Открыть меню
 

Аймара: Народ, идущий назад в будущее

aymara-minАймара (айм. Aymaranakaja, Aymara) — индейская народность, относящаяся к большой американской монголоидной расе, проживающая в Андах, на западе Южной Америки. Живут индейцы главным образом в высокогорных областях (вокруг озера Титикака) на Боливийском плато (ок. 2,3 млн чел. — 25 % населения страны); на юге Перу (ок. 1,5 млн чел. — 5,4 % населения страны); на севере Чили (ок. 55 тыс.чел.); на юге Аргентины (ок. 43 тыс.чел.) Имеются островки Аймара в тропических долинах восточных склонов Анд.

Язык — Аймара. Вероисповедание: в подавляющем большинстве католики, есть адвентисты, мормоны, пятидесятники и др.


Историческая справка

В доинкский период Аймара были расселены до реки Вильканота (исп. Río Vilcanota) на севере, солончаков Койпаса (исп. Salar de Coipasa) и Уюни (исп. Salar de Uyuni) — на юге, и до тихоокеанского побережья — на западе.

Расцвет культуры индейцев Аймара приходится на XI — XV вв. В XIV — начале XV вв. у них появились ранние государства-вождества: Пакаха (Pacaha), Канчи (Kanchi), Лупака (Lupaka), Колья (Colla), Канна (Kanna). Наиболее значительным считалось царство Колья, располагавшееся на плато Титикака (в основном на территории современной Боливии). Знаменитым археологическим памятником периода существования Колья является Сильюстани (исп. Sillustani), кладбище доинкской эпохи, находящееся в Перу, на берегу озера Умайо (исп. Laguna Umayo) близ города Пуно (исп. Puno). Его могилы в виде цилиндрических и прямоугольных башен из камня или сырцового кирпича, так наз. «чульпа» (Chullpa), являются семейными гробницами.

Во второй половине XV в. народ был покорен Инками, предоставившими Аймара некоторую автономию в составе своего государства. А во второй половине XVI столетия исконные земли индейцев были захвачены испанцами.

В настоящее время общая численность Аймара составляет около 4 млн человек. Большая часть народа (около 2,3 млн. человек) проживает в районе озера Титикака на западе Боливии, остальные населяют юг Перу (регионы Арекипа, Пуно, Такна, Мокегуа), север Чили и Аргентины.

Сегодня часть Аймара живут в городах, они составляют большинство шахтерского населения Боливии.


Язык и культура

На Аймара, одном из немногих индейских языков, говорит около 3,1 млн человек. Аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нем также говорят в Перу, Аргентине и Чили.

Предки Аймара были создателями культуры Тиауанако. После испанского завоевания, несмотря на тяжелый гнет и дискриминацию, народ сохранил свой язык и в значительной степени свою культуру. В ряде районов сохранилась традиционная структура общины, возглавляемой старейшиной.


Традиционные промыслы

Индейцы Аймара живут в очень непростых природных условиях: каменистое плоскогорье, лишенное деревьев, поросшее жесткой травой и редким кустарником, не слишком гостеприимно. Большую часть года стоят морозы с частыми снегопадами, хотя из-за резких ветров снежный покров на земле не задерживается. Сезон дождей очень короток, в остальное время года дожди почти совсем не выпадают, обитатели высокогорья страдают от недостатка влаги и топлива. Интересно, что по древним обычаям Аймара, в качестве первого подарка жених вручает невесте вязанку хвороста, которая здесь намного ценнее букета цветов.

Тем не менее, в этих суровых природных условиях на плоскогорье Аймара издревле освоили пашенное земледелие и животноводство.

Также к традиционным промыслам относятся рыболовство и ремесла.


Земледелие

Главное занятие Аймара — орошаемое пашенное земледелие. К основным возделываемым культурам относятся: клубнеплоды (картофель, ока, ульюко), зерновые (киноа, ячмень, кукуруза), овощи (лук), тыква, бобовые. Часть Аймара, живущих в городах, занята на промышленных предприятиях (преимущественно, горнорудных), но продолжает заниматься сельским хозяйством на окрестных полях.

Индейцы давно выработали свои приемы земледелия, адаптированные к особенностям почвы и климата. По склонам гор и холмов они роют канавы и от них отводят ответвления на поля. В дождливый сезон все канавы открыты, и вода потоками устремляется на делянки. В сухой период вода на участки пускается поочередно.

Небывалого развития у Аймара достигла культура картофеля, который занимает основное место в питании индейцев. Советский ботаник, селекционер Сергей Михайлович Букасов (1891-1983), который составил карту распространения разновидностей картофеля, выращиваемого южноамериканскими индейцами, установил, что центр, где произрастает наибольшее количество видов, точно совпадает с ареалом расселения Аймара, куда входит и бассейн озера Титикака. Индейцы выращивают картофель на высоте 3500—4200 м над у/м, практически у линии вечных снегов.

