Открыть меню
 

Мумии Чинчорро: Древнейшие подземные обитатели

Мумии ЧинчорроСлово «мумия» обычно ассоциируется с Древним Египтом и знаменитыми гробницами фараонов. Однако, южноамериканский народ Чинчорро стремился обессмертить своих покойников за 3 тыс. лет до того, как жители долины Нила научились делать мумии. В то время как египтяне удостаивали обряду мумифицирования только фараонов и приближенным к ним лиц, Чинчорро подвергали священному ритуалу всех умерших соплеменников, независимо от социального статуса и возраста.


Древняя культура

Культура Чинчорро (исп. Chinchorro) – древняя культура, существовавшая на западном тихоокеанском побережье Южной Америки, на территории нынешних Чили и Перу в период примерно 9—4 тыс. лет до н/ э. Чинчорро являлись предками культур Чанго (исп. Chango Culture; рыболовы) и Коул (исп. Cole Culture; землепашцы); они были одним из первых народов с оседлой поселковой культурой, который осуществлял ритуальную мумификацию своих умерших сородичей. В 60-х гг. XX столетия этим доисторическим племенам антропологи дали название «Chinchorro» по наименованию пляжа, где были найдены ритуальные захоронения с мумифицированными телами.

Согласно предположениям специалистов, в период с 5000 по 3500 гг. до н/э количество жителей поселений Чинчорро резко возросло, на пустынном прежде побережье возникали новые селения. Исследования показали, что кочевники-Чинчорро питались не только рыбой, моллюсками и водорослями, но и охотились на гуанако и оленей. Видимо, в основном они обитали в прибрежных поселках, а некоторое время проводили в долинах, образуемых горными реками.

Приблизительно в это же время возникли их первые захоронения, которые встречаются исключительно на побережье, усложнился погребальный обряд – появились первые мумии.


Поразительная находка

Представители древней южноамериканской культуры по праву считаются пионерами в области изготовления мумий, ведь впервые мумии Чинчорро были обнаружены в 1917 г. немецким археологом Фридрихом Максом Уле (нем. Friedrich Max Uhle; 1856—1944), которого называют “Отцом археологии Южной Америки”.

Новая страница в истории южноамериканского континента была открыта в 1983 г., когда рабочие «Arica water company», копавшие траншеи для труб на песчаном склоне холма Эль-Морро (исп. El Morro) близ города Арика (исп. Arica; портовый город на севере Чили), на глубине около 92 см. наткнулись на обширноеМумии Чинчорро захоронение.

В этот раз ученых ожидал грандиозный сюрприз — множество тщательно обработанных, хорошо сохранившихся тел. Оказалось, что рабочие обнаружили образцы самой старой на планете методики искусственного мумифицирования. Чтобы не допустить разграбления могильника, археологи незамедлительно начали работу по спасению мумий. Было извлечено 96 тел, некоторые из которых были не просто в хорошем, а в превосходном состоянии. Ученые обнаружили также массу предметов, распределенных по могилам: рыболовные крючки, лески, гарпуны, устройства для метания копий и пр.

После в регионе еще не раз обнаруживались новые захоронения Чинчорро.

Так, в апреле 2014 г. на севере Чили произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера, в результате чего на поверхность земли были выброшены мумии доколумбовой эпохи. Так стихийное бедствие еще чуть-чуть приоткрыло завесу тайны древних обитателей Нового света.

Мумии, обнаруженные в результате природной стихии, южноамериканские специалисты датируют примерно 5000-3500 гг. до н.э. (средний архаический период). В целом, историки выделяют 3 основных периода развития культуры Чинчорро: ранний архаический период (7000-5000 гг. до н/э), выше упомянутый средний, и поздний архаический период (3500-1700 гг. до н/э).

Всего за прошедшие годы ученые Арики обнаружили в песках около 1 тыс. мумий – эта коллекция не имеет аналогов в мире. Последние экземпляры, найденные археологами, изготовлены во II тысячелетии до н/э.


