Эдуардо Галеано: Колосс с «деревянными» ногами

Эдуардо Галеано (исп. Eduardo Hughes Galeano; 1940-2015) — известный уругвайский журналист, историк, писатель и политический деятель, выдающийся интеллектуальный представитель левых сил Южной Америки.

Галеано — автор множества эссе и десятков книг, переведенных более чем на 20 языков мира. Кроме прочего, Эдуардо Галеано называли «выдающимся литератором мирового футбола» и «литературным гигантом латиноамериканских левых».

Читать или скачать (mobi, fb2, epub) произведения Эдуардо Галеано на русском языке можно здесь.


Происхождение

Его полное имя — Эдуардо Герман Мария Хьюз Галеано. Будущий писатель родился 3 сентября 1940 г. в столице Уругвая, Монтевидео (исп. Montevideo), в католической семье уругвайских аристократов.

В жилах мальчика текла богатая смесь кровей: британской, испанской, итальянской, немецкой. Две фамилии были унаследованы от прадедов из Уэльса и Италии. Две другие – от предков из Германии и Испании. Позже Галеано писал под фамилией матери.


Эдуардо Галеано: Юность 

Эдуардо много читал и стал рано увлекаться политикой. Проучившись всего 2 года в средней школе, в 13 лет он начал писать политические комментарии для местной газеты и подрабатывал случайными заработками: трудился посыльным, рабочим на заводе, кассиром в банке и художником-оформителем. В 14 лет юноша продал свою первую политическую карикатуру «El Sol», еженедельнику Социалистической партии.

В начале 1960-х гг. Галеано служил журналистом в различных изданиях, редактировал книги, работал в отделе публикаций прогрессивного еженедельного журнала «Marcha» («Марш»). Затем два года был главным редактором газеты Университета Монтевидео и директором ежедневника «Época» («Время»).

Эдуардо Галеано: Колосс с «деревянными» ногами

Эдуардо Галеано в молодости


Начало писательской карьеры, эмиграция

Его, пожалуй, главная книга «Вскрытые вены Латинской Америки» (исп. «Las venas abiertas de América Latina»; 1971) была издана, когда Галеано был 31 год. Впоследствии писатель признавал, что тогда он еще не обладал необходимой подготовкой и достаточными знаниями: «Книга писалась как труд по политической экономии, но у меня не было необходимого образования». В целом, автор сполна справился с поставленной перед собой задачей — показать читателю, не имеющему специальных знаний, причины бедности и социальной незащищенности населения Латинской Америки.

Публикация книги совпала с периодом всплеска социально-политических и идеологических противостояний в Южной Америке в глобальном контексте холодной войны. По словам Галеано, чтобы написать «Вскрытые вены…», ему «понадобилось 4 года исследований для сбора необходимой информации и около 90 ночей, полных кофеина». Эта работа, ознаменовавшая смутную эпоху, сделала Галеано изгоем военных диктатур. После военного переворота в Уругвае писатель был заключен в тюрьму, затем, освободившись в 1973 г., вынужден был покинуть страну. До 1976 г. он жил в Аргентине, где основал журнал «Crisis», вокруг которого сумел сплотить видных латиноамериканских журналистов и писателей, разделявших левые взгляды.



Когда и в этой Республике произошел кровавый «правый» переворот (24 марта 1976), в результате которого установилась военная диктатура, Эдуардо Галеано опять стал политическим эмигрантом. В этот раз он уехал в Испанию, где написал свою знаменитую трилогию «Memoria del fuego» («Память огня»), которую критики охарактеризовали как «самое мощное литературное обвинение колониализма в Южной Америке».

На родину писатель смог вернуться только в начале 1985 г., после того, как в Уругвае был восстановлен гражданский режим.

Как бы ни складывалась его жизнь, Эдуардо Галеано не прекращал писать, продолжал активно заниматься журналистикой. Он опубликовал несколько сборников рассказов, эссе, роман. С каждым годом книги Галеано становились популярнее.


Политические убеждения

Выдающийся писатель был ведущим идеологом левого движения в Южной Америке, которого часто сравнивают с легендарным Освободителем, называя его «Боливаром, вооруженным пером». Эдуардо Галеано был левым «от макушки до пят» и пламенным борцом за справедливость. Будучи ярко выраженным политическим писателем, он умел очень доходчиво раскрывать сложнейшие понятия простым языком, и это было результатом колоссального труда. Галеано любил копаться в истории, выискивая истоки социальных явлений. Как выразился Хосе Мухика, «самоучка Галеано …постоянно оттачивал свое мастерство и по уровню превзошел иных профессиональных литераторов».

