Отавало: Город-ярмарка

gerb-Imbabura

Отавало (исп. Otavalo) — небольшой эквадорский городок, уютно раскинувшийся в живописной долине у подножия вулкана Имбабура (исп. Volcan Imbabura; 4609 м над у/м). Он является административным центром одноименного кантона, входящего в состав провинции Имбабура (исп. Provincia de Imbabura), находится в 95 км по Панамериканскому шоссе к северо-востоку от столицы страны, Кито (исп. San Francisco de Quito).

Очень плодородная вулканическая почва долины, окруженной цепью Анд, способствует местным жителям собирать по 3 урожая в год различных овощных культур. Здесь выращиваются пшеница, ячмень, картофель, кукуруза, рис, сахарный тростник и цитрусовые. Также жители занимаются разведением крупного рогатого скота и овец. В регионе развиты лесные промыслы, такие, как заготовка ценного бальзового дерева, сбор пальмовых орехов и сока гевеи.

Основным и важнейшим видом деятельности местных жителей является ткачество. Одно из неофициальных названий Отавало – «Город ткачей».

Город обслуживается Международным аэропортом Mariscal Sucre (исп. Aeropuerto Internacional Mariscal Sucre), расположенном в 9 км от центра Кито.



Историческая справка

Отавало, как и многие города Эквадора, ведет свою историю с доинкских времен. До вторжения на континент испанцев название города звучало чуть по-другому — Утавалью, что на индейском наречии означает «Большой дом на зеленом лугу».

За долгую историю на долю местных индейцев выпало множество бед и испытаний. Во-первых, оказывая сопротивление завоеванию Инков, они потеряли много людей.

В период испанской экспансии от занесенных из Европы болезней, в том числе от эпидемии ветряной оспы, умерла большая часть населения. В 1541 г. испанцы потребовали от племени выделить крепких мужчин для участия в экспедиции по поискам мифической страны Эльдорадо. От 4 тыс. индейцев, участвующих в экспедиции, в живых не осталось ни одного.

А глубокой ночью 1868 г. страшное землетрясение практически полностью разрушило город, спящие люди погибли под завалами.

Otavalo

Но все эти трудности не сломили индейцев, и сейчас гордые и талантливые обитатели долины Отавало (отаваленьос), прошедшие через времена суровых испытаний, сумели сохранить самобытную культуру и прославиться на весь мир своим удивительным мастерством — ткачеством. Сегодня это одна из самых богатых коренных народностей в стране. Уже на протяжении многих столетий из поколения в поколение передаются национальные традиции и уникальные самобытные технологии древнего ремесла, все премудрости которого отаваленьос начинают осваивать буквально с младенчества. Еще в период испанской колонизации они вынуждены были от зари до зари работать на ткацких станках, чтобы платить огромные налоги испанской короне. Даже испанские конкистадоры присвоили им почетное звание «Полезные индейцы», с которыми предписывалось обращаться без излишней жестокости. Но даже «мягкое» обращение не исключало нещадной эксплуатации индейцев. Изделия гордого племени пользовались огромным спросом и расходились по всему миру. Узорчатые одежды и ковры, радужные бусы, колье и браслеты, изящные фетровые шляпки, одежда и аксессуары из кожи — все это покоряло модниц и модников из разных стран.

Сами отаваленьос пронесли неизменными свои наряды через много столетий и сегодня гордятся своей модой, не похожей ни на одну другую. Для женщин это непременная белоснежная блузка с тончайшей вышивкой, длинная двуслойная бело-черная или бело-голубая юбка и темная шляпа или свернутая особым образом ткань, покрывающая голову. А также многочисленные тонкие нитки золотистых бус на шее и красные коралловые браслеты на руках — это выглядит необычайно элегантно.

Для мужчин существует своя мода: строгие черные штаны, непременное вязаное пончо и серая фетровая шляпа, из под которой ниспадает шикарная угольно-черная коса. И, конечно же, обязательным атрибутом отаваленьос является широкая улыбка, озаряющая его лицо при общении с потенциальным покупателем или с прохожим на улице.