Загадки древней культуры

Возраст мумий культуры Чинчорро по мнению археологов составляет более 7800 лет, следовательно, эти фигуры являются древнейшими мумиями на планете. Они сохранились даже лучше, чем египетские мумии, которые моложе них на 2600 лет. Профессор Марвин Аллисон (исп. Marvin Alisson), антрополог из Музея археологии Университета Тарапака (исп. Universidad de Tarapaca), который методом радиоуглеродного анализа определил возраст мумий, считает, что для их изготовления требовалась развитая общественная структура. Судя по найденным телам, знания таинственного южноамериканского народа в сфере анатомии человека были намного более глубокими, чем в древнем Египте. Ученых поражает и то, что для самых ранних фигур была использована более сложная «технология» изготовления.

В могильниках рядом с телами были обнаружены также следы морской травы, глины и минеральной краски. Эксперты предполагают, что на изготовление каждой мумии уходили месяцы, а забальзамированные тела становились объектами ритуального поклонения. До захоронения мумии, видимо, находились вместе с живыми, и люди их перевозили с собой, переселяясь на другое место.

Один из самых больших вопросов археологии доколумбова периода — по какой причине в засушливом климате, где трупы обычно разлагаются естественным образом, необходимо было прибегать к таким трудоемким и долговременным операциям по мумификации своих мертвецов.

Свой вариант решения этой загадки предложил археолог Бернардо Арриаза (исп. Bernardo Arriaza), ведущий эксперт по изучению мумий Чинчорро

из Университета Тарапака, который в октябре 1983 г. проводил свое первое исследование мощей под руководством доктора Аллисона. На раскрытие тайны Чинчорро его натолкнуло чтение местной газеты, в которой была опубликована карта загрязнения окружающей среды солями мышьяка и свинца в северном регионе Чили. По данным ученых, обитание в такой среде приводит к различным аномалиям у беременных женщин, которые вызывают выкидыши плода, рождения уродцев, а также приводят к высокой детской смертности. Именно повышенное содержание мышьяка и свинца в местной воде стало губительным для деторождения в области Камаронес (исп. Region de Camarones), где когда-то обитали Чинчорро. По мнению Б. Арриаза, индейцы начали сохранять тела умерших детей, тем самым выражая свое горе и желание сохранить память о младенцах. Не случайно самые ранние из найденных мумий — детские.

Со временем люди Чинчорро стали мумифицировать и взрослых соплеменников.


Методика изготовления «Черных фигур»

Особый интерес вызывает способ, которым Чинчорро готовили своих близких к загробной жизни. Найденные захоронения свидетельствуют, что древние «мастера» до тонкости знали, как предотвратить процесс разложения тела.

В течение 2- лет исследователи пытались постичь, как происходил процесс мумифицирования, и вот что им удалось установить.

Сначала тело освобождалось от внутренних органов и отделялась голова – изготовитель мумии делал это, используя острый каменный нож.

Между тем, не все тела обрабатывались вручную. Некоторые (предположительно) оставлялись в одной из сырых прибрежных пещер, где птицы и насекомые Мумии Чинчоррообгладывали кости. Затем череп вскрывался, оттуда извлекался мозг. Хотя, у большинства мумий Чинчорро череп невредим, по-видимому, часто мозг извлекался через отверстие в основании черепной коробки.

Потом начиналось самое сложное – кропотливое воссоздание облика умершего. Опытный творец заполнял череп высушенной травой или золой, прикручивал нижнюю челюсть веревкой, сплетенной из тростника Тоторо (исп. Totoro). К позвоночнику привязывалась длинная палка, вокруг которой из того же тростника создавалась «шея». Кости ног прикреплялись к корпусу тоже при помощи палок, потом мастер скреплял все кости скелета, обматывая их гибким тростником. Далее грудная полость наполнялась смесью травы и пасты, в состав которой входили зола и вязкая масса из крови морских животных, рыбьего клея или птичьих яиц. Большая часть тела аккуратно покрывалась этой же светло-серой массой. На лицевую часть мастер накладывал глиняную маску, вылеплял нос и тщательно делал обводы для глаз и рта.

