Джим Джонс: «Революционный убийца»

Джим Джонс (настоящее имя Джеймс Уоррен Джонс; англ. James Warren Jones; 13.05.1931-18.11.1978) — американский проповедник, основатель харизматичного религиозного культа «Храм Народов» (англ. «Peoples Temple»). Духовный лидер религиозно-коммунистической общины «Джонстаун» получившей широкую мировую известность после совершения акта массового «революционного» самоубийства. В результате той трагедии 18 ноября 1978 года умерло по меньшей мере 909 его последователей. 304 из них были детьми.


Ранние годы

Джим Джонс родился 13 мая 1931 года в деревушке Крете (англ. Crete) на востоке штата Индиана, США, в семье ирландско-валлийского происхождения. Его отец — Джеймс Турман Джонс (1887–1951), ветеран Первой мировой войны, мать — Линетт Путнэм (1902–1977). В 1934 году, во время Великой депрессии, семья переехала в небольшой городок Линн (англ. Lynn), где Джонс рос в жалкой лачуге без санузлов.

Еще в детстве мальчик серьезно увлекся чтением. Он взахлеб читал сочинения Сталина, Маркса, Мао Цзедуна, Ганди и Гитлера. Также он рано начал проявлять большой интерес к религии. Такие странные для ребенка интересы сильно мешали ему заводить друзей. Позже школьные товарищи вспоминали его, как очень «странного и закрытого ребенка», который был одержим религией и …смертью. Они утверждали, что он часто устраивал похороны для мелких животных, а однажды зарезал кошку и похоронил ее на заднем дворе своего дома.

Еще у маленького Джимми была очень сильно развита фантазия. Например, он часто рассказывал своим школьным товарищам о том, что со стороны матери в его жилах течет кровь индейцев чероки. На самом деле это было не так. Также Джим утверждал, что его отец был членом Ку-Клукс-Клана и, что он много лет не разговаривал с отцом после того, как тот отказался впустить в дом чернокожего.

Когда Джонсу было примерно 10 лет, его родители развелись. Вместе со своей матерью он переехал в Ричмонд (англ. Richmond), штат Индиана. Там в 1948 г. он с отличием окончил среднюю школу.



«Удар в религию»

В 1951 году 20-летний Джонс начал посещать собрания Коммунистической партии США в Индианаполисе. Разочарованно наблюдая, как многие активные члены партии преследуются ФБР и другими спецслужбами, в его голове зародилась мысль о том, как можно бескровно прийти к идеям коммунизма. Через церковь!

Уже в 1952 году он стал учеником пастора в методистской церкви Соммерсет Саутсайд. Но совсем скоро он покинул церковь, потому что ее лидеры запрещали чернокожим посещать службы. Чуть позже он присоединился к церкви Баптистов седьмого дня (англ. Seventh Dау Baptists, SDB, БСД). Увидев, какие большие деньги здесь крутятся, Джонс пришел к выводу, что он и сам бы мог организовать свою церковь.

Джим Джонс со своей супругой Марселин Болдуин Джонс


«Храм Народов»

В апреле 1955 г. в Индианаполисе, Джим Джонс основал собственную религиозную организацию. Она представляла собой уникальную смесь евангельского христианства, современной духовности и радикальной социальной справедливости. Все это привлекло в свои ряды множество восторженных последователей. Свою расцветающую церковь он назвал «Храмом народов» (англ. «Peoples Temple»).

«Храм Народов» выступал за «апостольский социализм» и общинную жизнь, а также рьяно пропагандировал расовое равенство. Джонс демонстративно «открыл двери» в свою церковь для всех этнических групп. Именно по этой причине большинством членов этого религиозного движения были афроамериканцы.

В целом, первоначальными членами общины, как правило, были изгои общества: наркоманы, бомжи, проститутки и т.д. Хотя также существует и утверждение, что многие из членов организации были «порядочными, трудолюбивыми, высокообразованными и социально сознательными людьми», которые «хотели одного — служить Богу».

В 1960 году Джим Джонс получил сан священника, а его организация была объявлена частью «Церкви Христовой». К середине 60-х гг. «Храм Народов» превратился в весьма влиятельную и финансово обеспеченную организацию. Среди ее покровителей стояли различные «левые» политические силы, для которых «Храм Народов» был крайне полезным политическим инструментом. Спонсирующие его политические силы, всегда могли рассчитывать на Джонса, который в нужным момент мог доставить автобусы с сотнями послушных «обезьянок-астронавтов» (отсылка на книгу Чака Паланика — «Бойцовский клуб» — прим. ред.) на различные предвыборные митинги и демонстрации.