Сегодня индейцы открыли свои магазины по всей стране, где торгуют традиционными изделиями, в основном текстильными из шерсти ламы, в магазинах США и Европы. В европейских странах ручная работа отаваленьос из экологически чистых материалов ценится необычайно высоко, поэтому многие индейцы благодатной долины говорят по-английски и ведут успешный бизнес по всему миру.


Население, религия, валюта и климат

Главная отличительная черта города — здесь, всего в сотне км от многонационального Кито, за редким исключением проживают только индейцы. Население города, составляющее около 32,5 тыс. человек, это индейцы-кечуа и метисы. Разговорный язык – испанский, но часть жителей общаются на кечуа.

Отавальские индейцы – рьяные католики, каждое воскресенье они посещают мессу, однако, это не мешает им почитать Пачамаму (кеч. Pachamama; богиня земли и плодородия), поклоняться Солнцу и Луне.

В Эквадоре с 2000 г. национальную валюту сменил всем знакомый американский доллар, банкноты выглядят практически как американские, а монеты немного отличаются.

Климат в здешних краях экваториальный, среднемесячные температуры (на высоте около 2800 м над у/м) варьируются около +13°C.


Достопримечательности города

Отавало — один из наиболее живописных городов Эквадора, расположенный в центре долины. Административное и духовное сердце города — Центральная площадь, окруженная главным Собором, зданиями муниципалитета и бюст Руминьяуиполицейского участка. В середине главной площади, в окружении цветущих кустарников и вечнозеленых деревьев стоит гранитный бюст Руминьяуи (кеч. Rumiñahui), национального героя Эквадора, который возглавлял освободительную борьбу против испанцев и ценою собственной жизни сохранил секрет «золота Атауальпы». В январе 1535 г. испанцы повесили отважного полководца, имя которого на наречии кечуа означает «Каменное лицо».

Мемориал установлен около 20 лет назад. Эквадорский скульптор увековечил в камне мужественные черты лица вождя, выражающие отвагу и решительность. На постаменте укреплена табличка с красноречивой надписью: «Руминьяуи — олицетворение символов и ценностей родины».

В субботний день маленький тихий Отавало превращается в одну большую рыночную площадь.

В стране и за рубежом городок славится, как «Столица пончо». Со всей округи умельцы-ткачи привозят сюда такое количество шерстяных домотканых одеял, пончо, накидок, шалей, что от пестрых узоров рябит в глазах. Для торговли пончо выделено специальное место: просторная заасфальтированная площадь, вся уставленная бетонными «грибами». Когда здесь разложен и развешан многоцветный товар, площадь превращается в настоящий музей народного прикладного искусства.

Где-то к полудню ярмарка затихает, торговые площади пустеют, индейцы отправляются навестить живущих в Отавало друзей и родственников.


Окрестности города

К юго-востоку от «Столицы пончо» возвышается конусообразный вулкан Каямбе (исп. Volcan de El Cayambe; высота 5790 м над у/м). В ясную погоду его снежная вершина отражается в зеркале озера Сан-Пабло (исп. Lago de San Pablo), лежащего у подножия горы. По берегам озера и по всей долине Отавало разбросаны маленькие поселки или домики, стоящие особняком. В этом краю и обитает большинство отавальских индейцев, их несколько групп, каждая из которых изъясняется на собственном диалекте кечуа.

Недалеко от города находится индейский поселок Кальдерон (исп. Calderon), славящийся уникальными фигуркамиПоселок Кальдерон славится фигурками из хлебного теста из хлебного теста, которые можно скушать, а можно приобрести в качестве сувенира.

Насладившись вволю шоппингом, можно отправиться в соседний г. Каямбе (исп. Cayambe) у подножия вулкана, давшему ему свое имя, и отведать непревзойденные «бискочос», самые вкусные в стране бисквитные пирожные (исп. Bizcochos de Cayambe).

К северо–западу от города находится поселок Котакочи (исп. Cotacocha), который называют «кожаной Грецией». Сюда охотно едут туристы, чтобы приобрести или просто полюбоваться на изделия из кожи, выбор которых здесь огромен: начиная с кошельков, заканчивая седлами. Кожаные изделия часто расписаны традиционными красочными узорами, цены на них сравнительно невысокие: кожаную куртку можно купить за $50, женскую сумочку – за $15, а мужской бумажник — всего за $3-5.