Также крестьяне Аймара издавна занимаются выращиванием коки, листья которой они испокон веков жевали, использовали в народной медицине и в качестве жертвоприношений солнечному богу Инти (айм. Inti — «Солнце») и Пачамаме (айм. Pachamama) — богине Земли.


Животноводство

В хозяйстве горных Аймара значительное место занимает разведение лам. Животные служат для перевозки грузов; шерсть ламы идет на ткань для одежды, на изготовление мешков и веревок. Жир служит средством освещения и лекарством; мех — одеялом, подстилкой, плащом; кожа идет на сапоги, сандалии, ремни, пояса и др.; из кости изготавливают музыкальные инструменты, части ткацких станов, рукоятки с/х орудий; из жил — струны для музыкальных инструментов.

Индейцы разводят также альпака и овец.


Рыболовство

Большим подспорьем у Аймара служит рыболовство. Индейцы пользуются разнообразными рыболовными снастями: из веревок, скрученных из шерсти лам, плетут сети; поплавки делаются из тростника, грузила — из просверленных камней.

Кроме ловли сетями, рыбу также колют острогами с 4-я зубцами, деревянными или железными. Удочек с крючками Аймара не применяют.


Ремесла

К традиционным ремеслам индейцев относятся изготовление тростниковых лодок и особых плотов с мачтами, парусами и крытыми постройками (уампу); прядение, ткачество, кузнечное дело, плетение, вязание; производство расписной лепной керамики; обработка золота, серебра и меди.

Для своего потребления глиняные миски, горшки, очаги и светильники Аймара изготавливают формованием, без гончарного круга. В каждой общине существуют свои излюбленные сочетания тонов и традиционные орнаменты. Гончарством занимаются мужчины, кроме посуды и домашней утвари они лепят статуэтки людей и животных.

Аймара издавна занимаются выращиванием коки

Аймара издавна занимаются выращиванием коки

По сей день, несмотря на наличие фабричной одежды, домотканая шерсть занимает значительное место в хозяйстве индейцев. Прядут и ткут мужчины и женщины; мужчины традиционно ткут на педальном станке, заимствованном у испанцев, а женщины — на примитивном горизонтальном.

Искусны Аймара в плетении сетей, циновок, корзин. Из шерсти ламы и альпаки женщины вяжут всевозможные яркие изделия: национальные головные уборы, рубашки, пончо, пояса, сумки, кисеты, кошельки и др.

С древних времен была освоена добыча и обработка золота, серебра, меди. Они изготовляют украшения из серебра: броши для шалей, всевозможные подвески, кольца, браслеты, пояса. Из железа куют мотыги, серпы и зубья для острог.


Поселение и жилище

Основная масса Аймара до сих пор живет в разбросанных на больших пространствах небольших селениях. Но есть и исключения, например, почти все жители города Колья (исп. Colla) – индейцы Аймара. В некоторых районах индейцы живут в небольших городках, но имеют хижины среди полей, куда на время с/х работ они переселяются.

Современные поселения традиционно имеют в центре рыночную площадь, на которой устраиваются народные собрания и празднества. Улицы обычно очень узкие, дома выходят на них глухими стенами.

Типы их жилищ варьируются в зависимости от района проживания и местных строительных материалов. Наиболее часто встречается прямоугольный дом с двускатной или пирамидальной крышей. По озерным и речным берегам сооружаются хижины из дерновых блоков или из тростниковых циновок.

В горах возводят дома из камней, скрепленных глиной, или из сырцового кирпича. Пол обычно земляной, ничем не покрытый. В домах нет ни окон, ни дымоходов; очаг отапливает жилище «по-черному». Дверь, всегда расположенная на восточной стороне, представляет собой деревянную раму, обтянутую кожей или тканым полотном, реже — циновкой. Вдоль стен устроены каменные лежанки, покрытые мехом ламы или циновками; одеялами служат тканые шерстяные полотнища. Небольшой глиняный очаг имеет отверстие наверху для установки горшков и отверстие сбоку — для подкладывания топлива.


Одежда

Традиционная одежда индейских женщин — широкая блуза, несколько сборчатых юбок, яркая шаль, скрепленная на груди; мужская одежда — короткие штаны, туникообразная рубаха, жилет или пончо. Раньше все изготовлялось из домотканой шерсти лам и альпак, современные Аймара покупают также готовую фабричные одежду.

И у всех обязательно имеются головные уборы, летом — соломенные шляпы, а зимой — фетровые. Еще мужчины носят конические вязаные шапочки с наушниками – лючо (Lyucho).

Мужчины носят кожаные сандалии, а женщины круглый год ходят босыми, даже в морозы. Одежда малышей ограничивается вязаными из шерсти рубашкой и шапочкой-горро («Gorro»).

Традиционная одежда Аймара (Аймарский Новый Год)

Аймара, которые свято сохраняют древние обычаи и традиции, по католическим праздникам обряжаются в маски, головные уборы из перьев, шкуры животных; женщины щеголяют в длинных и широких сборчатых юбках, пестрых шалях и серебряных украшениях.