Эдуардо Галеано: Колосс с «деревянными» ногами

В своих произведениях Галеано-писатель часто касался политической тематики, а Галеано-гражданин всегда принимал активное участие в социально-политической жизни латиноамериканских стран. 26 января 2006 г., вместе с колумбийским прозаиком Габриэлем Гарсиа Маркесом (исп. Gabriel García Márquez; 1927-2014), бразильским писателем Фрейем Бетто (порт. Frei Betto; г/р 1944), кубинским поэтом и композитором Пабло Миланесом (исп. Pablo Milanés Arias; г/р 1943), аргентинским прозаиком и художником Эрнесто Сабато (исп. Ernesto Sábato; 1911 — 2011), а также др. известными деятелями культуры, Галеано выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико (исп. Puerto Rico; островное государство в Карибском море).

На выборах в Уругвае 2004, 2009 и 2014 гг. Галеано уверенно поддерживал левую политическую коалицию «Широкий фронт» (исп. Frente Amplio; FA).

После победы Табаре Васкеса (исп. Tabaré Ramón Vázquez Rosas) и альянса «Широкий фронт» на выборах 2004 г. в стране образовалось первое левое правительство в уругвайской истории. Галеано сразу опубликовал статью «Где люди голосовали против страха», в которой он выразил поддержку новому правительству и сделал вывод, что «уставший от обмана» уругвайский народ сделал свой выбор, сообразуясь со «здравым смыслом».

После избрания Обамы на пост президента США (ноябрь 2008 г.) в одном из интервью Галеано сказал: «Белый Дом, который станет домом Барака Обамы на ближайшие годы, был построен черными рабами. Я надеюсь, что президент всегда будет об этом помнить».


Эдуардр Галеано — поклонник Футбола

Галеано всегда был страстным поклонником футбола. Как почти все уругвайские мальчишки, Эдуардо с детства мечтал стать футболистом, и это увлечение нашло свое отражение в ряде его произведений.

«Во сне я был лучшим нападающим, блестящим игроком, но когда просыпался, понимал, что мои ноги ужасно деревянные», — позже признавался Галеано. – Тогда я решил стать писателем».

Знаменитым футболистом нескладный Галеано не стал, зато посвятил любимому виду спорта две книги, множество статей и рассказов. В мире футбольной литературы Уругвайский писатель считается непревзойденным мастером.




Несколько фраз Галеано о Футболе

  • Все уругвайцы рождаются с криком «ГОООООЛ!», поэтому в наших родильных домах стоит страшный ор.
  • Футбол сроден с религией. В поклонении ему множество верующих, в недоверии к нему — множество интеллектуалов.
  • Игра стала зрелищем, которое …превратили в бизнес, один из самых прибыльных в мире.
  • Мужчина в течение жизни может менять жен, политические взгляды и даже веру, но он не может сменить любимый клуб.

Другие цитаты Эдуардо Галеано см. здесь >>>


Личная жизнь

В 1959 году 19-летний Эдуардо Галеано женился на Сильвии Брандо (исп. Sylvia Brando), в этом браке родилась дочь Вероника Хьюс Брандо (исп. Veronica Hughes Brando).

В 1962 г., разведясь с первой женой, Галеано женился на Грасьеле Берро Ровира (исп. Graciela Berro Rovira). У супругов родились сын, Клаудио Хьюс Берро (исп. Claudio Hughes Burro), и дочь, Флоренсия Хьюс Берро (исп. Florence Hughes Burro).

В 1976 г. писатель женился в третий раз, его избранницей стала Хелена Вильягра (исп. Helena Villagra).

Эдуардо Галеано: Колосс с «деревянными» ногами

Хелена Вильягра была рядом с Галеано до последнего дня его жизни…


Кончина

Уругвайский писатель страдал раком легких, в 2007 г. ему была сделана успешная операция. Но в 2015 г. произошел рецидив болезни. В одной из больниц Монтевидео Эдуардо Галеано неделю провел в тяжелом состоянии и 13 апреля умер. Писателю было 74 года.

Гроб с телом был установлен в столичном Дворце Правосудия для прощания. Почтить память выдающегося литератора пришли видные политики, известные журналисты, другие представители творческой интеллигенции.