Отдохнув, подкрепившись, затарившись подарками и сувенирами, можно отправиться к озеру Куикоча (кечуа Kuychikucha; «Озеро морской свинки») которое расположено в 10 км от Котакочи в кратере потухшего древнего вулкана, и совершить увлекательную прогулку на катере.

В 3-х км от Отавало, на территории леса «El Bosque Protector» расположен живописный водопад Пегуче (исп. Las Cascadas de Peguche), высотой всего 18 м. Местные индейцы считают водопад священным. За несколько дней до праздника «Инти Райми» (кеч. Inti Raymi; «Праздник солнца»), отмечаемого 21 июня, они приходят сюда для ритуальных омовений. Как гласит легенда, в пещерах за водопадом хранится заполненный золотом котел, охраняемый двумя черными псами. Рядом с котлом сидит дьявол и держит в руках пустую миску. Если кто-то захочет завладеть котлом, нужно пойти к водопаду, набрать песка и наполнить им миску дьявола. Но тут есть один подвох: каждый день дьявол будет выбрасывать по щепотке песка, пока миска не опустеет. Вот тогда дьявол придет за душой человека, который унес его золото.

В Отавало находится самый главный зоопарк Эквадора, где в достаточно достойных условиях содержатся характерные для Анд животные. Главной достопримечательностью симпатичного зоопарка является монорельсовая дорога «Дикая Азия», которая позволяет посетителям с комфортом осмотреть всех представителей местной фауны, обитающих здесь.

Отавало

Осматривая живописны окрестности Отавало, стоит посетить одну из многочисленных плантаций роз, которыми так славится страна на экваторе (одна из основных статей экспорта Эквадора). Красоту плантаций эквадорских роз, выращиваемых в этих краях, невозможно передать словами.


Знаменитая ярмарка

Если официальной столица Эквадора является Кито, то Отавало считается ярмарочной столицей страны. Этот небольшой городок всегда был центром торговли: знаменитая ярмарка проходит в Отавало по субботам уже не одну тысячу лет. Еще задолго до господства Инков и появления испанцев, в долине действовала огромная ярмарка, на которой индейцы Кара выменивали у жителей сельвы соль, одежду, одеяла, домашних животных на хлопок и натуральные краски. Согласно историческим документам, ярмарка в этой благодатной долине действовала с конца IX в.

Сегодня уже сама дорога в город, бегущая среди живописнейших андских гор, представляет собой сплошной индейский рынок, здесь на каждом шагу встречаются бесчисленные торговые точки со всевозможными товарами.

Сама ярмарка разворачивается вокруг главной торговой площади Пласа-де-лос-Пончос (исп. Plaza de Los Ponchos; «Площадь Пончо»), достигая своей кульминации по субботам, когда толпы индейцев из окрестных поселков задолго до рассвета устремляются на рынок. Кто-то на авто, кто-то пешком, но каждый со своим товаром: вязанками дров, циновками из камыша, мешками с кукурузой, изделиями домашнего ткачества, целебными травами и пр. Издали кажется, что к рыночной площади льется широкая людская река.

Ярмарка Отавало – яркое событие в жизни жителей долины, поэтому они надевают свои нарядные традиционные костюмы. Многие индианки особым образом завязывают яркие шали так, что за спиной получается некое подобие люльки, где можно носить малыша, а также приобретенные на рынке покупки.

По элементам одежды можно определить, откуда человек прибыл. Например, мужчины из Отавало одеты в коричневые пончо и серые шляпы со шнурком до пояса, а наряд девушек представляет собой почти точную копию женского одеяния Инков, он состоит из голубой юбки, белоснежной вышитой блузки, на шее – несколько ниток бус из золотистого стекляруса, на руках — коралловые браслеты.

