Открыть меню
 

Театр «Колон»: Символ театрального искусства Аргентины

Театр «Колон»Театр «Колон» (исп. Teatro Colón) — Национальный оперный театр Аргентины, расположенный на проспекте «9 июля» (исп. Avenida Nueve de Julio) в Буэнос-Айресе (исп. Buenos Aires), столице Аргентины; является крупнейшей балетной и оперной сценой Латинской Америки.

Театр, названный в честь Христофора Колумба (итал. Cristoforo Colombo; великий испанский мореплаватель), признан одним из лучших в мире. За долгие годы его существования на сцене «Колона» блистали многие именитые певцы XX столетия – Энрике Карузо, Дель Монако, Тито Гобби, Рената Тебальди, Федор Шаляпин, Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти, Мария Каллас и многие др., а также выдающиеся дирижеры — Тосканини, Э. Клайбер, Клемперер.

Значительное место в театральном репертуаре всегда занимала русская классика; здесь ставились оперы «Борис Годунов» и «Демон» (1909 г.), «Евгений Онегин» (1911 г.), «Пиковая дама» (1924 г.), «Хованщина» (1929 г.), «Садко» (1930 г.) и др.

В 1913-1917 гг. на прославленной сцене с большим успехом выступала труппа «Русского балета Дягилева».

С момента открытия и до нынешнего дня театр «Колон» является центром важнейших событий в культурной жизни Аргентины.

Театральный сезон традиционно длится с мая по декабрь.


История создания

В середине 1850-х гг. аргентинская опера переживала бурный расцвет: только в 1854 г. на столичных сценах было поставлено 53 оперных спектакля. Поэтому назрела необходимость в создании нового театра. В 1856 г. было заложено здание театра, а 27 апреля 1857 г. он был торжественно открыт постановкой оперы Дж. Верди «Травиата» (4-мя годами позже европейской премьеры спектакля). Зрительный зал нового театра вмещал около 2500 зрителей и имел специальную галерею для женщин.

Новое здание

С первых дней своего существования Театр «Колон» обрел неслыханную популярность, с каждым годом стремительно росло количество поклонников. Через 30 лет после его открытия, когда стало понятно, что требуется более просторное и современное помещение, здание было продано государственному Национальному банку, а деньги были потрачены на строительство нового театра. Здание нынешнего театра было заложено в 1889 г. по проекту аргентинских архитекторов итальянского происхождения Франческо Тамбурини и Витторио Меано (итал. Francesco Tamburini, Vittorio Meano). Строительство театр Колон историясопровождалось непредвиденными задержками и трудностями из-за нестабильной политической обстановки в стране, к тому же умерли оба архитектора и финансировавший проект бизнесмен Анджело Феррари (исп. Angelo Ferrari). На некоторое время стройка оказалась замороженной, тем не менее, в 1908 г. строительство было возглавлено и завершено Жюлем (Хулио) Дормалем (исп. Julio Dormal; 1846 — 1924), бельгийско-аргентинским архитектором, частично изменившим проект здания и заново спроектировавшим внутреннюю отделку. Новое здание открылось в день национального праздника Аргентины — 25 мая 1908 г. (День Родины) постановкой оперы Верди «Аида». Театр по-прежнему вмещал около 2,5 тыс. зрителей, также дополнительно предусматривалось значительное количество мест для зрителей (от 500 до 1000), слушающих концерты стоя. Внутренний интерьер был богато украшен, в фойе установлены бюсты выдающихся композиторов: Бетховена, Бизе, Беллини, Верди, Вагнера, Моцарта, Гуно, Россини. В год открытия на сцене театра выступала блистательная труппа, в которую входили Титта Руффо (итал. Titta Ruffo), выдающийся итальянский певец-баритон XX в., великий русский певец Федор Шаляпин и др. оперные знаменитости.

В 1925 г. в театре образовалась своя постоянная балетная труппа, которую возглавил Георгий Кякшт (лит. Jurgis Kiakštas; 1873 – 1936; российский артист балета литовского происхождения). 24 октября состоялось дебютное выступление коллектива балетной постановкой «Детские сцены» (исп. «Escenas infantiles») аргентинского композитора Кайетано Трояни (исп. Cayetano Troiani; 1873 —1942).