Любопытные факты

  • Это один из самых высокогорных народов мира: около 75% общей численности Аймара обитает на высоте 1700 — 4200 м над у/м.
  • Боливия – самая «индейская страна» Латинской Америки, здесь говорят на испанском языке, а также на Аймара и Кечуа.
  • Язык Аймара очень красив и выразителен. В Тауантинсуйу (кечуа Tawantinsuyu) — древней империи Инков — Аймара был официально признанным региональным языком, что было зафиксировано законом при Виракоче Инке (XIV-XV вв). В языке всего 3 гласных звука, для которых различают 2 степени долготы.
  • Более 50% населения Перу, которая является 3-й по величине страной Южной Америки (около 26 млн. человек), составляют индейцы, говорящие на Аймара и Кечуа. Вообще в Перу существует 3 официальных языка: испанский, Кечуа и Аймара. Но к востоку от Анд, в джунглях Амазонии, аборигены говорят еще на 13 различных языках.
  • Если верить одной из версий относительно того, откуда пошло название страны Чили, то его придумали коренные жители – народ племени Аймара, и означает оно «Край света».
  • Первая грамматика языка Аймара была составлена итальянским миссионером отцом Лудовико Бертонио (итал. Ludovico Bertonio; 1552 — 1625) в 1603 г., первый словарь — им же в 1608 г.
  • Умберто Эко (итал. Umberto Eco; 1932 — 2016) — итальянский ученый, философ, теоретик культуры, писатель, публицист, в своей работе «Поиски совершенного языка» (итал. La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea; 1993 г.) назвал Аймара языком с потрясающей гибкостью, способным к образованию многих неологизмов. Отец Лудовико Бертонио в своем труде «Arte de la lengua aymara» (1603 г.) отметил, что этот язык прекрасно подходит для выражения «абстрактных концепций».
  • В 1860 г. Эметерио Вильямиль де Рада (исп. Emeterio Villamil de Rada; боливийский мыслитель и политический деятель) утверждал, что Аймара был «языком Адама» (исп. La Lengua de Adan).
  • Латиноамериканцы всегда были поклонниками «хороших» драк. На профессиональные соревнования и всевозможные уличные потасовки всегда собираются массы зрителей. Трудно поверить, но в последние десятилетия в Аргентине, Бразилии и Боливии женщинам разрешили принимать участие в этих сугубо мужских мероприятиях. Интересно, что боливийские женщины-Аймара на свои состязания собирают настоящие аншлаги. Такие бои отличаются особой зрелищностью, ведь каждая участница надевает традиционные одежды, а сами состязания представляют собой фееричную смесь азарта, драки и настоящей неразберихи.
  • Президент Боливии Эво Моралес (исп. Juan Evo Morales Ayma) по происхождению является представителем Аймара.
  • В 2006 г. американские ученые провели исследование языка и жестов Аймара, как показал анализ языковых концептов, индейцы совершенно иначе «видят» направление, в котором течет время: в виртуальной пространственно-временной шкале будущее для Аймара находится позади (поскольку невидимо), а прошлое — впереди, поскольку оно известно (видимо). Такое пространственное представление о времени совершенно уникально и в других культурах не встречается. В ходе исследования выяснилось, что слово «nayra» (глаз, зрение) используется для обозначения событий прошлого, а слово «qhipa» (спина, позади) Аймара употребляют, говоря о будущем. Поэтому выражение «nayra mara» (дословно: «в прошлом году») обозначает, как ни парадоксально, «в будущем году».
  • Кроме того, Аймара обладают достаточно специфичным «языком тела»: указывая рукой перед собой, они говорят о прошедших событиях.
  • Сегодня все больше молодых представителей народа Аймара, свободно говорящие по-испански, пользуются привычными для нас жестами, что свидетельствует о переориентации их мыслей о времени.
ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:
Кечуа (кеч. Qhichwa runa, исп. Quechua) — индейский народ, проживающий в западной части Южной Америки,
Инки (Inca) – племя из долины Куско, могучая цивилизация которого существовала в «доколумбовую» эпоху на  южноамериканском
Слово «мумия» обычно ассоциируется с Древним Египтом и знаменитыми гробницами фараонов. Однако, южноамериканский народ Чинчорро
Тиауанако (исп. Tiahuanaco) — городище и центр одноименной древней цивилизации (XV-XII вв. до н.э.), расположенный
Точное представление о народах, населяющих Южноамериканский континент в "доколумбову" эру, составить непросто, ввиду отсутствия у
Племенами Чибча (Chibcha), обитающими в XII—XVI веках в долине реки Богота, на территории сегодняшней Колумбии,
Возможно, также Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© Hasta Pronto - 2015-2017
Ваш путеводитель по Южноамериканскому континенту
· Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только с указанием ссылки на источник
Ресурс носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой

Supported by Nalitch