Има Сумак (исп. Ima Sumak; англ. Yma Sumac), настоящее имя Зоила Аугуста Императриз Чаварри дель Кастильо (исп. Zoila Augusta Imperatriz Chavarri del Castillo; 1922-2008) — перуанская и американская певица, обладавшая мощным голосовым диапазоном, охватывающим почти 5 октав. Самобытная исполнительница, которая уникальным голосом виртуозно имитировала шорохи леса, звуки животных, пение птиц. В конце 50-60-х гг. ХХ столетия Има Сумак, не знавшая нотной грамоты, стала одной из самых известных исполнительниц экзотической музыки и добилась международного признания. Еще она была актрисой и мистически красивой женщиной.

Как ее только не называли: «Перуанская певчая птица», «Богиня Анд», «Королева вокала», «Восьмое Чудо Света», «Перуанская Дива Плавалагуна»… Сама певица называла себя только так: «Принцесса Инков».

metka-karta

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


«Божественная» родословная

13 сентября 1922 г. на севере Перу, в горном индейском селении Ичокан (исп. Ichokan) провинции Кахамарка родилась будущая «этно-дива», покорившая мир своим фантастическим голосом. Впрочем, споры по поводу места ее рождения не утихают до сих пор. Согласно некоторым сведениям, родиной Имы Сумак является Лима, столица Перу. Американцы уверены, что дивноголосая певица родилась в Бронксе (англ. Bronx) – одном из районов Нью-Йорка. Сама певица смеялась над последним предположением и говорила, что «таланты рождаются не только в Нью-Йорке».

Итак, новорожденной, ставшей в большой семье младшим ребенком из 6 детей, дали гордое имя Зоила Аугуста Императриз Чаварри дель Кастильо.

Отец девочки был испанцем. А мать вела свое происхождение от Атауальпы (исп. Atahualpa; 1497-1533), последнего правителя инкской Империи, казненного испанцами в 1533 гг. Значит, Зоила Аугуста Императриз считалась потомком самого Инти (кечуа Inti — бог Солнца) — прародителя Инков. Вероятно, была доля правды в эпитетах, которыми наградили перуанскую певицу восторженные журналисты мировых изданий – «Богиня Анд» и «Принцесса Инков». Более того, властями Перу было подтверждено, что по линии матери она ведет свою родословную от последнего инкского касика, легендарного Атауальпы. Это зафиксировано в официальном свидетельстве, выданном перуанском правительством в 1946 г.

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»


Детство и юность

Детство маленькой Принцессы прошло в перуанских Андах, в родном селении, расположенном в окрестностях города Кахамарка, где у родителей было ранчо.

С раннего детства она мечтала стать великой певицей. Никто не обучал ее нотной грамоте и вокальному мастерству. Девочка любила слушать старинные индейские песни и много времени проводила в подоблачном лесу, подражая голосам птиц. Родителям не нравилось увлечение дочери, они понимали, что в Перу эта дерзкая мечта представительницы коренного населения была практически неосуществимой. Но ничто не могло остановить будущую звезду. Ведь не зря же часть ее имени — Imperatriz – означает «Императрица»! Девочку часто видели на андских склонах, где она распевала перуанские песни обломкам скал, воображая, что выступает перед восторженными слушателями в концертном зале. Она любила гулять по «облачному» лесу, наслаждаясь пением птиц, у которых (по ее рассказам) училась пению. Поучиться маленькой Принцессе было у кого, ведь на Андских склонах перуанской Амазонии обитает более тысячи видов птиц.



К 13-ти годам у девушки сформировался великолепный голос, который начал привлекать к себе внимание окружающих людей. Когда чарующее пение услышал министр образования Перу, он настоял на том, чтобы девушка с семьей переехала в столицу и занялась своим образованием.

В 1942 г. юная фолк-исполнительница была приглашена в Буэнос-Айрес на Аргентинское радио. И очень скоро тысячи слушателей по всей Южной Америке были очарованы экзотическим «голосом Анд». Начинающая певица взяла себе псевдоним «Imma Sumack», что на языке Кечуа означает: «Ах, какая красота!», «Прекрасный цветок» или «Красивый голос». (Позже в США ее сценический псевдоним преобразовался в «Yma Sumac»).