Современность

В октябре 2006 г. один из самых известных театров страны закрылся на ремонт и должен был вновь распахнуть двери 25 мая 2008 г., в день своего 100-летнего юбилея, но этому помешали различные обстоятельства. В результате, открытие театра решено было приурочить к другой важной дате — 25 мая 2010 г. (200-летие аргентинской государственности). В этот день состоялся торжественный концерт, на котором присутствовали высокопоставленные государственные чиновники Аргентины и президент Уругвая, харизматичный Хосе Мухика (исп. Jose Alberto Mujica Cordano). На концерте исполнялись фрагменты из оперы Пуччини «Богема», симфонии «Зупай» Паскуаля де Рогатиса и знаменитого балета Чайковского «Лебединое озеро».

Гостей города впечатляет фасад театра, выполненный в стиле раннего ренессанса в сочетании с элементами традиционной французской и немецкой архитектуры. Роскошное внутреннее убранство неизменно поражает воображение: величественные классические колонны, мраморные лестницы, позолоченные своды, пурпурные бархатные кресла, огромные зеркала в позолоченных оправах, богатая шелковая драпировка окон и скульптурные группы в просторном фойе. Вне всяческой конкуренции остается великолепная световая иллюминация, включающая в себя сотни хрустальных люстр, светильников и бра.

Потрясает роскошью великолепный «Золотой салон» (исп. Salon de Оrо), буквально утопающий в золотистом сиянии и радужных переливах хрустальных люстр. Он находится уровнем выше над фойе и назван так из-за позолоченных деталей интерьера и большого количества зеркал. Первоначально салон был задуман как место отдыха во время интервалов, а теперь в нём проводятся концерты камерной музыки и беседы перед очередным оперным спектаклем.

Театр Колон

Ложи расположены в 7-и уровнях. Если смотреть на зал сверху, видно, что он по форме напоминает подкову

На великолепной сцене ставятся оперные постановки, балетные и драматические спектакли. Также здесь выступает городской филармонический оркестр и местный хор. Размеры театра (7 этажей) позволяют разместить тут бесчисленные костюмерные, театральные мастерские, залы для репетиций, которые расположены под сценой, на глубине 3-х этажей. Отдельно необходимо выделить уникальную акустику театра, которая позволяет каждому зрителю, где бы он ни сидел, отлично воспринимать звук.

В театре также есть библиотека и музей, в котором хранятся бесценные экспонаты, как, например, скрипка Страдивари и Амати.

Театр «Колон», безусловно, входит в число основных культурных достопримечательностей столицы. Специально для гостей города по прекрасному зданию, которое является гордостью Аргентины, организуются увлекательные экскурсии.


