Открыть меню
 

Мачу-Пикчу: Затерянный город Солнца

Мачу-Пикчу (кечуа: Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей Перу, древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над Священной долиной реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. Куско. Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

В переводе с кечуа «Machu Pikchu» означает «Старая гора». Однако, небольшой Мачу-Пикчу, в котором менее 200 сооружений, является обладателем множества неофициальных титулов: его именуют «Потерянным городом», «Городом среди облаков». Некоторые историки предполагают, что он был возведен приблизительно в 1440 г. в качестве резиденции Пачакутека Юпанки (кеч. Pachakutiq Yupanki – великий девятый правитель Инков, правивший в 1438-1471 гг.), и функционировал вплоть до испанского вторжения на территории империи, т.е. до 1532 г. До сего дня остается неразгаданной загадка, почему в 1532 г. все жители внезапно исчезли.

metka-karta

Климат

Климат в регионе субтропический, влажный. Лучшим временем для посещения является сухой сезон апрель-октябрь. С ноября по март в регионе обычно идут обильные дожди.

Средняя летняя температура составляет +25ºС, температура зимнего периода колеблется около +10ºС. В этих краях повышенная влажность, Мачу-Пикчу нередко оказывается окутанным в пелену густого тумана. Но в ясную погоду, при хорошей видимости с высоты хребта открываются восхитительные виды на окрестности.

Наиболее многолюдно здесь с июня по август.


Флора и фауна

Живописные археологические развалины населены огромным видовым разнообразием представителей флоры и фауны. Сегодняшняя территория исследована лишь на 35%, по мнению ученых, дальнейшее ее изучение может дать миру массу важных открытий.

На всей площади затерянного города, составляющей около 32,5 тыс. Га, произрастают экзотические деревья, ошеломляющие своим величием, такие как писонай (лат. Аrbol pisonay — Коралловое дерево), куньюал, щитовидная пальма, ольха. Здесь растет также более 400 видов орхидей и бегоний, из которых описано и систематизировано чуть более 250 разновидностей.

Животные, обитающие здесь, также поражают видовым разнообразием: только птиц здесь насчитываетсяДикая Лама около 375 видов. Ярким, в прямом и переносном смысле, представителем пернатых является Скальный петушок, который считается символом Перу. Птицу легко узнать по ее пестрому оперению. Среди млекопитающих особый интерес вызывает андский медведь, который в этих краях известен, как «Очковый медведь». Животное, ныне находящееся под угрозой исчезновения, абсолютно безопасно, пугливо и застенчиво, питается лишь растениями. В Мачу-Пикчу можно встретить белохвостых оленей, викуний, диких лам и многих других представителей экзотической фауны.


История и особенности архитектуры

Традиционно Перу делится на 3 региона: гористая сьерра (исп. Sierra; Перуанские Анды), тропическая долина — монтака и засушливая прибрежная равнина. На труднодоступном горном плато сьерры раскинулся знаменитый город Инков, надежно укрытый от посторонних глаз буйными, непроходимыми зарослями.

М-П прославился своей богатейшей историей, уходящей корнями вглубь веков и полной непостижимых тайн. Приблизительно в 1440 г. великий Пачакутек (кеч. Pachakutiq; 9 — й правитель империи Инков, правил в 1438-1471 гг.) основал высоко в горах этот священный город, ставший надежным укрытием для тысяч людей. Мачу-Пикчу располагался далеко от основных инкских поселений, он не был разрушен испанскими завоевателями, которые покорили почти все земли в этой области, но до сюда так и не добрались. Однако, в 1532 г. все жители внезапно таинственно исчезли, город более 400 лет пребывал в запустении и забвении. Впоследствии эта территория стала неисчерпаемым полем деятельности для археологических исследований.

Продолжительное время о «затерянном городе Инков» ходили лишь предания. Доподлинно никто не знал, существует ли Мачу-Пикчу в действительности: ни единого упоминания о нем не встречается в испанских хрониках, и Инки не оставили письменных свидетельств. О существовании города мир узнал только в начале XX в., когда 24 июля 1911 г. его обнаружил американский археолог-исследователь, профессор Йельского Университета Хайрам Бингхем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956 гг.), посвятивший не один год поискам мертвого города. Как гласит легенда, Бингем поднялся на вершину горы с местным проводником-носильщиком. Здесь жили 2 индейские семьи, охранявшие Мачу-Пикчу. Профессор подарил мальчику из одной семьи монетку в 1 соль, и тот показал ученому дорогу к древним развалинам, укрытым густыми зарослями и кишащим змеями. Так, всего за 1 соль (ок. 30 американских центов) человечество узнало о заповедном свидетеле расцвета и заката великой цивилизации.