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»


Замужество, начало гастрольной деятельности

Будучи молодой девушкой, она познакомилась с талантливым гитаристом и композитором Мойзесом Виванко (исп. Moises Vivanco; 1918-1998), за которого вышла замуж 6 июня 1942 г. Супруг сыграл значительную роль в творчестве певицы. Он занимался с ней вокалом, обучал нотной грамоте, подбирал репертуар.

В 1943 г. Има записала в Аргентине не менее 18 композиций перуанских народных песен, которые вышли на CD в последние 10 лет ее жизни.

Затем супруги совершили поездку по странам Южной Америки и Мексике в составе группы «Imma Sumack y Conjunto Folklorico Peruana», состоящей из 14-ти музыкантов.

По возвращении в Лиму Виванко организовал трио «The Inka Taky Trio», исполнявшее народную перуанскую музыку. Помимо него и жены, в состав группы вошла двоюродная сестра Имы — танцовщица Чолита Риверо (исп. Cholita Rivero). Трио с триумфом гастролировало по Южной Америке. Има пела сопрано, Мойзес играл на гитаре, попутно выступая в качестве художественного руководителя и импресарио, Чолита пела контральто и танцевала. Публика восторженно принимала выступления колоритного ансамбля.

В 1946 г. группа отправилась покорять Нью-Йорк. Музыканты представляли культуру перуанских индейцев в крупных ночных клубах мегаполиса. Американцы не проявили особенного интереса к музыке Анд, звучавшую для них странно, но публика была очарована звучанием голоса Имы Сумак, ее броской экзотической внешностью и колоритными костюмами. Однажды в одном из клубов менеджер по кадрам звукозаписывающей студии «Capitol Records» увидел выступление группы, мгновенно оценил божественный голос Имы, и вскоре студия заключила контракт с молодой южноамериканской певицей.

В 1949 г. Има родила сына Карлоса (Чарли), ставшего ее единственным ребенком.


1950-е годы

В 1950 г. на студии «Capitol» вышел дебютный альбом певицы «Voice of the Xtabay», записанный под руководством известного американского пианиста, композитора и аранжировщика Леса Бакстера (англ. Les Baxter; 1922-1996). Пластинка, выпущенная тиражом 100 тыс. копий, была продана в течение нескольких дней. Причем, в рекламу альбома не было вложено ни цента. Это была подборка старинных перуанских песен, молитвенных обращений к горным богам. Именно с «Voice of the Xtabay» начался период славы певицы. Има приобрела широкую популярность в США и Европе. Уникальный голосовой диапазон исполнительницы, мощная харизма, самобытное актерское мастерство сразу же приковали к себе внимание ведущих музыковедов и принесли перуанской певице мировую известность.

Первые песни, записанные в США, напоминали пение экзотических птиц. По словам музыкальных критиков, «индейские корни придавали пению Сумак отзвук мистических традиций Южной Америки, а классическая европейская постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными».

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»

Мойзес Виванко и Има Сумак

Вскоре американские продюсеры решили, что подражание песням птиц — интересно, но для Америки этого недостаточно. И Има расширила свой репертуар, исполняя песни Инков в современной обработке. Она стала пробовать себя в стиле «мамбо», и вновь ей сопутствовал успех: появился очередной бестселлер — альбом «Yma Sumak The Mambo».

После оглушительного успеха выступления Имы в концертном зале «Hollywood Bowl», она стала звездой мировой величины. Ее голос провозгласили «Восьмым Чудом Света». Певица начала гастролировать по всему миру, записывать пластинки и сниматься в фильмах. Ее концерты проходили в лучших музыкальных залах мира. Сумак выступала в ночных клубах Лас-Вегаса, посетила Европу и Африку, представила более 80 концертов в Лондоне и 16 концертов в Париже. В Лондоне Има дебютировала в знаменитом Королевском Альберт-холле (англ. Royal Albert Hall) и Королевском фестивальном зале (англ. Royal Festival Hall) перед Елизаветой II, королевой Соединенного Королевства.

