Массовое Самоубийство в ДжонстаунеТрагедия в небольшом поселении Джонстаун (англ. Jonestown) на северо-западе Гайаны, произошедшая 18 ноября 1978 года, считается самым массовым суицидом в современной мировой истории. Именно здесь была разбита коммуна эмигрировавших в эти края последователей американского религиозно-коммунистического движения «Храм Народов».

Что на самом деле случилось тем поздним осенним днем в этой небольшой деревушке в глуби южноамериканских джунглей? Тогда, в результате массового самоубийства, в общей сложности погибло 918 человек, среди которых более трети (304 чел.) — дети, в т.ч. младенцы!

До событий 9/11 (теракты 11 сентября 2001 года – прим. ред.) «массовое убийство в Джонстауне» являлась крупнейшим инцидентом преднамеренной гибели мирного населения в истории США.

Зачем эти люди решили покончить с жизнью? И было ли это самоубийством? Ведь некоторые люди, включая нескольких выживших членов общины, считают события в Джонстауне не суицидальным актом, а самым настоящим массовым убийством! Где правда? Нам остается лишь гадать. Но обо все по порядку…

metka-karta

«Храм Народов»

В апреле 1955 г. в Индианаполисе, штат Индиана, США, некий Джим Джонс (настоящее имя Джеймс Уоррен Джонс; англ. James Warren Jones) основал религиозную организацию. Она представляла собой уникальную смесь евангельского христианства, современной духовности и радикальной социальной справедливости. Все это привлекло в его «секту» множество восторженных последователей. Свою расцветающую церковь он назвал «Храмом народов» (англ. «Peoples Temple»).

Известно, что первоначальными членами общины, как правило, были изгои общества: наркоманы, бомжи, проститутки и т.д. Хотя также существует и утверждение, что многие из членов организации были «порядочными, трудолюбивыми, высокообразованными и социально сознательными людьми», которые «хотели помочь своим собратьям» и служить Богу.

Основатель "Храма Народов" Джим Джонс

Преподобный Джим Джонс со своей супругой Марселин Болдуин

«Храм Народов» выступал за «апостольский социализм» и общинную жизнь, а также рьяно пропагандировал расовое равенство. Именно по этой причине большинством членов этого религиозного движения были афроамериканцы.

В 1960 году Джим Джонс получил сан священника, а его организация была объявлена частью «Церкви Христовой». К середине 60-х гг. «Храм Народов» переехал в Калифорнию, где спустя некоторое время превратился в довольно влиятельную и финансово обеспеченную организацию. Среди ее покровителей стояли различные «левые» политические силы, для которых «Храм Народов» был крайне полезным политическим инструментом. Спонсирующие его политические партии, в т.ч. самого высокого уровня, всегда могли рассчитывать на Джонса, который в нужным момент мог доставить автобусы с сотнями послушных «обезьянок-астронавтов» (отсылка на книгу Чака Паланика — «Бойцовский клуб» — прим. ред.) на различные предвыборные митинги и демонстрации. Кроме того, организация печатала ежемесячный журнал тиражом в 30 тыс. экземпляров, т.е. имела мощный инструмент формирования общественного мнения.


Превращение в «секту»

К 1970-м гг. религиозное движение начало открыто отходить от традиционных баптистских учений. В их деятельности все больше начали прорисовываться идеи коммунистического толка. Джонс даже несколько раз делал неосторожные заявления о том, что религия — это всего лишь «опиум для народа» (знаменитое изречение Карла Маркса — прим. ред).

Проект «Храм Народов» стал походить на настоящую коммуну, в действиях которой были признаки чего-то зловещего. Внутри организации действовал целый свод строгих правил. Например, члены церкви должны были жить и воспитывать своих детей исключительно в коммуне, при этом полностью разорвав все контакты со своими [не примкнувшими к церкви] родственниками и друзьями. Зачастую, Джонс и его верные соратники заставляли всех членов коммуны писать различные ложные свидетельства и заявления. Например, что родственники сексуально домогаются до них и т.п. Все эти свидетельства церковь хранила в качестве рычага для возможного шантажа родственников своих членов. За счет обязательной десятины и неоплачиваемого труда сектантов, церковь все больше и больше увеличивала свое благосостояние (и, разумеется, личное состояние Джима Джонса).