Сам Джонс был «рукопожатной» фигурой в самых высоких лейбористских кругах США.

Джонс получает премию Мартина Лютера Кинга-младшего от пастора Сесила Уильямса, 1977 год


Превращение в коммунистическую «секту»

К началу 70-х гг. «Храм Народов» открыл филиалы в таких крупных городах, как Сан-Фернандо, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и т.д. Именно тогда религиозное движение начало открыто отходить от баптистских учений. В их деятельности все больше начали прорисовываться идеи коммунистического толка. Джонс даже несколько раз признавался, что разделяет теорию о том, что религия — всего лишь «опиум для народа» (цитата Карла Маркса — прим. ред).

Проект «Храм Народов» стал походить на настоящую сеть коммун, в действиях которых неоднократно проявлялись признаки чего-то зловещего. Внутри организации действовал целый ряд строжайших правил. Например, члены церкви должны были жить и воспитывать своих детей исключительно внутри коммуны, при этом полностью разорвав все контакты со своими [не примкнувшими к церкви] родственниками и друзьями.

В ряде религиозных движений, «Храм Народов» все чаще открыто начали называть «сектой». В сентябре 1973 года 8 адептов совершили побег из церкви и рассказали журналистам об их насильственном удержании в коммуне, рабской эксплуатации, жестоких физических наказаниях за нарушение внутренних правил и т.д.



К 1977 году организация разрослась до внушительных масштабов, число последователей «церкви» перевалило за 20 тыс. человек. В ее владении состояли несколько штаб-квартир, дома престарелых, больницы, школы, детские сады, общественные столовые и т.д.

С ростом численности секты начало появляться все больше проблем с их родственниками, которые начали заваливать «Храм Народов» судебными исками. Они обвиняли Джима Джонса в зомбировании и насильственном удержании членов коммуны. Масло в огонь подливали общественные организации и представители СМИ.


Подготовка к бегству из США

Еще задолго до этого Джонс подготовил план оперативного реагирования на возможные репрессии со стороны полиции, спецслужб и, возможно, правительства. Им рассматривалось несколько сценариев. Например, бегство в Канаду или одну из стран Карибского бассейна.

Серьезно рассматривался вариант переезда в Бразилию. В 1962-1963 гг. Джим Джонс жил сначала в Белу-Оризонти, а затем в Рио-де-Жанейро. Т.е. уже тогда он задумывался о том, чтобы покинуть США. В Бразилии он изучал местную экономику, отношение к расовым меньшинствам, а также отношение общества к его коммунистическим идеям. В целом Бразилия ему подходила, но серьезной проблемой был языковой барьер (в Бразилии говорят на португальском языке — прим. ред).

Существует мнение, что Джонс хотел бежать из США не только из-за возможных проблем с законом. Он считал Соединенные Штаты расистской страной, управляемой корпорациями. А потому ей грозит неизбежная ядерная катастрофа. Вот почему он искал место, где его евангелическая паства могла бы обезопасить себя от неминуемого «апокалипсиса».

Летом 1977 г. до проповедника дошли слухи, что некий частный журналист Дэвид Конн на протяжении последних 8 лет вел независимое расследование, собрав сотни страниц компромата на деятельность Джима Джонса и его «Храма Народов». Дэвид Конн точно знал о всех преступлениях Джонса. В ближайшее время он намерен был передать все имеющиеся у него материалы в полицию, министерство финансов США, генеральному прокурору штата Калифорния, а также репортерам 4-х ведущих таблоидов страны.

Узнав это, трепет и паранойя охватили Джонса, именно в тот момент он понял, что пришло время покинуть страну и перенести свою общину. Выбор пал на Гайану.


Переезд в Гайану

Самопровозглашенный мессия и несколько его ближайших соратников посреди ночи срочно вылетели из США в Гайану. Эта страна на северо-востоке Южной Америки была выбрана не случайно. Во-первых, Гайана, будучи бывшей британской колонией, является англоязычной страной, причем довольно близкой к социалистическому режиму. Во-вторых, правительство Гайаны практически полностью состояло из чернокожих лидеров. По мнению Джонса, тот факт, что 70% членов «Храма Народов» также являлись чернокожими, обеспечит коммуне «мирное небо над головой». И напоследок, между Гайаной и США не было заключено договора об экстрадиции преступников, что также играло важную роль в выборе страны базирования коммуны.