Возвращенная на место кожа и волосы, наложенные на череп, придавали мумии человеческий облик. Если кожи не хватало, добавлялись кусочки кожи животных. В завершение работы древний художник добавлял последние штрихи: кистью из мягкой травы наносил на воссозданную фигуру марганцевую краску, изготовленную из мелкого черного песка, тщательно растертого в каменной ступке. После высыхания краски мумия до блеска полировалась куском дерева или гладким камнем, отшлифованным морскими волнами.


«Красные мумии»

Примерно в 2800 г. до н/э «Черный стиль» вышел из моды. Возможно, изменился религиозный цветовой символизм или попросту стало сложно добывать черный марганец. Как бы там ни было, но в последующее тысячелетие изготовители мумий отдали предпочтение красной охре, которой изобиловали скалы в окрестностях Арики. В захоронении «El Morro» было обнаружено 27 мумий красного цвета. Кстати, ученые полагают, что окрестности Эль-Морро — место зарождения культуры Чинчорро, ибо нигде больше не обнаружено столько хорошо сохранившихся мумий.

С изменением цветового стиля, и сам процесс мумифицирования несколько изменился. Тела по-прежнему укрепляли палками и заворачивали в растительные материалы, но их больше не расчленяли: теперь препаратор удалял органы через небольшие разрезы, которые затем зашивались посредством кактусовых игл и человеческих волос.

Другое значительное отличие было в длине париков: пастой из золы мастер крепил на затылочную часть головы пряди волос длиной около 70 см и красными шнурами связывал их в пучки. Потом череп расписывался красной краской, а лица часто окрашивались в черный цвет.

Мумии Чинчорро - "Красный способ" мумификации

Необычным способом были изготовлены 3 детские «красные» мумии из Эль-Морро. По какой-то неведомой причине их тела и ноги были обмотаны кожей морского льва, что придавало телам вид жутких «классических» мумий из голливудских блокбастеров.


Почему Арика?

Если от Сантьяго держать путь на север, можно понять, почему древние люди селились в таких местах, как Арика. Атакама — самое сухое в мире место, бесконечные цепи песчаных холмов отрезают человека от живительной прохлады океана, омывающего берег всего в нескольких км к западу. Среди безжизненного пейзажа радуют глаз ложбины с зелеными деревьями и травой, пересекаемые единственным потоком, стекающим с Анд и исчезающим где-то в песках.

Арика — один из таких благодатных оазисов. Благодаря холодному Перуанскому течению, омывающему атлантическое побережье, Арика кипит жизнью: изобилие рыбы, крабы и мидии, пеликаны и чайки. Невозможно представить более благоприятной экологической ниши для доисторических поселенцев! Чинчорро, первые известные племена, поселившиеся в них, появились здесь примерно к 7000 г. до н.э. Вероятнее всего, древние люди спустились с высокогорий Анд в поисках пропитания. Эта дата была получена радиоуглеродным методом археологами Иваном Муньосом (исп. Ivan Muñoz) и Хуаном Чакама (исп. Juan Chakama), исследовавшими естественную мумию, известную как «Человек из Ачи» (исп. Acha). Неподалеку от места находки мумии обнаружили 11 округлых каменных фундаментов — место поселения старейшего из известных сообществ первобытных людей, которые не были, как ранее считалось, кочевыми охотниками и собирателями, а, скорее всего, постоянно жили в рыбацких деревушках. Проживая на одном месте, Чинчорро могли позаботиться о своих мертвецах, основывать постоянные кладбища и проводить вокруг покойных религиозные обряды.


Умирает человек — рождается бог

Почитание мертвых — одно из благороднейших проявлений человеческой природы, но люди-Чинчорро возводили его прямо-таки в культ. Вкладывая огромный труд в сознание своих мумий, Чинчорро, безусловно, верили в существование духовной связи между живыми и мертвыми; поклоняясь покойникам, надеялись на их защиту.