В местных СМИ и даже среди других религиозных движений, «Храм Народов» все чаще и чаще начали называть «сектой». В сентябре 1973 года 8 адептов совершили побег из церкви и рассказали журналистам об их насильственном удержании в коммуне, рабской эксплуатации, жестоких физических наказаниях за нарушение внутренних правил и т.д.

Вскоре последовала публикация 2 громких критических газетных статей на эту тему. После этого Джонс с группой своих адвокатов подготовил специальный план «действий при возникновении чрезвычайных ситуаций». Целью данного плана являлась отработка оперативного реагирования на возможные репрессии со стороны полиции, СМИ и, возможно, правительства. В данном плане рассматривались самые различные сценарии. Например, «миссионерский пост», а точнее бегство в Канаду или одну из стран Карибского бассейна.

Существует популярная версия, что Джонс хотел бежать из США не только из-за возможных гонений, а потому, что он считал Соединенные Штаты расистской страной, управляемой гигантскими корпорациями. А потому ей грозит неизбежная ядерная катастрофа. Именно поэтому он искал место, где его евангелическая паства могла бы обезопасить себя от неминуемого «апокалипсиса».

Также известно, что к середине 70-х гг. у Джонса резко подорвалось здоровье. Как физическое, так и психическое. Он начал принимать различные психотропные препараты (ЛСД, барбитураты и т.п.), вероятно, окончательно расстроившие его рассудок, который и до этого был довольно мутным. Чуть позже его назовут алкоголиком, наркоманом и попросту настоящим психопатом! Как выяснится вскоре — не зря…

Уже в октябре 1973 г. «Храм Народов» объявил о создании сельскохозяйственной миссии в Гайане. Эта страна на северо-востоке Южной Америки была выбрана не случайно. Для этого у Джонса было сразу несколько оснований:

  • Гайана, будучи бывшей британской колонией, — англоязычная страна;
  • Политический режим Гайаны был близок к социалистическому;
  • Правительство Гайаны практически полностью состояло из чернокожих лидеров. По мнению Джонса, тот факт, что 70% членов «Храма Народов» также являлись чернокожими, обеспечит коммуне «мирное небо над головой»;
  • Между Гайаной и США не был заключен договор об экстрадиции преступников, что также играло важную роль в выборе страны базирования коммуны;
  • Лидеры этой довольно бедной и отсталой страны не были против «трудолюбивых» и финансово обеспеченных миссионеров, способных принести им пользу/выгоду.

Переезд в Гайану

К 1977 году организация разрослась до внушительных масштабов, число последователей «церкви» перевалило за 20 тыс. человек. В ее владении состояли несколько штаб-квартир, дома престарелых, больницы, школы, детские сады, общественные столовые и т.д.

С ростом численности секты начало появляться все больше проблем с их родственниками, которые начали заваливать «Храм Народов» судебными исками, обвиняя Джима Джонса и его соратников в зомбировании и насильственном удержании членов коммуны.

Летом 1977 г. сразу после очередной громкой газетной статьи, самопровозглашенный мессия и несколько его ближайших соратников посреди ночи срочно вылетели из США в Гайану. У них уже заранее был подписан договор с местными властями об аренде 3800 акров (1500 Га) земли в джунглях, расположенных в 240 км к западу от столичного Джорджтауна.

Причин для отказа у гайанцев почти не было. По некоторой информации, за 10-летнюю аренду этого участка земли Джонс пообещал вложить в экономику Гайаны $500 тыс. USD. Кроме того, это место располагалось недалеко от спорной границы между Гайаной и Венесуэлой, поэтому местные официальные лица надеялись, что присутствие американских граждан будет сдерживать возможное военное вторжение со стороны венесуэльцев.

