Чаранго (исп. Charango) — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, который появился в Южной Америке в эпоху Конкисты. Сегодня он распространен во многих странах, преимущественно в Андском регионе, на территориях, где когда-то жили Инки (современные Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия, Северо-западная Аргентина, северная область Чили).

metka-karta

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.


Формой Чаранго напоминает миниатюрную гитару (в среднем, около 66 см в длину) с широким грифом. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя существуют и др. его формы и разновидности. Звукоизвлечение производится с помощью плектра (медиатора) — костяной, пластмассовой или металлической пластинки. Тембр инструмента по сравнению с гитарой более пронзительный, звонкий; по звучанию инструмент близок к мандолине.

Чаранго – национальный музыкальный инструмент южноамериканских индейцев. Название «Charango» переводится как «броненосец». Дело в том, что заднюю деку изначально изготавливали из панциря броненосца. Однако, сегодня в Южной Америке эти зверьки, ставшие редкими, находятся под защитой на государственном уровне, и теперь корпус-резонатор инструмента чаще всего изготавливают из цельного куска дерева. Струны раньше делались из стали, а сейчас наряду с металлом используют нейлон.

Чаранго используется как сольный и аккомпанирующий инструмент.


Этимология названия Чаранго

Существует еще несколько версий происхождения названия «charango».

Боливийцы уверены, что родом этот инструмент из департамента Потоси (исп. Departamento de Potosí), где он необычайно популярен. А термин «charango» — производное от глагола «ch’ajranku» (или «ch’aqranku») из языка Кечуа, что означает «перебирать, бренчать, тренькать».

Чаранго: Хранитель музыки Земли


Историческая справка

Гитару в Новый Свет завезли испанцы в конце XV в., когда началась эпоха Великих географических открытий. Вероятно, инструмент появился в популяции Кечуа и Аймара во времена конкисты. Но в культуре андских индейцев небольшая барочная испанская гитара со временем преобразилась — стала значительно меньше. Кроме того, жители Анд стали изготавливать корпус интрумента из панциря броненосца. Согласно одной из версий, Чаранго как самостоятельный инструмент сформировался в боливийском департаменте Потоси, откуда уже в виде множества вариантов распространился по всему континенту.


Сейчас Чаранго очень популярен во всех андских регионах Южной Америки. В культуре коренных индейцев это преимущественно мужской инструмент. Мужчина берет в руки Чаранго, чтобы музыкой приворожить понравившуюся девушку. Его звуки можно услышать во время торжеств, праздничных мероприятий и этно-фестивалей. Игрок на Чаранго называется Чарангуиста (исп. Charanguista).

В 50-х годах ХХ в. звучание Чаранго получило популярность в Европе.

Сегодня поклонников музыки Инков много во всем мире. Уличные концерты музыкантов, играющих исконную музыку Анд, всегда собирают толпы слушателей в любом уголке планеты.


Умереть, чтобы жить в Музыке

Броненосец – одно из самых древних, самых удивительных и загадочных млекопитающих. Только из панциря этого животного изготавливали корпус музыкального инструмента.

Среди жителей андских высокогорий существует поверье, что душа броненосца, отдавшего свой панцирь инструменту, продолжает жить в его музыке.

Люди верили, что великая миссия броненосца — хранить божественную музыку Земли и передавать ее голосом Чаранго.

Чаранго: Хранитель музыки Земли

Древние индейцы всегда почитали броненосца, было запрещено убивать зверька. Для изготовления инструмента горцы использовали только панцирь животного, умершего естественной смертью, чтобы в музыку Земли «не вплетался голос боли и страха». Мастера, которые обрабатывали панцирь, по его размеру, цвету и толщине могли определить, каким «голосом» будет обладать новый инструмент. Играть на Чаранго мог далеко не каждый, а только прошедший особый обряд посвящения. Тот, кого признают достойным … сами броненосцы. Со зверьками, отдавшими после смерти свои «доспехи» вечной Музыке, общался шаман. Это было долгое действо, завершающееся ритуальным танцем с бубном под мистические напевы Чаранго.

Жаль, что сегодня люди не помнят традиций своих предков и бездумно, с холодной головой и каменным сердцем, уничтожают природу. Это касается не только броненосцев. Это касается нашей планеты в целом.



Современные исполнители музыки Andino

Музыка Анд (Андино) – определение, объединяющее традиционные индейские, креольские, афро-креольские и образовавшиеся на их базе новые музыкальные направления. Сегодня древний инструмент американских индейцев популярен во многих странах. Безусловно, есть в мире музыки и признанные мастера игры на Чаранго.