Гостей города восхищают яркие национальные костюмы, превосходные изделия ручной работы, которыми изобилует ярмарка. Здесь широкий выбор изделий из шерсти ламы и альпака: красочные ковры, гобелены с затейливыми индейскими рисунками, шерстяные пледы, шарфы, шапки и, конечно, пончо. Очень много изделий из дерева, соломки, керамики, камня, кожи, украшений из серебра. При всем изобилии товаров, здесь не встретишь две палатки, торгующие абсолютно одинаковыми сумками, шляпами или рубашками.

В продуктовых рядах предлагаются всевозможные овощи, экзотические фрукты и национальные лакомства.

Торговаться на рынке не только можно, но и нужно. Обычно продавцы «скидывают» до 30% от стоимости товара. Например, пончо из шерсти ламы Вам уступят за $10 долларов, расписанную в традиционном стиле керамическую тарелку – за $8, теплый шерстяной шарф можно выторговать за $5.

На ярмарке каждый для себя что-то отыщет: модницы — россыпи браслетов и бус; любители музыки — всевозможные колотушки, тамтамчики и прочие «штучки» для создания ритмичных звуков; коллекционеры памятных сувениров — целый арсенал индейских масок, ножей, аксессуаров из кожи, резных изделий из дерева и камня; жители холодных стран — теплые вязаные свитера, пончо, шарфы и шапки на любой цвет и вкус. И конечно, любителям шляп и шляпок здесь есть из чего выбрать! Встречаются здесь и особые торговцы, без которых не обходится ни одна индейская ярмарка: знахари-травники, предлагающие чудодейственные корешки, травы, минералы и амулеты, способные решать даже «сердечные» проблемы.

Обычно туристы приезжают в Отавало на один день, чтобы посмотреть местные колоритные рынки. Если же они планируют задержаться подольше, к их услугам есть комфортабельные отели. Городские рестораны предлагают большой выбор блюд интернациональной кухни, здесь можно заказать и типично эквадорскую еду.

Гулять по рынку можно бесконечно долго, каждый раз натыкаясь на новый прилавок и новую красоту. Даже если все подарки уже куплены, хочется просто тут побродить, полюбоваться безграничной фантазией мастеров, буйством красок, послушать нежный перезвон «музыки ветра», созданной из невесомых соломинок и радужных перышек.


Культура и быт

Сами отаваленьос убеждены, что они — потомки Инков. Однако, многие исследователи считают, что предками народа были индейцы Кара (кеч. Kara), которые в VII-VI вв. до н. э. высадились на побережье Эквадора и завладели этими территориями.

Кара были хорошими воинами и отличными земледельцами. Также они занимались охотой и ткачеством, выменивая хлопок у индейцев Амазонии. Жилища, в которых сегодня живут индейцы отавало, по мнению археологов, очень похожи на дома, которые строили древние Кара.

В 1455 г. Инки двинулись на завоевание земель, простиравшихся к северу от границ их империи. В 1478 г., когда во главе Тауантинсуйо стоял Инка Тупак Юпанки, война разгорелась на землях Кара. Кровопролитная война, продолжавшаяся 16 лет, закончилась, когда к власти пришел Уайна Капак. Последний «король» Кара мужественно сопротивлялся захватчикам, но был схвачен и убит, а его дочь, принцессу Пакча, Уайна Капак взял в жены. В этом браке родился Атауальпа, ставший впоследствии последним Инкой.

Историки свидетельствуют, что недолгое господство Инков (около 50 лет) на территории Эквадора было мирным, его даже называют «Союзом племен», так как культуры Кара и Инков оказались очень близкими. К тому же побежденные Кара полностью приняли язык завоевателей (кечуа).

Вторгшись в долину Отавало, испанские конкистадоры обнаружили там индейцев, которые говорили на языке кечуа и поклонялись Солнцу.

Соха по сей день служит основным орудием труда отавальских земледельцев, которые необычайно тщательно обрабатывают свои земли. Основная черта их характера — трудолюбие, трудовые навыки прививаются детям с раннего возраста.

Домострой у индейцев-отавало заключается в следующем: в семье господствует строгое разделение труда и домашних функций, каждый из членов семьи четко знает свои обязанности и неукоснительно их выполняет. Глава семейства трудится в поле или работает за ткацким станком. Мать помогает обрабатывать поле, пасет скот, в полдень возвращается домой и принимается за домашнее хозяйство, либо садится за прялку или занимается ткачеством. Старшие дети ухаживают за младшими, занимаются скотом, помогают родителям.