В этот период Има выпустила несколько альбомов в стиле лаунж-музыки, таких как «Mambo!» (1954) и «Fuego del Ande» (1959). Композиции представляли собой голливудские версии южноамериканских напевов. Сочетание необычного голоса, экзотической внешности и сценической индивидуальности перуанской певицы – все это завоевало сердца американских зрителей.



В 1955 г. Има Сумак получила гражданство США. Между тем, в музыкальном семействе участились ссоры. Иму возмущало, что муж присваивает себе авторство сочиненных ею песен. В 1957 г. Сумак и Виванко с громким скандалом развелись, после того, как Има узнала, что у Мойзеса «на стороне» родились дети-близнецы. Но, видимо, любовь между ними не остыла, и в том же году пара заключила повторный брак. (Спустя 8 лет, в 1965 г. последовал окончательный развод).

В 1959 г. вышел альбом «Fuego del Ande» («Огонь Анд»), в который вошла песня перуанского композитора Хорхе Браво де Руэда (исп. Jorge Bravo de Rueda; 1895-1940) «Virgines del Sol» (Девы Солнца), ставшая самой известной перуанской мелодией в мире.


1960-е годы

Популярность экзотической певицы росла, публика восторженно принимала экзотическую исполнительницу с уникальным голосом. Соответственно, росли доходы семьи. Но в начале 60-х гг. у Мойзеса Виванко, который вел все финансовые дела, появились проблемы с налоговой службой США. Он принял решение срочно уехать из страны и организовал мировое турне. Эти гастроли стали для Имы очень затяжными — они продлилось 5 лет.


Има Сумак — Принцесса Инков в СССР

В конце 1960 г. трио «Inca Taky Trio» отправилось в мировое турне, в рамках которого состоялись беспрецедентные 6-месячные гастроли по СССР. Има Сумак в составе группы посетила с гастролями более 40 советских городов! Вместе с Имой и Мойзесом выступал их сын Чарли.

Полгода музыканты разъезжали по городам и весям, работая как на крупных центральных площадках, так и в небольших залах типа ДК. В Советском Союзе к перуанской диве относились, как к королеве. Неизбалованных советских зрителей помимо божественного голоса Принцессы Инков впечатляли ее оригинальные сценические костюмы. Невероятная Има выходила на сцену в шикарных кринолинах, украшенных перьями райских птиц. Завороженные зрители замирали. Под переборы гитары со сцены неслись диковинные звуки: рокот джунглей, шум водопада, звон ручья, рев леопардов, щебетание птиц…

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»

По приказу Никиты Хрущева певице платили в конвертируемой валюте. И это в 1961 г., во времена «железного занавеса»! Вообще, это довольно туманная история. Нам уже не узнать о причинах столь теплого отношения советской власти и лично Никиты Сергеевича к Перуанской Диве. Как никогда не узнать, где и как советское Министерство культуры «поймало» Перуанскую птичку. Но совершенно точно то, что мало кому в СССР оказывался столь теплый прием и создавались такие хорошие условия для выступлений.

Говорят, по личной просьбе Хрущева Има Сумак даже выучила и исполняла песню «Подмосковные вечера».

Но гастроли, которые проходили с оглушительным успехом, неожиданно прервались. Перуанская примадонна мгновенно оказалось в СССР под запретом. Ходили слухи о ссоре певицы с КГБ. Тайком поговаривали, что на самом деле причиной для внезапного отъезда Сумак послужили …тараканы в гостиничном номере. Своенравная дива закатила скандал в московской гостинице, где тараканов было больше, чем «жучков». Офицеры КГБ доложили генсеку, Хрущев обиделся, а советские слушатели лишились возможности наслаждаться фантастическим голосом и диковинными «заморскими» нарядами.


Окончание затяжных гастролей, развод

Из Советского Союза перуанские артисты переехали в Румынию, где певица записала пластинку: микс из традиционных песен Инков, ритмов мамбо и др. композиций. Соло на гитаре исполнял Мойзес Виванко. Но в 1965 г., по окончании турне, певица окончательно разошлась с мужем.