Бывший президент Уругвая Хосе Мухика (исп. José Mujica) охарактеризовал Галеано, как человека, который «в течение последних 40 лет прославлял свою страну».


Награды и премии

За выдающиеся литературные заслуги уругвайский писатель был удостоен ряда премий и наград:

  • «Премия Дома Америк» (исп. Premio Literario Casa de las Américas), одна из старейших и престижнейших литературных премий Латинской Америки: 1975, 1978, 2011 гг.
  • Номинирован на международную Нейштадтскую литературную премию (англ. Neustadt Prize for Literature): 1992 и 2002 гг.
  • Премия Стига Дагермана (швед. Stig Dagerman): 2010 г.
  • «PremiosALBAdelasLetras», специальная премия фонда культуры Боливарианского Альянса: 2013 г.

Кроме того, Галеано имел 6 докторских степеней «Honoris Causa» в нескольких Университетах.


Публикации

Из-под пера Галеано вышло немало публикаций — журналистских репортажей, серьезных исследовательских работ, эссе, рассказов и крупных прозаических произведений.



Самые известные работы Эдуардо Галеано:

  • «Следующие дни» (исп. Los días siguientes; 1963) — первый роман писателя. По словам самого Галеано, эта работа является важной частью его «литературной предыстории».
  • «Гватемала, оккупированная страна» (исп. Guatemala, paísocupado; 1967). Будучи 26-летним журналистом, Галеано посетил эту страну, давшей название роману, чтобы встретиться с некоторыми героями войны, которая велась в то время. Книга состоит из небольших, на первый взгляд, незатейливых рассказов, она содержит многочисленные интервью и размышления автора. В каждый эпизод автор вдохнул жизнь и вложил душу. Эта книга принесла Галеано всемирную славу.
  • «Его Величество футбол» (исп. Su majestad el fútbol; 1968) – выдающаяся книга, написанная страстно увлеченным футболом человеком, истинным болельщиком, проводящим воскресные дни, наслаждаясь любимым видом спорта. «Мне нравится футбол … и мне нравится делиться эйфорией и грустью с тысячами людей на трибунах, которых я не знаю, и с которыми мы объединяемся в единой страсти».
  • «Вскрытые вены Латинской Америки» (исп. Las venas abiertas de América Latina; 1971) – наиболее известное произведение писателя, ставшее классикой политической литературы, в котором анализируется история континента от эпохи колонизации до наших дней.«Вскрытые вены Латинской Америки»
  • «Песня о нас» (исп. La canción de nosotros; 1975) – роман, отмеченный престижной премией «Casa del as Americas». Эта книга – размышления о жизни в изгнании, которое автор отождествляет с разрушением. Ужас на фоне военной диктатуры и тоски по родине, к которой рвется душа.
  • «Дни и ночи любви и войны» (исп. Días y noches de amor y de Guerra; 1978) – хроники жестоких фашистских диктатур, в которых жили такие страны, как Гватемала, Бразилия, Аргентина, Уругвай. Автор детально рассматривает такие понятия как несправедливость, угнетение, страдания. Эта работа также отмечена премией «Casa de las Americas».
  • «Память огня» (исп. Memoriadelfuego; 1982-1986) – трилогия, состоящая из частей: «Роды» (исп. El parto; 1982), «Лица и маски» (исп. Caras y mascaras; 1984) и «Векветра» (исп. Edad del viento; 1986). Жанр данной трилогии можно охарактеризовать как гибрид эссе, повествования и журналистики. Это короткие рассказы об истории Латинской Америки со времен создания мира.
  • «Книга объятий» (исп. Ellibro del osabrazos; 1989) – подборка почти 200 рассказов, которые охватывают такие темы, как общество, культура, политика, религия.
  • «Ходячие слова» (исп. Las palabras andantes; 1993) – серия коротких историй, раздумий и анекдотов, изложенных сочным языком и сопровождающихся многочисленными рисунками (более 400).
  • «Футбол на солнце и в тени» (исп. El fútbol a sol y sombra; 1995) – эта книга считается одной из величайших работ, посвященных самому популярному в Латинской Америке виду спорта. Она написана с любовью, очень светло, несмотря на пессимистические нотки в связи с тем, что меркантилизм в футболе все более превалирует над романтизмом. Уже после смерти Галеано, футбольный писатель Энди Томас назвал эту работу «историей спорта», а также «одним из величайших трудов о футболе, когда-либо написанных».
  • «Зеркала. Почти универсальная история» (исп. Espejos. Una historia casiuniversal; 2008) – книга, написанная после того, как у писателя была обнаружена онкология. Эта работа – новый пересмотр истории человечества, изложенной с присущим Галеано юмором и мягкой иронией. «Я поддался искушению рассказать о некоторых эпизодах, приключившихся в мире, с точки зрения человека, который отсутствует на фотографии».
  • «Дети дней» (исп. Días de niños; 2012) — сборник небольших историй, в каждой из которых описан один день из жизни обычных людей. Как обычно, Галеано иронично и с тонким юмором рисует картинки современного общества.
  • «История охотника» (исп. Historia del cazador; 2014) — последняя работа Галеано, завершенная и опубликованная за год до смерти писателя. Эта книга — собрание небольших историй из детства автора, юности и стадии становления его мировоззрения в сложное для страны время.
  • «Женщины» (исп. Mujeres; 2015) – серия историй, посвященных разным женщинам, как знаменитым, так и широко не известным, чьи любовь, самоотверженность и сила духа способствовали созданию исторических личностей в мире мужчин.