Обычно индейцы-отавало живут в глинобитных строениях, побеленных снаружи, состоящих из 1-й комнаты с земляным полом. Дом чаще всего бывает без окон, с узкой прорезью в стене, заменяющей дверь. Если дом крыт черепицей, а не соломой, это свидетельствует о материальном достатке хозяев.

Дом одновременно служит жильем, амбаром для хранения запасов продовольствия и зерна, складом для шерсти и готовых изделий. В доме семья только ночует и проводит дождливые дни. В основном ее жизнь протекает во дворе: там готовят пищу, перемалывают ячмень и кукурузу, тут же под навесом стоят ткацкие станки.

В благодатной долине практически в каждой семье имеются небольшие примитивные ткацкие станки, на которых отаваленьос ткут для себя и для рынка узорчатые покрывала, одеяла и пончо. В настоящее время около 10% индейцев долины зарабатывают на жизнь домашним ткачеством.

Шли века, сменялись эпохи, политические и общественные формации, а народ отавало, будто остановив время, сохранил традиционный стиль и особую манеру ткаческого искусства. Сегодня индейцы продолжают совершенствовать свое мастерство, унаследованное от далеких предков, воплощая его в оригинальных сюжетах, своеобразных цветовых сочетаниях и затейливых орнаментах. В наши дни спрос на прекрасные изделия ткачей-отавало растет с каждым годом.

Кроме того, они плетут превосходные соломенные циновки, изготавливают керамическую посуду. Особенно замечательны огромные керамические сосуды для хранения воды и зерна, которые индейцы вкапывают в земляной пол своих жилищ.

Отавало бережно сохраняют древние национальные верования и обряды. Огромный интерес для этнографов представляют обряды, связанные с рождением и смертью. Индейцы верят в бессмертие души, поэтому, когда умирает крещеный ребенок, близкие не сильно горюют, они считают, что на небо вознесся новый ангел. Когда смерть настигает взрослого человека, это вызывает скорбь: отаваленьос считают, что у всякого человека, каким бы праведным и добрым он ни был в жизни, всегда отыщутся грехи, которые «там» всем предстоит оплачивать.

В грубо сколоченный гроб родственники кладут иголку с ниткой, чтобы в длинном и трудном пути душа покойного при необходимости могла починить свою одежду. Туда же кладут веревку для связывания дров и небольшую метлу, чтобы подметать жилище.

Отаваленьос по сей день свято верят, что все болезни возникают вследствие борьбы добрых и злых духов, и что изгнать их может лишь «квалифицированный» колдун.

Индейцы сохраняют также многие бытовые обычаи. К примеру, придерживаясь давнего обычая, женщины стирают белье не возле дома, а на берегу соседнего ручья или озера; выстиранное белье для просушки раскладывается на камнях, расцвечивая берега яркими красками.

Самые колоритные детали женского наряда – традиционные узорчатые пояса из шерсти и «фачалина» — яркий х/б или шерстяной платок прямоугольной формы, которым покрывают голову или носят, накинув на плечи. Являясь обязательной принадлежностью туалета отавальских женщин, платок играет важную роль в жизни молодежи, в частности, в процессе ухаживания и сватовства.

Суть старинного обычая состоит в следующем. Юноша некоторое время следует на некотором расстоянии за понравившейся девушкой, давая ей понять о своих романтичных чувствах. Несколько дней спустя, он при появлении избранницы бросает в нее мелкие камешки. По прошествии еще нескольких дней, юноша осмеливается на решающий шаг: при встрече с девушкой он пытается сорвать с нее «фачалину». В случае, если кавалер барышне не по душе, она не позволит ему отнять платок. Получив «сигнал» отказа, парень перестает обхаживать девушку. Если же она симпатизирует ухажеру, то для порядка окажет кокетливое сопротивление, но в итоге позволит снять с себя «фачалину». Счастливый влюбленный доставит трофей своим родителям, а те поспешат с визитом к родителям невесты договариваться о свадьбе.