Любопытные факты

  • Крупные концерты, всегда собирающие огромное количество зрителей, проходят тут ежегодно, а ажиотаж, творящийся вокруг приобретения «лишнего билетика» порой не уступает финальным матчам футбольного чемпионата.
  • В партере зрительного зала всего 632 кресла, специально установленных просторно, чтобы дамы в пышных вечерних туалетах могли спокойно пройти между рядами, не беспокоя сидящих зрителей.
  • Ложи и балконы расположены 7-ю ярусами, самый верхний называется «Рай» (исп. El Paraiso), прямо над ним простираются своды купола, расписанного известным аргентинским живописцем Раулем Сольди (исп. Raul Soldi; 1905 – 1994).
  • Зрительный зал, который впечатляет своими внушительными размерами, все же уступает объему сцены. Сценическая коробка устроена таким образом, что оркестр и балетная труппа могут проводить там параллельные репетиции: звуконепроницаемый металлический занавес позволяет им не мешать друг другу.
  • Огромный костюмерный фонд, созданный в театральных мастерских, насчитывает более 16 тыс. сценических костюмов и более 30 тыс. пар обуви.
  • Материалы, использованные для внутренней отделки, сочетание их текстур и расцветок доставляют истинное наслаждение для глаз. Здесь представлено 3 разновидности мрамора: красного – для нижней части колонн, бежевого с гранатовыми прожилками – для балюстрад и перил, и белого (из итальянской Каррары) – для лестничных маршей. Пурпурный бархат, из которого выполнена драпировка лож и обивка кресел, был доставлен из Венеции, а паркет – из Хорватии.
  • По акустическим характеристикам зала Театр Колон занимает 1-е место среди известнейших оперных театров мира.
  • На открытие первого Театра Колон за огромную по тем временам сумму (150 тыс. песо) был приглашен известный итальянский драматический тенор Э. Тамберлик (итал. Enrico Tamberlik; 1820—1889). Чтобытеатр Колон представить величину суммы контракта, достаточно упомянуть, что цена, за которую впоследствии был продан Театр, составила 950 тыс. песо.
  • В начале торжественной церемонии Тамберлик исполнил национальный гимн Аргентины, затем принял участие в инаугурационном представлении – опере Верди «Травиата».
  • Лучано Паваротти дебютировал на знаменитой сцене в опере Пуччини «Богема» (1987 г). Театр «Колон» произвел на выдающегося оперного певца XX в. столь сильное впечатление, что он посветил ему 7 страниц в своей автобиографической книге «Мой мир», изданной в 1997 г. Итальянский певец писал: «У театра имеется лишь один крупный недостаток: его акустика просто безукоризненна. Для певца сей факт означает следующее: если он ошибается во время исполнения, это сразу же становится заметно всем».
  • Во время одного из своих визитов в Буэнос-Айрес Паваротти остановился в отеле «Plaza», в котором за одним из столиков во время гастролей любили ужинать Мария Каллас и Артуро Тосканини. Паваротти немедленно купил его и отвез в Италию, этот столик по сей день стоит в доме певца в Модене.
  • 4 августа 1915 г. прославленный Энрико Карузо впервые вышел на сцену нового Театра «Колон», чтобы вместе с Титта Руффо спеть в оперe Леонкавалло «Паяцы». Первый визит Карузо в Аргентину состоялся в 1899 г., когда новый Театр только строился, а сам 26-летний итальянский тенор едва начинал свою блистательную карьеру.
  • Клаудиа Муцио (итал. Claudia Muzio) и Беньямино Джильи (итал. Beniamino Gigli) были в числе главных фаворитoв публики Театра «Колон» первой половины ХХ в. Муцио впервые выступила здесь в 1919 г. и впоследствии пела в каждом сезоне вплоть до 1926 г.
  • Маргарита Поллини в книге «Palco, cazuela y paraíso» («Ложа, балкон и галерка») рассказывает об участии итальянской певицы Клаудии Муцио (итал. Claudia Muzio; 1889 — 1936) в роли Леоноры в опере Верди «Сила судьбы». Надо сказать, что к этому произведению все певцы относятся с мистическим страхом: опера, якобы, приносит несчастья. Суеверная мать Клаудии, сопровождавшая певицу во время всех гастролей, перед каждым выступлением дочери орошала сцену святой водой. По иронии судьбы, во время спектакля Клаудия поскользнулась именно на этой воде и свалилась в оркестровую яму.
  • В сентябре 1965 г. каталoнская певица Монтсеррат Кабалье (кат. Maria de Montserrat Caballe) должна была дебютировать в опере Пуччини «Турандот». Но дирижера Фернандо Превитали не устраивала Монтсеррат, он решил, что голос итальянки не подходит для роли Лю. Расстроенной Кабалье ничего не оставалось, как ждать возвращения в Европу. Но случилось непредвиденное: взбунтовалась исполнительница главной роли, знаменитая шведская певица Биргит Нильссон (швед. Märta Birgit Nilsson; 1918—2005): «Не будет петь Кабалье — не буду петь и я!» После этого заявления Монсеррат немедленно попросили вернуться в театр.