В итоге «Храм Народов» объявил о создании сельскохозяйственной миссии в Гайане, подписав договор с местными властями об аренде 3800 акров (1500 Га) земли в джунглях, расположенных близ границы с Венесуэлой, в 240 км к западу от столичного Джорджтауна. По некоторой информации, за 10-летнюю аренду этого участка земли Джонс пообещал вложить в экономику Гайаны $500 тыс. USD.


«Джонстаун»

Данный участок земли имел очень низкую плодородность почвы, а ближайший водоем находился в 11 км. Впрочем, Джонс все равно видел в этом месте будущий «город-сад» или настоящий «социалистический рай». Вскоре, сюда начали прибывать первые адепты. К началу 1978 года в коммуне насчитывалось около 900 человек. Борясь со скудностью почвы и ограниченными ресурсами, они начали превращать густые джунгли в полноценную сельскохозяйственную коммуну, названную в честь своего духовного лидера — «Джонстаун».

Джонстаун

Известно, что члены общины работали 6 дней в неделю по 11-12 часов в день. Никаких денег за свой труд они, разумеется, не получали. Джонс объяснял это тем, что «любовь к деньгам — корень всякого зла». Хотя сам он, разумеется, понимал их важность и никогда не пренебрегал ими.

Преподобный Джонс называл Джонстаун образцом коммунистического сообщества, состоящим из «самых чистых коммунистов». При этом членам общины было строго запрещено без спроса покидать Джонстаун и общаться с внешним миром. Для этого вокруг территории коммуны была натянута колючая проволока, а по ее периметру постоянно патрулировали вооруженные охранники. За малейшие отклонения от правил следовали такие дисциплинарные наказания, как длительное заточение в деревянную коробку размером 1,8 х 1,2 х 1 м, принуждение проводить ночь на дне колодца и т.п. Несмотря на все это, многие адепты искренне считали свою коммуну настоящим «утопическим раем». Во многом это мнение являлось результатом монотонной и качественном «промывке мозгов». Джонс получил свои навыки по контролю над человеческим разумом, тщательно изучая подобные методики, проводимые в Северной Корее и Китае эпохи правления Мао Цзэдуна.


«Падение коммуны»

Однако, бегство из США ничего не изменило по отношению к деятельности «Храма Народов». Вмешательство Дэвида Конна сыграло важную роль в разрушении религиозно-коммунистической империи Джонса.

Расследованием Конна заинтересовались в Госдепартаменте США. Спецслужбы немедленно направили в Гайану запрос о предоставлении им разрешения на тщательную инспекцию миссии. В свою очередь американская таможня начала задерживать и осматривать все грузы, направляемые из США в Гайану. Джим Джонс назвал эти действия «глубоким заговором» и «вероломным вмешательством» в мирную жизнь его общины.

17 ноября 1978 года в Гайану прибыл конгрессмен из Калифорнии Лео Райан, который вместе с делегацией журналистов и прочих лиц, должен был провести инспекцию миссии. Делегация, несмотря на заранее отрепетированные улыбки сектантов, поняла, что дела в коммуне явно нечисты. Но все же Лео Райан решил схитрить и сообщил Джонсу, что в своем докладе он опишет коммуну «в основном в хороших чертах», т.к. не увидел здесь ничего того, о чем молвят люди. Однако, Джонс понял, что «все потеряно», сообщив одному из своих помощников, что «потерпел неудачу».

На следующий день Лео Райан и несколько человек из его делегации были убиты на взлетно-посадочной полосе при посадке на самолет для отлета в США.



«Массовое самоубийство»

В тот же день Джонс собрал членов общины в церемониальном павильоне, объявив о смерти конгрессмена. Он заявил, что «отныне жизнь коммуны не будет прежней и что «капиталистические свиньи» теперь не дадут им покоя, превратив их жизнь в кошмар».

Он сообщил, что единственный способ избежать всего этого — совершение массового «революционного самоубийства».