Федерико Таразона

Федерико Таразона

Перуанский музыкант и композитор Федерико Таразона (исп. Federico Tarazona; г/р 1972) — основатель уникального стиля игры на Чаранго. Обладатель глубоких знаний различных стилей и традиционных приемов андийского инструмента, Таразона перенес технику классической гитары на Чаранго, что позволило ему виртуозно исполнять известные классические произведения Южной Америки и Европы. Как композитор, Федерико Таразона создал несколько концертов для Ч. с оркестром и камерной музыки, в которой отражаются традиционные андские мотивы.

Искусство игры на индейской гитаре Федерико Таразона было не раз продемонстрировано на крупнейших международных фестивалях. Творчество перуанского музыканта отмечено многими музыкальными наградами.

Эдди Навиа

Эдди Навиа

Лучшим исполнителем и композитором для Чаранго считается боливиец, уроженец города Потоси, Эдди Навиа (исп. Eddy Navia). C 1989 г. он руководит группой «Sukay» (основана в 1977 г.), исполняющей музыку андских регионов. Это международная гастрольная группа, впервые представившая музыку Анд во многих городах Северной Америки. Название группы произошло от древнего языка Кечуа: слово «Sukay» в переводе означает «найти землю и подготовить ее к посадке».

Хайме Торрес (чаранго)

Хайме Торрес

Известный аргентинский композитор и музыкант Хайме Торрес (исп. Jaime Torres; 1938-2018) играл в свое время креольскую мессу с Мерседес Соса (исп. Haydee Mercedes Sosa; 1935-2009) — выдающейся аргентинской певицей, известной исполнительницей фольклорной музыки.

Чилийский музыкант, виртуозный исполнитель Гастон Авила (исп. Gaston Avila) славится своими блистательными интерпретациями музыки Андино.

Чилийский исполнитель Гектор Сото (исп. Héctor Soto; г/р 1941) и канадский рок-джаз-фолк-блюз гитарист Брюс Кокверн (англ. Bruce Cockburn; г/р 1945) тоже считаются выдающимися мастерами Чаранго.

Необычайно интересная группа «Caral» (название древнего города Инков). В состав коллектива входят потомки Инков, играющие на всех народных инструментах индейцев Южной Америки, в том числе и на Чаранго.


В России инструмент Чаранго также популярен. «Kirkíncho sp.» — московская группа, образовавшаяся в 1995-1997 годах, представляет подлинную музыку Анд во всем ее многообразии. «Kirkíncho, kirkínchu» – так на языке Аймáра называется Андский броненосец; «sp.» – сокращение от латинского биологического термина, означающее «вид не определен». То ли словесный каламбур, то ли тонко завуалированный смысл… Коллектив «Kirkíncho sp.» — участник многих Международных Фестивалей современного фольклора и этнического музыкального искусства, в 2003 г. стал дипломантом Всероссийского Конкурса «Этника» в номинации «За глубокое проникновение в традицию другого народа».


Любопытные факты
  • Чаранго – единственный в мире музыкальный инструмент, который делали из панциря животного.
  • В действительности, индейцы говорят «Ч’ахрáнку», а термин «Чаранго» укоренился у людей, не говорящих на Кечуа.
  • Классический состав музыкальной группы Андийской музыки: испанская гитара, Чаранго, кена, сампонья, бомбо. Этих 5 инструментов хватает, чтобы играть любую фолк-музыку Анд.
  • Народный инструмент индейцев, который хранится в коллекции Российского национального Музея музыки им. Глинки, имеет длину всего 50 см.
  • У миниатюрной индейской гитары, наиболее известной как «Charango», на самом деле много названий. Менее распространенные названия инструмента: charanguillo, chillador, chitisito, kirkinchito, kjirki, maulincho, thilisito. Существуют инструменты большего размера, они называются: charangón, hatun charango, machu charango, walaychu.
  • Иногда встречаются Чаранго, задняя дека которых изготовлена из рога буйвола, киля (грудной кости) кондора, морской раковины, панциря черепахи. Но в индейских культурах этот инструмент обычно полностью деревянный.
  • На сегодняшний день в мире существует всего ок. 20 видов броненосцев. Самым крупным является Гигантский броненосец (лат. Priodontes maximus). Длина тела животного может достигать 1,5 м, вес 30-65 кг. Предки броненосцев, вымершие Глиптодонтины (лат. Glyptodontinae), достигали более 3 м в длину и весили до 2 Тн. Панцири наиболее крупных особей древние индейцы использовали в качестве крыш для своих жилищ.
  • Если сказать, что Чаранго — самый индейский струнный инструмент, то это будет если не правда на 100%, то очень близкое к истине утверждение.
[0]