Джонстаун

Джонстаун


Сельскохозяйственная коммуна «Джонстаун»

Данный участок земли был изолирован от цивилизации и имел крайне низкую плодородность почвы. Ближайший водоем находился в 11 км. Впрочем, Джонс все равно видел в этом месте будущий «город-сад» или настоящий «социалистический рай». Своим последователям он рассказывал, что здесь совершенно не было змей и комаров, а температура воздуха была близка к идеальной — круглый год около 22°C. Хотя, конечно же, все это было ложью.

Вскоре, сюда начали прибывать первые адепты, очарованные рассказами и обещаниями своего лидера. К началу 1978 года в коммуне насчитывалось около 900 человек. Большинство из них были совсем молодыми людьми. Борясь со скудностью почвы и ограниченными ресурсами, они начали превращать густые джунгли в полноценную сельскохозяйственную коммуну, названную в честь своего лидера — «Джонстаун».


Известно, что члены общины работали 6 дней в неделю по 11 часов в день, с 6:00 до 18:00, с часом на обеденный перерыв. Никаких денег за свой труд они, разумеется, не получали. Джонс объяснял это тем, что «любовь к деньгам — корень всякого зла». Хотя, вероятно, сам он очень любил их.

Сначала члены общины занимались расчисткой и облагораживанием территории, а также строительством всего самого необходимого: жилых бараков, больницы, школы, библиотеки, мельницы, церемониального клуба, социального магазина и т.д. Когда строительные работы были завершены, коммуна начала заниматься сельским хозяйством. Здесь выращивались такие с/х культуры, как сахарный тростник, картофель, ананасы, тыква, капуста и т.п. Особое внимание уделялось и животноводству: в Джонстауне имелись птицеферма, свиноферма, а также загон для крупного рогатого скота.

Большая часть с/х и животноводческой продукции шла на продажу. В результате, по некоторым оценкам, ежемесячный доход коммуны составлял не менее $20 тыс.

Многие адепты искренне считали свою коммуну настоящим утопическим раем. Во многом это мнение являлось результатом монотонной «промывке мозгов». Джонс получил свои навыки по контролю над разумом и поведением людей, тщательно изучая подобные методики, проводимые в Северной Корее и Китае эпохи правления Мао Цзэдуна.

Джим Джонс

По рассказам нескольких выживших членов общины, долгие рабочие дни сопровождались постоянными бессвязными религиозно-коммунистическими монологами Джонса, транслируемыми через громкоговорители. По вечерам сектанты посещали обязательные пропагандистские коммунистически-религиозные занятия.

Членам общины было строго запрещено покидать Джонстаун. Для этого вокруг территории коммуны была натянута колючая проволока, а по ее периметру постоянно патрулировали вооруженные охранники.


«Сор из избы»

Несмотря на очевидные признаки авторитаризма и параноидальной склонности культа, Джонстаун считался доброжелательной и почти образцовой коммунистической общиной, «посвятившей жизнь построению социализма, наполненного экономическим, расовым и социальным равенством». Поэтому у Джонса не было оснований ожидать какого-либо вмешательства со стороны правительства Гайаны.

Они еще не догадывались, что в это самое время в США некоторые из родителей сектантов обрушились с массовыми заявлениями в самые высшие органы, в которых требовали от правительства США провести хоть какое-то расследование в отношении «Храма Народов». Дело в том, что некоторые из родителей беспокоились об отсутствии каких-либо вестей от своих детей. Кое-кто из родителей наоборот получал от своих детей тайные письма со странными содержаниями. Например, сектанты жаловались на то, что им запрещают общаться с внешним миром. Что за малейшие отклонения от правил следуют не только жестокие физические наказания, но и такие дисциплинарные меры, как длительное заточение в фанерную коробку размером 1,8 х 1,2 х 1 м; принуждение проводить ночь на дне колодца и т.п.

Коммуна Джонстаун (Гайана)

Было и письмо, в котором рассказывалось о сексуальных извращениях самопровозглашенного мессии. Якобы каждую ночь с ним должны были ночевать по 2 выбранных им представительницы женской половиной общины. Иногда с ним ночевали мужчины и даже дети, т.к. Джонс был бисексуалом (в основном он предпочитал женщин). Позже все эти данные подтвердились.