Память

«Café Brasileño», расположенное на улице Ituzaingó в Монтевидео, вызывает большой интерес у туристов. Это крошечная кофейня — старейшая в столице. Она известна тем, что сюда часто заглядывают представители уругвайской творческой интеллигенции. Очень любил посидеть за столиком у окна и Эдуардо Галеано. Писатель посещал кафе каждую среду в течение более 20 лет. Внутри уютно и спокойно, можно и перекусить, и пообедать. Многие заказывают кофе, который называется «Галеано» — именно такой здесь пил писатель. В напиток добавляют сливки, Амаретто (итальянский ликер на основе миндаля и/или абрикосовых ядрышек) и знаменитый аргентинский молочно-карамельный соус «Дульче де лече» (исп. Dulce de leche). На входе в «Café Brasileño» по сей день висит большая фотография Эдуардо Галеано.

Галеано был человеком большого обаяния и чувства юмора. Он любил жизнь и любил людей. Он мечтал раскрасить «радугу человечества» и сокрушался, что «милитаризм и расизм ослепляют нас». Он говорил, что по-настоящему ослепнуть — это «утратить память». «Я и писал-то для того, чтобы освежить память людей – заставить их вспомнить о радуге Человечества, которую пытаются замазать».

Эдуардо Галеано: Колосс с «деревянными» ногами

2009 г.


Любопытные факты
  • В 2009 г. книга Эдуардо Галеано «Вскрытые вены Латинской Америки» вновь стала бестселлером, после того, как Уго Чавес (президент Венесуэлы) подарил экземпляр Бараку Обаме (президент США) во время 5-ой встречи глав американских государств. Впоследствии, когда Галеано попросили прокомментировать этот случай, писатель ответил: «Скорее всего, ни Обама, ни Чавес не поняли ее содержания. Уго подарил книгу с лучшими намерениями, но на языке, которым Обама не владеет. Словом, этот благородный поступок был немного издевательским».
  • Известная чилийская писательница Исабель Альенде (исп. Isabel Allende) рассказывала, что книга «Вскрытые вены Латинской Америки» была одним из немногих вещей, которые она прихватила с собой, когда бежала из Чили в 1973 г. после военного переворота, возглавленного Аугусто Пиночетом.
  • «Вскрытые вены…» только на испанском языке выдержали более 40 изданий!
  • В Уругвае все права на произведения Галеано принадлежали самому писателю, который всегда издавал их со своей личной печатью исключительно в издательстве «Chanchito».
  • Писатель очень любил «жонглировать» такой категорией, как «Время». Однажды на вопрос журналиста, оптимистически ли он смотрит на нынешний мир, Галеано ответил так: «Это зависит от времени суток: с 8 утра до полудня — я пессимист, с 1 до 4-х часов дня я ощущаю себя оптимистом».

А еще, как-то раз Эдуардо Галеано сказал: «Мы — нечто гораздо большее, чем нам пытаются внушить. Мы намного прекраснее!»

Конечно, пересказывать его нельзя, его нужно читать. Галеано велик уже тем, что вызывает интерес, учит думать, побуждает охоту поспорить, понять, вникнуть в суть событий. Возникает желание его перечитывать еще и еще, ведь каждый раз открываешь для себя что-то новое, пульсирующее между строк. И хочется поблагодарить мудрую Судьбу, за то, что так предусмотрительно «наградила» уругвайского мальчика Эдуардо Галеано «деревянными» ногами.

[0]