Долина Инков Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу

Названия, которые носят сегодня строения, фактически ничего общего с инкскими не имеют. Бингхем, не зная прежних названий, придумал новые.

Несмотря на открытие «города в облаках», Мачу-Пикчу оставался недоступным еще в течение почти 30 лет, пока экспедиция археологов не обнаружила Дорогу Инков, проложенную к цитадели через долину.

Во времена древней цивилизации допуск в крепость был открыт только для избранных. Здесь проживала высшая знать, жрецы, ремесленники и «мамакунас» или Солнечные девы – девственницы, посвятившие себя служению богу Солнца. Всего здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Инти (кеч. Inti; в мифологии Инков — бог Солнца). Мужчины занимались в основном земледелием. Судьба местных жителей до сего дня неизвестна. Раскопки приносят все новые загадки.

Путешествие по тропам Инков

Дороги Инков

Ученые, исследовавшие руины, были изумлены надежностью конструкций и четкостью планировки застройки. Весь город-крепость поделен на секторы: жилой район с  храмами, резиденции, склады, кладбище и темницы. На юго-востоке угадывается дворцовый комплекс — район жилищ вельмож и сановников; в западном секторе расположен главный Храм с алтарем, рядом с ним — жилой квартал, застроенный 2-хэтажными домиками, между которыми вьются узкие улочки с лестницами. Жилые здания в основном были 2-хэтажными, с каменными стенами и соломенными крышами. Причем, каменные блоки были идеально подогнаны друг к другу, в определенных местах были оставлены зазоры на случай землетрясения. Крепостные стены имели небольшой наклон в целях повышения сейсмоустойчивости. Древняя кладка укрепления поражает современных специалистов ювелирной точностью подгонки.

Особенно исследователей потрясло то, что зодчие при строительстве не использовали никаких скрепляющих составов, камни удерживались исключительно за счет своего собственного веса. Возможно, ответ на вопрос о способах скрепления каменных блоков подсказывают легенды Инков, согласно которым строительство велось с помощью … птиц! Фантастической версии даже нашлось научное объяснение: в этих краях некогда жили птицы «хакаклъо», которые использовали сок некоего растения при выдалбливании в скалах своих гнезд.  Возможно, при креплении каменных блоков инки использовали тот же сок.

На юго-восточной оконечности города сохранились полукруглая башня и примыкающие к ней строения, предположительно служившие одновременно укреплением и святилищем. Интересно, что башня была возведена вокруг куска природной скалы, отесанного и превращенного в алтарь. Под башней находится грот, служивший для совершения ритуальных обрядов.

Религиозным центром была большая Священная Площадь, которая отделяла район проживания знати от квартала простых горожан с мастерскими и лавками, и от кладбища, размещенного в Погребальной скале. В нижней, южной части крепости находились дома крестьян с сараями и загонами для скота.

Вероятно, Храм «Трех окон», через окна которого лучи солнца падали на Священную Площадь, выполнял важную роль в проведении ритуальных церемоний. Три окна символизировали троичность мира, что соответствовало мировоззрению Инков. Согласно легенде, 3 основателя инкской империи вошли в мир именно через эти храмовые окна.

От площади по длинной лестнице, вырубленной в граните, можно попасть на вершину скалы. Там находитсяРитуальный камень «Интиуатана» одна из самых интересных достопримечательностей Мачу-Пикчу, святая святых – ритуальный камень «Интиуатана» (кеч. Intihuatana — «Место, где привязано Солнце»). Когда-то эта глыба была отпилена от скалы и установлена в самой высокой точке на особой треугольной площадке. Гранитный монолит вытесан в форме громадного кулака с поднятым вверх указательным пальцем, к которому, по убеждению Инков, привязывается солнце. Камень представляет собой мини — обсерваторию. Плоскости и углы расположены таким образом, что можно фиксировать положение светила на закате во время зимнего солнцестояния и восход солнца — во время летнего. «Интиуатана» выполнял роль солнечных часов, с помощью которых инкские жрецы высчитывали время суток, месяц, время года, а также определяли самое лучшее время для начала посевных работ и сбора урожая. До сих пор тайна этих часов остается неразгаданной.