Вскоре вышеописанными фактами наконец заинтересовались ЦРУ и ФБР. Спецслужбы немедленно направили в Гайану запрос о предоставлении им разрешения на тщательную инспекцию миссии. А американская таможня начала задерживать и осматривать все грузы, направляемые из США в Гайану. Джим Джонс назвал эти действия «глубоким заговором» и «вероломным вмешательством» в мирную жизнь его общины. После того, как правительство Гайаны дало добро США на проведение расследования, Джонс назвал их предателями и больше не собирался им доверять.


«Белые ночи»

Сразу после этого в Джонстауне начали проходить учения, известные под названием «Белые ночи». В ходе этих учений жителей коммуны по ночам готовили к возможным чрезвычайным ситуациям.

Лидеры общины понимали, что вскоре сюда приедет специальная комиссия из США. Джонс знал о серьезной утечке информации и не был уверен, что результаты инспекции окажутся для него утешительными. Поэтому, на всякий случай сектантам предлагалось 4 варианта:

  1. Попытаться бежать в Советский Союз, Кубу, Югославию или Северную Корею;
  2. Совершить массовое «революционное самоубийство»;
  3. Остаться в Джонстауне и дать вооруженный бой противнику;
  4. Бежать в джунгли и вести партизанскую войну.

В самом начале серьезно рассматривался первый вариант. Джонс даже написал официальные прошения в эти страны о предоставлении им политического убежища. Однако, ни одна из перечисленных стран не предложила «Храму Народа» ничего конкретного. В итоге был избран самый радикальный вариант из всех — второй. Во время нескольких «белых ночей» члены общины репетировали имитацию массового самоубийства. Одна из выживших членов общины так описала это событие в письменных показаниях:

«Всем, включая детей, было приказано выстроиться в ровную очередь. Каждому из нас дали по бумажному стаканчику с красной жидкостью. Нам объявили, что в стаканах находится виноградный сок с ядом и, выпив его, мы умрем в течение 45 минут. После этого нам приказали выпить сок и все мы послушно сделали это. Примерно через час, когда мы должны были быть мертвыми, преподобный Джонс объяснил, что яд не настоящий, и что мы прошли тест на лояльность. Но он предупредил нас, что близок тот час, когда нам нужно будет выпить настоящий яд.»

А яда в коммуне было предостаточно. Дело в том, что в 1976 г. Джонс получил лицензию ювелира, и в течение нескольких лет регулярно закупал максимально допустимые порции цианида. Якобы для очистки золота. В мае 1978 года в Джонстауне даже проводились опыты по отравлению цианидом свиней. Метаболизм свиней, как известно, близок к человеческому. Все испытания прошли успешно.


«Делегация Райана»

17 ноября 1978 года в Гайану прибыл конгрессмен из Калифорнии Лео Райан, который вместе с делегацией журналистов и прочих лиц, должен был провести инспекцию миссии.

Джим Джонс радушно принял делегацию. Жители поселка выглядели счастливыми, постоянно улыбались и вообще были в очень хорошем настроении. Поэтому делегация за целый день не смогла разглядеть ничего предосудительного. Позже стало известно, что все эти улыбки были тщательно отрепетированы заранее. Инспекция уже была готова покинуть территорию коммуны, однако, вскоре случилось нечто, что заставило делегацию задуматься. Кто-то из членов общины передал Райану записку в которой было сказано: «Дорогой конгрессмен, нас зовут Вернон Госни и Моника Бэгби. Пожалуйста, помогите нам выбраться из Джонстауна».


После этого Райан и несколько представителей прессы решили остаться здесь на ночь. А на следующее утро, набравшись смелости, к ним обратилось еще дюжина человек, с просьбой увезти их в США, объясняя это тем, что «Джонстаун — ничто иное, как коммунистический тюремный лагерь». Джим Джонс назвал этих людей подлыми лгунами. Но согласился отпустить их, выдав им паспорта и некоторое количество денег.