Вскоре окончательно увязший в налоговых долгах Виванко бежал в Испанию. Оставшись без продюсера, Има постепенно стала отходить от сцены. Конфликтный характер и подпорченная репутация внесли свою лепту — звукозаписывающие компании все реже о вспоминали о величественном «голосе Анд».


1970 — 1990-е годы

В 70-е гг. интерес к творчеству Имы резко упал. В 1971 г., записав рок-альбом «Miracles», который особым спросом не пользовался, Има вернулась на родину.

Дома она несколько лет жила в уединении, изредка показываясь на публике в важных творческих мероприятиях. Время от времени певица давала концерты в Перу и Нью-Йорке. Так, в 1975 г. в Нью-Йорке в концертном зале «The Town Hall» состоялся ее большой концерт.

В 80-е гг. Сумак окончательно перебралась в США. С возрождением «lounge music» (легкая, фоновая музыка) в конце 1980-х гг. интерес к экзотической артистке вновь возрос. Хотя она редко выступала на сцене, признание публики к ней вернулось в основном благодаря кинематографу — песни Сумак звучали на телевидении и в кино.

В середине 1990-х гг. Има возобновила сценические выступления, иногда она появлялась в лучших концертных залах США и Западной Европы. Голос примадонны по-прежнему очаровывал публику. Последний концерт Имы Сумак состоялся в рамках «International Jazz Festival», проходившего в канадском Монреале (фр. Montréal) в 1997 г.

В 1998 г. вышел очередной альбом Имы под названием «Yma Rocks!», куда вошли ее ранее не изданные рок-композиции, исполняемые в 1970-х гг.




Фильмография

В разгар своей популярности перуанская певица успешно сотрудничала с кинематографом. Как актриса Има Сумак снялась в 10 фильмах. А ее уникальный голос звучал в еще большем количестве картин и в рекламных роликах.

В 1954 г. Има Сумак исполнила роль Кори-Тики (англ. Kori-Tika) и записала несколько песен в приключенческом фильме Джерри Хоппера (англ. Jerry Hopper) «Тайна Инков» (англ. Secret of Incas). Эта кинолента фактически открыла культуру перуанского народа для широкого американского, а затем и мирового зрителя. Своей экзотической внешностью певица обратила на себя внимание продюсеров, предложивших ей роль в фильме Уильяма Дитерле (англ. William Dieterle) «Омар Хайям» (1957).

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»

Воспользовался фантастическим талантом перуанской дивы и советский кинематограф. В 1962 г. на экраны вышел первый советский научно-фантастический фильм «Планета бурь» (режиссер П. Клушанцев). Слушая звуковое сопровождение кинофильма, можно подумать, что звучит синтезатор. Но в то время синтезаторов еще не было. Дело в том, что для музыкального сопровождения киноленты был использован феноменальный голос Имы Сумак, который иногда не случайно называют «нечеловеческим».

В 1990-х гг., после возвращения певицы на большую сцену, в нескольких странах вышли документальные фильмы, посвященные жизни Имы Сумак. Например, французский «La Castafiore Inca» и немецкий «Yma Sumac: Hollywood’s Inca Princess».

В 1992 г. в ФРГ на экраны вышел документальный фильм «Yma Sumak: Hollywoods Inkaprinzessen» («Има Сумак: Голливудская Принцесса Инков»).


Награды

В 2006 г. певица прилетала в Перу, где ей вручили 7 музыкальных наград и призов. Среди прочих наград, 6 мая Има Сумак была удостоена Ордена Солнца Перу (исп. Orden El Sol дель Peru) и медали Хорхе Басадре, присуждаемой Национальным Университетом Перу (исп. Universidad Nacional Mayor de San Marcos). Высшую государственную награду Республики (Орден Солнца) певице вручил лично Алехандро Толедо (исп. Alejandro Toledo; 63-й президент Перу, время правления 2001-2006 гг.)

