Открыть меню
 

Фернан Магеллан: Великий первопроходец

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando de Magallanes, англ. Ferdinand Magellan) (1480-1521) — португальский мореплаватель, вошедший в историю, как человек, впервые совершивший путешествие вокруг Земли, а также, как первый европеец, переплывший из Атлантического океана — в Тихий. Он открыл пролив (574 км), соединяющий Тихий и Атлантический океаны, который впоследствии был именован в его честь. Fernão de Magalhães [fɨɾˈnɐ̃w̃ ðɨ mɐɡɐˈʎɐ̃ȷ̃s], исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Фернан Магеллан родился в Португалии, в городке Понти-да-Барка. Выходец некогда знатного, но со временем оскудевшего провинциального дворянского рода, Магеллан состоял пажом на службе при королевском дворе. В 1505 г. он был отправлен в Восточную Африку, где на протяжении 8 лет нес службу на флоте. Сражался в непрекращающихся столкновениях в Индии, был дважды ранен, после чего отозван на родину.

В Лиссабоне Магеллан работает над разработкой проекта, который впоследствии становится основным делом его жизни, — плавание к родине пряностей — Молуккским островам. Он решает добраться до островов западным путем, однако король отвергает его план. Не получив на родине ни материальной поддержки, ни признания, оскорбленный многолетними притеснениями и несправедливостью, в 1918 г. Магеллан перебирается в Испанию. В Севилье он выгодно женится и приобретает благосклонность молодого короля Карла I (впоследствии ставшего Карлом V — императором Римской империи), который согласился назначить Магеллана главнокомандующим флотилией, которая должна была направиться на поиск морского пути в Индию к Молуккским островам с запада.

Флотилия Магеллана

Магеллан отплыл 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар. В экспедицию отправилось 265 человек, а флотилия состояла из 5 небольших судов: «Тринидад», «Консепсьйон», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Виктория», которые не отличались необходимой маневренностью для плавания такого масштаба. Магеллан не пользовался морскими картами, но, не смотря на то, что по солнцу он с точностью умел определять широту, надежных приборов хотя бы для приблизительного определения долготы у него не имелось. На столь примитивных судах, оснащенных лишь компасом, песочными часами и астролябией (предшественницей секстанта), Магеллан и отправился в неизведанные моря.

Переход через Атлантический океан прошел сравнительно спокойно, хотя флотилия нередко попадала в сильные шторма. В конце ноября они достигли берегов Южной Америки и начали двигаться вниз по берегу. Уже в то время восточные берега Южноамериканского континента были тщательно изучены на тысячи километров. Плыть вдоль берега приходилось очень медленно: это было опасно, однако удаляться от берегов Магеллан категорически отказывался, боясь пропустить пролив в Южное море. Все бухты необходимо было обследовать тщательным образом.

Между тем, в Южном полушарии приближалась зима, и в конце марта 1520 г. корабли были вынуждены остановиться на зимовку почти на 4 месяца, высадившись в том месте, где ныне находится знаменитый город Рио-де-Жанейро. Там они пополнили продовольственные запасы и тщательно обследовали берега Аргентины и Бразилии. Затем флотилия попала в череду непрекращающихся антарктических штормов. На «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» поднялся мятеж, однако Магеллан смог переломить ситуацию и принять командование всей флотилией на себя, приказав убить капитанов взбунтовавшихся кораблей. В это время «Сантьяго» был отправлен на разведку, однако его ожидала страшная участь: он разбился о подводные скалы.

Магеллановый пролив

Лишь спустя 4 месяца, в августе, экспедиция продолжила свой путь вдоль Южноамериканских берегов, и 21 октября 1520 г. корабли достигли еле заметного входа в пролив, который отныне называется Магеллановым проливом. Самое большое судно флотилии «Сан-Антонио» было потеряно, и Магеллан медленно провел оставшиеся корабли по узкому проливу, с обеих сторон обрамленному скалами, где приливные волны, достигающие 12-метровой высоты, периодически обрушались на флотилию со скоростью, которая в несколько раз превышала скорость движения самых быстроходных судов. Наконец, корабли один за другим выплыли из пролива, раскачиваясь на волнах неизвестного моря, где западный отлив сталкивался с мощным восточным океаническим течением. Это был океан, который Магеллан наименовал Тихим, т.к. экспедиция прошла по нему, ни разу не попав в шторм.

На сотый день плавания по Тихому океану, вдали была замечена вершина горы. Таким образом был открыт остров Гуам. А вскоре после этого Фернан Магеллан достиг своей главной цели — Филиппинского архипелага, где угрожая местному правителю оружием, заставил того подчиниться испанской короне, присягнув на верность Испании, а также принять христианство. Вскоре Магеллан был вмешан в междоусобную войну и 27 апреля 1521 г., находясь в шаге от осуществления мечты всей своей жизни, был убит в нелепой перепалке с туземцами. Три оставшихся судна продолжили свое путешествие на запад, однако, по тем или иным причинам, вернулась в Испанию лишь одна «Виктория» с 17 (из 293-х) моряками на борту. Капитана победоносного судна Хуана Себастьяна Элькано наградили медалью, почестью и богатством, а про главнокомандующего флотилией, Фернана Магеллана, никто даже не вспомнил.

Таким образом, была открыта западная дорога в Азию и Молуккским островам, а результатом экспедиции стало подтверждение гипотезы, что Земля – круглая, хотя, уходя в плавание, Магеллан даже не смел задумываться о том, что оно станет кругосветным, первым в истории, а он сам обретет мировую славу великого первопроходца!

ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:
Франсиско Миранда (исп. Sebastian Francisco de Miranda y Rodriguez) был одним из предводителей в борьбе
В армии Великой Колумбии немало было мужественных генералов, которые в борьбе за независимость южноамериканских колоний
Симон Боливар (полное имя: Simón José Antonio de la Santísima Trinidad Bolívar de la Concepción
Хосе Артигас (исп. Jose Gervasio Artigas; 19 июня 1764 - 23 сентября 1850) — уругвайский
Мануэль Бельграно (исп. Manuel Jose Joaquín del Corazón de Jesus Belgrano; 1770 - 1820) —
Америго Веспуччи (итал. Amerigo Vespucci; 1454-1512 гг.), знаменитый итальянский мореплаватель, именем которого назван целый континент,
Педро де Вальдивия (исп. Pedro de Valdivia) - конкистадор испанского происхождения, основатель Чили, ему воздвигнуто
Алонсо де Охеда (исп. Alonso de Ojeda; ок. 1466 - 1515) — испанский конкистадор, исследователь
Диего де Альмагро (исп. Diego de Almagro; ок. 1475 — 1538) — испанский путешественник, авантюрист,
 
Хамите!ЖутьМракХо-хо!Блеск Пожалуйста, оцените данную статью
Загрузка...
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© Hasta Pronto - 2015-2017
Ваш путеводитель по Южноамериканскому континенту
· Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник
Ресурс носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Supported by Nalitch