Брак у индейцев-отавало, пожалуй, самое важное событие в жизни общины. Сегодня молодые люди сами выбирают себе пару, но брачные обряды совершаются строго в соответствии с древними традициями.

Главный из таких обрядов — «Наложение четок», когда касик общины (исп. Cacique; «вождь») соединяет головы молодых и благословляет их, вешая им на шеи длинную нить четок. Гражданские церемонии бракосочетания для отаваленьос не имеют морального значения. Они регистрируют брак в муниципалитете лишь потому, что этого требует закон.

Надо отметить прозаическую реальность сегодняшней жизни: при том, что отаваленьос — отличные земледельцы, ремесленники и ткачи, их искусная продукция пользуется все возрастающим спросом, их дети ходят в школу наравне с белыми детьми, а сами они считаются самыми грамотными и богатыми индейцами Латинской Америки, жители долины по-прежнему занимают одну из самых нижних ступенек эквадорского общества, а «настоящие» эквадорцы относятся к ним свысока, как к «индиос».


Любопытные факты

  • Отавальские индейцы гордятся тем, что являются потомками великих Инков, и держатся с особым достоинством.
  • Для того, чтобы сделать покупки на ярмарке, иностранцам вовсе не обязательно владеть испанским языком, достаточно запомнить пару фраз:

«Cuanto cuesta esto» – сколько стоит?

«Muy caro» – очень дорого!

  • Продавцы индейцы относятся без почтения к туристам, которые покупают, не торгуясь, говорят о них так: «Это не настоящий покупатель».
  • Интересно, что в черте города минимальная плата за поездку в такси составляет $1, независимо от расстояния.Одна из улиц
  • В барах, ресторанах, парикмахерских и салонах принять всем давать чаевые: официантам, мастерам, парковщикам и пр. Размер чаевых – по Вашему усмотрению.
  • Белый цвет, главный в национальной одежде отаваленьос, символизирует духовную чистоту.
  • Непременными атрибутами национальной одежды женщины отавало являются следующие: бусы «wallcas» — несколько рядов тонких нитей из бисера золотистого цвета, которые символизируют зерна кукурузы; «maki watanas» — браслеты из мелкого красного коралла, который отпугивает злых духов; «mama chumbi» — яркий широкий пояс; «chalina» — цветастая шаль.
  • Как женщины, так и мужчины носят открытые сандалии «alpargatas», изготовленные из волокон кактуса. Только женские альпаргаты – черные, а мужские – белые. Мужчины могут сами смастерить себе сандалии из кожи и даже из старых автомобильных покрышек. Впрочем, сандалий на ногах индейца может не быть вовсе, но на голове у мужчины отавало непременно должна быть фетровая шляпа и, конечно, коса, в которую они заплетают свои длинные, иссиня-черные волосы. Коса у отаваленьос — символ мужественности.
  • Мужчины носят пончо преимущественно 3-х цветов: темно-серого, темно-синего и коричневого.
  • В последние годы прогрессивная общественность Эквадора все настойчивее бьет тревогу по поводу усиливающейся экспансии питейных заведений, которые растут в живописной долине, как грибы после дождя. В результате отсутствия государственного контроля в этой области, все чаще возле таверн и прямо на обочинах дорог можно увидеть валяющихся пьяных индейцев.
  • Настоящую представительницу гордого народа видно издалека: женщина обязательно одета в длинную юбку и кипельно-белую блузку с яркой вышивкой на груди и на рукавах. Отавальские блузки очень напоминают славянские – из Украины или Беларуси.
  • Про индейца отавало говорят так: он необычайно предприимчив от природы, всегда весел и обладает живым умом; он — земледелец и ткач, коммерсант и цыган; у него все спорится, и ничто его не пугает; он учится в университетах, но продолжает одеваться так, как все его соплеменники; он безгранично любит свою землю, и, куда бы его ни занесла судьба, всегда возвращается на Родину.

Поиск лучших авиабилетов
Поиск отелей и бронирование номеров

Отавало: Город-ярмарка обновлено: Март 10, 2016 автором: Nalitch
Полезный материал? За каждый Ваш репост - огромное Спасибо! Gracias!