Има Сумак: «Последняя Принцесса Инков»


Кончина

Свои последние годы певица провела в доме престарелых Лос-Анджелеса (англ. Los Angeles; штат Калифорния, США), где вела крайне уединенный образ жизни. В начале 2008 г. у нее было обнаружено онкологическое заболевание толстой кишки. После 8 месяцев тяжелой болезни, 1 ноября 2008 г. в возрасте 86 лет Има Сумак скончалась.

Свое последнее пристанище «Инкская Принцесса» нашла на старинном кладбище «Hollywood Forever». Здесь в основном похоронены известные люди, связанные с голливудской киноиндустрией, и члены их семей.


Уникальный голос Богини Анд

Трудно судить, являлась ли «этно-дива» принцессой, потомком Последнего Инки. Но то, что она являлась Королевой вокала – этого не оспаривает никто!

Певица предпочитала петь на родных ей языках – испанском и Кечуа (язык южноамериканских индейцев, на котором говорили Инки).

Главной загадкой перуанской певицы до сих пор является ее поистине неправдоподобно широкий голосовой диапазон. Сумак могла брать ноты из тесситуры сопрано, сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенора, баритона и баса. Т.е. голос певицы легко переходил от низкого мужского баритона до самых высоких нот женского сопрано. Она была единственным человеком, способным воспроизвести птичью трель. «Ягуар и колибри — в одном голосе» — еще один неофициальный титул перуанской певицы.

Има обладала поразительной способностью: она могла петь сразу двумя голосами. Согласно некоторым записям, у нее было 6,5 октав, но в других отчетах (и архивных записях) на пике певческой карьеры голос Сумак охватывал 5 октав (почти все клавиши фортепиано). Для сравнения: обычно профессиональный певец имеет голосовой диапазон от 2 до 2,5 октав.

Выдающийся американский композитор и музыкальный критик Вирджил Томсон (англ. Virgil Thomson) назвал голос Имы Сумак «очень низким и теплым», «очень высоким и похожим на птицу».

Музыковеды относили сильный драматичный голос певицы к сопрано сфогато (Soprano sfogato). Она могла петь в регистре низкого мужского баритона, а также брала ноты в «регистре свистка». (или «регистром флейты» — высочайшим из регистров человеческого голоса).

Способность голоса перуанской дивы мгновенно переходить от очень низких к самым высоким тонам и издавать «совершенно нечеловеческие звуки» ярко проявляется в популярных композициях «Дева Бога Солнца» (исп. «Virgin Of The Sun God») и «Хиваро» (исп. «Jivaro»). Эти песни воспринимались как реквием по погибшей культуре Инков.


Перуанская Дива Плавалагуна

В социальных сетях долго обсуждалось то, что именно голосом Имы Сумак поет невероятная Дива Плавалагуна (Diva Plava Laguna) – самый загадочный персонаж знаменитого фантастического фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Действительно, образ колоритной певицы-инопланетянки будто списан с Имы Сумак. Однако, на самом деле эту арию исполнила албанская оперная певица Инва Мула.

Режиссер тщательно подбирал исполнительницу этой композиции, ему хотелось, чтобы голос межпланетной оперной дивы звучал неземно, за пределами человеческих возможностей. Для достижения этой цели те моменты, когда певица брала самые высокие ноты, звукорежиссеры подвергали корректировке, используя компьютерные технологии. В результате родились «инопланетные» звуки, которые человеческий голос воспроизвести не способен. После выхода фильма имя Плавалагуны стало нарицательным – так называют тех оперных певиц, чей диапазон голоса превышает 5 октав.




Терменвокс: воспроизводящий голос Имы Сумак

В Советском Союзе существовал ансамбль электромузыкальных инструментов, созданный дирижером В. Мещериным. Музыка этой группы была довольно разнообразна: кавер-версии популярных западных мелодий, советские эстрадные хиты, «космические» композиции (англ. Space age music).

В начале 1960-х, находясь под впечатлением от визита неподражаемой Имы Сумак, ансамбль записал инструментальную пьесу «Фантазия на перуанские темы», где терменвокс «исполняет» партию Сумак, подражая голосу инкской Принцессы.