Согласно их верованиям, мумии не только помогали обрести благоденствие, но и защищали живых от немилости природы и сверхъестественных сил. На территории Арика — Камаронес были не редкостью землетрясения и цунами, а море уносило жизни людей коварными подводными течениями и штормами. Чинчорро рассматривали природные бедствия как потусторонние явления и верили, что, сохраняя и обожествляя тела умерших, они смогут обезопасить себя.

Мумии Чинорро (Чили-Перу)

Иногда мумии хоронили группами, вероятно, целыми семьями.

Существует еще одно объяснение культа мертвых у Чинчорро — желание родственников находиться рядом с телом любимого человека до тех пор, пока боль от потери не утихнет. Почитание мумий объединяло горюющих членов семьи и все племя, укрепляло узы родства.

На некоторых из мумий было обнаружено несколько слоев краски, это значит, что фигуры приходилось периодически подновлять во время длительных (до нескольких месяцев) прощальных ритуалов.

Когда оплакивание, наконец, заканчивалось, мумию заворачивали в сплетенный из тростника саван и укладывали в мелкую могилу с некоторым количеством пожитков и амулетов.


О чем рассказывают мумии

Для специалистов – археологов, антропологов, физиологов – покрытые глиной мумии с сохранившимися органами, тканями и костями являются ценнейшим исследовательским материалом. Изучение останков людей и извлеченных из захоронений рукотворных предметов позволило ученым составить картину жизни первобытного сообщества.

Исследователи культуры Чинчорро считают, что этот древний народ был хозяином океана. Поражают изящные и функциональные орудия труда, искусно изготовленные из камня, раковин, дерева, тростника и шипов кактуса. Анализ состава костей и содержания кишечника мумий показывает, что Чинчорро в течение 5 тысячелетий в основном придерживались морской диеты: рыба, морские львы, моллюски и водоросли.

Мумии Чинчорро - "Черная Мадонна"

“Черная Мадонна”

Множество скелетов мужчин носят следы переломов в нижней части позвоночника – очевидно, падение со скал было еще одной опасностью, подстерегавшей представителей племени.

А вот переломы позвоночника из-за хрупкости костей были уделом представительниц слабого пола: высокая детская смертность вынуждала женщин-Чинчорро часто рожать, начиная с подросткового возраста. Как известно, плод вытягивает кальций из костей и крови матери, скелет которой постепенно утрачивает плотность.

Состояние костей мумий свидетельствует, что Чинчорро были достаточно здоровыми, жили в среднем 25 лет, многие достигали 30 лет, а некоторые добирались даже до 50-летнего рубежа, что для доисторического человека является весьма и весьма преклонным возрастом.


Борьба ученых за сохранность мумий

Что подвигло древних людей Чинчорро мумифицировать своих покойников? Почему люди стали так проводить раздел между миром живых и мертвых? Какие технологии были использованы? Найти ответ отчасти помог снег на вершине близлежащей горы Сахама (исп. Sajama) – потухшего стратовулкана в боливийских Андах, вершина которого покрыта вечными снегами и ледниками. Исследователи взяли пробы льда из снеговой шапки и провели исследования его изотопного состава. На основании полученных данных, ученые установили, что около 7 тыс. лет назад в Атакаме наступил относительно влажный период, который продлился около 3 тыс. лет. Именно в то время, как предполагают археологи, произошел всплеск роста населения Чинчорро, который превратил пустыню в одно большое захоронение мумий. Тысячи лет тела отлично сохранялись в естественных условиях – в сухих песках Атакамы. За последнее столетие мумии были перевезены из пустыни в местный исследовательский центр. Около 120 мумий Чинчорро находятся в коллекции Археологического музея Университета Тарапака (исп. Universidad de Tarapaca; Arica, Chile), именно здесь специалисты начали отмечать разложение мумий – мумифицированные останки людей начали стремительно распадаться, превращаясь буквально в черную слизь. За последние 10 лет процесс еще более ускорился. Никто не понимал, почему мумии так быстро разлагались, ученые столкнулись с этим впервые. С целью обратить внимание общественности к возникшей проблеме и сохранить уникальное культурное наследие для будущих поколений, местные ученые обратились за помощь в ЮНЕСКО.