Возле камня-алтаря жители Мачу-Пикчу молились, проводили религиозные обряды, распевали гимны.

Тут имеются и специальные смотровые площадки, свидетельствующие о незаурядных познаниях Инков в астрономии.

Отдельные разноуровневые части города соединялись между собой разветвленной сетью лестниц, вырубленных в гранитных склонах. Высоким уровнем инженерного искусства отличалась и система городского водоснабжения: вода из горных источников подавалась в крепость по искусственно созданным каналам. Древний водопровод  исправно действует и сегодня, как и 5 веков назад.

Весьма оригинален Храм Кондора (исп. Тemplo de Еl Соndor), названный так по форме камня, которыйХрам Кондора напоминает очертания птичьей головы. Позади высятся две скалы, похожие на крылья птицы. Видимо, этот камень также служил инкам алтарем. Предположительно, святилище было связан с культом кондора, который олицетворял у Инков свободу и воздух.

Бесспорным шедевром инкской архитектуры стал Храм Солнца, возведенный на скале и напоминающий гнездо гигантской птицы. Отсюда жрецы вели астрономические наблюдения, определяли положение солнца, что было необходимо для проведения религиозных ритуалов.

У подножия скалы, на которой возвышается Храм Солнца, находится вход в пещеру — усыпальницу знатной персоны. Инки свято верили, что душа человека остается связанной с телом до того момента, пока его не тронуло тление, поэтому умершие представители знати и духовенства подвергались особой мумификации. На востоке, за чертой города был найден ритуальный камень с 3 ступенями: одна знаменует небо — обитель богов, вторая — землю, а третья — подземное царство. На этот камень клали тела умерших, где днем под воздействием солнечных лучей (а ночью — холодных ветров) происходила естественная мумификация.

Новые загадки принесли раскопки «Зала ступок», в центре которого стоят камни с выдолбленными в них лунками, систематически наполняемыми водой. Особое расположение окон, способствующее  фокусированию солнечных лучей, позволяло использовать зал для астрономических наблюдений и расчетов. Имеет место и версия, что эти лунки жрицы использовали при изготовлении красок из толченых минералов и растений, необходимых для росписи стен, тканей и сосудов.

Дорога, ведущая из Мачу-Пикчу в Куско, является прекрасным образцом мастерства древних строителей: Так как Инки не знали колеса, чаще всего дороги строились ступенчатымидаже в разгар сезона дождей она находится в прекрасном состоянии. Помимо того, что дороги в империи Инков имели важное стратегическое значение, они содействовали культурному обмену между областями государства — благодаря ним люди передавали друг другу секреты искусства керамики, обработки металлов, ткачества и архитектуры.

Так как Инки не знали колеса, чаще всего они строились ступенчатыми. Через реки сооружали каменные или подвесные канатные мосты, считавшиеся священными объектами.

Вокруг высокогорного города на традиционных инкских узких террасах вдоль крутых горных склонов размещались обрабатываемые земли. И террасы, и тысячи соединявших их ступенек сохранились здесь на многие века.


Город Инков сегодня

В наши дни Мачу-Пикчу, место поразительной истории и неразгаданных тайн, в последние десятилетия стал популярным центром мирового туризма. Многие устремляются сюда, чтобы своими глазами увидеть совершенное строительное искусство Инков. Немало людей привлекает сюда и миф об Эльдорадо, богатой эпической стране. В 2011 г. в целях  ограничения количества посетителей были приняты новые правила, согласно которым посетить древний город могут только 2,5 тыс. туристов в день.

Мачу-Пикчу находится в труднодоступном районе, прямо в облаках, автомобильной дороги туда нет, поэтому в целях развития туризма была построена железная дорога из Куско до близлежащего населенного пункта Агуас-Кальентес (исп. Aguas Calientes).