  • Испанский оперный певец Пласидо Доминго (исп. Jose Placido Domingo) впервые выступил в «Колоне» в 1972 г. именно в «Силе судьбы». Это выступление навсегда осталось в памяти великого тенора. «Этот Театр является для меня одним из самых прекрасных театров мира, его нельзя сравнить ни с каким другим…Он восхищает своей элегантностью и идеальной акустикой». «В этом театре, — вспоминал Доминго, — меня всегда поражало безупречное качество оркестра и хора, а также мастерские, способные решить любую проблему артиста в течение нескольких минут: давят ли вам туфли, растрепался ли парик, или, например, костюм вдруг сидит не так, как надо – в «Колоне» все неприятности ликвидируются незамедлительно!»
  • В 1933 г. случилась забавная история с оперным певцом Беньямино Джильи (итал. Beniamino Gigli; 1890 — 1957), когда великий итальянский тенор впервые предстал перед публикой в опере «Сила судьбы» (итал. La forza del destino) в роли Альваро. Этот опус Верди всегда сопровождался шлейфом суеверий. Премьера спектакля прошла для итальянского певца с приключениями, к счастью, комического свойства. Сначала в одной из сцен он споткнулся и упал, затем свалился один из статистов и выронил из носилок раненого Альваро, вызвав хохот зрителей в самом трагическом эпизоде. В довершение всего, в сцене дуэли на Джильи с треском разорвались брюки! «Хорошо, что эта неприятность оказалась прикрытой монашеской рясой» – вспоминал позже в своих мемуарах певец.
  • В шикарном фойе театра размещена галерея бюстов прославленных исполнителей и композиторов, среди которых есть и бронзовая скульптура великого российского баса Ф.И. Шаляпина. Табличка на постаменте гласит: «Русский певец Федор Шаляпин пел на знаменитой сцене в 1908 и 1930 годах».
  • С тех времен в театре не ослабевает интерес к русскoму оперному наследию и динамично развиваeтся сотрудничество с российскими исполнителями. Среди тех, кто продолжил великие традиции, заложенные Шаляпиным, такие выдающиecя мастера оперной сцены, как Фелия Литвин, Григорий Бакланов, Дмитрий Смирнов, а позднее — Е.Нестеренко, Е.Образцова, Г.Вишневская, А.Ведерников, И.Архипова, И.Богачева, В.Атлантов, Д.Хворостовский и мн. др.
  • Оперы Мусоргского, пожалуй, наиболее часто исполняемы из русского репертуара театра. Например, «Хованщина» показывалась в 6-и сезонах, а «Борис Годунов» представлялся в 23-х. Но лишь в 1975 г. спектакль целиком был поставлен на русском языке, в той постановке роль Бориса исполнял Евгений Нестеренко, а партию Марины спела И. Архипова.
  • В «Хованщине» 1982 г. принимала участие Е. Образцова. Роль Марфы была ее дебютом в «Колон». Местная критика восторгалась мастерством российской певицы.
  • В 1998 г., в год своего 90-летия, Театр «Колон» пригласил на гастроли прославленный Мариинский Театр, который с блеском исполнил в Буэнос-Айресе «Борисa Годуновa» и «Хованщину».
  • В марте 2013 г. два театра подписали соглашение о сотрудничестве. Во время торжественного акта Валерий Гергиев отметил: «В оперном мире немного театров с такой богатой историей, как у «Колон» и «Мариинки». Поэтому я думаю, что у нашего сотрудничества отличные перспективы».
  • Одной из наиболее любимых русских опер у поклонников «Колон» является «Евгений Онегин». Впервые ее поставили в Буэнос-Айресе в 1911 г. на итальянском языке. На языке оригинала опера была исполнена лишь в 1977 г.
  • Другой запоминающейся постановкой «Евгения Онегина» стал спектакль 1997 г. с участием Д. Хворостовского. Центральная газета «La Nacion» посвятила известному русскому баритону статью под заголовком «Русский аристократ в Колон».
ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:
Перито-Морено (исп. Perito Moreno; «Ученый Морено») — знаменитый ледник, расположенный на территории Лос-Гласьярес (исп. Parque
Реколета (исп. Cementerio de la Recoleta) – одно из самых красивых и известных кладбищ мира,
Каса-Росада (исп. La Casa Rosada) или «Розовый Дом» - это официальная резиденция президента Аргентины, расположенная в
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Могу сказать, что когда я проходил мимо театра Колон, не заметив его сначала я прошел мимо… пришлось возвращаться! Настолько он сливается с остальными зданиями….выглядит довольно неприметно. Хотя, нужно отметить, что это был апрель, театр в это время на каникулах…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© Hasta Pronto - 2015-2017
Ваш путеводитель по Южноамериканскому континенту
· Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник
Ресурс носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Supported by Nalitch