Мумии Чинчорро

Чтобы найти причины и способы предотвращения этого, чилийские специалисты воззвали к мировому ученому сообществу, в том числе к ученым Гарвардского Университета.

 

Всесторонний анализ образцов (разложившейся и целой кожи), отобранных из музейной коллекции, показал, что ухудшение состояния мумий вызвано бактериями, которые живут на теле современного человека.

«Как только появились благоприятные условия, бактерии стали активно развиваться» — утверждает Ральф Митчелл (англ. Ralph Mitchell), профессор прикладной биологии в Гарвардском Университете (Кембридж). Г-н Митчелл известен тем, что находит причины разложения буквально всего – от исторических манускриптов до одежды астронавтов из проекта «Apollo». «Если чилийские ученые не получат поддержки, то древнейшие на планете мумии попросту будут съедены микроорганизмами».

Так как микробиология мумий полностью неизвестна, у ученых возник ряд вопросов: микробы там одной популяции или разных? Они ведут себя одинаково или по-разному? и множество др.

Эксперимент на образце кожи мумии подтвердил, что повышенная влажность в атмосфере пагубно влияет на нее. Результаты исследования согласовывались с тем, что сообщали чилийские коллеги – влажность в Арике, где располагается археологический музей, неуклонно повышается. Идеальная влажность для мумий лежит в диапазоне 40 – 60%. Для определения степени воздействия температуры и света необходимо проводить дополнительные исследования, результаты которых помогут музею определить оптимальную температуру, влажность и освещенность для лучшей сохранности богатой экспозиции.

По словам чилийских археологов, во всем регионе под песчаной поверхностью могут таиться еще сотни мумий Чинчорро. Часто их находят во время проведения строительных или общественных работ. Повышенная влажность может нанести непоправимый вред чувствительным мумиям. Если процесс разложения в музеях хоть как-то можно контролировать и регулировать, то в естественных условиях сделать это практически невозможно.

Решение проблем сохранения 7000-летних мумий Чинчорро, как верит профессор Ральф Митчелл, даст наука XXI века.


Одна из версий возникновения культа мумификации

Среди ученых существует такая гипотеза, что в какой-то период времени представители культуры Чинчорро были каннибалами: они заметили, что те, кто засыпал вечным сном, ничего не имели против того, чтобы бодрствующие сородичи «позаимствовали» часть их плоти. Целиком усопших на всякий случай не съедали (вдруг они проснутся и обидятся!) В пищу употреблялась мягкая плоть, а телам старались сохранить обличие: съеденная мякоть заменялась глиной, которая прикрывалась кожей. Подобная версия не имеет подтвержденной основы, но она и не была научно опровергнута. Если предположение верно, то, возможно, каннибализм помог Чинчорро пережить голодные времена, попутно породив новый культ, который мы сегодня называем мумификацией.