Шедевр инкской архитектуры - Храм Солнца

Храм Солнца

Сохранилась и оригинальная тропа Инков, идущая вдоль реки. В окаймленной высокими горами долине, по которой петляет Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Полумрак здесь царит даже днем, а рев воды заглушает все звуки.


Как добраться

«Бархатным сезоном» в Перу является сухой зимний период (июль — август), когда держится самая комфортная температура воздуха — около +20 °C. Каждый зимний сезон уникальный музей под открытым небом «кормит» всю страну доходами от туризма. Мачу-Пикчу открыт для посещения с 6:00 до 17:30, вход платный.

Прилетев в Лиму — столицу Перу, надо сделать пересадку на самолет до Куско, откуда до Мачу-Пикчу можно добраться несколькими способами:

  • Самый популярный: доехать на поезде от станций Ольянтаитамбо (исп. Ollantaytambo) или Порой (исп. Poroy) до Агуас Кальентеса (исп. Aguas Calientes), самого близкорасположенного к древнему городищу населенного пункта. На этот поезд всегда много желающих, поэтому билет лучше приобрести заранее по интернету. Ежедневно из Куско отходят 6 поездов (с 06:40 до 09:05), а обратно — с 15:20 до 17:50.

До цели путешествия можно доехать на туристическом автобусе (они ходят с 05:30 с интервалом в 15 мин.), о входном билете на территорию музея тоже надо заранее позаботиться, так как у его входа билеты не продаются.

Имейте в виду, что с 14:00 настоящего дня продаются билеты на следующий день, при себе нужно иметь паспорт. Билет дает право только на вход в городище, но самые любознательные и отважные путешественники (200 человек в день, в 7 и 10 ч.) могут подняться на соседнюю гору Уайна-Пикчу (кеч. Wayna Pikchu — «Молодая гора»).

На поселковой остановке всегда длинные очереди, но при организованном движении очередь продвигается достаточно быстро, сам путь на гору занимает 10-15 минут. На обратной дороге можно сэкономить, устроив себе «крутой» спуск по ступенькам через горные джунгли, который займет около часа. Трудности спуска с лихвой компенсируются замечательными окружающими видами.

Помните о лимите, установленном ЮНЕСКО в целях сохранения исторического архитектурного комплекса: ежедневно сюда допускается не более 2,5 тысяч туристов. Поэтому забронируйте билеты на экскурсию заранее.

Взрослый

Студент

Мачу-Пикчу

70 USD $

41 USD $

Мачу-Пикчу + Уайна-Пикчу

86 USD $

57 USD $

Мачу-Пикчу + Гора

86 USD $

57 USD $

Мачу-Пикчу + Музей

77 USD $

45 USD $

 Забронировать сейчас

 Цены актуальны на февраль 2017 г.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  • Самый интересный: отправиться пешком по древней Тропе Инков. Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  • Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу» и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда,Между некоторыми каменными блоками не просунуть даже лезвия ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.


ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:
Урубамба (исп. Urubamba, кечуа Urupampa) — город на юго-востоке центральной части Перу, расположенный в Священной
О Перу написано немало трудов, целая плеяда великих умов научного мира пытается разгадать тайны, связанные
Загадочная культура Инков в Перу не перестает удивлять исследователей и заинтриговывать любознательных туристов со всего
Марас (исп. Maras) — небольшой город в Перу, центр одноименного района, входящего в провинцию Урубамба,
Ракчи (кечуа Raqchi) — один из наиболее значительных археологических памятников инкской эпохи в Перу, расположенный
Морай (исп. Moray) — город в Перу, расположенный в Священной долине Инков (исп. El Valle Sagrado
Писак (исп. Pisac, кечуа P'isaq) — город в Перу, древнее инкское укрепление, расположенное в 33
Тамбомачай (исп. Tambomachay, кечуа Tampumachay) - археологический памятник в Перу, расположен в Священной долине Инков
В окрестностях Куско есть несколько достопримечательностей, расположенных на одном направлении. Самая верхняя из них –
На удивительном южноамериканском континенте, меж высоких горных хребтов несет свои воды река Урубамба. Именно там

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© Hasta Pronto - 2015-2017
Ваш путеводитель по Южноамериканскому континенту
· Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник
Ресурс носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Supported by Nalitch