Лео Райан чувствовал нависшую угрозу, поэтому он решил схитрить и сообщил Джонсу, что в своем докладе он опишет коммуну «в основном в хороших чертах», т.к. не увидел здесь ничего того, о чем ходили слухи. Однако, Джонс понял, что «все потеряно», сообщив одному из своих помощников, что «потерпел неудачу».

Позже, делегация вместе с 14 освобожденными членами общины прибыла на взлетно-посадочную полосу и готова была вылететь в США. Когда они садились в частный самолет, один из сектантов достал из-под плаща оружие и открыл огонь. В это время подъехали [на грузовике] еще 9 человек с дробовиками и винтовками, обстреливая самолет. Конгрессмен Лео Райан, в которого было выпущено по меньшей мере 20 пуль, и еще 4 человека, включая двух фотографов, были убиты на месте. Остальные остались истекать кровью, некоторым удалось скрыться в джунглях. Среди выживших был и помощник Райана, конгрессмен Джеки Шпейер, в которого было выпущено 5 пуль.


Джонстаун: Массовое убийство

Когда Джонсу доложили о том, что дело сделано, он собрал всех в церемониальном павильоне. Действия этого вечера были записаны на 44-минутную аудиокассету, которая сохранилась и вошла в историю, как «лента смерти». На ней слышно, как Джонс объявил собравшимся о смерти конгрессмена и это означает, что «отныне жизнь коммуны не будет прежней и что «капиталистические свиньи» теперь не дадут им покоя, превратив их жизнь в сущий кошмар».

Он сообщил, что единственный способ избежать всего этого — совершение массового «революционного самоубийства».

«Каждый из вас войдет в историю. Каждый из вас громко заявит миру о том, что вы выбрали собственный путь. Путь социализма… Давайте проведем нашу финальную «Белую ночь» в этот прекрасный вечер!»

По воспоминания выживших, изначально большинство членов общины думали, что это просто очередная репетиция. Впрочем, вскоре они поняли, что это не так. В павильоне уже был подготовлен металлический бак с виноградным соком, смешанным с цианидом и диазепамом. Все сектанты выстроились в очередь. Сначала смертельный напиток, разлитый по бумажным стаканчикам, выдали детям. Грудничков (в коммуне их было 33) поили при помощи шприцов без игл.

Бойня в Джонстауне 1978 г.

Взрослые, глядя на своих умирающих детей также незамедлительно осушили свои стаканы. Тех, кто уже принял яд, выводили из павильона на улицу. Однако, далеко не все приняли яд добровольно. Часть сектантов начала сопротивляться, предлагая разрешить проблему более гуманным путем (укрыться в СССР). Некоторых из них заставили выпить яд силой. Других скручивали и насильно делали им внутривенные инъекции с цианидом. А самым буйным просто перерезали горло.

На «ленте смерти» слышно, как дети плачут, а женщины мучительно кричат и стонут. В это время Джим Джонс вещал: «Покончите с этой жизнью достойно. Вытрите слезы и умрите с улыбками на лице…»; «смерть в миллион раз предпочтительнее, чем еще 10 таких жизней…»

Постепенно звуки начали затихать. Кто-то умер уже через 5 минут, а на кого-то яд действовал медленней. Сначала люди уходили в некий транс, а затем умирали. Самым последним с собой покончил сам Джим Джонс. Миссия, в отличии от своих адептов, предпочел умереть быстро. Он выпустил себе пулю в левый висок.

Когда на следующее утро гайанские войска прибыли в Джонстаун, перед ними открылась жуткая картина.

Массовое самоубийство в Джонстауне (1978 г.)

Земля вокруг церемониального павильона была безмолвно усеяна трупами. В общей сложности было насчитано 909 человек. Из них 304 несовершеннолетние. Из них 33 младенца.

Массовое самоубийство в Джонстауне (1978 г.)

Кошмарная, душераздирающая трагедия…


Предсмертные записки

«Я, Марселин Джонс, оставляю все свои банковские активы в пользу Коммунистической партии СССР. Указанные счета находятся в банке в Нассау, Багамские Острова. Пожалуйста, проследите, чтоб эти активы действительно оказались в СССР. Я особенно прошу, чтобы деньги не попали в руки моей приемной дочери Сюзанны Джонс Картмелл. Для любого, кто найдет данное письмо, прошу соблюсти мою просьбу. Она наиболее важна для меня и моего мужа.»