В павильоне заранее был подготовлен металлический бак с виноградным соком, смешанным с цианидом и диазепамом. Все сектанты выстроились в очередь. Сначала смертельный напиток, разлитый по бумажным стаканчикам, выдали детям. Грудничков (в коммуне их было 33) поили при помощи шприцов без игл.

Взрослые, глядя на своих умирающих детей также незамедлительно осушили свои стаканы. Тех, кто уже принял яд, выводили из павильона на улицу. Однако, далеко не все приняли яд добровольно. Часть сектантов начала сопротивляться, предлагая разрешить проблему более гуманным путем (укрыться в СССР). Некоторых из них заставили выпить яд силой. Других скручивали и насильно делали им внутривенные инъекции с цианидом. А самым буйным просто перерезали горло.

Кто-то умер уже через 5 минут, а на кого-то яд действовал медленней. Через час почти все члены общины были мертвы. Самым последним с собой покончил сам Джим Джонс. Мессия, в отличии от своих адептов, предпочел умереть быстро. Он выпустил себе пулю в левый висок.

Когда на следующее утро гайанские войска прибыли в Джонстаун, перед ними открылась жуткая картина.

Земля вокруг церемониального павильона была безмолвно усеяна трупами. В общей сложности было насчитано 909 человек. Из них 304 несовершеннолетние. Из них 33 младенца.

Более подробно о массовом самоубийстве в Джонстауне здесь.


Джим Джонс: Личная жизнь или «Радужная семья»

В 1949 году, будучи 18-летним юношей, Джимми Джонс женился на медсестре Марселин Болдуин. В июне 1959 года у них родился единственный общий биологический ребенок, которого они назвали Стефан Ганди.

Помимо Стефана, пара усыновила 5-х «небелых» детей: нескольких северокорейских детей (Лью, Сюзанна и Стефани), индейскую девочку (Агнес) и чернокожего мальчика (Тим). Джонс часто называл свое семейство «радужным»

Также у него был биологический сын от одной из сектанток Кэролайн Мур, которого назвали Джимми-младший. Вообще у Джонса было очень много любовниц, а возможно и неизвестных внебрачных детей. К слову, о сексуальных извращениях самопровозглашенного мессии можно говорить долго. Будучи в Джонстауне, каждую ночь с ним должна была ночевать одна из представительниц женской половиной общины. Известно, что иногда с ним ночевали и мужчины. Джонс был бисексуалом, хотя отвергал это, называя себя истинным гетеросексуалом. В основном он и вправду предпочитал женщин, с мужчинами занимался сексом исключительно из «разнообразия».

Из всей семьи Джонсов выжили только Стефан, Джимми-младший и Тим. Они не участвовали в массовом самоубийстве, поскольку играли в тот день с баскетбольной командой «Народного храма» против сборной Гайаны в Джорджтауне. На тот момент Стефану и Тиму было по 19 лет, Джимми-младшему — 18. За 3 дня до трагедии Джим Джонс послал им радиосообщение, чтобы они срочно отменили матч и вернулись в коммуну к приезду делегации Лео Райана. Однако, дети отказались выполнять приказ своего отца.



Любопытные факты
  • 13 декабря 1973 года Джонс был арестован и обвинен в непристойном поведении за мастурбацию в туалете одного из кинотеатров Лос-Анджелеса;
  • Джонс строго запрещал членам общины заниматься сексом вне брака. Однако, при этом сам жадно вступал во внебрачные сексуальные отношения. Как с мужчинами, так и с женщинами;
  • К середине 70-х гг. Джонс начал принимать различные психотропные препараты (ЛСД, барбитураты и т.п.). Вероятно, это окончательно расстроило его рассудок, который и до этого был довольно мутным. Чуть позже его назовут алкоголиком, наркоманом и попросту настоящим психопатом!
  • Существует информация, что незадолго до переезда в Гайану у Джонса был обнаружен рак легких. Он якобы знал, что жить ему все равно оставалось недолго. При этом, вместе с собой утащив на тот свет более 900 человек. Впрочем, никаких доказательств этому утверждению нет;
  • Джим Джонс страдал хронической бессонницей;
  • Возле трупа Джонса нашли табличку, на которой была нацарапана заимствованная им цитата Джорджа Сантаяна (американский философ — прим. ред): «Те, кто не помнят прошлого, обречены повторять его ошибки».
[0]
Похожие статьи