля. Сегодня его популярность достигла необычайных высот.


Культ Солнца у Инков

Инки пришли в долину Куско и основали здесь свою столицу примерно в 1200 г. н/э. Могущественная Империя, охватившая своей властью большую западную часть южноамериканского континента, просуществовала около 300 лет.

Религия и мифология Инков были основаны на природных явлениях, а Солнце было наиважнейшим аспектом жизни, ибо оно обеспечивало тепло и дневной свет, а, значит, вызревание урожая. Т. о. Инти-Солнце почитался как Бог-прародитель Инков. А верховный правитель, Сапа Инка, считался прямым потомком Инти.

По наиболее распространенному мифу Инков, Инти был сыном Виракочи (кечуа Wiraqucha), бога Цивилизации. Виракоча создал Солнце, Луну и Звезды.

Согласно древней легенде, Инти научил своего сына Манко Капака (кечуа Manqu Qhapaq — первый Инка, основатель государства Тауантинсуйу) и дочь по имени Мама Окльо (кечуа Mama Ocllo) «искусству цивилизации». Затем отец отправил их передавать эти знания людям.

Инти Райми: Великий "Праздник Солнца"

Манко Капак и Мама Окльо

Инти повелел своему сыну построить город Куско в том месте, где золотой клин, который он нес, упадет на Землю.

Инки обычно изображали Инти в виде золотого диска с человеческим лицом.


Любопытные факты
  • В мифологии Инков Инти — бог Солнца и покровитель Тауантинсуйу.
  • Город Куско в древности был столицей инкской империи; в переводе с языка кечуа — официального языка Империи Инков — название «Qusqu» означает «Пуп Земли», в определенном смысле «Центр Мира».
  • Рядом со стенами Саксайуамана находится знаменитый «Трон Инки», высеченный в скале. По рассказам, здесь встречал восход сам Сапа Инка.
  • Интересно, что именно католическая церковь сегодня выступает главным организатором празднования «Инти Райми»​ в Перу. Красочный Фестиваль ежегодно проводится 24 июня. В этот же день католики отмечают День Тела Господня – праздник «Корпус Кристи» (лат. Corpus Christi — Тело Христово).
  • Сегодня «Инти Райми» отмечается как Фестиваль андского фольклора во многих городах и поселках Южной Америки, а также США, Испании и ряда др. стран, в которых проживает андская диаспора.
  • Представлять Верховного Инка на «Инти Райми» для перуанцев очень престижно. Поэтому в отборе на эту роль участвуют актеры со всей страны.
  • Некоторые хронисты называли грандиозный Церемониальный центр Саксайуаман «Домом Солнца».
  • Сегодня на языке Кечуа говорят около 3,2 млн перуанцев.
  • Валютная единица Перу с 1985 по 1991 гг. называлась «инти» в честь инкского Бога Солнца.