Марселин Болдуин Джонс, супруга Джима Джонса



«Я сейчас настолько озлоблена на мир, что не знаю, зачем пишу это письмо. Тот, кто найдет его, подумает, что я сумасшедшая… Вы верите в колючую проволоку вокруг Джонстауна, но ее не существует… Мы умерли, потому что вы бы не позволили нам жить в этом мире.»

Энни Мур

«Это мое предсмертное письмо. Прошу руководство Коммунистической Партии СССР принять меня в свои ряды посмертно.»

Кэролайн Лейтон


Любопытные факты
  • Лишь крошечное число обитателей общины выжило. Это были те, кто смог сбежать или спрятаться во время акта отравления. Одна пожилая женщина вообще проспала эту «церемонию». Проснувшись, она обнаружила всех мертвыми;
  • В тот же день 18 ноября в штаб-квартире «Храма Народов» в столичном Джорджтауне, член общины Шарон Амос получил радиосообщение из Джонстауна с указанием о срочной готовности к «революционному самоубийству». Когда местная полиция прибыла в штаб-квартиру, они обнаружили в ванной комнате окровавленные тела Шарона и троих его детей (21, 11 и 10 лет). Экспертиза показала, что это совершенно точно было актом суицида, поочередно реализованным кухонным ножом;
  • Через несколько дней после произошедшего, все трупы грузом 200 были перевезены в США. Часть погибших была кремирована. Тела более 400 погибших похоронили в братской могиле на «Вечнозеленом кладбище» (англ. «Evergreen Cemetery») в Окленде, штат Калифорния. В 2011 году здесь был установлен памятник в их честь;Памятник жертвам массового убийства в Джонстауне
  • Несмотря на американское законодательство (обязательное вскрытие при неестественной смерти), лишь 7 тел были подвергнуты вскрытию;
  • По меньшей мере на 200 жертвах были обнаружены следы от игл. Это дает основания предполагать, что все они не самоубийцы. Их попросту убили. Впрочем, возможно это были «облегчающие» инъекции, предназначенные для того, чтобы уменьшить страдания тех, кто принял яд перорально, но долгое время мучился в конвульсиях и никак не мог умереть;
  • Существует популярное мнение, что «пунш» из сока с ядом был сделан на основе американского порошкового напитка «Kool-Aid» (аналог когда-то известных у нас Yupi, Zuko и Invite). Вскоре, из-за этого эпизода в американском обществе появилось устойчивое выражение «Drinking the Kool-Aid». Смысл этого выражения крайне негативен. Им характеризуют человека, фанатично преданного какому-либо бестолковому делу или цели, ради которых он готов даже пожертвовать очень многим. Данное выражение можно услышать в некоторых регионах США и сегодня;
  • Джим Джонс страдал хронической бессонницей;
  • Существует информация, что незадолго до переезда в Гайану и возникновения «культа смерти» у Джонса был обнаружен рак легких. Он якобы знал, что жить ему все равно оставалось недолго. При этом, вместе с собой утащив на тот свет более 900 человек. Однако, никаких убедительных доказательств этому утверждению не имеется;
  • Поговаривают, что бойню в Джонстауне специально спровоцировали в Госдепартаменте США для увеличения своего военного контингента на территории Гайаны в противовес советской ракетной базе в этой стране;
  • Перед массовым самоубийством, Джим Джонс написал завещание. В нем официально говорилось о передаче всех активов «Храма Народов» Компартии СССР. Речь идет о $7,3 млн;
  • После этого кошмарного инцидента «Храм Народов» был объявлен деструктивным культом и экстремистской организацией, официально запрещенной в США. Джонстаун превратился в «город-призрак», а в середине 80-хх был практически полностью уничтожен пожаром;
  • В 2007 году по мотивам тех кошмарных событий был выпущен документальный фильм «Три дня в Джонстауне».
[2]