Терменвокс (англ. Thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 г. советским физиком Львом Сергеевичем Терменом, специалистом по радиотехнике. Названный по фамилии изобретателя, терменвокс является одним из первых электромузыкальных инструментов в мире. Также это единственный в мире инструмент, которым управляют …без прикосновений, меняя емкость электромагнитного поля движениями рук в воздухе.


Загадки Принцессы Инков: правда и вымыслы

Жизнь обладательницы уникального голоса была окутана завесой из слухов и мифов, многие из которых созданы ею самой.

Има Сумак была большой фантазеркой, она с детства окружала себя легендами. Она рассказывала, что родословную свою ведет от Атауальпы – последнего Верховного Инки и от жриц Бога Солнца, что петь училась у птиц, а первыми ее слушателями и судьями были андские вершины. Певица уверяла о 5 тыс. написанных ею песен и о том, что от ее голоса рвутся струны и лопаются бокалы. Экзотическая внешность и диковинные наряды певицы вполне дополняли ее неординарный образ.

Злые языки утверждали, что Верховный Инка и Девы Солнца — плод буйной фантазии Имы. Что родилась она, не в Перу, а в Канаде. Что ее уникальное пение – не что иное, как «циркачество». Также говорили, что Има вовсе не самоучка, с ней занимался муж-музыкант. Что именно Виванко, будучи талантливым менеджером, «создал» из супруги мега-популярную певицу.

Но, по большому счету, все это не имеет большого значения. Главное, что незаурядный талант, уникальный голос, удивительная внешность и мировая известность у самобытной перуанки, не знающей нот, бесспорно, были. Не подлежит сомнению и то, что она могла петь в опере, но не пела. Сама Има говорила так: «Оперных певиц тысячи, а я – одна!»


Пожар 2008 г.

1 июня 2008 г. на американской киностудии «Universal Studios Hollywood» (штат Калифорния) вспыхнул пожар, с которым пожарные боролись более 12 часов. Представители киностудии заявили, что огонь уничтожил около 50 тыс. архивных цифровых видео-фильмов. 25 июня 2019 г. издание «New York Times Magazine» выступило с заявлением, что в пожаре погибло более 175 тыс. магнитных аудио-лент, принадлежавших музыкальной корпорации «Universal Music Group» (UMG). Магнитные носители включали в себя оригинальные записи выступлений популярнейших артистов. В числе сотен мастеров, чей музыкальный материал был уничтожен пожаром 2008 г., журнал назвал Иму Сумак. Не иначе как Боги Тиуанако решили окутать завесой тайны царственный Голос Анд…


Любопытные факты
  • Има Сумак — самая известная в мире перуанская певица. Список коммерческих записей ее песен составляет более 160 оригинальных композиций.
  • В 1946 г. власти Перу официально подтвердили, что по материнской линии Има является прямым потомком Атауальпы — последнего инкского императора.
  • Помимо роскошного голоса, певица обладала своенравным характером своих андских предков. Например, она наотрез отказывалась одеваться в соответствии с голливудскими стандартами, как требовали от нее менеджеры. Часто выступления, записи и контракты срывались из-за того, что Има не желала подчиняться указаниям организаторов.
  • Популярная композиция «Дева Бога Солнца» (англ. «Virgin Of The Sun God») в Стране Советов (где, как известно, «секса не было») получила известность как «Гимн Солнцу».
  • В конце 80-х гг. певице предложили исследовать ее голос с помощью компьютерного анализа, но Има категорически отказалась. Певица гневно заявила, что она – «не подопытная крыса». Возможно, она просто желала сохранить таинственность своего образа.
  • Считается, что история электронной музыки в мире началась именно благодаря Льву Термену и его удивительному изобретению — терменвоксу.
  • На кладбище «Hollywood Forever» регулярно проходят концерты. Ежегодно, начиная с 2002 г., летом здесь проходит кинофестиваль «Cinespia», собирающий около 3 тыс. зрителей.
  • В 1960 г. звезда экзотической перуанской певицы появилась на Аллее славы в Голливуде.
[1]