Любопытные факты

  • Слово “мумия” происходит от средневекового латинского слова “mumia”, в свою очередь, заимствованного от средневекового арабского “mūmiya” и от персидского “mum” (воск).
  • Согласно египетской мифологии, первой мумией в истории был бог Осирис.
  • Мумии Чинчорро – старейшие мумии на Земле. Ритуал мумификации в культуре Чинчорро возник 7 тыс. лет назад, то есть за 3 тыс. лет до появления египетских мумий.
  • Возраст наиболее древней из мумий составляет более 9 тыс. лет.
  • В отличие от египтян, древние жители Южной Америки бальзамировали не только правителей и высоких сановников, а всех своих умерших, включая новорожденных детей и даже нерожденных имбрионов.
  • «Люди Чинчорро были очень демократичным народом, — сказал Бернардо Арриаза, специалист, занимающийся раскопками в этой местности более 30 лет, – они не резервировали обряд мумифицирования только для высших слоев общества».
  • Пока из захоронений на узкой полосе побережья от Ило (исп. Ilo), на южном побережье Перу, до Антофагасты (исп. Antofagasta) в Северном Чили извлечено около 300 мумий. Половина из них созданы древними мастерами Чинчорро.
  • 5050 г. до н/э – самая ранняя дата, полученная радиоуглеродным методом при исследовании тела ребенка, найденного в долине пересыхающей реки Камаронес (исп. Río Camarones), расположенной в Атакаме (исп. Desierto de Atacam), самой сухой пустыне на планете, в 97 км к югу от Арики.
  • В долине Камаронес мумии «возникают» из-под земли с непостижимой частотой. В этом северном районе Чили уже давно никто не удивляется, находя останки доисторических людей. Однажды в Арике, во время закладки фундамента нового отеля, всего в 10 см от поверхности земли были одновременно обнаружено 86 (!) мумий.
  • На территории, которую сегодня занимает Музей культуры Чинчорро (исп. Chinchorro Museo de la Cultura), было решено возвести жилое здание. Во время рытья котлована было найдено целое кладбище мумифицированных останков, которые невозможно было извлечь из-под земли, не повредив их. Поэтому городские власти приняли решение выкупить эту землю и построить на ней Музей.

    Мумии Чинчорро - Археологический музей

    Археологические останки культуры Чинчорро хранятся и изучаются в чилийском Государственном Университете Тарапака, при котором имеется Археологический музей, где можно увидеть некоторые из мумий.

  • У многих мумий Чинчорро рот имеет форму буквы «о», как на картине норвежского живописца Эдварда Мунка (норв. Edvard Munch; 1863 — 1944) «Крик». Быть может, мастерам не удавалось достаточно плотно прикрепить челюсть. Но не исключено, что они это делали намеренно, чтобы придать маске живое выражение. Кстати, картина «Крик» была написана художником под впечатлением от увиденной в парижском музее южноамериканской мумии.
  • Помимо мумифицированных фигур людей, археологи обнаружили множество мумий животных: кошек, шакалов, лошадей, бабуинов, птиц, змей, рыб, крокодилов, бегемотов и даже льва.
  • Изучение древних геномов из Южной Америки показало, что в геноме мумий Чинчорро присутствует значительно большее количество европеоидной примеси, чем в остальных исследованных геномах найденных останков индейцев.
  • В конце 2012 г. генетики Национального музея Естественной Истории Чили (исп. Museo Nacional de Historia Natural; Santiago de Chile; основан 14 сентября 1930 г.) с помощью томографа рассмотрели структуру ДНК, а также просканировали несколько детских мумий Чинчорро. Эти исследования помогут понять, кто же из актуальных на сегодняшний день людей является потомками Чинчорро. Как сообщили генетики, результаты сканирования будут в дальнейшем объединены в единое целое.
ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:
Эпоха великих географических открытий осталась далеко в прошлом, сегодня, казалось бы, каждый уголок нашей зелено-голубой
Тиауанако (исп. Tiahuanaco) — городище и центр одноименной древней цивилизации (XV-XII вв. до н.э.), расположенный
Точное представление о народах, населяющих Южноамериканский континент в "доколумбову" эру, составить непросто, ввиду отсутствия у
Племенами Чибча (Chibcha), обитающими в XII—XVI веках в долине реки Богота, на территории сегодняшней Колумбии,
Кечуа (кеч. Qhichwa runa, исп. Quechua) — индейский народ, проживающий в западной части Южной Америки,
Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на  южноамериканском
Аймара (айм. Aymaranakaja, Aymara) — индейская народность, относящаяся к большой американской монголоидной расе, проживающая в
Арауканы (испанское название), самоназвание Мапуче (Mapuche; букв. «Люди земли») — индейский народ, коренные жители юго-центрального
 
Хамите!ЖутьМракХо-хо!Блеск Эту статью пока никто не оценивал, Вы можете быть самым первым
Загрузка...
 

© Hasta Pronto - 2015-2017
Ваш путеводитель по Южноамериканскому континенту
· Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник
Ресурс носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Supported by Nalitch